Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики Чумичева Р.М.1, Грабаровская Л.В.2
1 Чумичева Раиса Михайловна / Chumicheva Raisa Mihailovna - доктор педагогических наук, профессор;
2Грабаровская Людмила Викторовна / Grabarovskaya Liudmila Viktorovna - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра дошкольного образования, ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: это исследование сообщает о результатах исследования потребности студентов в формировании представлений об ответственном родительстве и выборе приоритетной стратегии профессионального роста, взаимосвязи и противоречивого характера потребностей создавать семью и выстраивать профессиональный маршрут как путь обеспечения семьи.
Abstract: this study reports the results of the research needs of students in shaping ideas about responsible parenthood and the selection ofpriority strategies for professional growth, and the controversial nature of the relationship needs to raise a family and build a professional route as a way of ensuring the family.
Ключевые слова: семья, родительство, ответственность, культура отношений, ценности, потребности, профессиональный выбор, представления.
Keywords: family, parenting, responsibility, culture relations, values, needs, professional choice, representation.
Актуальность исследования обусловлена утверждением в обществе гуманных ценностей, определивших необходимость формирования мировоззрения родителей, несущих ответственность за здоровье, развитие, воспитание и образование детей, ценностных ориентаций по отношению к своим детям - уважение достоинства личности ребенка, учет его интересов, поддержка его потребности в общении, движении, удовлетворение любознательности. В России определились стратегии поддержки семьи в виде материнского капитала, социальной защиты различных категорий семьи, благодаря которым увеличилась рождаемость, укрепился статуса семьи. Однако, возникновение таких феноменов как «социальное сиротство», «семьи группы риска» обусловили необходимость изучения проблемы формирования у молодежи ответственного родительства - как национальной и педагогической идеи, связанной с осознанным отношением к семье и воспитанию детей как членов семьи и общества. Репродуктивные функции семьи и репродуктивные функции народа и общества - взаимосвязанные понятия. Когда семья готовится к рождению ребенка (особенно, если это первый ребенок в семье), она постепенно входит в родительство как длительный толерантный процесс проявления заботы, помощи, уважения, терпения, прощения, ответственности за здоровье, жизнь, воспитание ребенка и за реализацию собственного родительского потенциала.
Проблемы, определившие направление исследования.
В настоящее время в российском обществе отмечено ряд проблем:
- распад ценностей семьи и как результат разводы супругов, «втягивание» ребенка в семейные споры, и как следствие - физическое, психосоматическое, социально-эмоциональное нездоровье ребенка;
- появление феномена «социальное сиротство», когда дети при живых биологических родителях становятся сиротами и при неблагоприятных условиях воспитания дети из неблагополучных семей переходят в «группу риска»;
- насилие в семье, как над женщиной, так и над детьми, что приводит к возникновению скрытых, или явно выраженным межличностным конфликтам, изменяющим среду воспитания и социализации ребенка в семье, что формирует или агрессивную, или подавленную, или зависимую личность.
Анализ исследований по проблемам семьи и родительства позволяет выявить устойчивую взаимосвязь между особенностями отношений родителей в семье и формированием личности ребенка, его качеств -отзывчивости, сострадания, сочувствия, позиции (В. Серз, М. Серз, Г.Г. Филиппова, Н.А. Чичерина, и др.). Разрабатывая концепцию антикризисной направленности современного воспитания, Е.В. Бондаревская пишет: «В контексте воспитательного пространства возрастает роль среды семейного воспитания, родительского дома, где воспитание осуществляется самой жизнью - благополучной и неблагополучной, несущей на себе черты народной и православной культуры, традиционной ментальности или черты бездуховности, неукорененности, национального нигилизма». [2, с.29]. Автор отмечает, что в современной системе педагогического образования в подготовке студентов фактически отсутствует содержание, отражающее культурные ценности семьи в воспитании детей, духовно-нравственные проблемы семьи и ее возможности в развитии и воспитании ребенка с пренатального и раннего детства.
Обозначенные проблемы актуализировали направление исследования - изучить представления студентов о родительстве, их отношение к выполнению родительских функций, приоритеты выборы - ответственное родительство или профессиональная карьера.
«Ответственное родительство» как научный феномен и фактор воспитания ребенка.
