Научная статья на тему 'Отшельник учитель народа XVI-го века: из истории монашеских движений на Руси'

Отшельник учитель народа XVI-го века: из истории монашеских движений на Руси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отшельник учитель народа XVI-го века: из истории монашеских движений на Руси»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.П. Успенский

Отшельник

учитель народа XVI-го века:

из истории монашеских движений на Руси

Опубликовано:

Христианское чтение. 1903. № 2. С. 295-308.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

.................... ■■ .........ч "4""". ....................................i'-r ••........................ ................ w” ..........-'и и '■ ............................... . 'ii ч» ..............и чгчг" \ "ч

Отшельникъ—учитель народа ХІП-ro вЪка.

Изъ исторіи монашескихъ движеній на Руси.

ВРЕДЪ копцомд. X \‘-го вѣка общежительные .монастыри достигли цвѣтущаго состоянія. Обширныя вотчины п промыслы и значительныя денежныя средства, обезпечивали % содержаніе многочисленной братіи. Какъ признакъ б.іаго-у состоянія. ста.тп появляться каменныя зданія, сначала церкви, а затѣмд. ограды и колліп. При монастыряхъ. для исправленія разныхъ монастырскихъ слу.кбъ, возникъ обширный днор’ь мірекихд. слугъ п служебниковъ. Мірскія заботы проникли въ самую среду иночества. Посольскіе старцы п разнаго рода ппокп-служебникп разъѣзжали внѣ монастыря по вотчинамъ. промысламъ и городамъ ради дѣлъ, далекихъ отъ обѣтовъ иночества. Сама начальная братія, монастырскія власти, были завалены хлопотами но управленію разросшимся монастырскимъ хозяйствомъ. Однимъ словомъ, теперь монастыри зажили жизнью богатаго вотчинника, съ любовью заботящагося о преуспѣяніи и благоустройствѣ своихъ имѣній. Древній духъ отшельничества сталь замѣтно меркнуть. Но воспоминанія о трудахъ и «тѣсномъ житіи» основателей монастырей и сподвижникахъ ихъ. ярко сіявшихъ изъ глубины временъ святостію жизни, были еще свѣжи среди многихъ иноковъ и стремленіе кд. пустынножительству. поддерживаемое съ каждымд. годомь расширявшеюся письменностію аскетическою, увлекало немалое число изъ монашествующихъ. Поэтому голоса, раздававшіеся противъ паденія иноческой жизни, были сильны и значительны. Главную причину упадка видѣли во владѣнія населенными мѣстами, по вскорѣ недовольство распространилось іі па весь строй общежительныхъ монастырей. Болѣе ревностные начали покидать

ихъ. убѣгая іп. пустынныя мѣста. Появились небольшія пустыни, гдѣ жили одинъ-два и много десять-двѣнадцать отшельниковъ. Онѣ главное распространеніе получили въ предѣлахъ Бѣлозерскаго края, въ его пустынныхъ лѣсахъ. Пожить въ пустыняхъ за Волгой бѣжали и изъ подмосковскпхъ монастырей. Отсюда отшельники, недовольные порядками общежительныхъ монастырей. получили названіе бѣлозерекихъ пли заволжскихъ старцевъ.

Однимъ изъ такихъ былъ преп. Филиппъ Иранскій. Дѣятельность его надаетъ на первую половину ХМ в. (у І'кіТ г.) *).

I.

У св. Корнилія.

Скитаніе по міру.—Въ служкахъ Комельскаго монастыря.—Пострижете.— Послушанія и молитвенные подвиги.

Преи. Филиппъ происходилъ изъ крестьянъ, по родителей своихъ не помнилъ: во время голода оба они. отецъ и мать, скончались, оставивъ двухлѣтняго Оеофнла скитаться но міру

*) Источникомъ свѣдѣній о нрепод. Филиппѣ Иранскомъ служитъ житіе его, составлепное инокомъ Снасо-Каменпаго монастыря Германомъ, близко знавшимъ святого. Это житіе въ 1879 году издано Обществомъ Любителей Древней Письменности подъ редакціею профессора В. О. Клю-чевского но позднему списку поморскаго письма. „Это — единственный доселѣ, говоритъ проф. В. Ключевскій, извѣстный издателю списокъ Германова жизнеописанія преп. Филиппа“, и дѣлаетъ предположеніе, что архіеп. Филаретъ въ своемъ очеркѣ жизни этого преподобнаго (Русскіе святые, ч. III, ноябрь! „пользовался извѣстной позднѣйшей редакціей житія препод. Филиппа, составленной прямо по сказапім Германа, которое вовсе пе погибло безслѣдно (такъ утверждаетъ архіеп. Филаретъ, тамъ же стр. 351) во время нашествія Ляховъ“ и что эта позднѣйшая редакція, болѣе краткая, появилась „но раньше 1673 года“, къ каковому относится послѣднее изъ девяти чудесъ, прилагаемыхъ къ житію но этой редакціи. Краткая редакція „также очень рѣдка: издателю она извѣстна только по двумъ позднимъ спискамъ въ рукописяхъ новаго письма“ (Житіе препод. Филиппа Иранскаго. Изд. Общ. Люб. Древн. ІІисьм. ХІЛ'І. 1379. р. V—VI. XII—XIII, XV). Среди книгъ Филиппо-Ирапской Троицкой пустыни мнѣ посчастливилось натолкнуться на второй списокъ житія пространной редакціи, болѣе древній, чѣмъ изданъ Общ. Люб. Древн. Письм. Оігь находится въ рукописи, помѣченной Ms 120 по мопастырскому каталогу. Эта рукопись представляетъ собою книгу въ 16-ю долю листа изъ 224-хъ листковъ, писанную весьма тщательно полууставомъ съ киноварью и заключенную въ прочный кожаный переплетъ. Она озаглавлена: „О житіи святыхъ отецъ“... и содержитъ въ первой части: „Преданіе старца Нила пустынника ученикомъ своимъ“ (л. 1 —168) и во второй: „Житіе и

