законопослушна, меньше использует свое служебное положение и нарушает законодательство. Она всегда следит за своим внешним видом в отличие от мужчины, так как для руководителя во время делового общения это важный аргумент.
В отличие от мужчин, которым свойственно договариваться «в общих чертах», лишь по основным принципиальным позициям женщины договариваются более точно, конкретно и очень детально. Конечно, стратегическое мышление в большей степени присуще мужчинам, это их сильная сторона. Но как тактик женщина выигрывает, поскольку интуиция у нее развита сильнее. А правильно выбранная тактика в результате обеспечивает и стратегически верное решение [3, с. 244].
Женщины более гибки и дипломатичны. Хотя оборотной стороной этого качества является непоследовательность женщин, они часто меняют собственные решения. Если мужчина-руководитель увольняет сотрудника, то он практически никогда не изменяет свое решение. А женщина-руководитель может передумать, по-
скольку женщинам свойственна большая эмоциональная внушаемость. Женщина-руководитель всегда может выиграть за счет своего умения общаться, хороших коммуникативных качеств и отлично развитой интуиции.
Литература
1. Богатова Е.Р. Женщина - директор: бег с препятствиями. - URL: http://womenofrussia (Дата обращения 01.12.13).
2. Кекелидзе З. Главный критерий - профессионализм/ - ЦКЬ: http://womenofrussia (Дата обращения 04.12.13).
3. Котоманова О.В. Женщины в российском обществе: проблемы гендерного неравенства // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. -Вып. 5. - С. 243-246.
4. Котоманова О.В. Профессиональная карьера как путь личностного развития женщины // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. -Вып. 5. - С.102-106.
5. Плотницкая М.Р. Особенности мировоззренческой позиции женщин-руководителей // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2011. - Вып. 2. -С.83-89.
Котоманова Ольга Владимировна, кандидат философских наук, декан социально-психологического факультета Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Kotomanova Olga Vladimirovna, candidate of philosophical sciences, dean of socio-psychological faculty, Buryat State University. -mail: [email protected]
УДК 369.8 © М.А. Костенко
АКТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ
В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Статья посвящена исследованию проблем институционализации практик формирования и содействия ответственному родительству. В ней выделены основные мишени профессиональной социальной работы по развитию ответственного родительства как позитивной практики воспитания и социализации несовершеннолетних; выявлены и описаны основные эффективные форматы, технологии социальной поддержки семей с детьми по содействию ответственному родительству, реализуемые в настоящее время в российских регионах.
Ключевые слова: ответственное родительство, семейное неблагополучие, активная поддержка родителей, социальная помощь семьям с детьми, семья в трудной жизненной ситуации.
M.A. Kostenko
ACTIVE SUPPORT OF PARENTS IN THE CONTEXT OF SOCIAL ASSISTANCE TO FAMILIES IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS
The article is devoted to problems of institutionalization of social practices and the promotion of responsible parenthood. The article highlights the main target of professional social work development of responsible parenting as a positive practice of socialization of minors; identified and described as effective formats, technologies of social support for families with children to promote responsible parenthood, are currently under way in the Russian regions.
Keywords: responsible parenthood, family disadvantages, the active support of parents, social support for families with children, families in difficult life situations.
Условия, характеристики и качество жизнедеятельности современной российской семьи определяются многочисленными сложными изменениями социально-экономического уклада общества, социокультурных ценностей и стереотипов [1]. К семье как первичному институту социализации личности предъявляются все новые вызовы, которые требуют, чтобы воспитанию детей в семье оказывалось еще больше внимания, поскольку именно родительская поддержка имеет важнейшее значение для развития и становления личности ребенка, для самих родителей, в конечном итоге общества в целом. В этих условиях признание основополагающей природы семьи и роли родителей и создание необходимых условий для воспитания детей в высших интересах ребенка становятся важной задачей государства.
