УДК 330.4
Экономический университет в Катовицах ул. 1 Мая, 50, Катовицы, 40-287, Польша E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА УРОВНЯ ВНЕДРЕНИЯ Е-АДМИНИСТРАЦИИ В ПОЛЬШЕ НА ОСНОВАНИИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Представлен современный уровень развития электронной администрации в Польше на фоне стран Европейского союза. Проанализированы итоги проведенных испытаний уровня развития е-услуг с 2002 по 2010 г. Обращено внимание на безусловность обеспечения интероперабельности на уровне страны и в более широком контенте, что является необходимым требованием для обеспечения дальнейшего развития электронной администрации.
Ключевые слова: электронное правительство, электронные услуги, информационное общество, электронная подпись, взаимодействие.
Введение
В научной литературе достаточно часто можно встретить мнение о том, что в Польше по сравнению с ведущими странами, в частности странами «старого Европейского союза», низкий уровень использования информационных технологий. Среди стран «нового ЕС» особое внимание следует уделить таким странам, как Эстония, Словения, которые сравниваются со «старой Европой» по уровню развития электронных услуг. Это отражено в последовательных исследованиях по заказу Европейского союза. Вызывает беспокойство то, что помимо значительного прогресса в этой области и использования средств позиция Польши в этих исследованиях остается неудовлетворительной, хотя прослеживается высокая динамика развития [1-9].
Несмотря на то, что Польша находится на одном из последних мест в рейтинге развития электронных услуг, в настоящее время очень заметны изменения по сравнению с предыдущими годами. Изменен вид веб-сайтов и сильно возрос интерес к электронным услугам, особенно со стороны предпринимателей.
Оценка уровня внедрения е-Администрации в Польше на основании статистических источников
Европейский союз с целью стимулирования более активного участия национальных правительств в области реализации концепции электронного правительства проводит тестирование уровня развития электронных услуг государственной администрации во всех государствах-членах. При анализе доступности электронных услуг в Польше на основе результатов исследований можно увидеть, что в 2002-2004 гг. они не достигли (все двадцать услуг, рекомендуемых ЕС) даже информационного уровня развития. В 2004 г. уровень развития электронных услуг государственной администрации составил 36 %, а в 2006 г. - уже 53 % [1; 3; 7-9]. Это означало, что польское электронное правительство достигло интерактивного уровня развития, который разрешал доступ к информации и загрузки форм из веб-сайтов правительственных учреждений (рис. 1).
1818-7900. Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2011. Том 9, выпуск 4 © Я. Банасиковска, 201 1
я
Производства Г осу дарственные закупки
Охрана чистой среды
Таможенная декларация
Статистика
Регистрация бизнеса
Налог НДС
Налоги от юридических лиц
Социальное страхование ■
Граждане Здравоохранение
Адресный стол
Регистрация в ВУЗ ЗАГС
Библиотеки Полиция - обслуживание заявок
Разрешение на строительство
Регистрация транспортных средств Документы личности Социальные пособия
Поиск работы Подоходный налог *> а нфорнация онлайн о % 50 интеракция щшстороннлл № 75 шггеракция даустороння % 10 трансакции [Я
Рис. 1. Наличие 20 государственных услуг в 2006 г. в Польше (рассчитано по: [7])
Европейский союз придает большое значение развитию доступности государственных услуг в странах-членах и, следовательно, проверяет, реализует ли администрация и коммунальные службы отдельных стран текущие программы по стимулированию развития электронного правительства. Реализация упомянутых 20 основных общественных услуг контролируется генеральным директоратом Информационного общества.
В последние годы наблюдается рост развития электронных услуг и повышение общественного интереса к ним. Благодаря е-Администрации развивается сотрудничество между сотрудниками учреждений государственной администрации на различных уровнях с физическими или юридическими лицами для урегулирования своих потребностей. Компьютеризация государственной администрации дала ощутимые результаты [2; 4] \ В настоящее время осуществляются услуги, возможность реализации которых не зависит от места пребывания потребителя, благодаря чему гражданин или работник фирмы не обязан выходить из дома или своего офиса, чтобы решить любой вопрос, который требует контакта с государственной администрацией. В результате значительно повысилась эффективность предоставляемых услуг, а расходы на их осуществление стали ниже. Повысился уровень интереса к использованию выбранных услуг электронного правительства, что отражают статистические данные:
• 76,5 % поляков использует услуги электронного правительства главным образом для того, чтобы найти формы официальных документов и их распечатать;
• 73,9 % граждан ищут информацию об адресах, телефонах, часах работы единиц государственной администрации;
• 69,8 % соотечественников собирает информацию о порядке ведения дел, структур учреждений и сроках оформления дел;
• 52,6 % граждан требует юридических консультаций;
• 34,3 % поляков ищет электронные формы для загрузки и их заполнения [1-3; 5; 6; 9].