имономъ Христовымъ. Переходя отъ одного добраго человѣка къ другому, осиротѣлый отрокъ достигъ предѣловъ обители си. Корнилія Комольскаго и здѣсь нѣкоторое время проживалъ у его вотчинныхъ крестьянъ, пока круглаго сироту по пріютилъ V себя одинъ изъ нихъ, христолюбивый мужъ Василій.

Отрокъ оказался необычайный. Жизнь безъ родительскаго крова п скитаніе у чужихъ людей но міру не повредили доброму мальчику. Онъ былъ послушливъ, скроменъ и трудолю-

подвизи преподобнаго отца нашего Филиппа, еже есть во области Бѣда-озера, иже есть въ веси Андожской, в скрай рѣки Апдочи, в Красномъ бору, Ирапскаго чудотворца“ (л. 168—22-1). По чему-то въ концѣ рукописи позднѣйшей рукою помѣчено: „начало сей книги 1673-го года, марта 3-го“. Признаки письма и бумаги дозволяютъ отнести появленіе рукописи къ этому времени, съ чемъ согласно и то обстоятельство, что послѣднее чудо, явленное отъ гроба преподобнаго и внесенное также въ книгу, относится именно къ этому году. При описаніи второго чуда—исцѣленіе болѣзни глазъ „нѣкоего человѣка именемъ Тимоѳея Мартынова сына“, бывшее въ 1661-мъ году—читается въ Фидиішо-Ирапскомъ спискѣ такъ: „азъ же грѣшный Тимоѳей появленіи томъ (преподобнаго) повели!?) въ пустыню и на пути исцѣленіе получивъ и бысть здравъ молитвами преподобнаго отца нашего Филиппа“ (об. 218). Если это не есть случайная ошибка переписчика, то слѣдонательно запись чудесъ сдѣлалъ „нѣкій человѣкъ“ Тимоѳей Мартыновъ сынъ. Кто онъ такой, неизвѣстно, но можпо изъ описанія чудесъ о немъ сказать, что онъ былъ мѣстный житель, близко знакомый съ краемъ. Въ Филинпо-ІІраііскомъ монастырѣ, кромѣ этого списка, имѣются еще два списка, сдѣланные въ текущемъ столѣтіи печатными буквами и сходные вполнѣ со спискомъ рук. Л» 120. При одномъ изъ нихъ приложена служба преподобному. Кромѣ того,

11. М. Вельтеневымъ мнѣ переданы три листка въ 4-тку, заключающіе въ себѣ отрывокъ полной редакціи. Писаны они, какъ можно полагать по письму полууставному и по бумагѣ въ ХѴШ-мъ вѣкѣ. Житіе краткой редакціи извѣстно мнѣ но одному позднему списку въ сборникѣ житій бѣлоаерскихъ святыхъ, составленному неизвѣстнымъ любителемъ мѣстной старины въ концѣ ХѴІП-го или началѣ ХІХ-го столѣтія. При этомъ спискѣ краткой редакціи чудесъ не приложено, между тѣмъ всѣ четыре списка полной редакціи ихъ имѣютъ. Это тѣмъ болѣе слѣдуетъ отмѣтить, что въ опискѣ поморскаго письма, изданномъ Общ. Люб. Древн. Нисьм., ихъ нѣтъ. Хронологическія данныя во второмъ и третьемъ спискѣ житія подправлены, какъ это сдѣлано въ извѣстныхъ проф. В. Ключевскому спискахъ краткой редакціи (Житіе... р. ХХХІІІ—XXXIV), но въ спискѣ А» 120, упомянутомъ отрывкѣ и въ спискѣ краткой редакціи они вполнѣ сохранились тт> же, что и въ Германовомъ житіи, изданномъ Общ. Люб. Древн. Пиоьм. Вся печатная литература, относящаяся до св. Филиппа Ирапскаго, за исключеніемъ указаннаго не разъ изданія его житія, указана у В. В. Ввѣринекаго въ „Матеріалахъ для историко-топографическаго изслѣдованія о православныхъ монастыряхъ“, ч. 1, стр. 282, .V- 667.

