Научная статья на тему 'Концепция системы е-администрации в Силезском воеводстве в Польше и ее реализация'

Концепция системы е-администрации в Силезском воеводстве в Польше и ее реализация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА / САЙТ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТФОРМА / КОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА / КОНЦЕПЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / E-ADMINISTRATION / INNOVATIONAL PROJECTS / DIGITAL ECONOMY / INFORMATIONAL SOCIETY / ELECTRONIC DOCUMENT FLOW / SITE / ELECTRONIC EDUCATION / ELECTRONIC PLATFORM / COMMUNICATIONAL PLATFORM / INTERACTION CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банасиковска Янина, Тихомирова Елена Ивановна

Представлена концепция системы е-администрации в Силезском воеводстве в Польше. Сравниваются результаты исследования уровня развития услуг в Эстонии и в повятовых городах Силезского воеводства. Установлены текущее состояние реализации этой концепции и дальнейшие действия, связанные с внедрением определенных задач в рамках реализации проекта SEKAP2. Особое внимание обращается на потребность охвата этим проектом всех учреждений в воеводстве. Внедрение проекта позволит распространить услуги е-администрации и подключить все учреждения к общегосударственнойсистеме e-PUAP.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Банасиковска Янина, Тихомирова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF E-ADMINISTRATION SYSTEM IN SILEZSKOE VOIVODESHIP IN POLAND AND ITS REALIZATION

This article presents the concept of the e-administration system in ‘silezskoe’ voivodeship in Poland. Research results of the level of services’ market development in Estonia and ‘povyatovye’ towns of ‘Silezskoe’ voivodeship are compared. The status of realization of this concept and next steps are determined, which are connected with the certain objectives within the SEKAP2 project realization. Particular attention has been drawn to the necessity of incorporating in the project all councils of the voivodeship, in order to popularise e-Administration services and join the national e-PUAP system.

Текст научной работы на тему «Концепция системы е-администрации в Силезском воеводстве в Польше и ее реализация»

УДК 330.4

Я. Банасиковска \ Е. И. Тихомирова 2

1 Экономический университет в Катовицах 1 Maja, 50, Katowice, 40-287, Polska

2 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

E-mail: [email protected];

[email protected]

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ Е-АДМИНИСТРАЦИИ В СИЛЕЗСКОМ ВОЕВОДСТВЕ В ПОЛЬШЕ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

Представлена концепция системы е-администрации в Силезском воеводстве в Польше. Сравниваются результаты исследования уровня развития услуг в Эстонии и в повятовых городах Силезского воеводства. Установлены текущее состояние реализации этой концепции и дальнейшие действия, связанные с внедрением определенных задач в рамках реализации проекта SEKAP2. Особое внимание обращается на потребность охвата этим проектом всех учреждений в воеводстве. Внедрение проекта позволит распространить услуги е-администрации и подключить все учреждения к общегосударственной системе e-PUAP.

Ключевые слова: электронная администрация, инновационные проекты, цифровая экономика, информационное общество, система электронного документооборота, сайт, электронное обучение, электронная платформа, коммуникационная платформа, концепция взаимодействия.

Основные действия властей Силезского воеводства по стимулированию развития информационного общества и цифровой экономики первоначально были направлены на присоединение к проекту PRELUDE. Целью этого проекта являлось создание Европейского форума для осуществления совместных мероприятий по внедрению инновационных проектов и реализации системы электронной администрации. В марте 2004 г. в Катовицах состоялась конференция «Электронное правительство в регионах», организованная Управлением маршала Силезского воеводства, в рамках PRELUDE. На этой конференции была представлена концепция проекта электронной системы коммуникации государственной администрации SEKAP. Первый этап реализации е-администрации в Силезском воеводстве завершен в конце 2010 г. В настоящее время осуществляется реализация дальнейшей части проекта, названной SEKAP2 1.

В рамках Концепции электронного правительства в Силезском воеводстве предполагалось создание системы электронной коммуникации государственной администрации SEKAP, которая предоставляет электронные услуги для граждан G2C, компаний G2B и для администрации G2G (рис. 1) [1].

