Научная статья на тему 'Отшельник учитель народа XVI-го века: из истории монашеских движений на Руси'

Отшельник учитель народа XVI-го века: из истории монашеских движений на Руси Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отшельник учитель народа XVI-го века: из истории монашеских движений на Руси»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Лрхив журнала «Христиапское чтепие»

Н.П. Успенский

Отшельник

учитель народа XVI-го века:

из истории монашеских движений на Руси

Опубликовано;

Христиапское чтепие, 1903. № 3. С. 464-475.

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru). 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

спбпда

Санкт-Петербург

2009

li'.iill.и.............iiIIihlLiiIIi.,.ніііЬііЬ-Аі.............i!ll!i>llttiillllw.u..нНіиІІІІі.іИіі.....^.^._»•«■|<ІІ(ІІІ.ІЙІІ..Г..4‘иіІІір.і№.-.Ilh.ilbi ..... .I.illti.dlii..ІІМ

ГѴ т ' WWW WWW 1 "Mf ' 11 ’WWW...............................»»У ‘ WWW -Wf11»??................................................................WWW.........»ft WWW w\

-*■ *•■*••*• AA-*- жжж ^ AAA

Отшельникъ учитель народа XVI вЪка.

Изъ исторіи монашескихъ движеній на Руси ').

III.

Поученія.

Среди народа „единъ-единственно“.—Общее направленіе и живыя мѣста поученій.—Скорби и страданія возвышаютъ человѣка,—Отъ земного къ небесному,—Погубили истовое иноческое житіе. Нужно жить въ мирѣ и

любви.

f }KE было отмѣчено, что п. первыхъ ;і;е дней поселеніи преп. Филиппа, пустынное мѣсто отшельника стало извѣстно окрестному населенію. Первымъ возвѣстилъ о $ нустыппнкѣ священниковъ и крестьянъ самъ обладатель I пндогскаго края, князь Андрей Васильевичъ. Случай съ его братомъ только усилилъ извѣстность преп. Филиппа. Когда поставлена была, нрп содѣйствіи князя п мѣстныхт. '«кителей, церковь во имя Св. Троицы, мѣстность поселенія прослыла уже Красноборскою пустынею, п сюда стали сбираться ради моленія и поученія многіе люди изъ ближайшихъ мѣстъ п изъ отдаленныхъ странъ. Приходилъ главнымъ образомъ простои народъ, по посѣщали отшельника и многіе отъ искусныхъ и благочестивыхъ мужтй и нѣкоторые изъ иноковъ. Поселяне •являлись часто не только въ одиночку, по и въ большомъ количествѣ, прося отъ преподобнаго поученія п молитвъ. Многіе изъ посѣтителей настолько привязались кт. ігему. что сдѣлались постоянными его собесѣдниками. Такія лица иногда

') Окончаніи. См. февраль.

оставались ночевать и часто бесѣда тянулась до глубокой ночи. Изъ нихъ извѣстны нѣкій му,къ именемъ Іоаннъ, приходившій къ Филиппу съ своимъ сыномъ отрокомъ Ѳеодоромъ; поселянинъ Мелетій и еще нѣкій С-нмоонъ. прозваніемъ Судокъ. Такъ какъ церковная служба въ пустынѣ совершалась постоянно, то нужно полагать, что здѣсь жилъ кто-либо, чтобы исправлять причетническія обязанности при богослуженіи. Извѣстно также, что послѣднія пять лѣтъ сожительствовалъ святому б.таго-искусный инокъ Германъ, прибывшій пода изъ Спасо-Каменнаго монастыря. Такимъ образомъ можно сказать, что нреп. Филиппъ никогда одинокимъ въ своей пустынѣ не оставался, но часто его пустыня наполнялась разнообразными лицами. Преподобный Филиппъ быль отшельникъ, не бѣгущій отъ парода, онъ не ограждался отъ мірянъ, притекающихъ къ нему съ разныхъ сторонъ за словомъ поученія и утѣшенія. Это съ особымъ стараніемъ отмѣчаетъ его жнзпеописатель. не разъ указывая на постепенно расширявшуюся извѣстность пустыни Иранской. Но тотъ же жизнеописатель еще съ большею настойчивостію утверждаетъ, что нреп. Филиппъ «единъ единственно» предстоялъ Св. Троицѣ. Что же въ такомъ случаѣ должно разумѣть йодъ послѣднимъ выраженіемъ, если постоянное присутствіе народа въ пустынѣ не подлежитъ никакому сомнѣнію"?