биВЪ. по что особенно изумляло простыхъ ПОСОЛЯНЪ. ОИІ» долго молился но ночамъ Богу, оставаясь часто безъ спа. любилъ посѣщать церковь, держалъ строгій постъ и никто не видалъ, чтобы онъ когда-либо смѣялся падь другими или участвовалъ въ кощунственныхъ играхъ, какъ ото иногда дѣлаютъ дѣти. Впдя все ото. сельскія власти рѣшили доложить о помъ Кор-шыію. а онъ попросилъ пхъ привести отрока къ нему, чтобы ПОС.МОТрѢтЬ (Ч’О.

Съ радостію пошелъ Оеофн.гь въ обитель п боязливо предсталъ благолѣпному игумену, прося его въ слезахъ оставить въ обители потрудиться у святого мѣста. Корнилій внпматейыю разсмотрѣлъ отрока, привѣтливо распросплъ и. своими прозорливыми очами увидавъ, что Оеофн.гь будетъ избраннымъ сосудомъ Богу, принялъ въ свою обитель, приказавъ быть ему въ мальчикахъ у брата судоблюстптеля. Тогда Оеофнлу было лѣтъ двѣнадцать, п великокняжескій столь въ Москвѣ только что занялъ великій князь Василій Ивановичъ (окт. ІлОл г.).

Св. Корнилій былъ выходецъ изъ Кприлло - Бѣлозерскаго монастыря. Прибывъ сюда вмѣстѣ со своимъ дядей, виднымъ придворнымъ дьякомъ, онъ въ молодыхъ годахъ постригся и со всею пылкостію юной души предался подвигамъ иночества. На ряду со всѣми проходилъ всѣ монастырскія службы п между прочимъ работалъ въ хлѣбиѣ (ото было одно изъ трудныхъ послушаній ) и писалъ книги. Пребываніе Корпилія въ Кприлло-' Бѣлозерскомъ монастырѣ падаетъ па время, когда возгорѣлась борьба между строгими послѣдователями устава св. Кирилла и лицами, склонными терпѣть вкрадывавшіяся мало-по-малу нарушенія преданій монастырскихъ. Перевѣсъ явно клонился па сторону «попушаюіцнхъ». и Корнилій. вмѣстѣ со многими другими. оставилъ мѣсто своего постриженія, однако вынесъ полное уваженіе къ основнымъ началамъ монастырскаго общежитія, какъ оно было установлено самимъ св. Кирилломъ. Нѣкоторое время онъ жил ь при Геннадіи, архіепископѣ новгородскомъ, и затѣмъ подвизался въ новгородскихъ пустыняхъ. Исходъ вѣка застаетъ его въ вологодскихъ предѣлахъ, въ дикомъ гомельскомъ лѣсу, гдѣ онъ па мѣстѣ разбойническаго стана съ ревностію принялся обстраивать общежительный монастырь. Крайности нѣкоторыхъ «бѣлозерскихъ старцевъ», подвергшихъ изъ-за видимыхъ злоупотребленій критикѣ во имя иноческаго идеала самыя начала общежительнаго подвижничества, были Корпплію чужды. Павію онъ не примкнулъ кт. тѣмъ, которые не хотѣли

ничѣмъ ограничить накопленіе въ монастыряхъ земельныхъ угодій съ населенными вотчинами и чрезмѣрное умноженіе мірскихъ богатствъ, уклоняющихъ иноковъ съ прямого ихъ тіѵти. Однимъ словомъ онъ въ спорѣ между стяжателями и нестя-жателами не склонился пн на ту. нп на другую сторону, а продолжалъ дѣло си. Сергія Радонежскаго н Кирилла Бѣлозерскаго. Ото былъ въ порядкѣ преемства третій мужъ, па которомъ почилъ духъ, устрояющій иноческую жизнь вт. предѣлахъ Московскаго государства. Корннліевъ уставъ, составленный для братіи Комельской обители, исполненъ глубокой вѣры вт. живую силу общежительныхъ началъ, какъ исходящихъ отъ божественныхъ писаній и преданныхъ святыми отцами во спасеніе душамъ, п залогъ спасенія полагаетъ вт. точномъ соблюденіи предписаніи общежительнаго устава. Чтобы стяжаніе нс растлѣиало души инока, уставъ запрещаетъ имѣть личную собственность и всѣмъ необходимымъ, нищей, одеждой п обувью, обезпечиваетъ изъ монастырской казны.

