302.
3. Лысенко А.В. Оценка влияния степени аэроионизации воздушной среды на функциональное состояние организма спортсменов / А.В. Лысенко, Т.В. Таютина, Е.А. Недоруба // Современные проблемы науки и образования. 2014.- № 4. - С. 252.
4. Полосин, И.И. Оздоровление воздушной среды помещений путем озонирования и аэроионизации воздуха / И.И. Полосин, Д.В. Лобанов // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Высокие технологии. Экология. -2012. - № 1. - С. 15-20.
5. Соловьёв, В.Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному процессу / В.Н. Соловьев // Успехи современного естествознания. - 2004. -№ 8 - С. 69-72.
6. Юсупов Р.А., Двоеносов В.Г. Здоровье студентов как один из факторов повышения конкурентоспособности специалистов / Р.А. Юсупов, В.Г. Двоеносов // Вестник Казанского технологического университета. -2006. - № 6. - С. 194-202.
REFERENCES
1. Nazimko, V.A., Morgul, E.V., Petrova, O.A., Sheykhova, R.G., Kozina, L.S., Savenko, M.A. and Lysenko, D.S. (2012), "Analysis of some parameters of biological age and adaptation possibilities of workers of locomotive brigades", Advances in Gerontology, Vol. 25, No. 1, pp. 57-62.
2. Kosarev, V.S., Babanov, S.A. and Vorobyov E.V. (2011), "Determining the type of biological aging at vibration disease", Advances in Gerontology, Vol. 24, No. 2, pp. 300-302.
3. Lysenko, A.V., Tayutina, T.V. and Nedoruba, E.A. (2014), "Impact assessment of the degree of ionization of the air environment on the functional state of the organism of athletes", Modern problems of science and education, No. 4, pp. 252.
4. Polosin, I.I. and Lobanov, D.V. (2012), "Recovery of air environment of a room by air ozonation and air ionization", Scientific Bulletin of the Voronezh State University of Architecture and Construction. Series: High-Tech. Ecology, No. 1, pp. 15-20.
5. Solovyov, V.N. (2004), "Mental and physical performance of students as the factor of adaptation to the educational process", The successes of modern science, No. 8, pp. 69-72.
6. Yusupov, R.A. and Dvoenosov, V.G. (2006), "Student Health as a factor in improving the competitiveness of specialists", Bulletin of Kazan Technological University, No. 6, pp. 194-202.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.02.2016
УДК 372.212
ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Наталья Викторовна Фролова, воспитатель первой категории, Наталья Анатольевна Воронцова, воспитатель высшей категории, МОУ детский сад № 254, г. Волгоград
Аннотация
Содержание статьи затрагивает вопросы поиска рациональных путей психологического и педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития. Авторы рассматривают функциональные возможности физической культуры в решении данного вопроса. На основе результатов констатирующих экспериментов, при помощи методов математической статистики рассчитывался коэффициент корреляции между интегральными показателями психического и физического, морфофункционального и двигательного координационного развития. Полученные результаты позволили констатировать наличие сильной корреляционной взаимосвязи между координационным и психическим развитием детей. Так же в статье приводятся данные более глубокого корре-
ляционного анализа между интегральным показателем психического развития детей ЗПР и отдельными проявлениями их координационных способностей.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, задержка психического развития, взаимосвязь между двигательными и психическими возможностями.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p118-122
ASSESSMENT OF THE CORRELATIONS BETWEEN MOTOR AND MENTAL ABILITIES OF CHILDREN AT PRESCHOOL AGE WITH MENTAL RETARDATION
Svetlana Yurievna Maksimova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture, Natalia Victorovna Frolova, the teacher of the first category, Natalia Anatolievna Vorontsova, the teacher of the highest category, MOUkindergarten number 254, Volgograd
Annotation
The content of the article raises the questions of search for the rational ways of psychological and pedagogical support of the children with mental retardation. The authors examine the functionality of the physical training opportunities in this matter solution. On the basis of ascertaining experiment, using the methods of mathematical statistics the authors calculated the correlation coefficient between the integral indicators of mental and physical, morpho-functional coordination and motor development. The results obtained allowed to establish the existence of the strong correlational dependence between the coordination and mental development of the children. The article also provides in-depth data analysis of the correlation between the integral index of the mental development of children's mental retardation and certain manifestations of their coordination abilities.
Keywords: preschool children, mental retardation, correlation between the motor and mental abilities.