Чтобы разъяснить ого недоумѣніе, необходимо обратиться за небольшою справкою въ область монашескихъ движеній на Руси. Самымъ распространеннымъ видомъ монашества, обильно развившагося въ Московскомъ государствѣ, были общежительные монастыри, которые по своему укладу являются своеобразнымъ примѣненіемъ общинныхъ началъ въ области христіанства. Здѣсь частное лицо утонуло въ братствѣ и личность отдѣльнаго инока не имѣла никакого значенія. Когда подъ вліяніемъ скопившагося въ общежительныхъ монастыряхъ богатства строго-подвижническая жизнь замѣтно стала въ нихъ ослабѣвать, возникло сомнѣніе относительно полной примѣнимости общежительныхъ началъ въ дѣлахъ аскетическаго подвига. Имѣя въ виду главнымъ образом’ь послѣдній, св. Пиль С’орскій устроилъ пустыню со скитскимъ житіемъ, гдѣ монахи не составляли уже изъ себя общину, не имѣли общенія пи въ трапезѣ, ни въ одеждѣ, но жили каждый въ своей ке.т.тіи трудами рукъ своихъ, такъ что только церковь и подчиненность одному игумену соединяла ихъ. Здѣсь каждый инокъ жилъ1 самъ-но-себѣ особо, однако всѣ жили въ одномъ мѣстѣ—пустыни. До св. Сергія Радонежскаго такого

рода монастыри имѣли широкое распространеніе на Руси, но дѣло въ томъ, что они обычно устраивались не въ пустынѣ и не огказываліісъ отъ мірскихъ богатствъ, почему иноческая жизнь въ нихъ обычно была въ разстройствѣ. Но во всякомъ случаѣ всякій ревнитель иноческой жизни при такихъ порядкахъ. по стѣсняемый послушаніемъ на общее братство, могъ свободно предаваться иноческому подвигу. Дѣятельность св. Нила была направлена на то, чтобы сочетать пустынножительство съ особножнтольетвомъ. дающемъ свободу аскетическому упражненію. Upon. Филиппъ Иранскій пошелъ еще дальше: онъ нс хотѣлъ скоплять и не скопилъ вокругъ себя множества учениковъ не только общо-жнтрльствующихъ и особно-жнтельству-ющнхъ, но и вообще какого-либо числа иноковъ, постоянно съ нимъ живущихъ, по оставался «единъ единственно», предстоя Св. Троицѣ. Всякій пустынный монастырь, будетъ ли то общежительный или особножіггелыіый, одинаковое имѣлъ начато: являлся въ пустынное мѣсто отшельникъ и устраивать тамъ свое поселеніе; сначала возникали вертенецъ п часовня, потомъ келья и церковь: приходилъ для поученій и молитвы народъ и мало-но-малу вокругъ отшельника екоплялосышочество. ІІреп. Филиппъ сознательно уклонялся отъ собранія братства, онъ все время оставался одинокимъ и только въ послѣднія пять лѣтъ дозволилъ жить у себя еще одному иноку Герману ради своей тѣлесной немощи. Очевидно, здѣсь мы имѣемъ особый родъ иночества, учительное, старчество, которое не только не исключало постояннаго общенія съ мірскими людьми, но даже и покоилось па нтомъ общеніи, получая отъ нихъ «потребная» н поучая нхъ. ІІреп. Филиппъ былъ одинокій старецъ-учитель, который оказался среди парода не потому, что пошелъ въ народъ. но потому, что народъ къ нему шелъ, привлекаемый святостію жизни п словомъ убѣжденія.