Когда прибылъ въ монастырь юный Оеофн.гь, св. Корпп.іій едва только успѣлъ отстроить свою обитель, по братство уже тогда было довольно значительно, такъ какъ многіе сюда были привлечены строгостію жизни. На первыхъ норахъ Ѳеофилъ благословеніемъ игумена былъ отданъ іп> мальчики къ старцу судоблюетителю. Подробности организаціи службъ древне-русскихъ монастырей пока еще не выяснены. Извѣстно, что твердый строй получили только четыре службы: к.тросная, обнимающая собою весь причтъ церковный—священниковъ и клирошанъ: -трапезная. относящаяся къ приготовленію и вкушенію пищи, во главѣ ея стоялъ келарь; казенная, управляемая старцемъ казначеемъ, вѣдавшимъ приходъ и расходъ деньгамъ и зданіе—такъ называемую прежде «казну», гдѣ. хранились движимость и рухлядь монастыри, и житенная. сосредоточившая вт. рукахъ старца-житника сельское хозяйство обители. Къ клакой изъ нпхъ принадлежалъ «брать судоблюстителг.Ѵ» На первый взглядъ ото былъ одинъ изъ подкеларннковъ. па которомъ лежала обязанность содержать въ порядкѣ и чистотѣ посуду. употребляемую при братской трапезѣ: но выраженіе житія «готовите всякія сосуды» скорѣе относится не къ ;>той обязанности, а указываетъ но точному смыслу его именно па приготовленіе сосудовъ, на ихъ производство. Ѳтнмъ дѣломъ обычно занимались не вт. монастырѣ, а за его оградою па такъ называемомъ «пшаленпомъ дворцѣ», гдѣ жили «дѣтеныши» и рабо-

тали на братію одежду, обувь, посуду. Ближайшимъ образомъ они находились въ вѣдѣніи старца-казначся. который имъ заказывалъ и отъ нихъ принималъ для храненія въ камнѣ необходимыя принадлежности для братскаго обихода. Братъ же судоблюститель былъ однимъ имъ старцевъ-служебниковъ (келарь, казначей, житникъ—старцы власти], руководившій щепнымъ дѣломъ монастыря, т. с. пронаводствомъ посуды и. быть можетъ, ея окраской. Въ службу па «шваленный дворъ» къ старцу судоблюстнтелю н поступилъ двѣпадцати.іѣтпій Ѳеофилъ: установившимся обычаем’ь общежительныхъ монастырей, под-твержденнымт. на Стоглавомъ соборѣ), въ стѣнахъ монастыря вмѣстѣ съ монахами не полагалось жить мірскимъ людямъ н особенно «робятамъ голоусымт,». Здѣсь Ѳеофилъ пробылъ три года, служа братіи своими трудами прилежно и съ великимъ послушаніемъ. Постоянно усердную службу его засвидѣтельствовалъ предъ игуменомъ братъ-судоб.тюстптель, и кроткаго отрока полюбила вся братія.

Въ древнее время 16 лѣтъ считалось въ нѣкоторомъ родѣ совершеннолѣтіемъ. Во всякомъ случаѣ постриженіе въ ;>тп годы было не рѣдкостію. Поотому св. Корпн.тій увидавъ за три года, что Ѳеофилъ будетъ добрымъ инокомъ, сталъ убѣждать его принять постриженіе своимъ увѣщаніемъ и словами святыхъ писаній. Поученія падали па воспріимчивую почву. Въ юношѣ, воепламенѣла горячая ревность къ иноческому подвигу. Онъ удвоилъ свои труды на пользу братіи и. подъ вліяніемъ искреннихъ словъ игумена, ощутилъ въ себѣ давно тлѣвшую склонность къ иночеству, рѣшился оставить міръ, ваять на себя крестъ Христовъ и слѣдовать Господу. Рѣшеніе, принятое постепенно и добровольно, было безповоротно и исключало всякія сомнѣнія. Чувствуя крѣпкую любовь ко Христу, онъ говорилъ себѣ: «истинная любовь подобна золотому сосуду, ему же никогда не бываетъ разбитія». Наконецъ пришелъ кт. игумену, палъ предъ ногами его и просилъ у него постриженія во иноческій образъ, говоря: «воля Господня да будетъ, отче, по глаголу твоему». Постриженіе совершилось отъ руки святого Кори нл ія.

По уставу общежительныхъ монастырей, повоиача.тыіый инокъ Филиппъ вт> наученіе чернеческаго житія былъ отданъ старцу Флавіану. ииоку святой и высоко-духовной жизни и притомъ «зѣло искушу и учите.іыіу и божественному писанію дово.тыіу». Старецъ-руководитель прежде всего научилъ ият-

надцатплѣтняго инока грамотѣ, ватѣмъ божественному писанію, чтенію и пѣнію церковному и наконецъ «всему яже ко спасенію». Грамота далась легко и все книжное наученіе Богк Филиппу открывалъ «вскорѣ». Продолжительность итого ученія не укачана къ сожалѣнію, по опа должна быть не менѣе года п скорѣе всего наняла года два—три. Правда, книжная мудрость того времени была не велика, но все же опа заключала вт. себѣ, какъ видно между прочимъ ивъ вышескаваннаго. умѣніе читать, писать и пѣть, нелегко дающіяся п при улучшенныхъ способахъ преподаванія.

