Российский Экономический Барометр, №4, 2015
С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 2015 Г.
С. Аукуционек
Результаты опросов руководителей предприятий, проводимых Российским экономическим барометром (РЭБ), свидетельствуют, что в 2015 г. отношение к экономической политике правительства среди руководителей предприятий улучшилось.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Доля респондентов, ПОНИМАЮЩИХ (полностью или в основном) экономическую политику правительства, составила 35%. Это на 1 процентный пункт больше результата 2014 г. и является одним из самых высоких значений показателя за последние 20 лет.
Доля НЕПОНИМАЮЩИХ в 2015 г. действий правительства (полностью или в основном) составляла 29%, что тоже превышает оценку 2014 г. (на 2 п. п.) и тоже является одним из лучших, то есть наименьших, показателей, начиная с 1992 г.
На протяжении большей части постдефолтного периода самую многочисленную группу составляли те, кто затруднился поставить правительству оценку. Такой же эта группа осталась и в 2015 г. - 36%. Хотя теперь её численное превосходство уже не выглядит столь подавляющим.
При ответе на вопрос об экономической политике руководителям предприятий предлагается выбрать одну из пяти позиций: «полное непонимание», «непонимание в основном», «трудно сказать», «понимание в основном» и «полное понимание». Используя эту пятиступенчатую шкалу, мы строим более точный индекс понимания (ИП), который учитывает все варианты ответов с разными весами: 0, %, 1, * * 3Л и 1. Ситуация, когда ИП=100 означает всеобщее и полное понимание, а ИП=0, наоборот, - всеобщее и полное непонимание политики правительства.
При таком измерении действия правительства в 2015 году выглядели довольно-таки
Аукуционек Сергей Павлович - кандидат экономических наук, руководитель Центра по изучению переходной
экономики ИМЭМО РАН.
3
Российский Экономический Барометр, №4, 2015
«непонятными» по крайней мере, для половины руководителей предприятий: индекс понимания равнялся 50 (см. таблицу 1). Это всего на один пункт выше, чем год назад.
Наиболее многочисленную группу образуют те респонденты, которые затруднились поставить оценку правительству, - 50% - на 3 процентных пункта ниже, чем годом ранее.
ТАБЛИЦА 1.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики правительства 1) Индекс одобрения экономической политики правительства 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического 2) кризиса ) Доля респондентов, считающих, что экономический подъем уже начался (%)
19923) 47 41 6.0 -
1993 40 36 6.0 -
1994 34 26 6.3 -
1995 35 28 7.1 -
1996 32 25 6.7 -
1997 35 25 7.8 -
1998 34 25 7.4 -
1999 39 34 7.7 3
2000 46 43 6.0 9
2001 50 46 6.4 10
2002 51 45 7.1 6
2003 50 41 7.5 6
2004 49 41 7.6 10
2005 49 39 7.8 7
2006 52 44 7.1 12
2007 53 47 6.8 16
2008 52 45 5.9 13
2009 45 40 4.2 2
2010 50 44 4.4 6
2011 47 40 4.9 12
2012 48 41 5.7 10
2013 48 42 5.7 4
2014 49 45 5.9 3
2015 50 46 5.0 0
ПРИМЕЧАНИЯ.
1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают
(одобряют) политику, «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.
) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.
3) Без первого квартала.
Источник: опросы РЭБ. 4
4
Российский Экономический Барометр, №4, 2015
Доля руководителей промышленных предприятий, ОДОБРЯЮЩИХ экономическую политику правительства (полностью или в основном), за год возросла на 3 процентных пункта и составила 22%. А доля руководителей, которые НЕ ОДОБРЯЮТ политику правительства, осталась той же - 28%.
Также как и для предыдущего показателя, измерение производится по пятиступенчатой шкале: от полного неодобрения до полного одобрения. Подобно индексу понимания строится индекс одобрения экономической политики (ИО). В 2015 г. его среднее значение равнялось 46. Это на 1 пункт выше, чем в 2014 г., и является одним из лучших значений показателя за последние 20 лет. Выше он поднимался лишь однажды: в 2007 г. (47).
В качестве косвенной оценки деятельности правительства можно привести еще один показатель РЭБ: ожидаемое число лет до окончания экономического кризиса. В среднем за 2015 г. ОСТАТОЧНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА, по мнению респондентов, составила 5.0 лет. Это на 0.9 года лучше оценки, полученной в 2014 г. Круг руководителей предприятий, полагающих, что экономический подъем уже идёт, сузился с 3% до 0%.
Оценки экономической политики правительства существенно разнятся по отраслям. Заметный и благоприятный (для правительства) сдвиг в понимании отмечен в химической промышленности (+7 процентных пунктов по сравнению с 2014 годом) и в лесопромышленном комплексе (+6). При том, что общий уровень «понимания» политики в данных отраслях уже на протяжении нескольких лет один из самых низких. А наибольшее понижение произошло в производстве строительных материалов (-11 процентных пунктов).