1 См.: http://www.mswia.gov.pl/ftp/informatyzacja/6454.pdf; http://epuap.gov.pl
Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод, что электронное правительство в Польше требует интенсивного действия со стороны учреждений. Развитие инфраструктуры и всеобщего доступа к ней стало базой для развития электронной администрации. Следует разработать единые правила реализации отдельных услуг и внедрить их, а также адаптировать законодательство для реализации предоставляемых государственных услуг через Интернет на уровне транзакций. Развитие электронного правительства должно дать гражданам и предприятиям следующие возможности:
• доступ к информации через веб-сайт учреждения или организации;
• доступ к находящимся электронным формам, готовым для загрузки с веб-сайтов;
• прием заполненных форм через Интернет;
• оформление официальных дел полностью в электронном виде (от получения информации, загрузки и заполнения формы, оплаты соответствующих сборов после получения официального документа, в котором нуждается потребитель).
Для оценки уровня развития электронного правительства используется индекс наличия 20 основных государственных услуг в Интернете. В Польше, как показывают результаты исследований с 2006 г., уровень развития государственных услуг в электронном виде был низким по сравнению с другими странами ЕС. Это нашло отражение в величине индекса, который значительно отличался в среднем от стран ЕС и был одним из самых низких в Европе (рис. 2).
Одновременно была испытана доступность электронных услуг (рис. 3).
Согласно опросу, проведенному в 2006 г., уровень интереса к услугам электронного правительства в странах ЕС был очень низким. Лучший результат в Нидерландах составлял 62 %, в то время как в Польше - лишь 5 % (рис. 4).
Среднее значение 2006 Австрия Мальта Швеция Эстония Великобритания Словения Финляндия Дания Франция Ирландия Португалия Венгрия Италия Испания Нидерланды Германия Бельгия Латвия Кипр Греция Чешская Республика Люксембург Польша Словакия Литва
V////, 76
90 90 89
87
85
85
85
84
83
81
80 79 79
74
74
6 8
66
62 61
60
53
51
14
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
0
Рис. 2. Состояние развития услуг е-Администрации в 2006 г.
(рассчитано по: http://epuap.mwi.pl/prezentacje/gdansk/05_wyklad1_wizja_historia_weydmann.pdf)
Среднее значение _ Австрия _ Эстония Мальта _ Швеция _ Великобритания _ Словения _ Франция _ Дания _ Финляндия _ Португалия _ Италия _ Испания _ Нидерланды _ Ирландия _ Венгрия _ Германия _ Бельгия _ Латвия _ Кипр _ Греция _ Чешская Республика _ Люксембург _ Польша _ Словакия _ Болгария _ Румыния _ Литва _
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Рис. 3. Доступность услуг онлайн для общества стран ЕС в 2006 г.
(рассчитано по: http://epuap.mwi.pl/prezentacje/gdansk/05_wyklad1_wizja_historia_weydmann.pdf)
Среднее ОНаЧ.
Нидерланды Швеция Финляндия Люксембург Дания Франция Австрия Г ермачил Словакия Слое гния Бельгия Эстония Ирландия Испания Латвия 0 еликс Gp ктячил Португалия Венгр ил Чешская Республика Мальта Италия Кигр Литт: а Греция Болгария Поль ша Румыния
О 10 20 30 2В 50 30 70
Рис. 4. Число граждан, использующих услуги электронного правительства в ЕС
(рассчитано по: [8])
326
□32
□32
! Щ :30
□02
152
=147
=140
143
в за
=126
ZJ25
=125
н'Я Щ -17 =□17 И.ФЗ
Ыт
ИЗ
ЛЗ
83
79
75
74
65
65
55
15
10
10
20
20
20
35
30
30
47
47
40
53
50
50
63
61
60
71
Среднее знач.