Чему же училъ Иранскій отшельникъ? Вопросъ этотъ довольно трудный. Почти треть жизнеописанія наполнена размышленіями, поученіями, или молитвенными изліяніями прен. Филиппа, но всѣ они изложены отдѣльными изреченіями, часто переходящими въ афоризмы и большею частію слѣдующими другъ за другомъ безъ опредѣленнаго порядка. Изъ всего этого обильнаго матеріала только поученія о необходимости искушеній и несеніи скорбей имѣютъ видъ разсужденія о данномъ предметѣ. Мало этого. Судя по жизнеописанію, по обычаямъ книж-никовъ своего времени Филиппъ старался свои мысли высказы-

нать книжными изреченіями. а когда говоритъ своими словами, то мысль, отъ склонности къ витіеватому выраженію, часто бываетъ темпа. То и другое происходило какъ отъ взглядовъ на этотъ предметъ книжниковъ того времени, такъ и отъ того, что не был ь выработанъ литературный русскій языкъ. Нужно, однако, полагать, что иреп. Филиппъ па самомъ дѣлѣ училъ болѣе простымъ и понятнымъ языкомъ, и что только его жнзне-оинсате.ть. согласно требованіямъ своего времени, облекъ его поученія въ приличную для своего времени форму и тѣмъ затруднилъ пониманіе мысли. На жпзнеоннсателя въ данномъ случай нельзя сѣтовать, такъ какъ если бы и самъ Филиппъ стал ь писать свои поученія, то и онъ тоже бы написалъ такъ, какъ принято было это дѣлать тогда.

По и при частой темнотѣ и витіеватости выраженій, при неправильности ихъ грамматической и при отсутствіи системы въ изреченіяхъ, общій ихъ смыслъ все-таки понятенъ и есть возможность открыть вт. мысляхъ святого отшельника опредѣленный порядокъ, дающій возможность его поученія изложить вт. логическомъ распредѣленіи. Во-первыхъ, вполнѣ ясно общее направленіе поученій преподобнаго и. во-вторыхъ, эти поученія касаются нѣсколькихъ предметовъ, являющихся для учителя живыми мѣстами. Поэтому, выяснивъ общее направленіе ученія, мы постараемся отдѣльныя изреченія сгруппировать около этихъ живыхъ мѣстъ. Гдѣ возможно, всегда будемъ стараться приводить подлинныя выраженія, если они не темпы.

Гели бы не было прямыхъ и многочисленныхъ указаній на то. что прен. Филиппъ говорилъ свои поученія предъ мірянами и большею частію предъ простыми поселянами, то можно было бы думать, что они сказаны какимъ-либо монахамъ: настолько они проникнуты строго аскетическимъ направленіемъ. Но этому нечего удивляться. Иранскій отшельникъ дѣйствовалъ вт. духѣ своего времени. Русь московская жила аскетическимъ идеаломъ. Всякій вдумчивый человѣкъ древней Руси, государь ли. бояринъ ли. простой ли поселянинъ, одинаково всѣ располагали свою жизнь по требованію церковнаго устава, заимствованнаго отъ константинопольскихъ пли палестинскихъ монаховъ. Исключеній не было, и дворецъ походилъ на монастырь. Предъ концомъ жизни каждый благочестивый человѣкъ стремился постричься, съ большимъ дерзновеніемъ надѣясь въ иноческихъ одеждахъ достигнуть «вѣчныхъ благъ наслажденія».