Только послѣ того, какъ Филиппъ все необходимое для инока усвоилъ и подъ руководствомъ опытнаго старца укрѣпился въ иноческой жиани, онъ сталь наравнѣ съ прочею братіею проходить монастырскія службы. Особенно долго времени онъ провелъ вт> пекарнѣ., исполняя черную работу па-братію: сѣкъ дрова, носилъ воду. Хлѣбная пекарня и «ѣетов-пая поварня» принадлежали кт. тряпочной службѣ и находились подъ управленіемъ нодкеларннковъ. ІІрен. Филиппъ, какъ видно, не былъ нодке.іарипкомъ, но крайней мѣрѣ на первыхъ порахъ. Воспоминая впослѣдствіи объ атомъ времени своего иночества. самъ Филиппъ говорилъ одному іш. своихъ почитателей, что многую имѣлъ теплоту и желаніе къ иноческому житію: днемъ исправлялъ монастырскія послушанія, а ночью подвивался вт. молитвѣ. Жичнеописате.іь. желая воввелпчнть подвигъ святого, не равт. обращается къ описанію его молитвы. Она была соединена съ колѣнопреклоненіемъ, многими поклонами: продолжалась долго ночью п начиналась рано утромъ; постъ, строгое вовдержапіе и лишеніе себя спа постоянно сопутствовали ей. Ото былъ непрерывный восторженный подвигъ самопвнуреиія плоти на ио.іьву духа. На ночную молитву инокъ ходилъ туда, гдѣ имѣлъ обычай молиться ихъ отецъ св. Коринлій. а именно кт, монастырской церкви. Вступивъ на первую ступень храма, онъ клалъ сто поклоновъ и такъ дѣлалъ на каждой ивъ восемнадцати ступеней. Поднявшись па верхнюю, сходилъ впивъ и также продолжалъ молитву еъ поклонами, пока не ударяли вт. било. Тогда спѣшилъ кт, церковному пѣнію плп отходилъ на монастырскую службу.

Среди постоянныхъ подвиговъ и молитвы Филиппъ прошелъ постепенно ва многіе годы всѣ монастырскія службы. Братія, видя его труды п великіе подвиги, начала просить игумена п'оставпть его пресвитеромъ у нихъ. 'Желаніе братіи было ис-

полнено. Вступивъ въ священный чипъ. преп. Филиппъ съ прежнею ревностію продолжалъ своіі подвиги п былъ великимъ тру,коникомъ въ церкви Божіей, все исполняя со тщаніемъ.

И.

Созданіе Ирапской пустыни.

Оі.чнЪнін.—Чудный голосъ,—Путешествіе по бЪ.тозерскимъ пустынямъ.— На рѣкѣ Лпдогѣ между Пранами.—Князья ІПелешпанскіе.—Постепенное устроеніе во имя Св. Троицы пустыни въ Красномъ бору.

Суровая .жизнь, исполненная необычайныхъ подвиговъ, обратила па себя вниманіе иноковъ монастыря и молва о появленіи святого разнеслась широко. Какъ всегда, слава имѣла свое дѣйствіе. Преп. Филиппу было около 25 лѣтъ, а онъ ивъ круглыхъ сиротъ, не имѣющихъ пристанища, за десять какихъ-либо лѣтъ жизни инокомъ успѣлъ пройти всѣ монастырскія службы и былъ уже пресвитеромъ. Необычайный успѣхъ развилъ зависть нѣкоторыхъ собратій. Но ото еще не все. Невидимому теперь Филиппъ стоялъ на высотѣ духовной жизни, по теперь же начались у него самыя тяжелыя душевныя терзанія предъ опасностью потерять предъ Богомъ всю цѣпу подвиговъ. Подъ вліяніемъ человѣческихъ похвалъ, въ душу смиреннаго инока проникала тля гордости, смѣнявшаяся сознаніемъ ничтожества (Ч’О молитвенныхъ подвиговъ, или даже отчаяніемъ въ своемъ спасеніи. Слыша похвалы, онъ взывалъ кт. себѣ: «горе тебѣ, Фп.пшие»! Миръ души быль нарушенъ. Продолженіе подвига спасенія стало невозможно, и онъ задумалъ выйти изъ монастыря и уединиться одному въ пустынномъ мѣстѣ, которое укажетъ Господь. Волнующія его сомнѣнія повѣдалъ онъ св. Коршыію и. тотъ, давъ довольное наставленіе изъ божественныхъ писаній, благословилъ оставить монастырь.

Теперь свое желаніе и свои душевныя мученія Филиппъ началъ изливать въ молитвѣ къ Пресвятой Богородицѣ. И разъ ночью, когда пѣлъ канонъ Однгптріп. услышала, чудный призыва, выйти пза. монастыря и поселиться на уготованномъ для него мѣстѣ. Посмотрѣна, въ оконце кельи своей, онъ узрѣла, надъ дальнею страною сіяющій свѣта., кака, заря просвѣтлая. Въ ужасѣ вышелъ пза, ке.аін. признавъ на. дивномъ свѣтѣ сказаніе мѣста. Теперь опа, подыскивала, только удобное время для выхода, по когда она, шела. совершать по обычаю степенныя молитвы, услыхала, вторично гласа,, повелѣвающій

оставить Корин.ііевъ монастырь н вселиться въ указанное мѣсто.

Всѣ гнетущія сомнѣнія кончились. Тайно почыо Филиппъ оставилъ монастырь, не взявъ съ собою ничего, кромѣ одежды, которую на собѣ носилъ. Путь свой онъ направилъ къ сѣверу на Каменный островъ въ монастырь Всемилостиваго Спаса, что на Кубинскомъ озерѣ. Здѣсь онъ остановился у нѣкоего инока но имени Германа. Это былъ одинъ изъ древнѣйшихъ монастырей сѣвернаго края.