ВЕДЕНИЕ
Данные медицинской и педагогической статистики демонстрируют ежегодное увеличение числа детей, имеющих негрубые нарушения интеллектуальной сферы. Среди них отдельно выделяется группа детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). В качестве ведущих признаков их дизонтогенеза специалисты выделяют незрелость познавательной и эмоционально-волевой сферы [3].
Задержка в развитии, пограничность психофизического состояния требуют такого оказания им психолого-педагогической помощи, в рамках которой обязательно должна быть обеспечена коррекция негативных характеристик. Для решения этой проблемы каждая учебная дисциплина образовательного процесса должна вносить свой посильный вклад в коррекцию ведущих признаков дизонтогенеза. При обучении и воспитании детей с ЗПР, в рамках всех образовательных дисциплин должны создаваться условия для коррекции нарушений психической сферы [2]. На решение этой научной проблемы и была направлена наша исследовательская деятельность. Она осуществлялась Волгоградской государственной академией физической культуры в соответствии с государственным заказом Министерства спорта Российской Федерации (приказ № 1032 от 17.12.2014).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках научно-исследовательской работы, проводимой на базе МОУ детский сад № 254 Тракторозаводского района г. Волгограда была проведена оценка ведущих параметров физического, морфофункционального развития детей с ЗПР, физической подготовленности, психофизического состояния. На основе данных констатирующего эксперимента, раскрывающего особенности психофизической сферы детей дошкольного возраста с ЗПР, был проведен корреляционный анализ (по Бравэ-Пирсону). Его целью явилось определение взаимосвязей между изучаемыми параметрами и определение тех фи-
зических качеств и функциональных возможностей, которые напрямую взаимосвязаны с психической сферой детей.
Таблица 1
Уровни корреляционной взаимосвязи между группами суммарных показателей координации движений, морфофункционального состояния, физической подготов-
ленности, психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР
Группы показателей Координационные способности Психические процессы Физическая подготовленность Функциональная подготовленность
4-5 лет
Координационные способности 1
Психические процессы 0,322 1
Физическая подготовленность 0,219 0,287 1
Функциональная подготовленность 0,116 0,147 0,215 1
5-6 лет
Координационные способности 1
Психические процессы 0,518 1
Физическая подготовленность 0,384 0,339 1
Функциональная подготовленность 0,239 0,186 0,245
6-7 лет
Координационные способности 1
Психические процессы 0,521 1
Физическая подготовленность 0,379 0,271 1
Функциональная подготовленность 0,095 0,209 0,264 1
Примечание - 1 - для п = 55, гкр = 0,273 при Р < 0,05
В первую очередь был проведен статистический анализ между группами показателей, а именно между обще групповым показателем психического развития и аналогичным значением физического развития, морфофункциональной и физической подготовленности, где координационные способности были выделены в отдельную группу. Результаты статистической обработки представлены в таблице 1.
Анализ табличных данных позволяет увидеть, что наиболее значимые, статистически достоверные взаимосвязи с показателями психического развития детей демонстрируют показатели координационной подготовленности. Статистическая взаимосвязь здесь колеблется в пределах от 0,322 до 0,521 (при Р < 0,05 гкр = 0,273), наблюдается возрастное увеличение показателя.
Анализ взаимосвязей параметров психического развития с другими группами не оказался столь значимым. С группой показателей функциональной подготовленности выявленная взаимообусловленность была статистически не достоверной во всех возрастных группах. А с группой показателей физической подготовленности статистически достоверная слабая взаимосвязь была выявлена лишь в возрасте 5-6 лет - г = 0,339 (при Р < 0,05 гкр = 0,273).
Более интересные научные данные были получены при анализе корреляционной взаимосвязи между суммарным показателем психического развития и отдельными показателями координационных способностей. Результаты исследований представлены в таблице 2.
Анализ табличных данных позволяет увидеть, что в группе 4-5 летних детей с ЗПР координационные способности и психические процессы взаимосвязаны слабо. Статистически достоверная взаимообусловленность выявлена лишь со способностью к согласованию двигательных действий (г = 0,370), удержанию равновесия (г = 0,282) и способностью к мелкомоторной организации локомоций (г = 0,456).
В возрастной группе 5-6 летних детей картина совершенно иная. Статистически достоверная слабая и средняя взаимосвязь выявлена со всеми проявлениями координационных способностей. Коэффициент корреляции варьирует здесь в пределах от 0,275 до 0,569 (при Р < 0,05 гкр = 0,273). Наиболее высокие показатели проявляются между психическими процессами и способностями к согласованию движений (г = 0,569), ритмичности локомоции (г = 0,428) и мелкой моторики (г = 0,519).