Исследование обыденных представлений об ответственном родительстве, предпринятое в 2012 году в Алтайском крае, показывает, что в представлении большинства респондентов суть родительства сводится к сохранению здоровья ребенка, его обучению и воспитанию «правильного» поведения (диаграмма 1). Таким образом, для большинства опрошенных ответственным родительством является уже сам факт минимального участия в воспитании ребенка, при этом содержание этого участия сводится, как правило, к трем составляющим: «сохранить здоровье», «обучить» и «научить правильно себя вести». Следует отметить, что в единичных ответах респондентов встречаются такие составляющие ответственного родительства, как «слышать детей», «не подгонять их под себя», «уметь видеть и уважать их интересы и потребности».
следить за здоровьем детей
развивать детей интеллектуально, учить их думать
объяснять ребенку как он должен вести себя в разных ситуациях.
защищать детей в сложных ситуациях
предупреждать развитие пагубных пристрастий у детей
воспитывать самостоятельность, независимость находить время для ребенка прививать ребенку трудолюбие обеспечивать детей полноценным питанием защищать от попадания в плохую компанию знать, что ребенку нравиться, а что нет учить стойкости и упорству
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Диаграмма 1 . Представления об ответственных родителях
Активная вовлечённость родителей в жизнь собственных детей, обеспечение для них безопасной и комфортной среды развития являются одними из наименее используемых в российской системе социального обслуживания населения факторов сохранения и восстановления благополучия детей в настоящее время. Вместе с тем современная концепция родительства многомерна и не ограничивается только лишь пониманием роли матери и отца как лиц, обеспечивающих реализацию минимальных физиологических потребностей детей. Родители должны быть активно и непосредственно вовлечены в жизнь и воспитание своих детей, и эта вовлечённость способна оказывать решающее позитивное влияние на детей.
Результаты социологических опросов родителей свидетельствуют, что около 70% респондентов периодически сталкиваются с проблемами, возникающими у них при выполнении роли родителя (диаграмма 2). Около 60% из них признают наличие потребности в какой-либо помощи, суть которой в основном сводится к обучению уходу за маленькими детьми в литературе о том, как строить отношения с детьми, и в консультациях психологов. При этом молодые родители (18 - 30 лет) реже по сравнению с более старшими по возрасту «коллегами» признают наличие проблем в сфере родительства и потребность в какой-либо помощи.
не нуждался и не нуждаюсь ни в какой помощи затрудняюсь ответить
в обучении уходу за маленькими детьми
в хороших книгах о том, как строить отношения с детьми
в консультации психолога другое
в специальных передачах по телевидению о воспитании детей в постоянных рубриках в периодических печатных изданиях
в консультациях других специалистов в специализированных интернет-журналах, сайтах
20%
] 14% ] 14% 114%
11%
9%
]5%
15%
4%
Диаграмма 2. Распределение ответов респондентов на вопрос
«В какой помощи вы как родитель нуждаетесь или нуждались ранее?»
Очевидно, что воспитательная функция семьи, реализуемая родителями (биологическими или замещающими, опекунами, законными представителями), сегодня нуждается в «профессионализации» и создании доступного ресурса качественной поддержки (профессиональной и непрофессиональной) как взрослым людям, осуществляющим родительскую заботу и уход, так и несовершеннолетним. Все общественные уровни и институты призваны сыграть свою роль в оказании поддержки детям, родителям и семьям для достижения более здорового и благополучного будущего для общества, а также улучшения качества семейной жизни [2]. Родители должны иметь возможность обратиться за социальной и психолого-педагогической профессиональной поддержкой в реализации их воспитательных задач и получить качественную, комплексную, адекватную потребностям семьи помощь, направленную на создание условий позитивного (ответственного) воспитания детей. Понимание ответственного (позитивного, осознанного) родительства относится к поведению родителей, основанному на высших интересах ребенка, а именно в отношении воспитания, развития способностей, а также признания и ориентирования, что включает и соблюдение рамок, в которых ребенок может в полной мере развиваться [3].