ІІреп. Филиппъ ІІрапекій не отрицать возможности угодить

Богу въ мірской жизни. Когда одинъ изъ постоянныхъ cm собесѣдниковъ, нѣкій мужъ Лндогскаго края Іоаннъ, привелъ in» пустыню любимаго своего сына отрока Ѳеодора, то святой наставникъ благословилъ его на мірскую жизнь, и предрекъ ему «многія чада»: но тогда же отцу онъ выяснилъ, что иноческая жизнь предъ мірскою имѣетъ большое преимущество, такъ какъ иноки, оставивши земное-времепное. упражняются въ вѣчномъ-добромъ. Человѣкъ созданъ был ь по подобію Божію, но онъ налъ и удалился отъ Бога, сталъ быть по подобію звѣрей и скота. Чрезъ скорби и страданія онъ опять можетъ подняться до первоначальной высоты, даже достигнуть ангельской славы. Мысль о необходимости страданій, объ ихъ очистительномъ и спасительномъ значеніи для человѣка постоянно разъясняется upon. Филиппомъ и есть самое живое, дѣйственное мѣсто въ его поученіяхъ. Инокъ есть подвижникъ, содѣвающій свое спасеніе чрезъ страданія н скорби: «жестоко убо и прискорбно. • не разъ повторяетъ Филиппъ, иго иноческаго житія». Мы знаемъ уже, какому суровому подвижничеству предавался самъ онъ подъ вліяніемъ л топ мысли. Опа же его побудила оставить общежительный монастырь, дающій нѣкоторое матеріальное обезпеченіе иноку, и вселиться въ пустыню и тамъ жить одиноко, не скопляя около себя братства. Переносить временныя скорби въ надеждѣ вѣчныхъ благъ, поучалъ онъ. воодушевляютъ насъ святые мученики и блаженные- постники, засвидѣтельствовавшіе свою вѣру многими, превышающими силы человѣческія, страданіями п мученіями, п Тотъ, кто не имѣлъ, гдѣ главы подклоннтн. «Такъ и мы. если претерпимъ скорби, то сдѣлаемся боголюбнвы и съ Богомъ пребудемъ». Когда мы молимся Господу: не введи насъ во искушеніе, мы просимъ не о томъ, чтобы не были искушаемы, такъ какъ перенесеніемъ искушеній мы творимъ угодное Богу, но о томъ, чтобы по впали во искушеніе. Борющійся со звѣремъ, пока не съѣденъ имъ, не впадаетъ во искушеніе, и только тогда, когда звѣрь съѣдаетъ его. онъ впалъ во искушеніе. Мученики, побѣдившіе муки, не впали во искушеніе; такъ и мы во всякомъ грѣхѣ и страсти не впадемъ во искушеніе, если не будемъ имъ побѣждены. Искушенія и бѣды наводятся на человѣка сатаною и его бѣсами. Бъ борьбѣ съ нечистою силою полезно всякое писаніе, но особенно поученіе во псалмахъ. Когда мы говоримъ: «Да воскреснетъ Богъ и разыдѵтся врази Его и да бѣжать отъ лица Его непавпдящіп Его». — мы проклинаемъ бѣсовъ.

НИ)

Въ борьбѣ со грѣхомъ и скорбями человѣческія силы недостаточны и намъ споспѣшествуетъ своею помощію Богь, «всегда насыщающій паши души Своею благодатію, какъ тѣло нищею». Онъ помогаетъ памъ не только оставить страсти и вмѣсто ихъ стяжать добродѣтели, но и подаетъ власть на начальниковъ страстей — бѣсовъ.

Нравственный идеалъ преи. Филиппа строгъ и суровъ. «ІІрн-свояетъ» человѣка къ Богу то, если онъ соблюдаетъ во всемъ благообразіе, прилежитъ молитвою Богу, добро творитъ съ говѣніемъ и имѣетъ душевную и тѣлесную чистоту. Мы уже внаемъ, какъ сурова была молитва преподобнаго, будучи соединена съ многими колѣнопреклоненіями и ночнымъ бдѣніемъ, и какъ строгъ быль его ноетъ. Нужно постоянно мыслить «небесная», всячески соблюдая свои мысли и избѣгая мірскихъ бесѣдъ. Кто не видитъ въ себѣ брани, тотъ осуждаетъ брата. «Поскольку здравствуетъ тѣло, постольку душа немощна бываетъ». «Естество брашпое воздвигаетъ похоти, постная же заповѣдь угашаетъ и утоляетъ» ихъ. Монахъ, если прикоснется женѣ, какъ соль въ водѣ, погибаетъ. Вообще нужно избѣгать мірскія «горькія сладости» и устраняться плотскаго житія, чтобы не работать страстямъ, порабощающимъ насъ какъ фараонъ-мучитель. Для спасенія всѣмъ необходимо покаяніе: старцамъ, чтобы злую волю направить на благое, и юнымъ, чтобы похоти свои сдержать подъ игомъ добродѣтели.