1 Olszak C., Ziemba E. [Red.] Kierunki rozwoju spoleczeñstwa informacyjnego i gospodarki opartej na wiedzy w swietle slqskich uwarunkowan regionalnych. UE, Katowice, 2010. URL: www.silesia-region.pl/doc/2005/07/01/ 1120566731. ppt; http://www.sekap.pl.

ISSN 1818-7900. Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2012. Том 10, выпуск 3 © Я. Банасиковска, Е. И. Тихомирова, 2012

ВОРОТА ПОЛЬШИ Проекты [

8ТЛР 1 еРиЛР2 ! еРиЛР

Учреждение

Учреждение

8ЕКЛР2

I

8ЕКЛР

______I________

Учреждение

Учреждение

Учреждение

..............

Учреждение

Учреждение

----- Для реализации

Реализовано

Рис. 1. Концепция создания и дальнейшего развития электронного правительства в Силезском воеводстве (разработка авторов)

В 2011 г. в учреждениях Силезского воеводства, участвующих в проекте 8ЕКЛР, внедрение всего объема запланированных услуг еще не завершено. На сайте http://www.sekap.pl отражено, что в учреждениях деревенских гмин (28), учреждениях повятов (10), учреждениях городов (38) и учреждениях воеводства (2) предоставление услуг осуществляется в количестве от 0 до 14 наименований. Отсутствие услуг отмечено только в двух учреждениях, в остальных в среднем внедрено около 7 услуг. Кроме того, полностью осуществлена связь между всеми участвующими в проекте учреждениями и системой 8ЕКЛР. Подчеркнем важность проведения мониторинга со стороны надзорного органа, Силезского центра информационного общества, стимулирующего поочередное предоставление существующих электронных услуг (из каталога 8ЕКЛР) в этих учреждениях. Возможность широкого использования электронной подписи в форме сертификата СС 8ЕКЛР в заинтересованных учреждениях Силез-ского воеводства связана именно с предоставлением электронных услуг, входящих в каталог 8ЕКЛР, и повышением качества структуры сайтов этих учреждений в соответствии с рекомендациями силезского центра информационного общества.

Важным моментом является решение задачи соответствия содержания форм и документов, получаемых посетителями, с документами, размещенными в Центральном хранилище (СЯ - общегосударственное хранилище, связанное с 1Т-проектом «Ворота Польши»). Достичь этого можно только при создании единой сети документов в масштабах всей страны. Такой подход позволяет сэкономить как финансовые, так и временные ресурсы.

Продолжением проекта 8ЕКЛР является проект 8ЕКЛР2, в рамках которого, начиная с 2011 г., реализуются следующие задачи:

• развитие каталога общественных услуг, предоставляемых платформой электронных государственных услуг РеИР и платформой электронных форм РБЕ (около 400 услуг для граждан и компаний и 150 услуг, отвечающих за обмен документами между учреждениями);

• разработка и ввод в эксплуатацию платформы электронного обучения (е-1еагшп§) для должностных лиц;

• адаптация сайта платформы электронных государственных услуг PeUP для людей с ограниченными возможностями, инвалидов, слабовидящих и пожилых;

• предоставление новых функциональностей системы документооборота SOD и коммуникационных интерфейсов, позволяющих осуществлять обмен данными с другими системами;

• разработка и внедрение программного обеспечения для департамента охраны окружающей среды учреждения маршала;

• развитие аппаратной платформы Центра обработки данных CPD и некоторые другие задачи.

Следует подчеркнуть, что в рамках оценки функционирования системы SEKAP Силез-ским центром информационного общества в 2009 г., были отмечены значимые результаты в большинстве учреждений, охваченных проектом. Оценка участвующих в проекте учреждений была связана с определением степени использования внедренных систем жителями и сотрудниками офисов. Большие достижения в этой области были зарегистрированы у куратора проекта, в Силезском центре информационного общества, городах Ченстохова и Пщина. Городское учреждение в Пщине, например, организовало мероприятие «Дни открытых дверей», в рамках которого любой желающий мог с помощью профессионалов по информатике установить свой контактный ящик и ознакомиться с возможностями портала SEKAP. В этом учреждении было также установлено бюро обслуживания клиентов, предоставляющее информацию о возможности оформления официальных дел в электронном виде.

