А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы И С Т А Т Ь И
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2016 г.
С. Аукуционек
Результаты опросов руководителей предприятий, проводимых Российским экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в 2016 г. отношение к экономической политике правительства среди руководителей предприятий оставалось на прежнем (2015 г.) и довольно высоком уровне.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 36%. Это на 1 процентный пункт больше результата 2015 г. и является одним из самых высоких значений показателя за последние 20 с лишним лет.
Доля НЕ ПОНИМАЮЩИХ в 2016 г. действий правительства (полностью или в основном) составила 29%, что повторяет оценку 2015 г. и тоже является одним из лучших, то есть наименьших, показателей, начиная с 1992 г.
На протяжении большей части постдефолтного периода самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку. Но в 2016 г. доля этой группы опустилась до 34%, и она уступила первое место группе понимающих экономическую политику правительства.
При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти позиций: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, % % % и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.
При таком измерении действия правительства в 2016 году выглядели довольно-таки «непонятными», по крайней мере, для половины руководителей предприятий: индекс понимания равнялся 50 (см. таблицу 1). Это всего на один пункт выше, чем год назад.
Аукуционек Сергей Павлович - кандидат экономических наук, руководитель Центра по изучению переходной экономики ИМЭМО РАН.
ТАБЛИЦА 1.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики 1) правительства 1) Индекс одобрения экономической политики 1) правительства 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического 2) кризиса ) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%)
19923) 47 41 6.0 -
1993 40 36 6.0 -
1994 34 26 6.3 -
1995 35 28 7.1 -
1996 32 25 6.7 -
1997 35 25 7.8 -
1998 34 25 7.4 -
1999 39 34 7.7 3
2000 46 43 6.0 9
2001 50 46 6.4 10
2002 51 45 7.1 6
2003 50 41 7.5 6
2004 49 41 7.6 10
2005 49 39 7.8 7
2006 52 44 7.1 12
2007 53 47 6.8 16
2008 52 45 5.9 13
2009 45 40 4.2 2
2010 50 44 4.4 6
2011 47 40 4.9 12
2012 48 41 5.7 10
2013 48 42 5.7 4
2014 49 45 5.9 3
2015 49 46 5.0 0
2016 50 46 6.0 2
1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью
понимают (одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.
2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.
3) Без первого квартала.
Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ экономическую политику правительства (полностью или в основном), за год снизилась на 1 процентный пункт и составила 21%. А доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства, осталась той же - 28%.
Так же как и для предыдущего показателя, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политики. В 2016 г. его среднее значение равнялось 46. Это повторяет результат 2015 г., и является одним из лучших значений показателя за последние 20 с лишним лет. Выше он поднимался лишь однажды: в 2007 г. (47).
В качестве косвенной оценки деятельности правительства можно привести еще один показатель РЭБ: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2016 г. ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА, по мнению респондентов, составила 6.0 лет. Это на 1 год хуже оценки, полученной в 2015 г. Круг руководителей предприятий, полагающих, что идёт экономический подъем, расширился с 0% до 2% выборки.
Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям. Заметный и благоприятный (для правительства) сдвиг в понимании отмечен в промышленности стройматериалов (+24 процентных пункта по сравнению с 2015 годом). В машиностроении общий уровень «понимания» политики на протяжении нескольких лет остаётся довольно высоким. А наибольшее понижение произошло в пищевой промышленности (-9 процентных пунктов).
Позитивная динамика в оценках одобрения экономической политики наблюдалась, прежде всего, в лёгкой (+5 пунктов) и в химической промышленности (+6 пунктов). Правда, абсолютный уровень одобрения экономической политики оставался довольно низким -заметно ниже 50%. Наихудшая динамика индекса одобрения была зафиксирована в пищевой отрасли: понижение на 13 процентных пунктов по сравнению с 2015 г.
ТАБЛИЦА 2.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ (усредненные
результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики правительства Индекс одобрения экономической политики правительства Разница между пониманием и одобрением
2014 2015 2016 2014 2015 2016 2016
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)=(3) - (6)
Металлургия 53 53 50 52 44 41 9
Машиностроение 53 55 56 50 52 53 3
Химическая промышленность 31 38 38 27 36 42 -4
Лесопромышленный комплекс 43 49 46 35 34 31 15
Производство стройматериалов 44 33 57 45 43 45 -12
Легкая промышленность 57 55 53 42 40 45 8
Пищевая промышленность 54 51 40 53 59 46 -6
Обратимся теперь к списку стимулирующих мероприятий, которыми, по мнению респондентов, правительству следовало бы заняться в первую очередь.