Внутренняя .жизнь Спасо-Каменнаго монастыря, взляды его братіи, мало извѣстны, но скорѣе всего здѣсь были на сторонѣ ностяжателей. Извѣстный Паисій Ярославовъ былъ постриженикъ итого монастыря п жилъ тамъ нѣкоторое время. Л онъ первый обнаружилъ образъ мыслей, впослѣдствіи развитый бѣлозерекпмн пустынниками, п считается учителемъ препод. Пила Сорекаго. лучшаго представителя этихъ взглядовъ. Вт, описываемое время ихъ придерживался старецъ Горманъ, весьма книжный человѣкъ н «благопскусный описатель».

Вт, концѣ ХѴ-го и вт. началѣ ХѴІ-го вѣковъ между монастырями и пустынями были оживленныя сношенія. Поднятый споръ о владѣніи населенными вотчинами требовалъ постояннаго обмѣна мыслей. Зимняя дорога изъ Бѣлозерскаго края, гдѣ проживала большая часть «пестяжателей». шла па Москву чрезъ Вологду, мимо Корпо.тіевой обители. По.пому, хотя самъ игуменъ ея ни па ту пн на другую сторону не склонялся, взгляды бѣ,.юзерскихъ пустынниковъ, конечно, были хорошо извѣстны вт, его монастырѣ. Преи. Филиппъ, какъ человѣкъ книжный и вдумчивый, не могъ ихъ не знать. Происхожденіе изъ крестьянъ, живущихъ трудами рукъ своихъ, скитаніе безпріютнымъ сиротою, высокая настроенность души, ищущей правды Божіей — все ого преи. Филиппа ставило на сторону святаго Пила Горскаго н его послѣдователей. Указанное мѣсто ему для жительства лежало на юго-западъ, а онъ пошелъ прямо на сѣверъ. Зачѣмъ? Отвѣтъ можетъ быть одинъ: посѣтить тѣ мѣста, гдѣ, раздѣляемые имъ взгляды находили широкое распространеніе. Вт. Каменномъ монастырѣ онъ останавливается вт, ке.ілін у старца Германа, завѣдомаго сторонника бѣілоаерскнхъ пустынниковъ. Если бы даже, раньше онъ ничего по слыхалъ, то одна уже бесѣда съ итнмъ «благопскус-пымт, инокомъ» должна была прояснить его кругозоръ, дать смыслъ, его душевнымъ терзаніямъ, вполнѣ', родственнымъ надо*

строенію «нестяжателей». Дѣйствительно, онъ. напутствуемый благоже.таніямн Германа, вышелъ изъ Спасо-Каменнаго монастыря «радуяся», т. е. нашедшн разрѣшеніе своихъ сомнѣній, и обходилъ «многія страны южныя (Бѣлозерскій край приходится па юго-занадъ отъ Каменнаго монастыря), грады и веси» съ сознательнымъ желаніемъ нустыпножительствовать н с'ь чувствами. обнаруживающими образъ мыслей бѣлозерскихъ пустынниковъ. Послѣ долгихт. путешествіи. Филиппъ прибылъ въ городъ на Бѣлоозеро. Бъ житіи не сказано, посѣщалъ ли онъ Кирн.тло-Бѣлозерскій монастырь, Ѳерапоптову пустыню. Нпло-Сорскій скитъ и другія пустыни Бѣлозе[)скаго края, гдѣ .могъ найти себѣ единомышленниковъ, по онѣ лежали какъ разъ на пути изъ Каменнаго монастыря къ Бѣлозерску. Во всякомъ случаѣ позднѣйшія поученія Филиппа говоритъ о близкомъ родствѣ взглядовъ.

Изъ Бѣлозерска путешественникъ прямо направился въ Андогу. Въ настоящее время, какъ и въ прежнее, этимъ именемъ называютъ какъ рѣку, такъ и цѣлый рядъ селъ, возникшихъ по лѣвую сторону ея. въ выпѣвшемъ Черсповскомъ уѣздѣ. Ото Великосельскій, Николо-Богоявленскій, Становскій, ІТречистовскій, Михайловскій и Ѳедото-Раменскій приходы. Селитьба весьма обширная и многолюдная. Обошедши многія мѣста Андогскаго края, Филиппъ, пораженный красотою мѣстности, остановился на берегу рѣки Андогп между ручьями, въ нее впадающими. Большимъ и Малымъ Правами, среди прекраснаго сосноваго бора, далеко простирающагося вверхъ и внизъ по теченію рѣки. Мѣсто было пустынно и величественно, весьма удобное для поселенія одинокаго инока, такъ что невольно вырвалось изъ устъ утомленнаго путника: «се покой мой, здѣ всолюся». Послѣ долгихъ разысканій цѣль была достигнута. День склонился къ ночи. Путникъ прилегъ подъ одну изъ сосенъ отдохнуть и вскорѣ отъ усталости уснулъ. Тогда во снѣ явился ему ангелъ Господень, подъ видомъ мужа въ свѣтлыхъ одеждахъ и сказалъ ему: «отче Филнине, здѣ у готова тебѣ Господь мѣсто». Разбуженный отъ спа видѣніемъ, онъ излилъ свою душу вт. молитвѣ Святой Троицѣ, а утромъ пошелъ кт. намѣстнику доложиться о поселеніи и испросить необходимое мѣсто для житья.