Великобритания Нидерланды Дания Испания Франция Швеция Германия Бельгия Финляндия Эстония Ирландия Австрия Люксембург Венгрия Литва Словения Мальта Чешская Республика Латвия Италия Португалия Греция Кипр Словакия Болгария Польша Румыния
0,0000 0,1000 0,2000 0,3000 0,4000 0,5000 0,6000 0,7000 0,8000 0,9000
Рис. 5. Позиции стран Европейского Союза в развитии е-Администрации по отчету ООН (рассчитано по: United Nations e-Govemment Survey 2010 http://www2.unpan.org/egovkb/global_reports/10report.htm)
Рядовые граждане в настоящее время, как и раньше, в меньшей степени заинтересованы в электронных услугах, хотя бы из-за стоимости сертификата квалифицированной электронной подписи, которая используется ими редко. Однако что касается компаний, контактирующих с государственными органами через Интернет, такой сертификат требуется многократно в течение года, и, кроме того, надо отметить, что услуги используются ими в основном при заключении сделок.
В докладе ООН «Обзор е-Администрации Организации Объединенных Наций» с 2010 г., сделана оценка стран в мире, принадлежащих к этой организации (рис. 5). Польша занимает места за счет наличия административных услуг онлайн (50-е место), наличия телекоммуникационной инфраструктуры (53-е место) и человеческого капитала (33-е место) 2.
Оценка текущего состояния реализации электронного правительства в странах ЕС находится в отчете «Smarter, Faster, Belter e-Govemment» 2009 г., подготовленного CapGemini, RAND Europe. Ведущие позиции в развитии и использовании электронных услуг занимают Австрия, Мальта, Португалия, Великобритания, Швеция, Словения. Средний уровень предоставления электронных услуг в странах ЕС составил к концу 2009 г. 73 %, тогда как в 2007 г. этот уровень составлял лишь 48 %. В Польше этот уровень составляет 53 %, что дает 23-ю позицию среди 27 стран ЕС. Причиной такого состояния является то, что все
72
Г
1 •
0 97 02 87 ,8
10 7225
0,6967 0,6965 ,6866 679 672
0 0
10 6295
0 ,5826 ,5800 5787 >708 705 639 >90 82 '9
0
0
0 54 1 5
2 United Nations e-Govemment Survey 2010: http://www2.unpan.org/egovkb/global_reports/10report.htm
Среднее знач. 2009 Среднее знач. 2007 Австрия Мальта Португалия Великобритания Словения Швеция Эстония Финляндия Дания Ирландия Франция Испания Нидерланды Германия Бельгия Италия Люксембург Латвия Венгрия Чешская Респуб.
Литва
Словакия
Польша
Кипр
Греция
Румыния
Болгария
0
148
173
3 94 3 94
□ 89 88
3 76
73
70
70
68
66
ш 55 153
46
□ 42
□ 42
36
63
60
60
83
82
100
100
100
100
20
40
60
100
120
Рис. 6. Реализация е-услуг, доступных онлайн в странах Европейского союза в 2009 г.
(рассчитано по: http://ec.europa.eu/information_society/eeurope/i2010/docs/benchmarking/egov_benchmark_2009.pdf)
Рис. 7. Реализация электронных государственных закупок (e-procurement) в Европейском союзе в 2009 г. (рассчитано по: http://ec.europa.eu/information_society/eeurope/i2010/docs/benchmarking/egov_benchmark_2009.pdf)
Процентная указательная оценка уровня развития е-Администрации
в Польше
Показатели 2007 2009
Польша ЕС Польша ЕС
Расходы на ИКТ, % ВВП 1,8 2,4 2,6 2,7
Широкополосной Интернет в домашних хозяйствах 8 37 48 60
Широкополосной Интернет в фирмах 38 68 59 81
Граждане используемые электронные услуги 6 23 59 81
Фирмы используемые электронные услуги 61 64 68 68
* Рассчитано по: http://ec.europa.eu/information_society/eeurope/i2010/docs/benchmarking/ egov_benchmark_2009.pdf
страны заинтересованы в развитии электронной администрации, которая имеет ощутимые преимущества.
Этот отчет вселяет оптимизм в польскую е-Администрацию, так как в нем отмечена большая динамика ее развития (рис. 6).
Особое внимание уделяет ЕС развитию государственных услуг по «государственным закупкам». Полная реализация этой услуги на сделку дает самые большие экономические выгоды. Итоги исследований по развитию этой услуги в 2009 г. внушают оптимизм. Польша получила оценку выше среднего значения (рис. 7).
Исследования, проведенные в 2009 г., включили также показатели, которые влияют на развитие электронного правительства (см. таблицу).