ТАБЛИЦА 3.
РЕЙТИНГ РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА (доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, _среднее по двум полугодовым опросам, %)_
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
1. Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66 61 59 58 60 56 54 74 58 61 52 44 44
2. Стимулировать капитальные 1) вложения ) 45 48 53 56 54 47 43 44 39 46 44 36 28 30
3. Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34 42 39 44 42 43 47 45 46 43 38 37 42 36 33 34
4. Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44 40 41 43 40 41 44 40 41 38 31 33 45 46 39 32
5. Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34 32 28 26 31 41 42 29 34 43 45 40 44
6. Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30 23 23 25 21 16 17 22 22 22 22 15 8
7. Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25 30 32 25 27 31 25 23 21 23 27 21 15
8. Стабилизировать «правила 1) игры» ) 272) 20 17 17 15 15 16 20 18 21 15 17
9. Стабилизировать курс рубля 522) 46 33 23 21 13 14 8 5 7 10 10 10 9 13 7 25 28 26
10. Облегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10 12 11 11 7 9 11 10 5 6 3 5 8
11. Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5 5 4 5 6 7 4 3 5 3 5 10 6
12. Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4 3 3 4 3 3 4 3 4 2 2 2 2
13. Другое 14 6 5 4 4 2 3 4 4 4 2 3 3 3 3 4 3 4 6
14. Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4 3 3 3 3 2 3 4 2 2 2 1 0 1 5 3
1) Включение данного мероприятия в список, скорее всего, не сказалось существенно на остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается.
2) Второе полугодие.
Проблема облегчения налогового бремени по-прежнему идёт первым номером. Начиная с 1998-2000 гг., прослеживалась тенденция к уменьшению ее остроты. Даже в кризисном 2009 г., когда казалось, что эта тенденция должна была исчерпаться, частота требований снизить налоги держалась около рекордно низкой отметки 56% и упала ещё на 2 пункта в 2010 г. В 2011 г. казалось, что всё возвращается на круги своя: 74% респондентов посчитали снижение налогового бремени первостепенной по важности проблемой
экономической политики. Это практически повторяло результаты 2001-2003 гг. Но в 2012 г. тенденция к уменьшению остроты налоговых проблем снова возобладала: в 2014 г. соответствующий рейтинг опустился до 52%, в 2015 г. - до 44% и остановился на том же уровне в минувшем 2016 году. Это абсолютный и, можно сказать, выдающийся рекорд за 18 лет наблюдений (см. таблицу 3). Подчеркнём, что снижение данного показателя не равнозначно снижению налоговой нагрузки на предприятия. Но речь идёт именно о восприятии относительной остроты проблемы налогов на фоне других проблем. Снизить эту остроту правительству, безусловно, удалось. По крайней мере, в средних числах.
Интересно, что впервые высшую строку этого рейтинга делит идея активизации системы госзаказа: в 2016 г. за это «проголосовали» 44% респондентов - почти рекорд за 18 лет наблюдений. Причём высокий уровень поддержки этой системы отмечается на протяжении последних 4 лет.
На третьем и четвёртом местах идут мероприятия, прямо или косвенно связанные с удешевлением финансирования предприятий. Так, идея осуществления мероприятий по снижению ставок по банковским кредитам получила 34% голосов респондентов. Здесь мы имеем почти повторение абсолютного рекорда прошлого (2015) года, когда рейтинг показателя был самым низким за всю историю его измерения (с 1998 г.). А предоставление предприятиям льготных кредитов, дотаций и т.п. набрало 32%. Это, кстати, тоже почти рекордно низкий показатель за последние 18 лет.
Чуть повысилась (за 2016 г.) привлекательность в глазах респондентов стимулирования капитальных вложений - 30%. Но в целом популярность идеи такого стимулирования остаётся невысокой по сравнению с серединой нулевых годов, когда она привлекала более половины респондентов.
Из мероприятий «третьего эшелона» хочется отметить по-прежнему весьма частые требования стабилизировать курс рубля. Соответствующий рейтинг вырос с 25% в 2014 г. до 28% в 2015 г. и остался примерно на том же уровне в 2016 г. - 26%.