«Истовое житіе иноческое, по ученію Филиппа, должно стяжевать сіи три добродѣтели: нестяжаніе и еже постнтиея зѣло и бдѣтп много». Съ глубокимъ чувствомъ сожалѣнія онъ отмѣчаетъ, что въ современномъ монашествѣ пѣть отихъ добродѣтелей. которыми отличались съ избыткомъ древніе иноки, и съ особою любовію останавливается па древнихъ подвижникахъ, противополагая имъ современную жизнь монаховъ. Въ зтихъ поученіяхъ слышенъ живой голосъ обличителя, предавшаго себя дѣлу возстановленія истаго иноческаго житія. «Погубили мы ангельское житіе», восклицаетъ Иранскій пустынникъ, «много истп и нити или одѣятися можемъ, постнтиея же не можемъ и смиренно мудрствовали». «Отцы паши нскаху пустыни и скорби, мы же ищемъ градовъ н покоя и пищи многія». «При отцах'ь нашихъ сіи добродѣтели бяху: нестяжаніе н-емн-реніе; днесь же въ насъ есть любоимѣніе и презорство». «Монастырь—постникъ, а не купецъ. Отцы наши лица своя рѣдко умываху: мы же бани п покоя взыскуемъ. мы страстніп пищи

паче приложимъ- п тоя ряди на сладострастіе влекоми прельщаемся». «Бѣжимъ, братіе, матери всѣхъ алыхъ сребролюбія и мірскія клеветы и зависти». Въ этихъ обличеніяхъ, въ противоположность многихъ другимъ поученіямъ преподобнаго, рѣчь ясна и горяча: чувствуется, что оіш высказаны въ живой борьбѣ однимъ изъ ея горячихъ участниковъ.

Мірская жизнь XVI-го вѣка была несложна, особенно въ крестьянской средѣ, въ которой главнымъ образомъ дѣйствовалъ прен. .Филиппъ Иранскій. Вдумчивые люди древней Руси руководили«-], монашескимъ идеаломъ. Его предъ своими слушателями и развивалъ Филиппъ. Оставалось дополнитъ въ поученіе собственно мірскимъ людямъ, что не касалось или мало касалось иноковъ, очень немного н ото немногое находится въ наставленіяхъ старца. Онъ увѣщевалъ дѣтей .побить и почитать своихъ родителей и слушаться ихъ; всѣхъ убѣждалъ быть въ пріязни съ родственниками своими и никому не творить обиды, а лучше самимъ терпѣть обиды, -жить, другъ съ другомъ въ миролюбіи и согласіи, избѣгать клеветы, жестокосердія, быть смиренными, и не гордыми, такъ какъ гордымъ противится Господь, низводя ихъ въ прах ъ. Примѣромъ Господа склоняетъ .побить нищихъ и убогихъ. Съ особою силою изобличаются возстающіе другъ на друга. -Ію. по словамъ святаго, дошло до того, что постаютъ отецъ на сына, сыпь на отца, не помня одни своихъ порожденій, другіе — какъ они родились. «Такіе люди не только не думаютъ что-либо доброе дѣлать, по покушаются даже святыя церкви и мѣста пустынныя разорить». Эдѣсь слышенъ откликъ борьбы Иранскаго пустынника за свое мѣсто. Есть также обличеніе того, что многіе имѣютъ тщаніе къ позорищамъ и кт. мірскимъ праздникамъ, и совѣтуетъ вмѣсто того прилежать къ духовнымъ праздникамъ.

Въ сохранившейся службѣ преподобному Филиппу почему-то онъ восхваляется, какъ составитель пѣснопѣній, но житіе объ этомъ ничего не говорить.

Таковы были поученія преи. Филиппа. Они суровы и исполнены строгаго аскетизма. Многіе недовольны такимъ направленіемъ древне-русской жизни, но оно отвѣчаю запросамъ своего времени. Среди -жизненныхъ бѣдствій и неустройствь необходимо было сохранить народную душу бодрой и дѣятельной.-Эту задачу разрѣшила проповѣдь, указывавшая на скоропреходящее значеніе -жизненныхъ благъ и побуждавшая всѣми

силами души съ радостію переносить недочеты жизни въ надеждѣ вѣчныхъ благъ.

IV.

Блаженная кончина.

