Научная статья на тему 'Оценки экономической политики в 2017 г'

Оценки экономической политики в 2017 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ИНДЕКС ОДОБРЕНИЯ / ИНДЕКС ПОНИМАНИЯ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА / ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА / RUSSIA / INDUSTRY / ECONOMIC POLICY / ASSESSMENT OF ECONOMIC POLICY OF THE GOVERNMENT / INDEX OF COMPREHENSION / INDEX OF APPROVAL / PRODUCTION INCENTIVES / REMAINING DURATION OF THE CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аукуционек Сергей Павлович

В статье описано, как руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий России респонденты Российского экономического барометра оценивают экономическую политику правительства. Приведены данные о доли руководителей, понимающих и одобряющих экономическую политику правительства, а также о первоочередных, по их мнению, мерах, необходимых для стимулирования производства. Данные представлены по 2017 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Economic Policy in 2017

The article depicts how Russia’s managers of industrial and agricultural enterprises Russian Economic Barometer respondents’ assess the economic policy of the Government. There are presented the shares of managers who understand and who approve of the Government's economic policy, as well as the priority of measures, in their opinion, necessary to stimulate production. Data are presented up to the year 2017.

Текст научной работы на тему «Оценки экономической политики в 2017 г»

А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы И С Т А Т Ь И

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2017 г.

С.П. Аукуционек

DOI: 10.20542/2307-0390-2017-4-3-9

Аннотация: В статье описано, как руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий России - респонденты Российского экономического барометра - оценивают экономическую политику правительства. Приведены данные о доли руководителей, понимающих и одобряющих экономическую политику правительства, а также о первоочередных, по их мнению, мерах, необходимых для стимулирования производства. Данные представлены по 2017 год.

Ключевые слова: Россия; промышленность; экономическая политика; оценка экономической политики правительства; индекс одобрения; индекс понимания; мероприятия по стимулированию производства; остаточная продолжительность кризиса.

Assessment of Economic Policy in 2017

Sergey P. Aukutsionek

Abstract: The article depicts how Russia's managers of industrial and agricultural enterprises -Russian Economic Barometer respondents' - assess the economic policy of the Government. There are presented the shares of managers who understand and who approve of the Government's economic policy, as well as the priority of measures, in their opinion, necessary to stimulate production. Data are presented up to the year 2017.

Keywords: Russia; industry; economic policy; assessment of economic policy of the Government; index of comprehension; index of approval; production incentives; remaining duration of the crisis. Please note: Full text of the article in English can be found in "The Russian Economic Barometer", which is available on the IMEMO website (see the link below)*.

Результаты опросов руководителей предприятий, проводимых Российским экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в 2017 г. динамика оценок экономической политики правительства в промышленном и сельскохозяйственном секторах была существенно различной.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 43%. Это на 7 процентных пунктов больше результата 2016 г. и является самым высоким значением показателя за последние 25 лет.

Доля НЕПОНИМАЮЩИХ в 2017 г. действий правительства (полностью или в основном) составляла 23%, что на 6 процентных пунктов меньше оценки 2016 г. и тоже является рекордным значением показателя, начиная с 2007 г.

Аукуционек Сергей Павлович - кандидат экономических наук, руководитель Центра по изучению переходной экономики ИМЭМО РАН.

* http ://www. imemo.ru/j our/REBQUE/index.php?page id=1022

3

На протяжении большей части постдефолтного периода самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку. Но в 2016 г. доля этой группы опустилась до 34%, и она уступила первое место группе понимающих экономическую политику правительства. То же самое повторилось и в 2017 г.

ТАБЛИЦА 1.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики 1) правительства 1) Индекс одобрения экономической политики 1) правительства 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического 2) кризиса ) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%)

19923) 47 41 6.0 -

1993 40 36 6.0 -

1994 34 26 6.3 -

1995 35 28 7.1 -

1996 32 25 6.7 -

1997 35 25 7.8 -

1998 34 25 7.4 -

1999 39 34 7.7 3

2000 46 43 6.0 9

2001 50 46 6.4 10

2002 51 45 7.1 6

2003 50 41 7.5 6

2004 49 41 7.6 10

2005 49 39 7.8 7

2006 52 44 7.1 12

2007 53 47 6.8 16

2008 52 45 5.9 13

2009 45 40 4.2 2

2010 50 44 4.4 6

2011 47 40 4.9 12

2012 48 41 5.7 10

2013 48 42 5.7 4

2014 49 45 5.9 3

2015 50 46 5.0 0

2016 50 46 6.0 2

2017 53 46 6.5 5

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала. Источник: опросы РЭБ.