С целью расширения достаточно ограниченного объема электронных услуг, предоставляемых населению и бизнесу, идет планомерное развитие и совершенствование системы SEKAP. Возможность загрузки соответствующих официальных форм с помощью электронных средств позволяет экономить время и повышать эффективность работы должностных лиц. Число услуг, в состав которых включены функции редактирования формы, внесение электронной подписи в виде сертификата СС SEKAP СС, отправление документа в соответствующее учреждение, продолжает расти. Благодаря реализации проекта SEKAP почти все учреждения в силезском воеводстве могут предоставлять электронные услуги. Однако вызывает сожаление то, что некоторые учреждения не присоединились к проекту SEKAP, в результате они не интегрированы с другими учреждениями. Для осуществления проекта SEKAP2 в полном объеме необходимо, чтобы все учреждения в воеводстве имели условия для предоставления электронных услуг. После выполнения этой задачи Силезское воеводство будет подготовлено для подключения к национальной системе «Электронная платформа услуг государственной администрации е-PUAP». После подключения к национальной системе е-PUAP предоставление всех услуг должно осуществляться с использованием документов, размещенных в Центральном хранилище.

В настоящее время в соответствии с польским законодательством для решения деловых вопросов электронным путем необходимо иметь безопасную электронную подпись, в виде квалифицированной подписи. Последнее ограничение снижает интенсивность использования электронных услуг, предоставляемых гражданам и бизнесу. Преодолеть эту проблему можно путем внедрения в информационный процесс неквалифицированной подписи, придав ей статус действительной подписи, подтверждающей личность использующего ее человека. Отметим, что сертификат CC SEKAP имеет права подписи неквалифицированной.

Таким образом, повышение степени доступности электронных услуг, предоставляемых юридическими и физическими лицами, можно достичь путем признания подписи неквалифицированной в качестве действительной подписи. В этом случае будут сокращены дополнительные расходы на получение квалифицированной подписи.

Для развития электронного правительства в стране в целом необходимо выполнить еще многие задачи (см. пунктир на рис. 1) и, прежде всего, завершить реализацию системы е-PUAP2. Многие учреждения как в Силезском воеводстве, так и в других воеводствах до сих пор не подключены к системам SEKAP или е-PUAP, обеспечивающим реализацию электронных услуг. Кроме того, ограничено число предоставляемых электронных услуг из всех возможных наименований, рекомендуемых Европейским союзом. Реализация концепции взаимодействия (Interoperability) между системами внутри и за пределами учреждения в полном объеме потребует значительных усилий. Однако в случае ее осуществления услуги будут

предоставляться на более высоком уровне и на основе расширенной информационной базы, интегрированной с другими информационными системами. При обеспечении взаимодействия систем и учреждений и наличии доступа к базам данных необходимых документов пользователю остается только заполнять форму, относящуюся к соответствующей услуге. Отметим, что обеспечение взаимодействия является необходимым условием реализации трансъевропейских услуг. Часть запланированных проектов правительства 2 [2-4] в настоящее время находится на стадии проектирования или внедрения. К таким проектам относятся следующие.

1. Электронная платформа услуг государственной администрации е-РиАР2.

2. Польские удостоверения личности - ID-карта (электронная подпись для реализации электронных услуг).

3. Информационный портал нотариусов, адвокатов, судебных приставов и правовых советчиков.

4. Платформа предоставления онлайн предпринимателям услуг цифровых ресурсов медицинских регистров.

5. Электронная платформа для сбора, анализа и предоставления цифровых ресурсов о медицинских данных.

6. Коммуникационная платформа MSP для лиц из области социальной поддержки.

7. Интегрированная система рынка работы и социального обеспечения SI Syriusz.

8. E-налоги - стратегический проект Министерства финансов, направленный на повышение качества обслуживания налоговой службой граждан, являющийся продолжением проекта е-декларации.

9. Национальный реестр государственного разделения территории страны TERYT2 (Реестр земли и зданий, Государственный реестр географических названий, Национальный реестр границ).

10. Информационная система официальной статистики.

11. Консолидация и централизация таможенной и налоговой систем.