Помимо оценки конкретных направлений экономической политики с точки зрения предприятий, респондентам РЭБ задается вопрос о сравнительной важности стимулирования производства и снижения инфляции для российской экономики в целом. Как видно из таблицы 4, на протяжении всего рассматриваемого периода численный перевес сторонников стимулирования производства над сторонниками замедления инфляции был подавляющим. Таким же остался он и в 2016 г.: 73% респондентов считали, что в этот период производство важнее инфляции, и лишь 11% придерживались противоположного мнения.
Обращает на себя внимание слом долгосрочной тенденции. На протяжении многих лет наблюдалось повышение относительной важности антиинфляционной политики правительства в глазах респондентов. Максимальные значения оценок этой политики пришлись на период 2008-2015 гг. (за вычетом 2009 г.), когда скорость инфляции резко контрастировала с торможением производства. В 2016 г. судя по нашим данным, этот контраст был ликвидирован: производство вроде бы пошло в рост, а инфляция, наоборот, радикально замедлилась. Чем, по-видимому, и был обусловлен слом вышеуказанной тенденции.
ТАБЛИЦА 4.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЗАМЕДЛИТЬ ИНФЛЯЦИЮ ИЛИ СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО?» (доля респондентов, выбравших данный вариант ответа, среднее по четырем
квартальным опросам, %)
Инфляция В равной мере то и другое Производство Баланс
(1) (2) (3) (4) = (3)-(1)
1997 2 4 94 92
1998 2 3 95 93
1999 5 6 89 84
2000 5 5 90 85
2001 6 6 88 82
2002 7 7 86 79
2003 7 7 86 79
2004 6 7 87 81
2005 7 4 89 82
2006 9 6 85 76
2007 9 7 84 75
2008 17 9 74 57
2009 9 9 82 73
2010 11 12 77 66
2011 14 12 74 60
2012 11 12 77 66
2013 13 15 72 59
2014 13 17 70 57
2015 12 18 70 58
2016 11 16 73 62
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понимание правительственной политики среди респондентов сельскохозяйственных предприятий выборки РЭБ повысилось на один процентный пункт - до 45. Это означает, что больше половины респондентов по-прежнему не понимают экономическую политику правительства. Хотя, по историческим меркам, такой уровень понимания недалёк от абсолютного рекорда - 47, достигнутого в 2006 г.
Почти рекордным был в 2016 г. и уровень одобрения действий правительства - 40. Всего на 1 процентный пункт меньше, чем в 2015 г.
Правда, при этом параллельно примерно на 4 месяца возросла оценка остаточной продолжительности кризиса - до 7.7 года. Хотя и этот показатель близок к рекордно низким значениям по историческим меркам. И наконец, существенно уменьшилось расхождение между оценками остаточной продолжительности кризиса представителей агросектора и промышленности: с +2.4 до +1.7 года.
ТАБЛИЦА 5.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)
Число лет, оставшееся до
Индекс понимания Индекс одобрения окончания экономического
экономической политики экономической политики кризиса ) ( в скобках дано
правительства 1) правительства 1) превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)
19923) - - 6.2 (+0.2)
1993 39 29 6.8 (+0.8)
1994 32 22 7.8 (+1.5)
1995 29 19 8.3 (+1.2)
1996 30 18 7.8 (+1.1)
1997 34 19 9.0 (+1.2)
1998 37 21 9.2 (+1.8)
1999 39 32 7.6 (-0.1)
2000 41 31 7.5 (+1.5)
2001 44 34 7.1 (+0.7)
2002 41 32 8.8 (+1.7)
2003 41 25 9.8 (+2.3)
2004 45 27 10.6 (+3.0)
2005 37 23 11.6 (+3.8)
2006 47 31 10.5 (+3.4)
2007 44 34 9.0 (+2.2)
2008 44 37 8.7 (+2.8)
2009 38 36 7.7 (+3.5)
2010 38 34 8.1 (+3.7)
2011 37 31 9.6 (+4.7)
2012 42 36 7.6 (+1.9)
2013 40 32 9.2 (+3.5)
2014 34 26 9.0 (+3.1)
2015 44 41 7.4 (+2.4)
2016 45 40 7.7 (+1.7)
Данные за 2012-2014 гг. скорректированы.
1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью
понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.
2) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.
3) Без первого квартала.
****
В целом результаты наших измерений позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей предприятий имела экономическая политика правительства в 2016 г., по сравнению с предыдущим годом почти не изменилась и оставалась на высоком -по историческим меркам - уровне, как в промышленности, так и в агросекторе.