3. Zashchirinskaya, O.V. (2003), Psychology of children with a delay of mental development: studying, socialization, psychocorrection, Speech, St. Petersburg.
4. Letova, E.A. and Semenov, L.A. (2014), "Correction of visual memory at children with a delay of mental development by means of physical culture", Physical culture: education, education, training, No. 2, pp. 64-67.
5. Letova, E.A. (2012), "Correction of cogitative activity at children with a delay of mental development on the basis of use of means of physical culture", Messenger of the Surgut state pedagogical university, No. 6 (21), pp. 166-172.
6. Letova, E.A. (2012), "Score of opportunities of correction of attention at children with a delay of mental development by means of physical culture", Vocational education: scientific and methodical journal, No. 3, pp. 58-63.
7. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A.A. (2011), Comprehensive program of physical training of pupils of 1-11 classes, Education, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.01.2017
УДК 796.011
ОЦЕНКА ЗНАЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ СТАТУСЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, Дарья Сергеевна Федорова, магистрант, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В рамках статьи авторами рассматривается вопрос значения сформированности общей выносливости в психическом и физическом статусе детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приводятся статистические данные, демонстрирующие взаимную обусловленность между выносливостью и параметрами морфофункционального развития, физической подготовленности, и психической сферы детей коррекционных групп. На основе анализа полученных данных авторы констатируют необходимость специального воспитания общей выносливости у детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, задержка психического развития, выносливость.
ESTIMATION OF ENDURANCE LEVEL IMPORTANCE IN PSYCHOPHYSICAL STATUS OF CHILDREN AGED 5-6 YEARS WITH MENTAL RETARDATION
Svetlana Yurievna Maksimova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Daria Sergeevna Fedorova, the undergraduate, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd
Annotation
As part of the article the author considers the question of the endurance importance in the mental and physical status of the preschool children with mental retardation. Statistical data, demonstrating the mutual conditionality between the endurance and parameters of the morphofunctional development, physical fitness, and mental sphere of children of the correctional groups, have been given. Based on the analysis of the data obtained, the authors state the need in the special training to the general endurance of the children with mental retardation.
Keywords: preschool children, mental retardation, endurance.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим физическим качеством человека, проявляющимся в спортивной, профессиональной деятельности, а также в повседневной жизни каждого человека является
выносливость, которая отражает общий уровень работоспособности людей. В теории и методике физического воспитания выносливость трактуется, как способность поддерживать заданную нагрузку определенной мощности, необходимую для осуществления профессиональной деятельности, противостоять утомлению, которое возникает в процессе выполнения работы [4].
Педагоги отмечают необходимость развития общей выносливости у дошкольников, обуславливая это высоким оздоровительным эффектом, обеспечением высокого уровня работоспособности, развитием природных задатков детей, воспитанием волевых качеств личности. Сформированная физическая выносливость создает базу для длительной и продуктивной деятельности любого вида [1, 5]. Формирование всех этих характеристик является крайне важным для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), одной из характеристик дизонтогенеза которых является слабость нервно-психической сферы [2, 3].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В рамках исследовательской работы в соответствии с государственным заказом Министерства спорта Российской Федерации (приказ № 1032 от 17.12.2014), проводимой на базах дошкольных учреждений г. Волгограда, нами изучался вопрос значения сфор-мированности выносливости в общем психофизическом состоянии детей старшего дошкольного с ЗПР.
Определение результата корреляционной взаимосвязи (по Бравэ-Пирсону) между показателями общей выносливости и параметрами функционального, двигательного и психического развития, позволило в некоторой степени решить вышеуказанную задачу.
В таблице 1 представлены показатели, демонстрирующие в функциональном и двигательном развитии только статистически достоверную взаимосвязь, а в психическом общий полученный результат.