В ходе реализации отдельных проектов достаточно часто возникают проблемы, связанные с финансовыми трудностями, с необходимостью уточнения, дополнения или изменения правовых норм и другие. Все это может увеличить продолжительность выполнения проекта.

В 2007-2010 гг. на компьютеризацию государственной администрации выделено из средств государственного бюджета Польши, Европейского союза, шенгенского фонда и норвежского финансового механизма более 2,5 млрд злотых. В документе «План информатизации государства на годы 2007-2010» было определено, что к концу 2010 г. более 20 общественных услуг должны проводиться с использованием электронных средств. В настоящее время все эти услуги (12 для физических лиц и 8 для предприятий) имеются в наличии, однако некоторые из них внедрены частично. Последнее обусловлено, прежде всего, существующими юридическими ограничениями.

На основе разработанных критериев оценки в начале 2010 г. были проведены исследования уровня развития электронных услуг в Эстонии 3 и в повятовых городах Силезского воеводства. Эстония была выбрана для проведения пилотного проекта, как одна из стран Европейского союза, по нескольким причинам:

• является страной, которая, как Польша, в тот же период (Польша 1989, Эстония 1991) должны были построить рыночную экономику, создать новые структуры государства;

• обе страны сильно отличались технологически и экономически от западных государств, принадлежащих к старому Европейскому союзу;

• своим размером напоминает Силезское воеводство, поэтому масштаб трудностей внедрения проекта электронной администрации соизмерим;

2 http://www.mswia.gov.pl/ftp/informatyzacja/6454.pdf; http://epuap.gov.pl

3 http://www.riigikantselei.ee/3qc/toc.html

Средний уровень развития услуг в % Регистрация в ВУЗ Подоходный налог ЗАГС Библиотеки Адресный стол Поиск работы Документы личности Регистрация транспортных средств Полиция - обслуживание заявок Разрешение на строительство Социальные пособия Здравоохранение

////>///>///Л///>///>71 52,4

□ 75

Т

т

т

т

3

т

т

т

а

5

т

'УУУУУУУУУУХ 251

490

т

'//////////////////////

£

46

т

т

501

75 75 75 75 75

75

75 75

10

20

30

40

50

60

70

80 90

100

Д Силезское воеводство □ Эстония

Рис. 2. Сравнение результатов исследования уровня развития услуг для физических лиц в Эстонии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и Силезском воеводстве (расчеты авторов)

0

• Европейский союз рекомендовал изучать и использовать положительный опыт стран членов ЕС от внедрения проекта электронного правительства.

Эти причины были обоснованием для проведения исследований как наличия и уровня развития услуг электронного правительства в Эстонии и в повятовых городах Силезского воеводства, так и сравнения полученных результатов. Графическое представление полученных результатов исследований развития услуг для физических лиц в Эстонии и повятовых городах Силезского воеводства показано на рис. 2.

Сравнение результатов испытаний уровня развития услуг для физических лиц в Эстонии и Силезском воеводстве показывает, что средний уровень развития услуг в Эстонии выше, чем в Силезском воеводстве более чем на 22 %.

Графическое представление полученных результатов исследований развития услуг для юридических лиц в Эстонии и повятовых городах силезского воеводства показано на рис. 3. Как видно, средний уровень развития этих услуг в Силезском воеводстве ниже более чем на 20 %, чем в Эстонии. В Эстонии на 8 услуг для фирм только одна услуга «Статистика» реализуется на уровне 75 %, все остальные услуги на уровне сделки 100 %, а в Силезском воеводстве только 4 (половина) услуги реализованы на уровне сделки 100 %.

Средний уровень развития всех 20 услуг в Эстонии достигнул 83,75 %, а для повятовых городов Силезского воеводства составляет только 62 %. Хотя в Силезском воеводстве много сделано для развития электронного правительства и оно является одним из воеводств с высокой динамикой его развития, однако состояние развития всех услуг в Эстонии значительно выше, чем в Силезском воеводстве, а средняя развития, рассчитанная на одну услугу в Си-лезском воеводстве, меньше на 21 %, чем в Эстонии.

