следствий и мотивы необходимости помощи другим. Внутренним мотивом, используемым старшими дошкольниками, выступает мотив сочувствия другому человеку. Предложенная классификация моральных суждений позволяет оценивать уровень развития нравственной сферы дошкольников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2001.
2. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Хрестоматия по педагогике. - Барнаул, 1999.
3.Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352с.
4. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д. Глоточ-кин. - М.: ИП АН СССР, 1986. - 254с.
5. Титаренко Т.М. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение // Дошкольное воспитание. - 1980. - №10.
6. Kohlberg L. Moral stages and moralization // T. Lickona (Ed.), Moral development and behavior. - NY: Holt, Rinehart & Winston, 1976.
Н.В. Черепанова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющая её между участниками. Создаются некоммерческие организации для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [1].
Созданные самими гражданами и по инициативе граждан негосударственные некоммерческие организации стремятся донести до всех членов общества информацию о наболевших проблемах, и сами находят пути их решения, обладая уникальной способностью направлять частную инициативу на общее благо [2].
Научное определение понятия «педагогический потенциал» следует от смыслового формирования словосочетания понятия «потенциал» и предметного определения науки - педагогики.
Отечественные словари трактуют понятие «потенциал» (от лат. potentia -сила) как «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения определённых задач, достижения определенных целей» [3] или как «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области» [4]. Большой российский словарь даёт несколько определений этого понятия. Из определений, которые имеют тенденцию к формированию смыслового словосочетания, интересующего наше исследование, выделим второе и третье. Третье значение согласуется с предыдущими: совокупность всех средств запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью. Второе определение означает степень возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции. Основополагающим в понятии «потенциал» является слово «потен-
ция» - возможность, способность, существующая в скрытом виде и могущая проявиться при известных условиях. Существенным дополнением здесь является «при известных условиях».
Итак, потенциал - это совокупность всех имеющихся средств, источников, возможностей, запасов, которые могут быть использованы для решения определённых задач, достижения определенных целей в какой-либо области, но существующих в скрытом виде и могущих проявиться при известных условиях [5].
Педагогический потенциал - это совокупность всех имеющихся в явлении (предмете, дисциплине, процессе) в нераскрытом виде находящихся не обязательно в объекте сугубо педагогических характеристик средств, источников, возможностей какой-либо педагогической технологии, которые могут быть использованы для решения задач при достижении целей в области воспитания и обучения человека и могущих проявиться при условиях ориентации на совместную творческую деятельность субъектов и объектов педагогического процесса.
Педагогический потенциал некоммерческой организации мы рассматриваем как совокупность всех имеющихся внутренних педагогических возможностей данного социального объединения. Этот потенциал является основным ресурсом для осуществления технологии социального обучения добровольцев, развивающей потребности проявления и осуществления педагогических функций (воспитания, развития, обучения) при условиях ориентации всех участников педагогического процесса на совместную творческую деятельность. Социальное обучение ориентировано на решение задач и достижения цели некоммерческой организации посредством формирования социальной компетентности ее участников.
Педагогические функции некоммерческой организации как субъекта социального обучения добровольцев определяются изменяющейся социально-экономической ситуацией и направлены на становление личности, её социализацию и формирование социальной компетентности посредством удовлетворения ее потребностей в социально полезной деятельности, общении через включение ее в конкретные виды добровольческих действий.
Воспитание как педагогическая функция некоммерческой организации реализуется через социализацию добровольца посредством осуществления добровольческой деятельности. Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме.
Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие. Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, определял его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.
На современном этапе ученые рассматривают воспитание как социальнопедагогическую категорию в трех плоскостях: как социальное явление; как процесс; как деятельность.
Воспитание как социальное явление оказывает влияние на внутренний и внешний миры, в которых живет и развивается человек. По мнению авторов региональной концепции, разработанной под руководством Е.Н. Шиянова, внутренний мир - мир «самости», стремление жить в гармонии с собой. Степень развитости личности характеризуется уровнем интеллектуальной, психорегулятивной и творческой культуры. Внешний мир - это мир «социумности», становление гармоничных
отношений с обществом, уровень которого определяется развитостью политической, правовой, нравственно, эстетической, экономической, экологической и семейной культуры. «Самость» и «социумность», как считают авторы, «играют роль культуры жизненного определения, позволяющей личности на практике, в реальной жизни адаптироваться к обществу и самореализоваться в нем» [6]. Воспитание, являясь, по сути, механизмом социального опыта, должно на любом этапе развития общества оставаться фундаментом жизни человека, выступать как обновленный процесс педагогической помощи личности в становлении ее субъектности, культуры, социализации и жизненного самоопределения. Попадая в некоммерческую организацию, доброволец приобретает новый социальный опыт.