Приоритетным направлением работы в рамках концепции активной поддержки родителей является развитие родительской компетентности и ответственности, в качестве критериев развития которых рассматриваются [1]:
- на уровне ценностно-смысловой сферы: осознание ценностей ребенка и семьи, нахождение баланса между этими и другими жизненными ценностями; принятие ценностей здорового образа жизни, самообразования как условий оптимального развития ребенка;
- на уровне эмоционально-личностной сферы: субъектное, личностно-ориентированное
отношение к ребенку; способность получать положительные эмоции от взаимодействия с ребенком; безусловное принятие ребенка; развитие эмпатии;
- на когнитивном и операциональном уровнях: основы психолого-педагогических, медицинских знаний о развитии ребенка; владение навыками общения с ребенком, совместных игр и т.д. на всех этапах его развития; владение навыками по уходу за ребенком; умение совмещать уход и общение с ребенком с другими повседневными обязанностями.
В настоящее время приходится констатировать, что проблемы в сфере детства, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения [4]. Данные профессиональные «мишени» для практики социальной работы в интересах детей являются препятствием и для создания условий формирования, поддержки, развития и содействия ответственному родительству.
Условно можно выделить некоторые основные проблемы в области содействия ответственному родительству:
1. Высокие показатели нарушения прав ребенка во внесемейном окружении (например,
0
5
10
15
жестокое обращение с детьми, низкий уровень участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы), что является препятствием для создания дружественной ребенку среды и осложняет осуществление родителями позитивных подходов в воспитании детей [1].
2. Высокий риск бедности в семьях с детьми, а также существенное неравенство в уровне жизни и в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей между субъектами Российской Федерации, что влечет за собой недостаток ресурсов для развития ребенка
[4].
3. Широкая распространенность семейного неблагополучия, что порождает примеры не позитивного (безответственного) родительства [3].
4. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями, а также социальная исключенность уязвимых категорий, что создает риск попадания ребенка в атмосферу «не позитивного» воспитания и окружения, а также продлевает период нахождения ребенка в подобной ситуации [5].
5. Низкое качество работы отдельных институтов в сфере воспитания и обучения детей (ряда дошкольных и школьных учреждений, учреждений дополнительного образования), отсутствие стандартов социальных услуг, что создает ситуацию, когда родители вынуждены тратить драгоценное время для общения с детьми на преодоление несовершенства работы различных социальных служб [4].
6. Нарастание новых информационных рисков при отсутствии адекватной защиты детей от информационной опасности, что создает ситуацию, когда родители вынуждены без общественной поддержки нести на себе все заботы по обеспечению безопасности детей [1].
7. Нехватка информационных, просветительских, обучающих программ и проектов в области ответственного родительства [1].
8. Отсутствие развитых механизмов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы [5].
Результаты анализа данных социологического исследования (2013), включающего экспертный опрос специалистов и руководителей системы социального обслуживания населения, анализ официальных отчетных документов органов исполнительной власти 56 субъектов РФ, федеральных и региональных нормативных правовых актов в сфере защиты детей, показывают следующее. С целью организации работы с семьями и детьми по содействию ответственно-
му родительству в российских регионах (в том числе Алтайский край, Республика Бурятия, Томская область и др.) в целом сформировалась система деятельности специализированных социальных служб и реализации технологий предоставления услуг в сфере профилактики семейного неблагополучия. Разработаны инновационные практики по оказанию помощи и услуг детям в трудной жизненной ситуации, поддержке родителей и их обучению родительским навыкам.
Представленные практики можно условно разделить на 3 основные группы.
1. Обучение родительским навыкам, что
предполагает осуществление ряда мер по развитию родительских навыков и обеспечению поддержки семьи. Общая цель проектов и программ поддержки семьи - повышение родительской компетентности, обучение родителей продуктивным формам взаимодействия с детьми, налаживание внутрисемейных детско-
родительских взаимоотношений. Спектр образовательных программ для родителей довольно широк: от проведения разовых акций на родительских собраниях в образовательных учреждениях (родительский всеобуч) до реализации серьезных пролонгированных проектов и программ. Комплексные образовательные программы обычно дают сведения родителям о развитии их детей и помогают улучшить навыки в управлении поведением детей.