Таблица 1 - Показатели корреляционной взаимосвязи между выносливостью и параметрами психофизической сферы детей с ЗПР_
_____ Тесты Показатели психофизического развития ---- Бег 300 м
Функциональное состояние организма
Проба Штанге 0,411
Проба Генча 0,345
Жизненная емкость легких (ЖЭЛ) 0,323
Проба Мартинэ 0,398
Психическая сфера
Объем внимания (найди отличия) 0,324
Оценка психофизиологического состояния (цветовой тест Люшера) 0,641
Двигательная память (повтори движение) -0,144
Зрительная память (запомни картинку) -0,315
Логическое мышление (установление закономерностей) 0,156
Оценка эмоционального состояния (оценка реакции на ситуацию) -0,436
Психофизиологическая цена работы (препарат биомышь) 0,532
Теппинг-тест (волевое проявление мелкой моторики) 0,635
Физическая подготовленность
Способность к удержанию равновесия на левой ноге 0,465
Способность к ритмичности движений притопы ногами 0,628
хлопки руками 0,463
Способность к согласованию движений 0,369
Способность к мелкомоторной организации движения 0,621
Примечание: для п = 30, гкр = 0,273 при Р < 0,05
Интерпретация полученных данных позволяет увидеть, что выносливость имеет большое значение в психофизическом развитии детей дошкольного возраста с ЗПР. Так, велика ее роль в функциональной активности организма, проявлениях двигательной сфе-
ры детей. Полученные результаты колеблются в пределах слабой и средней взаимообусловленности (r = 0,369^0,628) и позволяют сделать предположение о значении выносливости во внутренней психофизической силе, двигательном интеллекте воспитанников коррекционных групп. Весьма интересные научные данные были получены при оценке взаимосвязи выносливости и параметров психического развития детей. Слабая, но статистически достоверная взаимосвязь (r = 0,315^0,324) позволяет говорить о значении выносливости в проявлении внимания, памяти воспитанников с ЗПР. С показателями же эмоционально-волевой сферы детей выносливость имеет непосредственную взаимосвязь. Выявленные результаты колеблются в пределах средней статистически достоверной взаимной обусловленности (r = 0,352^0,642). Полученный научный факт позволяет говорить о значении выносливости в психофизиологических, эмоциональных проявлениях воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работы можно отметить выносливость как важное физическое качество, играющее значительную роль в развитии детей с ЗПР. Высокий уровень ее сформированности создаст предпосылки для гармоничного морфофункциональ-ного, двигательного и психического развития воспитанников коррекционных групп.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоярцева, В.В. Качество выносливости и здоровье дошкольников / В.В. Белоярцева // Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников : сб. науч. тр. / под общ. ред. Е.Я. Бондаревского ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1988. - С. 67-73.
2. Максимова, С.Ю. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности : монография / С.Ю. Максимова. - Саратов : [б.и.], 2013. - 300 с.
3. Максимова, С.Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Максимова Светлана Юрьевна. - Волгоград, 2014. - 46 с.
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 480 с.
5. Юрко, Г.П. Уровень морфофункционального развития дошкольников в оценке влияния средств физического воспитания / Г.П. Юрко // Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков : сб. науч. тр. - М., 1980. - С. 35-43.
REFERENCES
1. Beloyartseva, V.V. (1988), "Endurance quality and the health of preschool children", Problems of perfection of physical training of preschool children, conference, VNIIFK, Moscow, pp. 67-73.
2. Maksimova, S.Yu. (2013), Adaptive physical education of preschool children with mental retardation based on the musical-motor activity: monograph, Saratov.
3. Maksimova, S.Yu. (2014), Adaptive physical training of preschool children with mental retardation based on the musical-motor activity, dissertation, Volgograd.
4. Kholodov, J.K. and Kuznetsov, V.S. (2000), Theory and methods of physical education and sport: tutorial, Academy, Moscow.
5. Yurko, G.P. (1980), "Level morphofunctional development of preschool children in the assessment of the impact of physical education", Scientific bases hygienic regulation of physical activity for children and adolescents, conference, Moscow, pp. 35-43.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.01.2017