Научная статья на тему 'Оценка уровня развития нравственной сферы дошкольников по характеру их моральных суждений'

Оценка уровня развития нравственной сферы дошкольников по характеру их моральных суждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня развития нравственной сферы дошкольников по характеру их моральных суждений»

зования данных навыков в разнообразных условиях реального предметного содержания. Информационные технологии в функции экспертной системы целесообразно использовать на семинарских занятиях, целью которых является обобщение различных точек зрения на какой-либо вопрос изучения, анализ подхода экспертов и их способов разрешения предметных задач. Информационные технологии в функции баз данных создают наибольшие возможности для проведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студента, что дополняет возможности традиционных средств обучения, не заменяя их. Так, например, психологическую практику студенты-психологи не могут провести сидя за компьютером, но вот ее результат, внесенный в соответствующую базу данных, позволит организовать новые формы работы студента. Отсюда - условие: информационная технология в учебном процессе должна использоваться соответственно ее функциям, дополняющим, а не подменяющим функции традиционных средств обучения, и реализоваться эти функции могут в соответствующих формах учебных занятий. Таким образом, введение информационных технологий в процесс изучения студентами общепрофессиональных дисциплин является эволюционным типом инноваций.

Реализация вышеназванных педагогических условий позволит эффективно использовать информационные технологии в подготовке студента-гуманитария и направит его на самостоятельное и активное применение информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Берулава М.Н. Современные проблемы гуманизации образования. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - №2 (195) // http://www.budgetrf.ru/Publications /Magazines/VestnikSF/2003/

2. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 308с.

Д.В. Шатров

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ХАРАКТЕРУ ИХ МОРАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ

Практически все исследования, посвящённые нравственной сфере личности, сосредоточены на трёх концептуально различимых аспектах этого процесса: моральном суждении (как человек рассуждает о моральных ситуациях), моральном поведении (как он себя ведет в таких ситуациях) и моральных чувствах (что он при этом испытывает). В ряде исследований [2, 3] отмечается, что возникновение специфически моральной мотивации относится к старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте особенности моральных суждений определяют нравственные мотивы поведения и часто они могут иметь большую побудительную силу, чем некоторые элементарные потребности.

Психологических методик, исследующих качественные характеристики нравственной сферы дошкольников практически нет, несмотря на то, что такие личностные характеристики, как нравственно-мотивационная сфера и направленность являются весьма важными, по сути дела, ключевыми характеристиками личности, их знание помогает прогнозировать поведение ребёнка, наметить дифференцированный подход в воспитательно-профилактической работе. В связи с этим, нами была разработана методика «Ситуации морального выбора» для исследования

моральных суждений детей. Исследование морального развития детей с применением этой методики проводилось индивидуально, с интервалом в два-три дня. На первом этапе ребёнку предъявлялись сюжетные картинки с изображением поступков детей, нарушающих или выполняющих моральные нормы. Ребёнок должен был оценить поведение героя сюжета, как «хорошее» или «плохое» и объяснить свою оценку. На втором этапе ребёнку зачитывались рассказы с различными ситуациями морального выбора. Ребёнок должен был принять решение за героя рассказа и мотивировать свой выбор. В исследовании участвовало 70 детей старшего дошкольного возраста из полных семей (27 девочек и 43 мальчика).

Далее был проведён контент-анализ высказываний детей и выделено девять категорий их моральных суждений. В таблице 1 представлены примеры высказываний детей и процентное соотношение выделенных категорий.

Таблица 1

Процентное соотношение выделенных категорий моральных суждений и соответствующие ___________________________им примеры высказываний детей_________________________________

№ Название категории Примеры высказываний детей Кол-во суждений %

1 «аморальные» суждения (мотив обиды или личной выгоды) «он же не дал покататься», «потому, что она ему понравилась», «он не хотел, чтобы его наказали» и т.д. 87 7

2 отсутствие мотива 87 7

3 боязнь наказания «чтобы его не наругали», «потому, что мама может заругаться», «его же накажут» и т.д. 42 3

4 мотив получения благ «чтобы он дал покататься», «чтобы он дал поиграть», «потому, что он хотел, чтобы его похвалили» и т.д. 39 3

5 мотивирование необходимостью послушания «он послушался», «потому, что ему воспитательница сказала», «он послушный мальчик» и т.д. 27 2

6 императивные мотивы «потому, что она хорошая», «потому, что это плохо», «толкаться плохо» и т.д. 240 20

7 мотивы предвосхищения последствий «потому, что будут синяки», «потому, что можно заболеть», «потому, что потом с ним никто не будет играть» и т.д. 285 24

8 необходимость помощи другим «надо помогать маленьким», «потому, что он сам не может», «потому, что он хотел помочь» и т.д. 141 12

9 мотивы сочувствия «потому, что ему больно», «он же расстроится», «ему же будет плохо» и т.д. 261 22

Общее количество суждений 1209

«Аморальные» суждения следует отличать от безнравственных суждений. Поступок или поведение считаются безнравственными, когда они объективно не соответствуют принятым нравственным нормам, если нарушающей личности эти нормы не известны. Если же нормы известны, то их нарушение оценивается как аморальный поступок [4]. В нашем случае все испытуемые показали высокий уровень знания моральных норм, специфических для данного возраста. Кроме того, в каждом случае нарушения моральной нормы, в беседе с ребёнком выяснялось, знает ли он данную моральную норму и адекватно ли её оценивает. Во всех случаях подтверждалось знание ребёнком данной моральной нормы. В связи с этим, высказывания, содержащие нарушение моральных норм, квалифицировались как аморальные суждения.