При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти позиций: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя

4

эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, % % % и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.

При таком измерении действия правительства в 2017 году выглядели довольно-таки «понятными» более чем для половины руководителей предприятий: индекс понимания вырос на три п.п. и достиг 53 (см. таблицу 1). Это - повторение рекорда 2007 г.

Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ экономическую политику правительства (полностью или в основном), за год повысилась на 1 процентный пункт и составила 22%. А доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства, снизилась на 3 процентных пункта - с 28% до 25%.

Так же как и для предыдущего показателя, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политики (ИО). В 2017 г. его среднее значение равнялось 46. Это повторяет результаты 2015 и 2016 гг., и всего один пункт не дотягивает до рекорда 2007 г.

В качестве косвенной оценки деятельности правительства можно привести еще один показатель РЭБ: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2017 г. остаточная продолжительность кризиса, по мнению респондентов, составила 6.5 лет. Это на полгода хуже оценки, полученной в 2016 г. Круг руководителей предприятий, полагающих, что идёт экономический подъем, расширился с 2% до 5% выборки.

ТАБЛИЦА 2.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ (усредненные

результаты четырех квартальных опросов)

Индекс понимания экономической политики правительства Индекс одобрения экономической политики правительства Разница между пониманием и одобрением

2015 2016 2017 2015 2016 2017 2017

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)=(3) - (6)

Металлургия 53 50 46 44 41 50 -4

Машиностроение 55 56 60 52 53 53 7

Химическая промышленность 38 38 44 36 42 42 2

Лесопромышленный комплекс 49 46 43 34 31 24 19

Производство стройматериалов 33 57 53 43 45 46 7

Легкая промышленность 55 53 53 40 45 49 4

Пищевая промышленность 51 40 50 59 46 43 7

Источник: опросы РЭБ.

Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям. Заметный и благоприятный (для правительства) сдвиг в понимании отмечен в пищевой промышленности (+10 процентных пунктов по сравнению с 2016 годом). В машиностроении общий уровень «понимания» политики на протяжении нескольких лет остаётся довольно высоким и продолжает возрастать (+4 процентных пункта). А в металлургии, производстве стройматериалов и лесопромышленном комплексе зафиксировано понижение индексов.

Позитивные изменения в оценках одобрения экономической политики наблюдались, прежде всего, в металлургии (+9 пунктов) и в лёгкой промышленности (+4 пункта). Абсолютный уровень одобрения экономической политики в большинстве отраслей не дотягивал до 50-процентной отметки. А его наихудшая динамика была отмечена в лесопромышленном комплексе: -7 процентных пунктов по сравнению с 2016 г.

Обратимся теперь к списку стимулирующих мероприятий, которыми, по мнению респондентов, правительству следовало бы заняться в первую очередь.

ТАБЛИЦА 3.

РЕЙТИНГ РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА (доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, _среднее по двум полугодовым опросам, %)_

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

1. Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66 61 59 58 60 56 54 74 58 61 52 44 44 55

2. Стимулировать капитальные 1) вложения ) 45 48 53 56 54 47 43 44 39 46 44 36 28 30 39

3. Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34 42 39 44 42 43 47 45 46 43 38 37 42 36 33 34 33

4. Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44 40 41 43 40 41 44 40 41 38 31 33 45 46 39 32 28

5. Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34 32 28 26 31 41 42 29 34 43 45 40 44 38

6. Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30 23 23 25 21 16 17 22 22 22 22 15 8 13

7. Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25 30 32 25 27 31 25 23 21 23 27 21 15 18

8. Стабилизировать «правила игры» 1) 272) 20 17 17 15 15 16 20 18 21 15 17 25

9. Стабилизировать курс рубля 522) 46 33 23 21 13 14 8 5 7 10 10 10 9 13 7 25 28 26 20

10. Облегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10 12 11 11 7 9 11 10 5 6 3 5 8 5

11. Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5 5 4 5 6 7 4 3 5 3 5 10 6 5

12. Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4 3 3 4 3 3 4 3 4 2 2 2 2 3

13. Другое 14 6 5 4 4 2 3 4 4 4 2 3 3 3 3 4 3 4 6 5

14. Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4 3 3 3 3 2 3 4 2 2 2 1 0 1 5 3 3

1) Включение данного мероприятия в список, скорее всего, не сказалось существенно на остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается.