В теоретических исследованиях высказаны суждения о том, что формирование современной российской школы родительства - одна из важных задач педагогического образования, которая основана на ценностях материнства и отцовства в заботе о воспитании подрастающего поколения. Признание современной наукой
(социологией, психологией, педагогикой, медициной и др.) ценности семьи для развития личности ребенка с момента его зачатия и становления школы родительства для образования общества и будущих отцов и матерей, актуализирует проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов к решению задачи просвещения родителей и ответственному родительству. Проблема воспитания родительства в последнее время весьма актуальна и находит отражение в работах таких ученых как: А. Бертин, Н.А. Гительсон, Ф. Дальто, И.В. Добряков, Н.П. Коваленко, В. Серз, М. Серз, Г.Г. Филиппова, Н.А. Чичерина, и т.д. Родительство рассматривается как социальный феномен, поскольку каждый человек на протяжении всей жизни повторяет семейно-родительские циклы, модели поведения, благодаря которым формируется семейная межпоколенная преемственность, поддерживается и развивается материнско-отцовская школа. Она позволяет осознать и овладеть родительскими функциями, заложить основы этических норм поведения будущего родителя.
Проблемой родительства занимались такие ученые как (Н.А. Гительсон, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, Р.В. Овчарова и др.). Несмотря на это, понятие «родительство» в научной литературе практически не определено. И.С. Кон рассматривает родительство с точки зрения зависимости от этнических особенностей [5]. Г.Г. Филиппова представляет его как родительскую потребностно-мотивационную сферу. Родительство является суммой двух слагаемых - материнства и отцовства, и представляет собой сложное социально-психологическое явление, включающее совокупность ценностных ориентаций, совокупность взглядов, позиций, чувства ответственности [9]. По мнению В.Н. Дружинина, родительская ответственность имеет дуальную природу: это ответственность перед социумом и перед своей совестью. Ответственность упоминается в числе первых в ряду ассоциаций, вызываемых словом «родительство». Ответственность связана с определенной тревогой, беспокойством за судьбу ребенка, за его здоровье, за его душевное и духовное развитие. Ответственность определяет поведение родителя [4].
В исследованиях В.Д. Москаленко отмечалось, что ответственный родитель способен формировать высокий уровень самоуважения в ребенке, любовь и принятие себя. Ответственные родители учат своих детей собственным примером тому, что каждый человек достоин уважения. Ответственный родитель может иногда говорить ребенку «нет» и уважительно относиться к его «нет» [6].
Анализ исследований позволил определить понятие «ответственность родительства» как проявление терпения и уважительного отношения к ребенку, обеспечивающее развитие у него адекватной самооценки, самоуважения, чувство достоинства, уверенность и самостоятельность. Процесс его воспитания является длительным процессом и может быть эффективно встроенным в содержание педагогического образования, наполняя его ценностями и смыслами родительства. Именно родители выполняют свою личную миссию, смысл которой состоит в сохранении жизни и здоровья ребенка, в предоставлении ему права на рождение, образование, развитие, воспитание, а также создание условий жизни соответствующих возрасту ребенка и именуемых - детством.
В исследованиях феномен «ответственное родительство» понимается как осознанное влияние родителей на процесс сохранения жизни и здоровья ребенка - это и есть личностная, нравственная и гражданская ответственность родителей, где ребенок является абсолютной ценностью воспитания, а гуманность по отношению к ребенку - вершина родительской нравственности (любовь, милосердие, доброта, сопереживание, альтруизм, готовность оказывать помощь близким и дальним, понимание ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенность человеческой жизни, умение проявлять терпимость и доброжелательность). Воспитание и самовоспитание этих качеств у будущих родителей - это есть личная цель и личная ответственность за собственное здоровье (физическое, социальное, психическое, нравственное), от которого зависит жизнь, здоровье отдельного ребенка и в целом подрастающего поколения. В результате анализа теоретических исследований было определено понятие «ответственное родительство» как социальный феномен, характеризующий качества родителей, проявляющиеся в отношениях и взаимодействиях родителей и ребенка (забота, уважение, поддержка, сочувствие, сопереживание).
Родительская ответственность за здоровье и воспитание ребенка формируется на протяжении всей жизни. К сожалению, по статистическим данным, процессы рождения ребенка родителями не планируются (75%), уровень их родительской культуры весьма низкий, а выпускники высшей школы не готовы к работе с семьей, ожидающей ребенка, и не готовы сами к ответственному родительству. Ученые подчеркивают рост потребностей родителей познавать своего ребенка и обеспечить соответствующие его индивидуальным особенностям развития условия воспитания и обучения как залог успешного образования в дальнейшем. Задача профессионального педагогического образования состоит в подготовке педагогов к работе с родителями, формирование у них родительской ответственности за организацию условий выживания и жизни ребенка в пренатальный период и в последующие годы его развития, обучения, воспитания, социализации и поддержки его индивидуальной самоценности.
