Научная статья на тему 'Интероперабельность и стандартизация электронного правительства в странах Европейского Союза'

Интероперабельность и стандартизация электронного правительства в странах Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
359
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / E-GOVERNMENT / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / E-SERVICES / БМЕНА ДАННЫМИ / DATA EXCHANGE / СТЕПЕНИ СВОБОДНОГО И ОТКРЫТОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / THE DEGREE OF FREE AND OPEN SOURCE SOFTWARE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бахвалов Лев Алексеевич, Банасиковска Янина

Предложена концепция интероперабельности и стандартизации электронного правительства в странах Европейского Союза. Дано определение понятия «интероперабельность». Приведены три уровня оценки интероперабельности: технологии, системы, задачь. Стандарты интероперабельности, рассматриваются в трех аспектах: техническом, организационном и семантическом. Даны примеры стран Европейского Союза с наиболее развитыми национальными рамками интероперабельности. Дан пример применения интероперабельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEROPERABILITY AND STANDARDIZATION OF E-GOVERNMENT IN EU COUNTRIES

The article suggests a concept of interoperability and standardization of e-government in the countries of the European Union. Definition of the notion of «interoperability». Shows the three levels of evaluation interoperability: technologies, systems, tasks. Interoperability standards, are considered in three aspects: technical, institutional and semantic. Examples are given to the European Union countries with the most developed national framework of interoperability. An example of application interoperability.

Текст научной работы на тему «Интероперабельность и стандартизация электронного правительства в странах Европейского Союза»

- © Л.А. Бахвалов, Я. Банасиковска, 2013

УДК 330.4.

Л.А. Бахвалов, Я. Банасиковска

ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОСТЬ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Предложена концепция интероперабельности и стандартизации электронного правительства в странах Европейского Союза. Дано определение понятия «интероперабельность». Приведены три уровня оценки интероперабельности: технологии, системы, задачь. Стандарты интероперабельности, рассматриваются в трех аспектах: техническом, организационном и семантическом. Даны примеры стран Европейского Союза с наиболее развитыми национальными рамками интероперабельности. Дан пример применения интероперабельности.

Ключевые слова: электронное правительство; электронные услуги, обмена данными, степени свободного и открытого программного обеспечения.

Способность правительства выполнять государственные задачи электронным путем, является важным фактором при оценке качества его действия и условием прогресса в построении информационного общества. Это будет возможно только через строгое взаимодействие (интероперабильность, Interoperability) информационных систем публичной администрации во взаимоотношениях и в отношениях с отдельными лицами и компаниями. Основным условием является достижение взаимодействия между системами. Интероперабильные, основные услуги инфраструктурные (безопасная связь между органами администрации, трансграничный доступ к актам), общие спецификации совместимость руководства для интеро-перабельности и программное обеспечение, подходящие для повторного использования являются ключевыми факторами для эффективного электронного правительства. Проводятся работы, связанные с принятием обновленной версии европейских рам интероперабельности, поддержкой и популяризацией интероперабильных услуг электронного правительства, основанных на стандартах, открытых спецификаций и интерфейсов.

Согласно с Европейскими Рамками Интероперабельности для услуг электронной администрации, интероперабильность является «возможностью обмена данными, обмениваться ин-

формацией и знаниями между системами, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и бизнес-процессами, которые поддерживаются ими» [1]. Отсюда следует, что инте-роперабильность является важной на уровне страны, и в более широком контексте.

Обеспечение так определенного взаимодействия (интеро-перабельности) является серьезной проблемой в обеспечении развития электронного правительства. Важную роль играет вопрос управления бизнес-процессами, а также важным этапом процесса внедрения государственных электронных услуг есть реорганизация административных процессов.

Приоритетным документом для интероперабельности в Европейском Союзе являются Европейские Рамки Интероперабельности (European Interoperability Framework EIF). В июне 2002 года на саммите в Севилье, представители стран членов ЕС приняли документ «eEurope Action Plan 2005», который требовал от государств-членов подготовки рам инте-роперабельности, позволяющих на доставку общеевропейских (паневропейских) услуг электронного правительства для граждан и предприятий. Европейские Рамки Интероперабельности адресованы лицам управляющим проектами электронного правительства в странах членах ЕС и институциях Европейского Союза. Во время конференции в Комо (Como) в июле 2003 года, относящейся к электронному правительству, было решено, что предположения Европейских Рамок Интероперабельности являются ключевыми элементами в развитии услуг электронного правительства в Европе. В 2004 году Европейская Комиссия опубликовала первую версию Европейских Рамок Интероперабельности, которая обязывала правительства стран ЕС к созданию Национальных Рамок Интероперабельности, согласованных с EIF, чтобы обеспечить интероперабильность во всем Европейском Союзе. Концепцию осуществления такой интероперабельности показано на рис. 1.

Интероперабильность оценивается на трех выдающихся уровнях:

- уровень технологии, который включает в себя элементы инфраструктуры телеинформатики ИКТ, такие как линии связи, компьютерные платформы с операционными системами, программное обеспечение стандартное и инструментальное

Рис. 1. Структура интероперабельности для паневропейских услуг е-ОоиегпшепЬ. Источник: на основе [4]

в виде систем управления базами данных, программное приложение для разработки нужных систем и т. д. С точки зрения интероперабельности, важное значение имеют коммуникационные стандарты на уровне битовой передачи в локальных и глобальных сетях, или передачи сообщений между компонентами программного обеспечения,

- уровень системы включает в себя данные, хранящиеся в любых базах данных, прикладное программное обеспечение, программное обеспечение и средства представления данных. На этом уровне, внимание уделяется вопросам соблюдения синтаксического согласия и кооперации сообщений,

- уровень задач (бизнеса) включает в себя объекты и процедуры, имеющие непосредственное отношение к фактическим задачам, выполняемых заинтересованными лицами. Это в основном процессы реализации задач, информации, используемые в этих процессах, организационные и правовые условия.