В последние годы в некоторых сферах жизни польского общества, а также в Силезском воеводстве произошли огромные технологические изменения и реорганизации. Примерами таких изменений являются изменения в общей судебной системе, их можно назвать «технологической революцией». Так, наличие сертификата электронной квалифицированной подписи в суде и использование польского удостоверения личности (польская карта ГО) позволят оформлять многие документы в электронном виде. Окончательное завершение проекта будет достигнуто при условии полной совместимости между национальными и международными системами, а также предоставлении доступа к широкополосной сети Интернет. В процессе внедрения новых технологий электронного документооборота необходимо предусмот-

Средний уровень развития услуг в %

Государственные закупки

Охрана чистой среды Таможенная декларация Статистика Регистрация бизнеса

Налог НДС

Налоги с юридических лиц

Социальное страхование

У//////////////////Л 50

'////////////////Л 43

'////////////////////////////////////77777,

V//////////////////////////////M6

75

96,87

'///////////////////////////////(////////Л

//////////////////Л 46

/////////////////////////////////////77777,

////////////////////////////////////777777.

V//////////////////////////////A755

100

100

100 100

100

100

100 100

100 100

100

20

40 60 80

(□Эстония □Силезское воеводство I

100

Рис. 3. Сравнение результатов исследования уровня развития услуг для юридических лиц в Эстонии и Силезском воеводстве (расчеты авторов)

120

0

реть организацию доступа к ним людям с ограниченными физическими и социальными возможностями.

Компьютеризация государственной администрации открывает большие возможности перед обществом. В качестве важнейших результатов от внедрения электронных проектов можно указать повышение прозрачности принятия решений в государственно-административном секторе, открытость и нацеленность на сотрудничество с гражданами. Благодаря компьютеризации ожидается повышение производительности и эффективности работы государственной администрации, в том числе и при предоставлении услуг посетителям.

Развитие телеинформационной инфраструктуры и свободный доступ к ней является основой для внедрения проекта электронной администрации. По всей стране должна быть произведена унификация принципов реализации электронных услуг, выработка соответствующих юридических законов, регламентирующих предоставление государственных online-услуг на уровне сделки. Таким образом, чтобы функционирование электронного правительства в Польше не сводилось к элементарному обмену информацией, необходимо реализовать запланированные проекты в области ИКТ; ввести поправки к Закону об электронной подписи с целью масштабного ее внедрения; упростить и дополнить действующее законодательство, связанное с компьютеризацией администрации; подготовить инфраструктуру учреждений и обеспечить массовый доступ населения к широкополосному Интернету.

Список литературы

1. Banasikowska J. Wyniki badan poziomu rozwoju elektronicznej administracji w woje-wodztwie sl^skim. W: Systemy Wspomagania Organizacji / Red. T. Por^bska-Mic, H. Sroka. AE, Katowice, 2010.

2. Banasikowska J., Banasikowski P. Poziom rozwoju e-Government w Polsce. W: Systemy Wspomagania Organizacji / Red. M. Pankowska, T. Por^bska-Mic, H. Sroka. AE, Katowice, 2008.

3. Banasikowska J. Systemy elektronicznego dostçpu do administracji. W: Systemy Wspomagania Organizacji / Red. T. Porçbska-Mi^c, H. Sroka. AE, Katowice, 2009.

4. Blizniuk G. Plan informatyzacji panstwa na lata 2007-2010. MSWiA. Warszawa, 2007.

Материал поступил в редколлегию 26.01.2012

Ya. Banasikowska, E. I. Tikhomirova

THE CONCEPT OF E-ADMINISTRATION SYSTEM IN SILEZSKOE VOIVODESHIP IN POLAND

AND ITS REALIZATION

This article presents the concept of the e-administration system in 'silezskoe' voivodeship in Poland. Research results of the level of services' market development in Estonia and 'povyatovye' towns of 'Silezskoe' voivodeship are compared. The status of realization of this concept and next steps are determined, which are connected with the certain objectives within the SEKAP2 project realization. Particular attention has been drawn to the necessity of incorporating in the project all councils of the voivodeship, in order to popularise e-Administration services and join the national e-PUAP system.

Keywords: e-administration, innovational projects, digital economy, informational society, electronic document flow, site, electronic education, electronic platform, communicational platform, interaction concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.