Благоискуспый инокъ Германъ.—Послѣдній печеръ. -Погребеніе,—Общее уваженіе къ преподобному.—Начало почитанія,—Открытіе новыхъ чудесъ.—Днѣ редакціи житія.

ІІреп. Филиппъ Иранскій, подвиваясь въ постѣ и молитвѣ и поучая о душевномъ спасеніи и пользѣ приходящій къ нему народъ, прожилъ одиноко на берегахъ Андоги пятнадцать лѣтъ. Онъ но достигъ старости, — тогда было ему лѣтъ сорокъ, но силы замѣтно стали падать: онъ съ трудомъ сталъ вкушать хлѣбъ п не безъ усилій посѣщалъ церковь для богослуженія. Но, въ ожиданіи блаженнаго покоя отъ Бога, онъ не ослабѣвалъ душою въ своей подвижнической жизни, повторяя себѣ: «терпи, Фи.типпе. мужайся и крѣпнея». и постоянно поминая день страшнаго суда Господня. Не прекращался также приливъ парода къ ному іш> разныхъ краевъ.

Тогда же прибыль къ Филиппу въ пустыню «ради посѣщенія» изъ Спасо-Каменнаго монастыря инокъ Германъ, «зѣло искусенъ». Послѣ обычныхъ привѣтствій, оба сѣли вмѣстѣ и начали бесѣдовать о душевномъ спасеніи. Старецъ такъ привлекъ своего гостя бесѣдою, что тотъ сталъ проситься пожи-тельствовать вмѣстѣ. «Брате, предупредилъ нр. Филиппъ, здѣ житіе жестоко и прискорбно». Но инокъ Германъ, настаивая на просьбѣ, сказалъ: «Отче, терпѣніе есть начало спасенію».

Началась жизнь общая. Оба, прилагая трудъ къ труду, со тщаніемъ подвизались въ молитвѣ, колѣнномъ преклоненіи, постѣ п воздержаніи. Германъ вскорѣ увидалъ, что поселился жить у старца необычайнаго, исполненнаго великихъ подвиговъ и святой жизни, н проникся къ нему вѣрою и любовію. Бесѣды между ними происходили часто н Филиппъ, поучая своего собесѣдника, на его распросы повѣдалъ немало и о своей жизни. Б.гагопскусный инокъ все. что слышалъ изъ устъ святого, ради памяти, записывалъ, чтобы не было забыто житіе святого, его подвиги и молитвы.

Прошло пять лѣтъ. Преподобный видимо сталъ приближаться. къ отшествію и теперь молилъ Германа не оставлять его дряхлаго въ пустынѣ одинокимъ. «Сегодня, сказалъ онъ

разъ, я съ тобою, а утромъ увидишь меня лежащимъ во гробѣ», и сталь на обычную молитву. Помолившись Господу и Пречистой Богородицѣ со многими словами за православное христіанство п за царей и князей, Филиппъ сказалъ: «любимый мой брате. Гормано, уже нриепѣ конецъ житія моего». Былъ глубокій осенній вечеръ. Германъ, помолившись и исполнивши келейное правило, легъ спать и. размышляя о словахъ преподобнаго, заснулъ, по въ самую полночь быль внезапно разбуженъ говорящимъ голосомъ: «востаин и зри». Съ молитвой на устахъ всталъ Германъ и на ложѣ узрѣлъ Филиппа умершимъ.

Когда настало утро и Германъ вышелъ изъ ке.тіп помолиться, но обычаю, Святой Троицѣ, то увидалъ, что идетъ къ пустынѣ какой-то инокъ. Оказалось, прибылъ іеромонахъ изъ Александро-Свпрскаго монастыря, именемъ Іовъ. Проходя мимо Андогскихъ селеній, онъ въ одной изъ первых ъ деревень узналъ, что въ пустынѣ живетъ мужъ святой жизни, н зашелъ, чтобы видѣть его. Іовъ съ радостію согласился па просьбу Германа ногребсти тѣло Филиппа. По обычаю древней Руси, погребеніе чаще всего происходило въ день кончины, или на другой день. Такъ было іі въ данномъ случаѣ: Филиппъ скончался почыо. а утромъ уже былъ преданъ землѣ. Трапезу заупокойную провели въ воспоминаніяхъ о жизни преподобнаго. Германъ все по порядку разсказалъ старцу Іову, что слышалъ изъ устъ святого н что самъ видѣл ъ своими глазами. Когда слухъ о блаженной кончинѣ пустынника распространился среди парода, многіе приходили помолиться надъ его гробомъ, вспоминая «великіе его подвиги и труды и поученіе еже ко спасенію и душевной пользѣ».