Основными рекомендациями Европейских Рамок Интероперабельности являются:

- наличие - понимается как предоставление многоканального доступа к контенту (содержанию) в форме, понятной для пользователей,

- многоязычие - обеспечение содержания не только на национальных языках,

- безопасность - приспособлена к паноевропейскому уровню,

- конфиденциальность - зашита персональных данных,

- субсидиарность - ЕШ действует как помошь, не проникает в внутренние действия стран,

- использование открытых стандартов,

- предпочтение программного обеспечения с открытым исходным кодом,

- разработка решений многосторонних - из разных источников и от разных поставшиков [2, 3].

Особенно сильный акцент в Европейских Рамках Интеро-перабельности делается на реализацию их предположений, путем выбора в проектах электронного правительства, открытых стандартов и свободного программного обеспечения с открытым исходным кодом.

По рекомендациям Европейских Рамок Интероперабельно-сти, открытые стандарты должны иметь следующие характеристики:

- стандарт был принят организацией «поМог-ргойЬ» и развитие стандарта будет базироваться на открытой процедуре принятия решений, доступной всем заинтересованным лицам,

- стандарт был опубликован и оплаты за использование стандарта низки и не являются барьером для доступа к стандарту,

- интеллектуальная собственность к стандарту или его части становится доступной бесплатно, и способ доступа не может быть изменен,

- нет никаких ограничений на повторное использование стандарта.

Стандарты интероперабельности, как правило, рассматриваются в трех аспектах: техническом, организационном и семантическом. Технические стандарты интероперабельности отвечают за представление, сбор, обмен, обработку и транспортировку данных. Организационные стандарты интеропера-бельности призваны обеспечить организацию процессов и внутренних организационных структур для оптимального обмена информацией.

Определение свободного и открытого программного обеспечения состоит из четырех пунктов, которые нумеруются с нуля до трех. Он определяет свободное и открытое программное обеспечение, предоставляя клиентам следующие свободы:

1. Свобода запускать программу в любых целях (свобода 0).

2. Свобода изучения работы программы и адаптация ее к своим нуждам (свобода 1).

3. Свобода распространять копии (свобода 2).

4. Свобода улучшать программу и публичного распространения собственных улучшений общественности, благодаря чему может ее использовать любое лицо (свобода 3).

Однако, как необходимое условие, в свободах 1 и 3 упоминается доступ к исходному коду. Наверное, предположения интероперабельности и, прежде всего, открытых стандартов, выполняет на самом деле свободное и открытое программное обеспечение.

Наиболее развитые национальные рамки интероперабель-ности имеют следующие страны Европейского Союза:

- Великобритания - e-Government Interoperability Framework (e-GIF),

- Германия - Standards und Architekturen fer E-Government-Anwendungen (SAGA),

- Дания - OIO Kataloget,

- Франция - Le cadre commun d'interoperabilite des systemes d'information publics (CCI),

- Нидерланды - Catalogus voor de Nederlandse overheid van Open Standaarden (CANOS).

Использование открытых стандартов, рекомендованных Европейскими Рамками Интероперабельности, на основе свободного и открытого программного обеспечения, позволяет заказчику данного программного обеспечения полную независимость от поставщика. В любое время покупатель может принять решение менять поставщиков без страха об безопасность потерять доступ к своих данных, так как каждый новый поставщик будет в состоянии предоставить такой доступ. Важно отметить, что заказ технологии основан на открытых стандартах и, прежде всего, свободное и открытое программное обеспечение, в равной степени открывает рынок для многих поставщиков, конкурирующих за клиента качеством и ценой продукта, что способствует демонополизации и развитию местного

ИТ-рынка. Такая конкуренция часто приводит к свободной лицензии на программное обеспечение. Основание коммуникации с гражданами, на открытых стандартах и свободном и открытым программным обеспечении, гарантирует каждому возможность выбора программного обеспечения.

Реализация, так определенной концепции интероперабель-ности, Европейскими Рамками Интероперабельности во всех странах членах ЕС позволит предоставлять электронные услуги на самом высоком уровне сделки в пределах внутри этих стран для физических лиц и компаний, а также предоставление взаимных услуг между странами в виде общеевропейских услуг.

- CUUCOK AHTEPATyPbl

1. Olszak C, Bielewicz G.: Wybrane problemy rozwoju administracji publicznej w warunkach gospodarki elektronicznej. W: Systemy Wspomagania Organizacji. Red. Por^bska-Mi^c T., Sroka H., AE, Katowice 2007.

2. «Elektroniczna administracja» nr 6/2008, Centrum Promocji Informatyki sp. z o. o.

3. Preparation for Update European Interoperability Framework 2.0 - final report 04-06 2007, Engagement: 221402470

4. Malotaux M., van der Harst G., Achtsivassilis J., Hahndiek F.: Preparation for Update European Interoperability Framework 2.0 - final report. 04-06 2007 Engagement: 221402470. EES

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Бахвалов Лев Алексеевич - профессор, доктор технических наук, кафедра АСУ, [email protected]

Московский государственный горный университет

Банасиковска Янина - кандидат технических наук, инженер кафедры информатики, [email protected] Экономический университет в Катовицах, Польша

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.