Житія святыхъ имѣютъ своею цѣлію нравственное назиданіе. Поэтому они скупы въ сообщеніи бытовыхъ подробностей. По здѣсь мы наталкиваемся па нѣсколько драгоцѣнныхъ ука-

заній. которыя открываютъ предъ нами въ живыхъ чертахъ обстановку древняго быта, когда доживали послѣдніе удѣльные князья.

Тогда намѣстникомъ Аидогскаго края былъ князь Андрей Васильевичъ ПІелешпанскій. жившій здѣсь вмѣстѣ со своимъ братомъ Иваномъ. Князья Шелешпанскіе родъ свой вели отъ перваго удѣльнаго бѣломорскаго князя Глѣба Васи.тьковича (у 1278 г.). Когда Бѣлозерскій удѣлъ предъ концомъ XIV-го вѣка подпалъ подъ власть Москвы, мѣстные удѣльные князья, за исключеніемъ старшей ихъ линіи, продолжали существовать, сидя па своихъ маленькихъ удѣлахъ и будучи подручниками сначала великокняжескаго брата Андрея Дмитріевича, а затѣмъ его сына Михаила Андреевича. За XY-й вѣкъ изъ мелкихъ бѣлозерекпхъ удѣловъ извѣстны Сугорскій. Ухтомскій, ПІелешпанскій, ВТ) предѣлахъ котораго находился Андогскій край. Карголомскій и Кемскій. Въ границахъ своихъ владѣній князья эти сохранили полную власть, держали свой дворъ, имѣли слугь и тіуновъ, давали отъ своего имени жалованныя грамоты на земли, скрѣпляли доклады о покупкѣ и мѣнѣ земель. Со смертію кн. Михаила Андреевича (у 1486 г.), великимъ княземъ Иваномъ III Бѣлозерскій удѣлъ окончательно былъ уничтоженъ, сталъ уѣздомъ Московскаго государства, но мелкіе удѣльные-князья продолжали существовать на старыхъ основаніяхъ н прежняя удѣльная власть не исчезла для нихъ безслѣдно при новыхъ государственныхъ порядкахъ. Таковъ во всякомъ случаѣ былъ князь Андрей Васильевичъ Шелеппіан-скій. Москва признала его намѣстникомъ его родовыхъ владѣній и чрезъ то сохранила за нимъ прирожденную ему государственную власть надъ мѣстнымъ краемъ.

Князья Шелешпанскіе были извѣстны препод. Филиппу. •Родичъ ихъ. князь Семенъ Андреевичъ, родной дядя ихъ отца Ваенлья Ивановича, даль по рѣкѣ Ухтомѣ въ монастырь препод. Корниліго сельцо Никольское-Кукобой съ деревнями, находившіяся недалеко отъ Комельской обители по рѣкѣ Шекснѣ (А. Ю. ДгАг 79. 146. 147). Выходецъ комельскій былъ принять благосклонно. Князь Андрей самъ отправился на мѣсто, по просьбѣ святого подъ его поселеніе очертилъ посохомъ немного землицы отъ рѣки Андоги къ Малому Ирану и разрѣшилъ тутъ жительствовать. Получивъ необходимое разрѣшеніе на жительство, Филиппъ предался ѵстроенііо своей пѵстыни. Ир о; кд с всего по княжему чертежу, для огражденія своихъ

владѣній. порылъ ровъ, а затѣмъ въ крутомч. Порогу рѣки Ан-доги ископалъ небольшую поіцору для жилья и подвиговъ мо-литвошіыхъ.

Князь Андрей быль радъ, что въ ого области поселился святой мужъ и что имъ устрояотся пустыня, и сообщилъ о томъ брату своому. князю Ивану. Вскорѣ случился пиръ, который князь Андрей давалъ, по выраженію житія, «на священниковъ и крестьянъ». Очевидно, между княземъ и его пародомъ существовали простыя и близкія отношенія. Быль, вѣроятно, какой-либо мѣстный праздникъ или князь править одну изъ своихъ семейныхъ радостей. Въ древнее время монастырь для благоустройства края считался необходимою принадлежностію. Часто даже князья или иногда земскіе люди сами но своему желанію заводили монастыри, призывая для того опытнаго старца. Поэтому, узнавъ отъ своего «обладателя» о поселеніи въ ихъ краѣ старца-отшелышка. имѣющаго священническій чинъ, всѣ радовались, но князь Иванъ теперь почему-то высказалъ неудержимый гнѣвъ и. грозя выгнать съ Ирана Филиппа, укорялъ брата: «ты его пустилъ тутъ жить, а у меня онъ не докладывался». Никакихъ увѣщаніи и просьбъ разгнѣванный князь не послушался, а вскочилъ на коня и погналъ къ пустыни. Подбѣжавъ къ Малому Ирану, чрезъ ручей копь не пошелъ. Князь ударить копя бичомъ, по тотъ разгорячился н, закусивъ удила, бѣшено понесся назадъ. Прибѣжавъ въ село, возлѣ церкви Николая Чудотворца, копь сбросилъ князя съ себя и князь, ударившись о камень, скончался. Разбитаго князя погребли честно. О случившемся брать поѣхалъ возвѣстить отшельника. Узнавъ о воемъ, преподобный «воеплака». но серебра (денегъ) на поминъ души не принялъ, а просилъ дать побольше землицы подъ пустыню: отведено было мѣста дѣйствительно немного, нѣсколько сажень. Князь пожаловалъ всю землю между Малымъ и Волынимъ Правами, впадающими въ рѣку Апдогу. па разстояніи другъ отъ друга саженъ двухсотъ, и невозвратно укрѣпилъ ее за пустыней Филиппа. Съ этого времени благочестивый князь сталь питать большую вѣру къ преподобному, своимъ поселянамъ заказалъ быть въ послушаніи н никакъ не обижать его и посылалъ необходимое па потребу.