Воспитание как процесс направлено на формирование взаимодействия человека со всеми внешними и внутренними, объективными и субъективными, целенаправленными и стихийными влияниями, которые изменяют свойства его характера, качества личности и их проявления, происходящие под воздействием среды, общества и зависящие от социокультурной и исторической ситуации. Некоммерческая организация является той средой, в которой доброволец социализируется, приобретая новые навыки общения и взаимодействия, качества личности вливаясь в новую среду.
Воспитание как деятельность направлено на социализацию человека путем повышения уровня интенсивности созидательной практической жизнедеятельности, основанной на ценностных ориентациях личности. Постоянное рождение и развитие воспитательных отношений во всех структурах и сферах жизнедеятельности способствуют не только эффективному воспроизводству себя, но и творческому, прогрессивному саморазвитию личности. В соотношении с жизнедеятельностью человека о воспитании можно говорить как о процессе интеграции педагогики на индивидуально-личностном уровне [7].
Посредством добровольческой деятельности в процессе достижения целей организации и удовлетворении собственных потребностей, доброволец саморазви-вается как личность, часто меняя ценностные ориентации.
Следовательно, воспитание является социально ориентированным процессом изменения и развития физических, психологических, интеллектуальных способностей личности, отношения к самому себе, росту самосознания в становлении собственного «я»; формирования мировоззрения, жизненной позиции и сознания.
Развитие личности как педагогическая функция некоммерческой организации осуществляется посредством реализации добровольческих действий и в результате социального обучения, имеющего своей целью приобретение новых знаний, умений и навыков для формирования социальной компетентности и расширения личностных ресурсов. Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.
Обучение - широкое взаимодействие между обучающими и обучающимися, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности [8]. В процессе обучения на развитие личности влияют: содержание образования, методы обучения, используемые организационные формы, отношения между участниками процесса обучения.
Обучение как педагогическая функция некоммерческой организации осуществляется посредством собственно научения и реализации добровольческой деятельности. Доброволец приобретает новые знания и навыки, а потом реализует их в социально-полезной активности.
С точки зрения процесса обучения мы рассматриваем НКО в трех аспектах: как объект обучения, как субъект обучения, как социально-образовательное пространство. В первом случае сотрудники и добровольцы определенной некоммерческой организации сами обучаются какой-либо деятельности (например, фандрайзингу, проведению PR-кампаний, работе с добровольцами и т.п.). Повышение квалификации на профессиональном уровне является одним из действенных стимулов для более качественной и ответственной работы. Во втором случае деятельность внутри НКО является обучающей средой, в которой человек приобретает знания, умения и навыки, а посредством добровольческой активности меняет свое отношение к окружающему миру, изменяясь как личность. То есть некоммерческую негосударственную организацию с точки зрения педагогики можно рассматривать в качестве локальной воспитательной системы. Можно рассматривать НКО в качестве локальной воспитательной системы. Доброволец, приходя в некоммерческую организацию, обладает определенными знаниями, умениями, ценностями. В процессе социализации он изменяет саму НКО (цели, внутреннюю систему отношений, клиентов), являясь представителем всего общества. Некоммерческая организация - это выражение потребностей определенных социальных групп или слоя общества. В третьем случае некоммерческая организация, обладая различными ресурсами (материальными, техническими, финансовыми и др.), выступает как материализованные условия реализации добровольческой деятельности. Это заключается в доступности для добровольцев ресурсов организации, в результате чего формируется социальнообразовательное пространство, которое позволяет им реализовать свои функции.
В любой воспитательной организации происходит процесс относительно социально контролируемой социализации ее членов. Социальное воспитание в зависимости от типа организации, соответствующих нормативных положений и характера руководства объективно осуществляется в процессе систематического обучения (если это учебная организация), более или менее содержательно соответствующем функциям организации, жизнедеятельности ее членов, индивидуальной помощи им в решении проблем.
Однако эффективное социальное воспитание, т.е. создание условий для эффективных развития и духовно-ценностной ориентации членов организации, становится реальным, если в ней создана локальная воспитательная система. Понятие «воспитательная система» ввела Л.И. Новикова. Она и ее сотрудники (Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, И.В. Кулешова и др.) дали характеристику гуманистической воспитательной системы. С определенной степенью допущений некоммерческую организацию можно рассматривать как локальную воспитательную систему.
Локальная воспитательная система имеет несколько обязательных параметров: наличие сформулированных педагогических целей, исходящих из задач социального воспитания и учитывающих актуальные потребности и цели членов организации; совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы, в которую включаются в субъектной позиции все больше членов организации; упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграция социально-психологических процессов в соответствии с ее целями; гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отношений и руководства; управляемое развитие организации в соответствии с меняющимися условиями (внешними и внутренними), запросами и целями ее членов.