2) Второе полугодие. Источник: опросы РЭБ.

Проблема облегчения налогового бремени по-прежнему идёт первым номером. Начиная с 1998-2000 гг., прослеживалась тенденция к уменьшению ее остроты. Даже в

кризисном 2009 г. частота требований снизить налоги держалась около рекордно низкой отметки 56% и упала ещё на 2 пункта в 2010 г. В 2011 г. казалось, что всё возвращается на круги своя: 74% респондентов посчитали снижение налогового бремени первостепенной по важности проблемой экономической политики. Это практически повторяло результаты 20012003 гг. Но в 2012 г. тенденция к уменьшению остроты налоговых проблем снова возобладала: в 2014 г. соответствующий рейтинг опустился до 52%, а в 2015 и в 2016 гг. -до 44%. В 2017 г. он снова вырос - до 55%. Тем не менее это значение показателя, по-прежнему - одно из самых низких, начиная с 1998 г. (см. таблицу 3). Подчеркнём, что снижение данного показателя не равнозначно снижению налоговой нагрузки на предприятия. Но речь идёт именно о восприятии относительной остроты проблемы налогов на фоне других проблем.

Вторую и третью позиции занимают «стимулирование капитальных вложений» (39%) и «использование системы госзаказа» (38%). На четвёртом и пятом местах оказались мероприятия, прямо или косвенно связанные с удешевлением финансирования предприятий. Необходимость снижения ставок по банковским кредитам (четвертая позиция) получила 33% голосов респондентов. Здесь мы имеем повторение абсолютного рекорда позапрошлого (2015-го) года, когда рейтинг показателя был самым низким за всю историю его измерения (с 1998 г.). А вот идея предоставления предприятиям льготных кредитов, дотаций и т.п. (пятая позиция) получила рекордно низкое относительное число голосов респондентов - всего 28%. Это на 4 процентных пункта меньше, чем в 2016 г. и на 17 пунктов меньше, чем в 2013 г., когда соответствующий рейтинг был рекордно высоким.

Заметно прибавила идея «стабилизировать правила игры»: в 2017 г. за неё проголосовала четверть (25%) респондентов - на 8 процентных пунктов больше, чем в 2016 г.

Из мероприятий «третьего эшелона» выделяются: по-прежнему весьма частые пожелания стабилизировать курс рубля (20%), мероприятия по ограничению импорта (18%) и идеи по улучшению структуры системы налогообложения (13%).

Помимо оценки конкретных направлений экономической политики с точки зрения предприятий, респондентам РЭБ задается вопрос о сравнительной важности стимулирования производства и снижения инфляции для российской экономики в целом. Как видно из таблицы 4, на протяжении всего рассматриваемого периода численный перевес сторонников стимулирования производства над сторонниками замедления инфляции был подавляющим. Таким же остался он и в 2017 г.: 78% респондентов считали, что в этот период производство важнее инфляции, и лишь 9% придерживались противоположного мнения.

На протяжении 8-10 последних лет наблюдалось повышение относительной важности антиинфляционной политики правительства в глазах респондентов. Максимальные значения оценок важности этой политики пришлись на период 2008-2015 гг. (за вычетом 2009 г.), когда скорость инфляции резко контрастировала с торможением производства. В 2016 г. судя по нашим данным, этот контраст был ликвидирован: производство вроде бы пошло в рост, а инфляция, наоборот, радикально замедлилась. Чем, по-видимому, и был обусловлен слом вышеуказанной тенденции. Данные за 2017 г. вполне укладываются в эту логику: инфляция практически сошла на нет, а производство растёт трудно и медленно. Отсюда - дополнительное смещение акцента в пользу стимулирования производства.

