Проблемы экономики и менеджмента
УДК 332.1
А.С. Ваганова
преподаватель, кафедра математических методов в экономике, ФГБОУВПО «Челябинский государственный университет»
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи социально-экономического развития регионов с уровнем образования населения и показателями развития системы высшего образования. На основе методов корреляционно-регрессионного анализа проводится оценка тесноты связи и направления влияния исследуемых показателей.
Ключевые слова: высшее образование, социально-экономическое развитие регионов,
корреляционно-регрессионный анализ.
A.S. Vaganova, Chelyabinsk State University
ESTIMATION OF INFLUENCE HIGHER EDUCATION FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS
Abstract. The article examines the relationship of socio-economic development of regions with the level of education of the population and indicators of development higher education system. Assessment of the degree of communications and direction of the influence of indicators is based on the methods of correlation and regression analysis.
Keywords: higher education, socio-economic development of the regions, correlation and regression
analysis.
В условиях современной экономики, основанной на знаниях конкурентоспособности, потенциал развития и инвестиционная привлекательность страны или региона в значительной степени определяются качеством трудовых ресурсов, одной из главных составляющих которого является уровень общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения. Согласно данным переписи населения 2010 года 22,8% населения имеют высшее образование, что соответствует уровню развитых стран. Тем не менее, если рассмотреть значения данного показателя в региональном разрезе, можно отметить существенную межрегиональную дифференциацию. Амплитуда колебаний значений данного показателя очень велика - от 11,5% в Чеченской республике и до 41% в Москве. Наличие межрегиональной дифференциации прослеживается и на уровне федеральных округов (рис. 1).
Влияют ли эти различия в уровне образования населения на социальноэкономическое развитие регионов? Для ответа на данный вопрос рассмотрим взаимосвязь основных показателей социально-экономического развития регионов с долей населения, имеющих высшее профессиональное образование (ВПО). Для измерения тесноты связи исследуемых показателей с помощью метода корреляционнорегрессионного анализа рассчитаем парные коэффициенты корреляции, представленные в таблице 1.
№ 1 (29) - 2014
23
Проблемы экономики и менеджмента
Рисунок 1 - Доля населения, имеющих высшее профессиональное образование по федеральным округам Российской Федерации
Таблица 1 - Взаимосвязь показателей социально-экономического развития регионов и уровня образования населения в 2010 г.
ВРП на душу населения, тыс. руб. Среднедушевые денежные доходы, тыс. руб. Уровень безработицы, % Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме произведенной продукции
Доля населения с высшим образованием в общей численности населения 0,39 0,58 -0,41 0,03
Характер тесноты связи Средняя Средняя Средняя Слабая
Характер зависимости Прямая Прямая Обратная Прямая
Уравнение регрессии Y=16,9x- 127,2 Y=86,7x- 337,5 Y=-0,06x+ 23,2 Y=0,004x+ 4,1
Коэффициент детерминации 0,15 0,33 0,17 0,0013
Определенная положительная, хотя и не очень сильная зависимость присутствует между показателями ВРП на душу населения и долей населения с высшим образованием. Таким образом, можно сказать, что наличие в регионе высокой доли лиц с высшим образованием оказывает положительное влияние на региональное развитие. Существенная положительная связь прослеживается и между высоким уровнем образования населения и уровнем доходов населения по регионам. Высокий уровень образования населения положительно сказывается и на еще одном важном показателе социально-экономического развития региона - уровне безработицы, т.е. чем больше в регионе людей с ВПО, тем ниже безработица. Положительной зависимости между высоким уровнем образования населения и инновационным развитием региона не наблюдается.
24
№ 1 (29) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
Однако отмеченные выше положительные зависимости между высоким уровнем образования населения и благосостоянием экономики региона и граждан относятся к уже сложившемуся уровню образования населения, который во многом определяется уровнем развития системы образования в регионе в целом, и высшего образования в частности, поскольку в условиях низкой межрегиональной миграции населения обеспеченность регионов кадрами высшей квалификации предопределяется возможностями региональных комплексов высшей школы.
По показателю численность студентов на 10000 человек населения также имеются существенные межрегиональные различия: отношение максимального к минимальному значению составляет 10,5 раз; без учета Москвы и Санкт-Петербурга -8,1 раз. Значительная дифференциация прослеживается также и на уровне федеральных округов (рис. 2).
Рисунок 2 - Численность студентов на 10000 человек населения по федеральным округам Российской Федерации
Таблица 2 - Коэффициенты корреляции зависимостей ряда показателей экономического развития регионов от уровня развития системы высшего образования
в 2010 г.
Доля занятых с ВПО, % ВРП на душу населения, тыс. руб. Среднедуше вые денежные доходы, тыс. руб. Уровень безработи- цы, % Доля инновационных товаров, работ, услуг
Численность студентов на 10 000 человек населения, человек 0,52 0,24 0,45 -0,31 0,05
Характер тесноты связи Средняя Слабая Средняя Средняя Слабая
Характер зависимости Прямая Прямая Прямая Обратная Прямая
Уравнение регрессии Y=0,01x +17,8 Y=0,28x+8 5,4 Y=12,2x+11 281 Y=-0,01x+ 15,2 Y=0,001x+ 4,1
Коэффициент детерминации 0,27 0,058 0,06 0,08 0,0032
№ 1 (29) - 2014
25
Проблемы экономики и менеджмента
Если же сравнить показатели развития системы высшего образования с основными показателями социально-экономического развития региона, то складывается несколько иная картина (таблица 2).
Существенная положительная зависимость доли студенческого контингента наблюдается c долей занятых с ВПО, т.е. численность студентов, а соответственно и объем выпуска специалистов действительно предопределяют удельный вес высококвалифицированной части трудовых ресурсов. Высокий коэффициент корреляции со среднедушевыми доходами населения в месяц, позволяет скорее сделать вывод о влиянии доходов населения на численность студентов, чем наоборот. Незначительная позитивная связь между долей студенческого контингента и уровнем безработицы скорее вызвана тем фактом, что высокие показатели численности студентов наблюдаются в регионах, с доминирующей долей городского населения, где безработица ниже.
Однако доля студентов в общей численности населения практически ни как не влияет на показатель ВРП на душу населения и долю инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме произведенной продукции.
При проведении данного анализа, мы рассматривали взаимосвязь показателя численности студентов на 10000 человек населения лишь с основными экономическими показателями развития регионов, и не учитывали скорее даже более важные выгоды социального характера. В этом смысле, роль системы высшего образования, с точки зрения общества, проявляющаяся в снижении социальной напряженности, бедности, преступности, асоциального поведения и наркомании, повышении социальной мобильности, общего культурного уровня развития населения, толерантности и социальной ответственности трудно переоценить, да и она не поддается прямой количественной оценке.
Таким образом, на основе проведенного анализа взаимосвязи основных социально-экономических показателей регионов и уровня развития системы высшего образования сделать выводы о достоверном влиянии системы высшего образования на экономический рост или повышение конкурентоспособности экономики не представляется возможным.
Список литературы:
1. Майбуров И.А. Парадигма согласованного развития высшей школы и промышленности в регионах / И.А. Майбуров. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. - 516 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 990 с.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.
26
№ 1 (29) - 2014