На основе этих показателей процентную оценку уровня развития электронного правительства в Польше можно назвать оптимистической. Расходы на ИКТ составляют 2,6 % ВВП, и они выше, чем в среднем по ЕС в 2007 г. (2,4 %). Использование широкополосного Интернета составляет 48 %, и это выше, чем в среднем по ЕС в 2007 г. (37 %). Увеличилось число граждан, использующих электронные услуги, до 59 %, что выше, чем в среднем по ЕС в 2007 г. (23 %). Увеличилось число компаний, использующих электронные услуги, до 68 %, и это выше, чем в среднем по ЕС в 2007 г. (64 %). Ощутим рост числа польских компаний, которые используют широкополосный Интернет - до 59 % по сравнению с 2007 г. (38 %).
Заключение
Способность правительства выполнять государственные задачи электронным путем является важным фактором при оценке качества его действий и условием прогресса в построении информационного общества, что будет возможно только через строгое взаимодействие (интероперабельность, Interoperability) информационных систем публичной администрации во взаимоотношениях и в отношениях с отдельными лицами и компаниями. Основным условием является достижение взаимодействия между системами. Интероперабельные, основные инфраструктурные услуги (безопасная связь между органами администрации, трансграничный доступ к актам), общие спецификации, совместимость руководства для интероперабельности и программное обеспечение, подходящее для повторного использования, являются ключевыми факторами для эффективного электронного правительства. Проводятся работы, связанные с принятием обновленной версии европейских рамок интероперабельности, поддержкой и популяризацией интероперабельных услуг электронного правительства, основанных на стандартах открытых спецификаций и интерфейсов.
Европейский союз прилагал усилия, чтобы до 2010 г. предприятия и граждане могли иметь безопасные и удобные средства для электронной идентификации для доступа к государственным услугам в своей стране или в любой стране-члене, выданные в местном, региональном или национальном офисе в соответствии с Законом о защите данных личной информации. Европейская комиссия предлагает прагматичный подход к взаимодействию систем управления электронной идентификации в отдельных странах, учитывая различные национальные подходы и решения каждой страны, и не создает препятствий для трансграничного использования государственных услуг. Электронная подпись подходит для использования в процессе управления электронной идентификацией.
Для предоставления услуг е-Администрации требуется полное осуществление взаимодействия (Interoperability) внутри (интегрированные системы), а также между информационными системами учреждений, организаций, предоставляющих электронные услуги, тем более что предоставление электронных трансъевропейских услуг требует осуществления полного взаимодействия между странами.
Список литературы
1. Banasikowska J., Banasikowski P. Poziom rozwoju e-Govemment w Polsce. W: Systemy Wspomagania Organizacji / Red. M. Pankowska, T. Porçbska-Mi^c, H. Sroka. Katowice, 2008.
2. Banasikowska J. Systemy elektronicznego dostçpu do administracji. W: Systemy Wspomagania Organizacji / Red. T. Porçbska-Mi^c, H. Sroka. Katowice, 2009.
3. Banasikowska J. e-Government i jego perspektywy rozwoju w Polsce. W: Komputerowo Zintegrowane Zarz^dzanie. Opole, 2008.
4. Blizniuk G. Plan informatyzacji panstwa na lata 2007-2010. Warszawa, 2007.
5. Chmielarz W. Zaawansowanie realizacji e-Administracji w Polsce na tle tendencji swiatowych. W: Technologie wiedzy w zarz^dzaniu publicznym ’09 / Red. J. Goluchowski, A. Frçczkiewicz-Wronka. Katowice, 2009.
6. Chmielarz W. Stan i dynamika rozwoju elektronicznej administracji w Polsce na tle tendencji europejskich. W: Technologie wiedzy w zarz^dzaniu publicznym ’10 / Red. J. Goluchowski, A. Frçczkiewicz-Wronka. Katowice, 2010.
7. Grodzka D. E-Administracja w Polsce // Infos. Wydawnictwo Sejmowe. Warszawa, 2007. № 18.
8. Infos. Wydawnictwo Sejmowe. Warszawa, 2007. № 18.
9. Sieniewska B. Pozytywne i negatywne strony E-Administracji // Komputerowo Zintegrowane Zarz^dzanie / Red. R. Knosala. Opole, 2009. T. 2.
Материал поступил в редколлегию 31.10.2011
J. Banasikowska
POLISH E-ADMINISTRATION EVALUATION LEVEL IN THE LIGHT OF STATISTICAL SOURCES
The aim of this article is to present the current level of development of e-Administration in Poland against a background of EU states. The authors have analysed the data of e-services development from the year 2002 to 2010. Attention was drawn to the necessity of ensuring interoperability on the level of a particular country, but also in a wider context; this being the prerequisite for further development of e-administration.
Keywords: e-Government, e-Services, Information Society, Electronic Signature, Interoperability.