В научной литературе сравнительно недавно появилось понятие «воспитательный потенциал» семьи, который включает в себя много характеристик - тип, структуру, характер отношений, психологический климат, традиции, семейно-обрядовую культуру и многое другое. В связи с этим, одно из важных тенденций в исследовании современной школы родительства - это обогащение «воспитательного потенциала» семьи, решение задач родительского всеобуча, приобщение к этике родительской культуры. Результат воспитания ребенка в семье тесно связан именно с «ответственным родительством». Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным», поскольку сами родители не имеют достаточных знаний о закономерностях воспитания и развития своих детей. Занятость родителей и их
ориентация «заработать, чтобы содержать семью», создают ситуации социальной изолированности ребенка от родителей, а родителей от детей. Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Семейный кодекс», ФГОС дошкольного образования указывают на обязанность родителей нести ответственность за обучение, воспитание, развитие ребенка. Конвенция о правах ребенка, в которой раскрываются интересы самого ребенка, стала предметом соглашения государств-участников конвенции, где утверждается право ребенка на жизнь и развитие, на защиту и заботу во имя их благополучия. Этим и вызвана необходимость профессиональной подготовки будущих педагогов, способных педагогически образовывать родителей, формируя у них ответственное родительство, обуславливающее непрерывный процесс личного становления ребенка.
Студенчество - период подготовки к профессиональной деятельности и ответственному родительству. В ходе исследования методом анкетирования (анкета состояла из 12 пунктов), мы изучили представления студентов о феномене «ответственное родительство», их потребности нести ответственность за свой выбор -создание семьи, сохранение своего здоровья ради здоровья ребенка, профессиональная карьера; выполнять функцию - обеспечение качества жизни ребенка: сохранение его здоровья, воспитание у ребенка чувств сочувствия, сострадания, сопереживания, освоение компетенций о заботе и воспитании ребенка, мотивы студентов к выбору профессиональной карьеры или создания семьи. Для достоверности мы предлагали студентам начинать свой ответ с фразы - введения «Я уверен, что ». Для оценки мы использовали 7-балльную шкалу с дескриптором на «1» («Я выбираю профессиональную карьеру») и «7» («Я выбираю создание семьи»), где общий балл составляет 84 и для выбора «создание семьи» 35. (См. Классен, 2007, Циммерман, 1992).
Мы использовали модифицировано MSLQ (См. Pintrich, Cmit, Garcia, McKeachie, 1993) - для измерения мотивационных ориентаций и стратегий выбора студентов (создание семьи или профессиональная карьера).
Анкета была направлена на изучение вопросов:
1. Имеют ли современные студенты в возрасте 18 - 22 лет (девушки и юноши) мотивы создавать семью, нести ответственность за свое здоровье как условие сохранения здоровья ребенка, воспитания у него чувств сопереживания, сострадания, сочувствия или они ориентированы на создание профессиональной карьеры?
2. Каковы различия между мотивами студентов создавать семью, нести родительскую ответственность за здоровье ребенка и строить свою профессиональную карьеру?
Для участия в эксперименте были включены 245 студентов Южного федерального университета. Женщин - 198, мужчин - 47. Данные были собраны в течение 4 лет. По национальному составу: большинство студентов (75%) русской национальности, 25% представителей национальностей республик Северного Кавказа (армяне, балкарцы, кабардинцы, осетины, адыги, греки). Обоснование выбора студентов как объектов исследования: студенты вуза являются той частью молодежи, которая не только осваивает профессиональные компетенции, но и потенциально готовится к созданию семьи, к осуществлению функции «ответственному родительству» и воспитанию детей в современных социокультурных реалиях.
Результаты исследования
Анализ представлений студентов о феномене «ответственное родительство», подтвердил факт того, что первичные представления о родительстве у них формируются на основе восприятия образа поведения своих родителей, а в дальнейшем происходит трансформация образа в сознании студентов в процессе педагогической теоретической и практической подготовки. Изучение проблем семьи, их отношений к ребенку на различных этапах его развития, непосредственное взаимодействие студентов с родителями на практике по вопросам социализации ребенка, его адаптации к новым условиям жизни позволило студентам прийти к выводу о том, что «ответственное родительство» можно рассматривать как личную отдаленную перспективу саморазвития в вопросах воспитания ребенка и заботы о его здоровье.