Несмотря на то, что большинство таких программ направлено на семьи с высоким риском жестокого обращения с детьми или семьи, в которых уже имели место данные факты (дисфункциональные семьи), все больше внимания уделяется обучению функциональных родителей или будущих родителей. Расширяется практика и спектр услуг по перинатальной подготовке будущих родителей как первый шаг к формированию навыков ответственного родительства, следующий шаг - работа с детьми и родителями на базе детских дошкольных учреждений.
2. Программы по активной поддержке семьи предполагают как работу с семьями непосредственно в социальных учреждениях, так и посещение семей с предоставлением помощи на дому, что более эффективно в отношении предупреждения многих негативных явлений, включая случаи жестокого обращения с детьми. Формы поддержки родителей носят комплексный характер и ориентированы как на матерей, так и на отцов, чтобы оба родителя участвовали
в создании для ребенка позитивной среды воспитания.
Задачи работы по активной поддержке ответственного родительства включают в себя [1]:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- создание условий, в которых родители могли бы общаться друг с другом, обмениваться опытом и выстраивать свою сеть социальных контактов;
- формирование социально-психологических условий для развития у родителей факторов родительской компетентности;
- проведение диагностики и коррекции отклонений в развитии родительской сферы личности (дисфункциональность);
- профилактику негативных социальных явлений, связанных с проблемами семейного функционирования (подростковой беременности, разводов, социального сиротства, эмоциональной депривации и жестокого обращения с детьми).
Особая группа проектов, направленная на повышение родительских компетенций, ориентирована на выработку ненасильственных навыков воспитания несовершеннолетних, предотвращения жестокого обращения с детьми.
С целью решения задачи просвещения родителей по вопросам воспитания детей и развития воспитательного потенциала семьи сформирована система консультативных услуг для родителей, осуществляемых в форме очного и заочного консультирования, в рамках организации деятельности детского телефона доверия с единым общероссийским телефонным номером, а также организации интерактивных форм работы с родителями в группах «активной поддержки родителей», клубах общения, открытых детских садах и т.д.
Получили свое развитие программы поддержки семьи: обучение родителей методам вовлечения детей в различные виды совместной деятельности; обучение навыкам ухода за ребенком; школы родительской компетенции и др.
3. Интенсивная помощь по сохранению семьи (в том числе на дому) - этот вид услуг разработан, чтобы сохранить семью и помешать передаче детей под иное попечение (в первую очередь - институализированные формы ухода). Как правило, помощь направляется семьям, в которых был установлен факт жестокого обращения с ребенком. Семье предлагается целый спектр различных услуг в зависимости от потребностей ребенка и его семьи. Например, ле-
чение родителей, страдающих алкогольной зависимостью, является одним из этапов плана реабилитации семьи с высоким риском жестокого обращения. С такими семьями ведется комплексная работа по восстановлению семейного благополучия и созданию благоприятной обстановки для воспитания детей. Лица, прошедшие лечение, находятся под пролонгированным комплексным психосоциальным и медицинским патронажем.
Анализ региональных программ и документов показывает, что наиболее успешные программы помощи по сохранению семьи направлены на содействие развитию как внутренней семейной динамики, так и ее способности самостоятельно справляться с внешними проблемами, развитию потенциала помощи семье со стороны ближайшего социального окружения, гармонизации отношений в социальном окружении семьи. Специалисты в работе с проблемами семейного неблагополучия активно используют такую форму работы, как социальный патронаж семьи, в ходе которого осуществляется целенаправленное социальное сопровождение семьи с оказанием помощи в решении проблемных вопросов.