ТАБЛИЦА 2.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) ДИРЕКТОРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ (усредненные
результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики правительства 8 Индекс одобрения экономической политики правительства £ Разница между пониманием и одобрением
2013 2014 2015 2013 2014 2015 2015
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) = (3) - (6)
Металлургия 62 53 53 37 52 44 9
Машиностроение 55 53 55 47 50 52 3
Химическая промышленность 32 31 38 36 27 36 2
Лесопромышленный комплекс 34 43 49 35 35 34 15
Производство стройматериалов 45 44 33 44 45 43 -10
Легкая промышленность 41 57 55 32 42 40 15
Пищевая промышленность 48 54 51 43 53 59 -8
5
Российский Экономический Барометр, №4, 2015
Позитивная динамика в оценках одобрения экономической политики наблюдалась, прежде всего, в пищевой отрасли (+6 пунктов) и в химической промышленности (+9 пунктов). Правда, во втором случае сам по себе уровень одобрения экономической политики оставался очень низким. Наихудшая динамика индекса одобрения была зафиксирована в металлургии: понижение на 8 процентных пунктов по сравнению с 2014 г.
Обратимся теперь к списку стимулирующих мероприятий, которыми, по мнению респондентов, правительству следовало бы заняться в первую очередь. Проблема облегчения налогового бремени по-прежнему идёт первым номером. Начиная с 19982000 гг., прослеживалась тенденция к уменьшению ее остроты. Даже в кризисном 2009 г., когда казалось, что эта тенденция должна была исчерпаться, частота требований снизить налоги держалась около рекордно низкой отметки 56% и упала ещё на 2 пункта в 2010 г. В 2011 г. казалось, что всё возвращается на круги своя: 74% респондентов посчитали снижение налогового бремени первостепенной по важности проблемой экономической политики. Это практически повторяло результаты 2001-2003 гг. Но в 2012 г. тенденция к уменьшению остроты налоговых проблем снова возобладала: в 2014 г. соответствующий рейтинг опустился до 52%, а в 2015 г. - до 44%. Это абсолютный и, можно сказать, выдающийся рекорд за 17 лет наблюдений (см. таблицу 3). Подчеркнём, что снижение данного показателя не равнозначно снижению налоговой нагрузки на предприятия. Но речь идёт именно о восприятии относительной остроты проблемы налогов на фоне других проблем. Снизить эту остроту правительству, безусловно, удалось. По крайней мере, в средних числах.
На втором и третьем местах идут мероприятия, прямо или косвенно связанные с государственным финансированием. Так, идея предоставления предприятиям льготных кредитов, дотаций и т.п. получила 39% голосов респондентов. А использование системы госзаказа - 40%.
Заметно понизилась (в среднем за 2015 г.) привлекательность в глазах респондентов стимулирования капитальных вложений (28%) и снижения банковского процента (33%). Идея стимулирования капитальных вложений потеряла 8 пунктов своей популярности, а снижение банковского процента - 3 пункта. Заметим, что для банковского процента текущий уровень рейтинга является самым низким за весь период наблюдений. То же самое относится и к рейтингу стимулирования капитальных вложений. С той лишь разницей, что в данном случае наблюдения начались на пять лет позже (то есть с 2003 г.).
Из мероприятий «третьего эшелона» хочется отметить продолжившийся рост частоты требований по стабилизации курса рубля: с 25% в 2014 г. до 28% 2015 г. И по-прежнему довольно высокий (несмотря на все санкции) рейтинг идеи ограничения импорта - 21%.
6
Российский Экономический Барометр, №4, 2015
ТАБЛИЦА 3.
РЕЙТИНГ РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА (доля респондентов, считающих данный пункт важным для своего предприятия, среднее по двум
полугодовым опросам, %).
98 99 00 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15
1.Снизить налоги 84 84 83 74 68 76 66 61 59 58 60 56 54 74 58 61 52 44
2. Стимулировать капитальные 1) вложения ) - - - - - 45 48 53 56 54 47 43 44 39 46 44 36 28
3. Добиться снижения банковского процента 36 35 36 34 42 39 44 42 43 47 45 46 43 38 37 42 36 33
4. Предоставить льготные кредиты, дотации и т.п. 40 37 40 44 40 41 43 40 41 44 40 41 38 31 33 45 46 39
5. Использовать систему госзаказа 32 29 26 29 34 28 34 32 28 26 31 41 42 29 34 43 45 40
6. Улучшить структуру налогов 46 42 43 33 32 32 30 23 23 25 21 16 17 22 22 22 22 15
7. Ограничить импорт 28 21 22 22 31 25 25 30 32 25 27 31 25 23 21 23 27 21
8. Стабилизировать «правила игры» ) - - - - - - - 272) 20 17 17 15 15 16 20 18 21 15
9. Стабилизировать курс рубля 522) 46 33 23 21 13 14 8 5 7 10 10 10 9 13 7 25 28
10. Облегчить экспорт 12 7 11 10 10 13 10 12 11 11 7 9 11 10 5 6 3 5
11. Повысить курс рубля 112) 12 9 8 7 5 5 5 4 5 6 7 4 3 5 3 5 10
12. Понизить курс рубля 02) 1 2 4 2 2 4 3 3 4 3 3 4 3 4 2 2 2
13. Другое 14 6 5 4 4 2 3 4 4 4 2 3 3 3 3 4 3 4
14. Предприятие не нуждается в стимулировании 3 3 4 4 3 3 3 3 2 3 4 2 2 2 1 0 1 5
ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Включение данного мероприятия в список, скорее всего, не сказалось существенно на остальных рейтингах, поскольку число вариантов ответа на этот вопрос в анкете не ограничивается. 2) Второе полугодие.