Преподобный Филиппъ Иранскій жилъ 45 .тѣнь и скончался въ 14-й день мѣсяца ноября 1037-го года на память святаго апостола Христова Филиппа. Прибылъ онъ на Иранъ 8-го мая 1517-года и такимъ образомъ пробылъ въ устроенной и мт» пустынѣ двадцать съ половиною лѣтъ.

Дѣятельность upon. Филиппа совершалась хотя въ пустынѣ, однако на глазахъ народа, такъ что его высоко-нодвнжниче-ская жизнь, исполненная непрестанной молитвы, поста и поученій, еще до преставленія его снискала къ нему глубокую вѣру н удивленіе соприкасающагося съ нимъ парода. Уже при жизни своей онъ считался окрестнымъ населеніемъ старцемъ святымъ и чудным ъ и молва о томъ разносилась далеко за предѣлы Аіхшгскаго края. Ближайшее лицо къ прен. Филиппу—

инокъ Германъ, прожившій съ нимт> пять лѣтъ и видѣвшій его блаженную кончину, ради святости жизни и необычайности подвиговъ Иранскаго отшельника, составилъ житіе Филиппа, «чтобъ! незабыто было такова святаго и блаженнаго отца житіе и великіе его подвиги, молитвы же и постъ и воздержаніе». Всѣмъ этимъ было положено прочное начало почитанію нреп. Филиппа п оно. дѣйствительно, возникло еще въ ХѴІ-мъ вѣкѣ, около его половины. Обычно ближайшимъ поводомъ тому служитъ открытіе чудесь, источаемыхъ по вѣрѣ приходящихъ отъ іроба святого угодника. На появленіе необходимыхъ чудесь мы имѣемъ только одинъ темный намекъ въ самомъ -житіи. Въ одномъ изъ поученій нреп. Филиппъ говорилъ: «отъ святыхъ отецъ и святыхъ мученикъ отъ начала вѣры во святой соборной церкви знаменія бываютъ до днесь, и здѣ такожде но отшествіи моемъ во иріндущее время видѣніе нѣкое сбудетъ же ся, глаголаніе святый, не во едино время, по и множае узрите сіе здѣ видѣніе». Но этихъ видѣній и чудесъ никто не записалъ, а если записалъ, то они не дошли до насъ, такъ что единственными свидѣтелями почитанія нреп. Филиппа остались только служба ему, въ спискѣ ХѴІ-го вѣка, и его икона, но своимъ признакамъ принадлежащая X Ѵ'І-му вѣку. Эта икона доселѣ, какъ святыня, хранится въ монастырской ризницѣ. Ее прислала изъ Москвы въ Иранскую пустыню княгиня Ольга Кривоборская. Нт» началѣ второй половины ХѴІІ-го вѣка ее называли «старою иконою». Изъ вкладныхъ книгъ и литійнаго сѵнодика Кирн.іло-БѢ. юзерскаго монастыря узнаемъ, что княгиня Ольга Крпвоборская жила во второй половинѣ ХѴІ-го вѣка (вкладъ сдѣланъ въ ШЮ-мъ году) и что она была «сожительницею», т. е. супругою, князя Насилія Ивановича Кривоборскаго. Нѣкоторыя изъ вотчинъ князей Кривоборскихъ находились въ Бѣлозерскомъ уѣздѣ (панр. Тапища пожертвованные братьями князьями Андреемъ, Насильемъ. Иваномъ, Оедоромъ н Насильемъ меньшимъ по духовной отца своего князя Ивана Александровича Кирилло-Бѣлозерскому монастырю въ годы 1 Г»61 — 1568-й) и поэтому вполнѣ возможно, что княгиня Ольга лично знала прен. Филиппа.