Теперь отшельникъ еъ ревностью принялся за устроеніе своей пустыни. Прежде всего поставилъ для молитвы часовню во имя Жнвопача.тыіыя Троицы. Затѣмъ соорудилъ деревянную

келью. Появленіе старца-отшелышка въ андогскнхъ лѣсахъ па Иранѣ стало извѣстнымъ широко кругомъ. Многіе приходили къ нему ради душенной пользы и для молитвы, особенно илъ ближайшихъ селъ. Филиппъ сталъ убѣждать ихъ согласиться и общими силами выстроить церковь. Совѣтъ былъ Припять охотно. Начали приготовлять бревна, а вскорѣ ноздвпгнулп и весь храмъ. Его обильно украсили «Божіимъ милосердіемъ», т. е. святыми иконами. Князь Андрей Васильевичъ даль святое Евангеліе напрестольное. Апостолъ и иныя книги и утварь церковную. Новосозданную церковь освятили во имя Жпво-пачалыюй Троицы. Тогда Бѣломорскій край принадлежалъ Ростовской епархіи. Пустыня прослыла Красноборскою Филиппа Иранскаго. А приходить сюда слушать поученія дивнаго старца и помолиться съ нимъ стали еще больше. Многіе приходили изъ дальнихъ странъ. Слава пустыни и ея подвижника съ каждымъ годомъ росла.

Но чтобы устроить святое мѣсто, чтобы укрѣпиться въ помъ прочно и внушить уваженіе къ нему народа, пришлось пострадать, но собственному свидѣтельству преиод. Филиппа, много и сильно отъ бѣсовъ и алыхъ людей. Жить въ глухомъ лѣсу вдали отъ жилищъ—дѣло нелегкое. Трудно охранять н поддерживать жизнь. но еще труднѣе уберечься отъ «страхованій» па пустынномъ мѣстѣ и не впасть въ уныніе отъ непосильной борьбы. Бъ борьбѣ ei, темными людьми, пебоящп-мнся Бога. Филиппъ противопоставилъ терпѣніе, кротость, слово убѣжденія и молитвы за нападающихъ и укрѣплялся вѣрою, что жить въ пустынѣ указано ему самимъ Господомъ. «Терпи Филиппо. Бога ради своего, мужайся и крѣпись единъ единственно», воодушевлялъ онъ себя въ трудныхъ обстоятельствахъ. Слово убѣжденія, обращенное къ приходящимъ, и незлобивая исполненная высокихъ подвиговъ жшшь преподобнаго обезоружила его противниковъ, снискавъ уваженіе и любовь къ нему окрестнаго населенія. Окружные поселяне сдѣлались его горячими приверженцами и защитниками.

Теперь отшельникъ могъ безъ помѣхи предаться подвигу спасенія, поученію и молитвѣ за благовѣрныхъ князей, содержащихъ подт» своею державою Россійскую землю, н за все православное христіанство, чтобы вездѣ было мирно, безгрѣшно и благополучно. Эта молитва за князей, когда на Руси былъ одинъ державный князь, является пережиткомъ глубокой древности, напоминающимъ времена игумена Даніила, возжег-

піяго падь гробомъ Господнимъ въ Іерусалимѣ лампаду аа вся рускін кпя;ш и аа Христіаны. Въ дни проп. Филиппа Иранскаго великорусское племя фактически было уже объединено подъ крѣпкою рукою московскаго великаго княяа и единственными остатками отжившаго удѣльнаго уклада Руси были «сельскіе кпяап». в’ь родѣ братьевъ Шелешпанскиѵь. отказавшіеся во имя тѣни самостоятельной власти отъ придворныхъ почестей. да довольно обширный кругъ потомковъ удѣльныхъ кня-аей. плотною стѣною обставшій московскаго государя и своими привычками, унаслѣдованными отъ отцевъ-владѣтелыіыхъ кпя-аей, стѣснявшій его державную дѣятельность среди русскаго народа *).

f Н. П. Успенскій.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.