Изучая потребности студентов нести ответственность за свой выбор в создании семьи и подготовке к профессиональной деятельности, установили:
- студенты понимают значимость семьи и необходимость приобретать компетенции о том, как быть ответственным родителем, но в период студенчества приоритетной целью выступает освоение профессии (75%);
- небольшой процент студентов отметили, что можно готовиться к ответственному родителю, даже создать семью, если есть поддержка родителей, т.к. материальное положение студентов не позволяет создавать семью и рожать ребенка (25%);
-студенты понимали, что сохранять свое здоровье необходимо каждому человеку, но в молодые годы, по словам студентов, необходимо попробовать все, а когда встанет вопрос о создании семьи, тогда будем заботиться о своем здоровье как условии сохранения здоровья ребенка (65%);
- данные показали, что мотив выбора профессиональной карьеры по сравнению с мотивом выбора семьи превалирует у мужчин (80%), а у женщин в равной степени мотивы совпадают - (55%).
Различия между мотивами студентов (создавать семью, нести родительскую ответственность за здоровье ребенка, строить свою профессиональную карьеру) состоят в том, что профессиональные мотивы превалируют над личностными, профессиональные мотивы приоритетными выступают больше у мужчин, чем у женщин, мотивы направлены на достижение перспективных целей (отдаленных и близких, профессиональных и личностных), содержание мотивов студентов разнообразны в понимании смыслов и значений выбора - семья или карьера (материальная поддержка, нравственные ценности, отношение к семье).
Индексы надежности колебались от 0,80 («родительство» как тормоз для профессиональной карьеры) до 0,90 («родительство» как необходимость заботы о других). Корреляция между основными переменными представлена двумерными отношения и основными переменными - p <0,001. Средства, стандартные отклонения и безотказной для переменных в исследовании 1 (N = 261). Результаты исследования показали, что студенты с высшим мотивом выбора профессиональной карьеры понимали значимость своего выбора для дальнейшей цели создания семьи и ответственности перед ней (r = -0,22), и что студенты с сильной мотивацией на профессиональную карьеру реже отвергают необходимость осваивать компетенции в вопросах «родительская ответственность» (r = -0,18 и p = -0,19 соответственно). Более сильные мотивы выбора профессиональной карьеры были отмечены у студентов с высокими мотивами познавать новые компетенции -что такое «ответственное родительство», как заботиться о своем здоровье, чтобы родить здорового ребенка и правильно его воспитывать. Студенты, которые сообщили более высокие уровни мотивации в выборе профессиональной карьеры, проявили более низкие уровни отказа от выбора специальных курсов изучения проблем семьи и ответственного родительства (r = -0,40).
Сравнивая все категории студентов, включенных в эксперимент, установили, что чем старше юноши, тем они в большей степени проявляют тревогу о создании семьи. С возрастом юноши более осознано и ответственно относятся к вопросам родительства, отцовства. У девушек чувства тревоги и радости существую одновременно при проектировании своего будущего в создании семьи. На наш взгляд, неосознанное чувство тревоги всегда возникает от отсутствия компетенций в каких либо вопросах - в частности, об ответственном родительстве.
Сравнительные данные отношения студентов к будущему родительству.
Ответы студентов позволяют констатировать факт того, что им интересно ожидание и становление нового образа - родителя, при этом они испытывают противоречивые чувства от неизведанности и незнания образа жизни в изменяющихся условиях. Следует отметить, что среди студентов не формируется образ матери и отца в равной степени, несущих ответственность за жизнь и здоровье ребенка. На наш взгляд, преодолеть такое противоречие возможно, если в системе высшего педагогического образования студентам будут предложены модули, позволяющие формировать не только профессиональные, но и личностные компетенции в вопросах ответственного родительства.
Пути решения проблем.
В ходе опроса студентов - молодых родителей установлено, что ответственное родительство, как социальное качество родителей, проявляется в процессе жизни, и оно обуславливает качество воспитания ребенка. Исходя из полученных данных, мы предполагаем, что в процессе профессиональной подготовки магистров, через систему индивидуального выбора спецкурсов можно и необходимо формировать отношение к родительству, как социальной миссии мужчины и женщины, которая заключается в обеспечении качества жизни и воспитания ребенка - сохранение его здоровья, воспитание у ребенка чувств сочувствия, сострадания, сопереживания и др. Для удовлетворения потребности студентов познавать новые компетенции, которые позволят им не только получать профессиональные компетенции, но и личностные - «стать ответственными родителями еще до рождения ребенка», в содержание профессиональной подготовки был интегрирован модуль «Будущие родители». Модуль содержит 7 дисциплин и направлен на формирование «ответственного родительства»:
1. «Семья - союз родителей и детей».