Народъ неизмѣнно продолжалъ хранить намять о своемъ учителѣ п въ послѣдующее время. Во время нашествія Литвы на Бѣлозерскій край, продолжавшагося около восьми лѣтъ (1611 —1618 гЭ, церковь Си. Троицы осталась невредима, что благочестивые люди приписали заступленію нреп. угодника.

Бъ дни царя Алексѣя Михайловича (16 Іл—1676 г.) открылись новыя чудеса отъ гроба преподобнаго, которыя тогда же въ количествѣ девяти и были написаны. Это оживило почитаніе преп. Филиппа и дало ему прочное основаніе. Тогда же была написана вторая икона Филиппа при такихъ обстоятельствахъ. Вт. 1669-мъ году ппокъ Иранской пустыни Ѳеодосій скорбѣлъ йогою, такъ что не выходилъ изъ своей келлін. и. потерявъ надежду па выздоровленіе обыкновеннымъ путемъ, обратился за помощію въ молитвѣ кт. преп. Филиппу. II вотъ на праздникъ Покрова Преч. Богородицы ночью во снѣ явился болящему иноку преподобный и заповѣдалъ ему написать его икону и положить на гробъ. Когда старецъ пробудился отъ чуднаго видѣнія и перекрестившись встать съ постели, то нога его оказалась совершенно здоровою. Благодарный пошелъ къ иконописцу и велѣлъ ему написать образъ преп. Филиппа съ древней иконы княгини Ольги Кривоборской іі. когда икона была готова, положилъ ее на гробъ преподобнаго. Изъ сѵнодика Филинпо-Ирапекой пустыни, составленнаго въ концѣ ХѴИ-го вѣка и началѣ ХѴІІІ-го. видно, что тогда Иранскій пустынникъ чтился довольно широко и не только по Бѣлозерскому краю, по также въ Москвѣ и по другимъ мѣстамъ святой Руси. Тогда уже праздновалось S-е мая. какъ день прибытія ир. Филиппа па Иранъ, и 14 ноября—намять па преставленіе. Мало того, слава преп. Филиппа дошла до сѣверныхъ предѣловъ Руси н здѣсь, въ суровомъ Поморьѣ, оігь сдѣлался предметомъ легендарнаго сказанія, напоминающаго своимъ складомъ духовный стихъ. Это сказаніе поселяетъ апдогскаго отшельника на Соловецкомъ островѣ, оттуда ведетъ на Быгь-рѣку п съ Ныгъ-рѣки па озеро къ Леванидову кресту, гдѣ. по сказанію, преподобный сподобляется видѣть Пречистую Богородицу со ангелы Господни.

Первый алтарь во имя преп. Филиппа Иранскаго созданъ въ истекшемъ столѣтіи, въ 1828-мъ году.

Житіе Филиппа до насъ дошло въ двухъ редакціяхъ, полной и краткой. Первая—болѣе древняя и принадлежитъ перу инока Спасо-Каменнаго монастыря Германа, жившаго съ преподобнымъ послѣднія пять лѣтъ. Опа представляетъ собою безыскусственную запись жизни Филиппа и его поученій. Это не житіе, а замѣтки о жизни преподобнаго, изложенныя безъ опредѣленнаго плана и перемѣшанныя повсюду его изреченіями. Краткая редакція—въ полномъ смыслѣ житіе: нт. разсказѣ без-

порядка нѣть и всс выпущено, что но относится къ славѣ святого. Она могла появиться только тогда, когда upon. Филиппъ сталь почитаться какъ святой. Время появленія краткой редакціи трудно указать, но едва ли ото былъ ХѴІ-й вѣкъ, когда написаны были икона и служба преподобному, скорѣе она составлена по Германову житію въ ХѴІІ-мъ вѣкѣ нрп второмъ открытіи чудесь: иначе были бы указанія па чудеса ХѴІ-го вѣка. Къ той и другой редакціи одинаково присоединяются девять чудесь, явленныхъ въ царствованіе Алексѣя Михайловича, равно какъ имѣется но одному списку полной и краткой редакціи безъ лтііхъ чудесь.

f Н. П. Успенскій.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.