Таблица 2
Уровни корреляционной взаимосвязи между суммарным показателем психического
развития и отдельными показателями координационной подготовленности
Показатели развития Возраст Координационные способности
К удержанию равновесия К ориентированию в пространстве. К согласованию двигательных действий К ритмическим двигательным действиям К мелкомоторным двигательным действиям К дифференциации мышечных усилий
(4-5 лет) 0,282 0,194 0,370 0,313 0,456 0,225
(5-6 лет) 0,275 0,299 0,569 0,428 0,519 0,281
(6-7 лет) 0,294 0,330 0,619 0,531 0,539 0,344
Примечание - 1 - для п = 55, гкр = 0,273 при Р < 0,05
Аналогичная картина выявлена и в старшей возрастной группе. Здесь параметры психического развития так же взаимообусловлены со всеми проявлениями координационных способностей. Коэффициент корреляции варьирует здесь в пределах от 0,294 до 0,619 (при Р < 0,05 гкр = 0,273). Самые высокие взаимосвязи демонстрируют такие координационные способности как согласование двигательных действий (г = 0,619), ритмичность локомоций (г = 0,531), мелкая моторика (г = 0,539).
Необходимо отметить, что полученные экспериментальные данные согласуются с материалами научно-методической литературы, указывающей на то, что координационные способности взаимосвязаны с психической сферой детей с ЗПР, а так же детей других нозологических групп [1,4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты исследования позволяют увидеть взаимосвязь между двигательным и психическим развитием детей дошкольного возраста с ЗПР. Статистический анализ обосновывает в их адаптивном физическом воспитании в качестве ведущих средств педагогического воздействия упражнения координационного характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Максимова, С.Ю. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, С.С. Животова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 86-90.
2. Никольская, О.С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей нарушениями развития аутистического спектра (макет) / О.С. Никольская // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 35-39.
3. Орлова, Е. А. Клиническая психология : учебник для бакалавров / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Издательство ЮРАЙТ, 2012. - 363 с.
4. Ротенберг, Н.С. Технология использования физической культуры для коррекции и оптимизации поведения гиперактивности детей / Н.С. Ротенберг // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 70-75.
REFERENCES
1. Maksimova, S.Yu. and Zhivotova, S.S. (2012), "Efficiency of sports employment in the practice of the adaptive physical training of preschool children with mental retardation", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 86-90.
2. Nikolskaya, O.S. (2010), "Special federal state educational standard for children developmental disorders of autistic spectrum (layout)", Defectology, No. 1, pp. 35-39.
3. Orlova, E.A. and Kolesnik, N.T. (2012), Clinical Psychology, Yurayt Publishing, Moscow.
4. Rothenberg, N.S. (2010), "Technology of use of physical training for the correction and optimization of the behavior of hyperactive children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 65, No. 7, pp. 70-75.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2016
УДК 796/799
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА СОВРЕМЕННОГО РУКОПАШНОГО БОЯ
Андрей Викторович Малышко, кандидат педагогических наук, заместитель начальника института,
Вячеслав Михайлович Князев, кандидат педагогических наук, профессор, Юрий Заурбечевич Богус, преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены материалы исследования наиболее эффективных приемов и действий соревновательного и прикладного направлений рукопашного боя. Характеризуя атакующие действия сотрудников в ситуациях силового единоборства с правонарушителями, было подчеркнуто, что большинству опрошенных приходилось наносить удары, как рукой, так и ногой. Приоритет следует отдать ударам рукой с последующим борцовским приемом и блокированием нарушителя (почти 90% опрошенных сотрудников).
Ключевые слова: эффективные приемы и действия, удары руками, сваливания, броски.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p122-125
CHARACTERISTIC OF THE MAIN TECHNICAL ARSENAL OF MODERN HAND-
TO-HAND FIGHT
Andrey Viktorovich Malyshko, the candidate ofpedagogical sciences, deputy chief of institute, Vyacheslav Mikhailovich Knyazev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Yury Zaurbechevich Bogus, the teacher, Military institute of physical culture, St. Petersburg, Anton Valerievich Pavlenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The materials of research of the most effective skills and actions of the competitive and applied directions of hand-to-hand fight have been presented in the article. Characterizing the attacking actions of the employees in situations of power single combat with the offenders, it has been underlined that most of the respondents had to strike blows, both with hand, and leg. The priority should be given to blows with hand with the subsequent wrestling reception and blocking of the violator (nearly 90% of the interrogated