По отношению к личности ребёнка все суждения условно были разделены на обусловленные внешними мотивами и обусловленные внутренними мотивами. Под внутренними мотивами мы понимаем такие мотивы, которые основываются на сочувствии к другому человеку, на сопереживании его эмоционального состояния,

наличии стремления к децентрации. Конечно, такие мотивы нельзя назвать истинно внутренними. Они ещё не достаточно осознаны ребёнком, не являются внутренней установкой его личности, голосом его совести. Однако они являются зачатками интроспективных тенденций в развитии нравственной сферы ребёнка.

Далее мы сравнили девять, выделенных нами, категорий моральных суждений с категориями описания морального поведения в концепциях других авторов.

Результаты сравнения показали, что в нашем исследовании не были выявлены суждения, которые бы соответствовали, по классификации А.В. Зосимовского «аморальным поступкам», «безнравственным по неведению» и «нечаянным поступкам». Такое положение соответствует специфике возраста (у дошкольников ещё не сформированы внутренние установки поведения, как моральные, так и аморальные) и специфике предъявляемых ситуаций морального конфликта (все ситуации были приближены к актуальной жизнедеятельности ребёнка и отражают моральные нормы, которые ребёнок знает). В концепции Т.П. Авдуловой [1] отсутствует категория обоснования морального выбора, которая бы отражала мотив предвосхищения последствий, в то время как, в нашем исследовании она имеет достаточно большой процент использования детьми. В соответствии с предложенными Т.М. Титаренко [5] ступенями развития эмоциональных отношений детей к нравственной ситуации, можно констатировать, что использование детьми категорий с шестой по девятую говорит о более продуктивных тенденциях в нравственной сфере ребёнка, т.к. к нормам уже сформировано эмоциональное отношение. Девятая категория - мотивы сочувствия, по классификациям А.В. Зосимовского и К.К. Платонова соответствует высокому уровню развития нравственной сферы старших дошкольников. Восьмая категория - моральные суждения, обусловленные мотивами необходимости помощи другим, в нашей классификации соответствует уровню автономной морали (стадия 5В) у Л. Колберга и эмоциональному отношению к нравственной ситуации по Т.М. Титаренко. Л. Колберг и Т.М. Титаренко не разделяют восьмую и девятую категории моральных суждений. В нашей классификации данные категории разделены, в связи с тем, что мотивы сочувствия нами рассматриваются как внутренние мотивы, а необходимость помощи другим как внешние, что является свидетельством более низкого уровня нравственного развития. Седьмая категория моральных суждений - мотивы предвосхищения последствий, соответствует эмоциональному отношению к нравственной ситуации по типу «оценка-предвосхищение» по Т.М. Титаренко и является достаточно высокой ступенью развития эмоционального отношения к нравственной ситуации. Шестая категория моральных суждений - императивные мотивы в классификациях Л. Колберга и Т.М. Титаренко, так же, как у нас свидетельствует о более низком уровне нравственного развития, чем седьмая категория моральных суждений, обусловленных мотивами предвосхищения последствий. Категории суждений с шестой по девятую, являются формой эмоционального отношения ребёнка к другим людям. Категории с 3 по 5 отражают тенденцию удовлетворения личных потребностей ребёнка и не содержат эмоционального компонента. Категории суждений, не содержащие эмоциональный компонент, мы распределили по степени уровня развития нравственной сферы ребёнка в соответствии с классификацией Л. Колберга [6].

Таким образом, в результате проведённого исследования оказалось, что старшие дошкольники в ситуациях морального выбора используют моральные и «аморальные» (нарушение усвоенной нормы) мотивы. В качестве «аморальных» мотивов выступают мотивы обиды и мотивы личной выгоды. Моральные мотивы можно условно разделить на внешние и внутренние. В качестве внешних мотивов выступают такие, как мотивы боязни наказания, мотивы получения благ, мотивы необходимости послушания, императивные мотивы, мотивы предвосхищения по-

следствий и мотивы необходимости помощи другим. Внутренним мотивом, используемым старшими дошкольниками, выступает мотив сочувствия другому человеку. Предложенная классификация моральных суждений позволяет оценивать уровень развития нравственной сферы дошкольников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2001.

2. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Хрестоматия по педагогике. - Барнаул, 1999.

3.Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352с.

4. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д. Глоточ-кин. - М.: ИП АН СССР, 1986. - 254с.

5. Титаренко Т.М. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение // Дошкольное воспитание. - 1980. - №10.

6. Kohlberg L. Moral stages and moralization // T. Lickona (Ed.), Moral development and behavior. - NY: Holt, Rinehart & Winston, 1976.

Н.В. Черепанова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющая её между участниками. Создаются некоммерческие организации для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [1].

Созданные самими гражданами и по инициативе граждан негосударственные некоммерческие организации стремятся донести до всех членов общества информацию о наболевших проблемах, и сами находят пути их решения, обладая уникальной способностью направлять частную инициативу на общее благо [2].

Научное определение понятия «педагогический потенциал» следует от смыслового формирования словосочетания понятия «потенциал» и предметного определения науки - педагогики.

Отечественные словари трактуют понятие «потенциал» (от лат. potentia -сила) как «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения определённых задач, достижения определенных целей» [3] или как «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области» [4]. Большой российский словарь даёт несколько определений этого понятия. Из определений, которые имеют тенденцию к формированию смыслового словосочетания, интересующего наше исследование, выделим второе и третье. Третье значение согласуется с предыдущими: совокупность всех средств запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью. Второе определение означает степень возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции. Основополагающим в понятии «потенциал» является слово «потен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.