Таким образом, специализированные программы государственной поддержки и содействия ответственному родительству являются достойными стратегическими инвестициями в благополучие завтрашнего дня нашего государства и общества. Реализация вышеуказанных проектов позволила увеличить реабилитационный семейный потенциал, повысить уровень родительской компетенции, укрепить и обновить семейные, детско-родительские взаимоотношения, обогатить опыт бесконфликтного общения. Все вышеперечисленные направления поддержки ответственного родительства имеют равнозначный, равноценный характер и нуждаются в развитии. Несмотря на существующее в России хорошо разработанное законодательство в области защиты детей и поддержки семей, внедрение всех возможных мер, видов помощи и услуг для семей с детьми и детей требует длительного времени и является долгосрочной задачей.
Литература
1. Костенко М.А., Костенко Н.Б. Жестокое обращение в отношении несовершеннолетних: проблемы предотвращения и организация психосоциальной помощи. - Барнаул: Издательство АлтГУ, 2013. -125 с.
2. Региональная модель профилактики социального сиротства. Опыт Томской области / под ред.
М.О. Егоровой. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010. - 288 с.
3. Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики сиротства / под общ. ред. Е.В. Гуровой. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. - 247 с.
4. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 7б1 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». -URL: http://base.garant.ru/701835бб/
5. Harper-Dorton K., Herbert M. Working with Children and Their Families. Chicago, 2000.
Костенко Максим Александрович, канд. социол. наук, доцент ФГБОУ ВПО “Алтайский государственный университет”, Россия, 656049, г. Барнаул, пр-т Ленина, 61, [email protected], тел. (3852)291-228
Kostenko Maksim Aleksandrovich, candidate of sociological sciences, associate Professor, Department of Psychology, Altai State University, Russia, 656049, Barnaul, pr. Lenina, 61
УДК 31б.35б.2(571.54) © Н.Г. Лагойда, Д.Д. Бадараев
К ПРОБЛЕМЕ БРАКОВ И РАЗВОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
На основе данных статистики и результатов социологического исследования, проведенного в Республике Бурятия в 2013 году, приведены основные характеристики, причины и факторы, последствия и некоторые пути предотвращения разводов в современных семьях региона. Показана необходимость дальнейшей комплексной и межведомственной работы для сохранения ценности института семьи в будущем.
Ключевые слова: семья, развод, гражданский брак, семейный конфликт, профилактика разводов.
N.G. Lagoyda, D.D. Badaraev
TO THE PROBLEM OF MARRIAGES AND DIVORCES IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
(A SOCIOLOGICAL ASPECT)
On the basis of statistical data and results of the sociological research conducted in the Republic of Buryatia in 2013, the main characteristics, reasons and factors, consequences and some ways ofprevention of divorces in modern families of the region are provided. The need offurther complex and interdepartmental work for preservation of value of family institution in the future is shown.
Keywords: family, divorce, civil marriage, family conflict, prevention of divorces.
Семья выступает как пространство первичной социальной адаптации индивида, как микромир, в котором начинается личностное становление человека. Она является школой человечности, взаимопонимания, душевного сострадания и сопереживания. Вместе с тем в такой системе интенсивного, тесного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. Противоречия между личностью и семьей неизбежны. При возникновении таких противоречий в семье человек оказывается перед выбором способа их разрешения.
Характер внутрисемейных отношений зависит от многих факторов. Это социальное положение семьи, ее состав и жизненный цикл, возраст членов семьи, степень их эмоциональности, уровень интеллекта и способность к открытому общению. Особое влияние на состояние семейных отношений оказывает материально-
экономический фактор. Ухудшение материального положения семей, изменение социального статуса ее членов, сдвиги в иерархии ценностей общества и личности, неготовность молодых людей к семейной жизни, а также сопутствующие этим причинам алкоголизм и наркомания и ряд других причин приводят к снижению уровня удовлетворенности семейной жизнью, следовательно, к росту конфликтных ситуаций в семье, увеличению числа разводов. Брачно-семейные отношения отражают как положительные, так и отрицательные стороны состояния общества.
В современных условиях разводы стали обыденным, распространенным явлением, что свидетельствует о кризисных явлениях института семьи и общества в целом. Проблема выявления факторов, условий и причин разводов является сегодня актуальной для науки и практики, так как в последние годы уровень разводов не