Источник: опросы РЭБ.
Помимо оценки конкретных направлений экономической политики с точки зрения предприятий, респондентам РЭБ задается вопрос о сравнительной важности стимулирования производства и снижения инфляции для российской экономики в целом. Как видно из таблицы 4, на протяжении всего рассматриваемого периода численный перевес сторонников стимулирования производства над сторонниками замедления инфляции был подавляющим. Таким же остался он и в 2015 г.: 70% респондентов считали, что в этот период производство важнее инфляции, и лишь 12% придерживались противоположного мнения. Однако обращает на себя внимание, что и на этот раз
7
Российский Экономический Барометр, №4, 2015
производство «выиграло» у инфляции с почти рекордно низким счётом. А число тех, кто полагает, что правительству следует работать по двум означенным направлениям экономической политики «в равной мере», достигло наивысшей за 19 лет отметки - 18%.
ТАБЛИЦА 4.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЗАМЕДЛИТЬ ИНФЛЯЦИЮ ИЛИ СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО?» (доля респондентов, выбравших данный вариант ответа, среднее по четырем
квартальным опросам, %)
Инфляция В равной мере то и другое Производство Баланс
(1) (2) (3) (4) = (3)-(1)
1997 2 4 94 92
1998 2 3 95 93
1999 5 6 89 84
2000 5 5 90 85
2001 6 6 88 82
2002 7 7 86 79
2003 7 7 86 79
2004 6 7 87 81
2005 7 4 89 82
2006 9 6 85 76
2007 9 7 84 75
2008 17 9 74 57
2009 9 9 82 73
2010 11 12 77 66
2011 14 12 74 60
2012 11 12 77 66
2013 13 15 72 59
2014 13 17 70 57
2015 12 18 70 58
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поддержка правительственной политики среди респондентов сельскохозяйственных предприятий выборки РЭБ существенно повысилась. Индекс понимания за 2015 г. составил 44, что на 10 процентных пунктов выше результата годичной давности. Ещё более впечатляющий успех достигнут по индексу одобрения: он вырос на 15 процентных пунктов -до 41, впервые за 23 года наблюдений превысив 40-процентный рубеж. (см. табл. 5).
Параллельно сразу на полтора года уменьшилась оценка остаточной продолжительности кризиса - до 7.4 года. Это рекорд последних 12 лет. Уменьшилось и расхождение между оценками представителей агросектора и промышленности: с +3.1 лет до 2.4 года.
8
Российский Экономический Барометр, №4, 2015
ТАБЛИЦА 5.
ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (за последние 3-4 месяца) И ОСТАТОЧНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КРИЗИСА ДИРЕКТОРАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (усредненные результаты четырех квартальных опросов)
Индекс понимания экономической политики правительства (%)1) Индекс одобрения экономической политики правительства (%) 1) Число лет, оставшееся до окончания экономического кризиса 2) (в скобках дано превышение над оценками по промышленности из таблицы 1)
19923) 6.2 (+0.2)
1993 39 29 6.8 (+0.8)
1994 32 22 7.8 (+1.5)
1995 29 19 8.3 (+1.2)
1996 30 18 7.8 (+1.1)
1997 34 19 9.0 (+1.2)
1998 37 21 9.2 (+1.8)
1999 39 32 7.6 (-0.1)
2000 41 31 7.5 (+1.5)
2001 44 34 7.1 (+0.7)
2002 41 32 8.8 (+1.7)
2003 41 25 9.8 (+2.3)
2004 45 27 10.6 (+3.0)
2005 37 23 11.6 (+3.8)
2006 47 31 10,5 (+3,4)
2007 44 34 9,0 (+2.2)
2008 44 37 8,7 (+2,8)
2009 38 36 7,7 (+3,5)
2010 38 34 8,1 (+3,7)
2011 37 31 9,6 (+4,7)
2012 42 36 7,6 (+1,9)
2013 40 32 9.2 (+3.5)
2014 34 26 9.0 (+3.1)
2015 44 41 7.4 (+2.4)
ПРИМЕЧАНИЯ:
Данные за 2012 - 2014 гг. скорректированы.
1) 100-балльная шкала: «100» соответствует ситуации, когда все директора полностью понимают (одобряют) политику, а «0», - когда все полностью не понимают (не одобряют) её.
) В тех случаях, когда, по мнению респондента, кризис уже закончился, оценка его остаточной продолжительности считалась равной 0.
3) Без первого квартала.
Источник: опросы РЭБ.
****
В целом результаты наших измерений позволяют сделать вывод, что поддержка, которую среди руководителей предприятий имела экономическая политика правительства в 2015 г., по сравнению с предыдущим годом чуть возросла в промышленности и значительно возросла в агросекторе.
9