Интересно и ещё одно обстоятельство. Несмотря на такое смещение и на объективные факторы, его вызывающие, структура оценок респондентов весьма далека от той, что наблюдалась в конце 90-х прошлого и в нулевые годы нового века. По-видимому, большинство тех, кто ещё 10-15 лет назад недооценивал значимости антиинфляционной политики, теперь поменяло своё мнение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТАБЛИЦА 4.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЗАМЕДЛИТЬ ИНФЛЯЦИЮ ИЛИ СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО?» (доля респондентов, выбравших данный вариант ответа, среднее по четырем

квартальным опросам, %)

Инфляция В равной мере то и другое Производство Баланс

(1) (2) (3) (4) = (3)-(1)

1997 2 4 94 92

1998 2 3 95 93

1999 5 6 89 84

2000 5 5 90 85

2001 6 6 88 82

2002 7 7 86 79

2003 7 7 86 79

2004 6 7 87 81

2005 7 4 89 82

2006 9 6 85 76

2007 9 7 84 75

2008 17 9 74 57

2009 9 9 82 73

2010 11 12 77 66

2011 14 12 74 60

2012 11 12 77 66

2013 13 15 72 59

2014 13 17 70 57

2015 12 18 70 58

2016 11 16 73 62

2017 9 13 78 69

Источник: опросы РЭБ.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Понимание правительственной политики среди респондентов сельскохозяйственных предприятий выборки РЭБ снизилось на семь процентных пунктов - до 38. Иными словами, в 2017 г. почти две трети респондентов не понимали экономическую политику правительства. Это - повторение оценки 2014 г. и один из худших результатов за 20 с лишним лет.

По-прежнему невысоким был в 2017 г. и уровень одобрения действий правительства - 34. Это на 6-7 пунктов меньше оценок 2015-2016 гг. Хотя справедливости ради нужно заметить, что, если исключить два указанных года с аномально высокими оценками, то отмеченный в 2017 году уровень поддержки правительственной политики выглядит сравнительно неплохо и даже является одним из наивысших за весь рассматриваемый период.

Резко - на три с половиной года - возросла оценка остаточной продолжительности кризиса - до 11.3 лет. Это почти повторяет антирекорд 2005 г. и является одной из самых пессимистичных оценок, начиная с 1992 г. При этом существенно выросло расхождение между оценками остаточной продолжительности кризиса представителей агросектора и промышленности: с +1.7 до +4.8 года (рекордный разрыв за весь период наблюдений).

ТАБЛИЦА 5.

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)

Число лет, оставшееся до

Индекс понимания Индекс одобрения окончания экономического

экономической политики экономической политики кризиса ) ( в скобках дано

правительства 1) правительства 1) превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)

19923) - - 6.2 (+0.2)

1993 39 29 6.8 (+0.8)

1994 32 22 7.8 (+1.5)

1995 29 19 8.3 (+1.2)

1996 30 18 7.8 (+1.1)

1997 34 19 9.0 (+1.2)

1998 37 21 9.2 (+1.8)

1999 39 32 7.6 (-0.1)

2000 41 31 7.5 (+1.5)

2001 44 34 7.1 (+0.7)

2002 41 32 8.8 (+1.7)

2003 41 25 9.8 (+2.3)

2004 45 27 10.6 (+3.0)

2005 37 23 11.6 (+3.8)

2006 47 31 10.5 (+3.4)

2007 44 34 9.0 (+2.2)

2008 44 37 8.7 (+2.8)

2009 38 36 7.7 (+3.5)

2010 38 34 8.1 (+3.7)

2011 37 31 9.6 (+4.7)

2012 42 36 7.6 (+1.9)

2013 40 32 9.2 (+3.5)

2014 34 26 9.0 (+3.1)

2015 44 41 7.4 (+2.4)

2016 45 40 7.7 (+1.7)

2017 38 34 11.3 (+4.8)

Данные за 2012-2014 гг. скорректированы.

1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.

2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.

3) Без первого квартала. Источник: опросы РЭБ.

****

В целом результаты наших измерений позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей предприятий имела экономическая политика правительства в 2017 г., по сравнению с предыдущим годом почти не изменилась, оставаясь на высоком - по историческим меркам - уровне в промышленности. Но резко снизилась в агросекторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.