2. «Здоровье родителей - здоровье детей».
3. «Пренатальный период развития ребенка».
4. «Воспитание детей раннего возраста».
5. Практикум «Способы общения с ребенком в пренатальный период развития».
6. Практикум «Методы воспитания ребенка раннего возраста».
7. Практикум «Детско-родительские отношения».
Модуль обеспечивает формирование следующих компетенций, обеспечивающих становление «ответственного родительства»:
- когнитивная компетенция - знания об ответственном родительстве, о пренатальном развитии ребенка, об особенностях развития и воспитания ребенка в раннем возрасте;
- коммуникативная компетентность - уметь общаться с ребенком в пренатальный и ранний период развития, владеть навыками строить гармоничные детско-родительские отношения, разрешать детско-родительские конфликты;
- ценностно-смысловая компетентность - осознание миссии родителя в обществе, ответственного родителя для ребенка, осознание ребенка как ценности жизни семьи, рода, общества, государства, значимости здоровья матери для здоровья ребенка, смысла пренатального периода жизни ребенка для его дальнейшего развития;
- практическая компетенция - уметь сохранять свое здоровье различными способами здоровьесбережения, устанавливать систему отношений «мать и дитя» для формирования эмоциональной привязанности, владеть методами воспитания ребенка раннего возраста и общения с ним.
Формирование у студентов компетенций «ответственное родительство» позволит осознать смысл родительства до появления ребенка - гуманная миссия родителей - это воспитание детей как будущее нации, это воспитание детей на основе гуманных ценностей - любовь к ребенку, уважение их достоинств и прав, забота о качестве жизни детей. Формирование у студентов компетенций в вопросах становления системы
«мать-дитя», воспитания ребенка раннего возраста, детско-родительских отношениях создает предпосылки для возникновения первичного профессионально-педагогического опыта и родительской ответственности, подготавливая студентов к выполнению профессионального и родительского долга. Полученные данные открывают новые возможности получения студентами наряду с профессиональными компетенциями дополнительных компетенций: способность быть ответственным родителем, способность нести ответственность за другого, готовность к созданию семьи, рождению ребенка.
Таким образом, авторы статьи актуализировали проблему родительства как социально-педагогического явления и качество личности, от которого зависит физическое, социальное, психологическое здоровье ребенка. Значимость родительства в обществе определяется необходимостью социального оздоровления общества в целом и защиты отдельного ребенка, что нашло отражение в ряде принятых нормативно-правых документов в Российской Федерации. Проблема родительства изучалась в среде молодых людей, которые готовились стать родителями. В данной статье рассматриваются в качестве субъектов педагогического эксперимента студенты как потенциальные родители, сопричастные к молодежной среде, ищущие спутника жизни и желающие познать мир. В этом возрасте важно верно осуществить выбор (профессиональный и личностный), позаботиться о своем здоровье для блага будущих детей, определиться в системе ценностей - семья, родительство, забота, уважение и др. Исследование показало, что обозначенная проблема родительства актуальна для студенческой молодежи, но в большинстве случаев студенты отдают предпочтения карьере, но хотели бы пополнить компетенции в вопросах родительства как более отдаленной жизненной стратегии.
Литература
1. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. - С.-Петербург: МНПО «Жизнь», 1992. - 36 с.
2. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания. - Ростов-на-Дону, 2006. - 36 с.
3. Гительсон НА. Некоторые подходы формирования концепции современной школы родительства. IV Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием «Через интеграцию наук - к сохранению репродуктивного здоровья семьи». - М. : Институт психотерапии, 2003. - 203 с.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи. Питер, 2006. - 176 с.
5. Кон И. С. Этнография родительства. - М., 2000.
6. Москаленко В.Д. Зависимость. Семейная болезнь. М. 2014. - 352 с.
7. Овчарова Р.В. Психология родительства. Akademia, 2005. - 368 с.
8. Серз У., СерзМ. Мы ждем ребенка. — М.: «Крон-пресс», 1998. — 352 с.
9. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М. 2002. - 240 с.