Воспитательная система как целостность существует относительно автономно в окружающей ее среде. Чем более она развита, тем в большей степени ее целостность базируется на совместных быте и жизнедеятельности, на единстве интересов членов коллектива. В то же время надо отметить, что целостность воспитательной системы относительна. И это естественно, ибо в любой воспитательной организа-
ции идет более или менее быстрая смена поколений ее членов. При этом каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, иметь возможность вносить в нее что-то свое, новое. В этом случае создание так называемого «задела на будущее» в основном характерно для молодых сотрудников - доверие руководства к их возможностям и способностям, предоставление возможности приобрести стаж, получить навыки и опыт. Для людей более старшего возраста более важно иметь возможность не потерять квалификацию и приобрести новые знания и навыки.
Главный критерий эффективности развития локальной воспитательной системы - становление личности. Делаются ли условия развития личности и ее духовно-ценностной ориентации более благоприятными или они ухудшаются - от ответа на этот вопрос зависит оценка правильности целей, поставленных создателями системы, адекватности этим целям использованных способов их достижения. Иными словами, эффективность системы зависит от того, сколь полно и последовательно в ней реализуются принципы центрации социального воспитания на развитии личности и диалогичности социального воспитания.
Возрастной подход - целенаправленное создание условий для развития человека с учетом и использованием особенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических особенностей групп и коллективов, обусловленных их половозрастным составом. Возрастной подход в воспитательной организации должен строиться так, чтобы создать условия для эффективного решения возрастных задач.
Индивидуальный подход - эффективный способ помощи человеку, ибо любое воспитательное воздействие преломляется через его конкретные особенности. Он дает возможность помочь ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.
Благоприятные условия быта и жизнедеятельности воспитательных организаций, относительно последовательная реализация личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов создают предпосылки для эффективной индивидуальной помощи человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения своих собственных потребностей и аналогичных потребностей окружающих; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму [9].
Итак, некоммерческую организацию добровольцев можно рассматривать как локальную воспитательную систему, имеющую определенный педагогический потенциал. Реализация педагогического потенциала предполагает выполнение ряда условий, при которых воспитание осуществляется в процессе общения и взаимодействия (в НКО), а обучение проходит в процессе овладения знаниями, умениями и навыками в конкретном (добровольческом) виде деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О НКО» ст.2.
2. Шиманская Э.С. Международный опыт развития добровольчества в условиях глобализации // Добровольчество в России и мире в контексте социального партнерства - М., 2001. - С.44-45.
3. Большой энциклопедический словарь. - М. - СПб., 2002.
4. Словарь иностранных слов. - М., Русский язык, 1988.
5.Митрофаненко В.В. Реализация педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалистов
социальной работы: Дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004.
6. Шиянов Е.Н. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция. - Ставрополь, 1993. - 173с.
7. Володина О.В. Реализация педагогического потенциала учреждения культуры клубного типа: Дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2002.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 400с.
9.МудрикА.В. Социальная педагогика: Учебник. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200с.
Н.Б. Подопригора
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Использование тестовых заданий в оптимизации профессиональной подготовке будущих специалистов обуславливает необходимость рассмотрения истории становления и развития тестирования как одного из наиболее эффективных средств оптимизации профессиональной подготовки будущих специалистов.
Педагогические исследования в области применения тестовых заданий в образовательном процессе характеризуется операционально-методической разнона-правленностью (С.И. Воскерчьян, И.А. Цатурова, Э.Д. Штульман и др.). Вместе с тем одним из наиболее общих подходов в педагогической теории является обращение исследователей к истории становления и развития тестирования как объективного и стандартизированного измерения качественного и количественного состояния обученности. Такой подход вполне обоснован, поскольку рассмотрение той или иной проблемы через призму исторического анализа позволяет исследователю получить наиболее обобщенную информацию о закономерностях формирования и развития взглядов на представленную научную тему, а так же выявить наиболее близкие позиции, дающие возможность обосновать авторскую точку зрения в решении поставленных задач.
Первые тесты зародились еще до нашей эры в Древнем Вавилоне, Древнем Египте. Имеется немало свидетельств применения различных испытаний в Китае, Древней Греции и Спарте. Конкурсы и экзамены устраивались и в средневековом Вьетнаме. В западной культуре ценность письменного контроля по сравнению с устными его формами определил Орден Иезуитов, увидевший в них средство повышения мотивации учебной работы. Используя свое влияние, Орден распространил практику применения письменных работ во многих других странах, включая Америку. Исследователь представляет хронологию развития тестирования в США, Англии, Франции и других странах в XIX - начале ХХ вв., выделяя персоналий и основные достижения в области тестирования.
Согласно исследованиям тест как метод изучения индивидуальных различий в современном его понимании возник сравнительно недавно. Временем возникновения теста считается конец XIX - начало ХХ в., когда для определения физических, физиологических и психических способностей человека психологи пытались, применить различные способы измерения. К первым работам, отражающим современный взгляд на технологию тестирования, разработки тестовых заданий относятся исследования Дж. Кеттелла, в которых определена основная характеристика теста - наличие специфического измерительного инструментария, позволяющего объективно измерить особенности испытуемого, его социально-психологические характеристик. Тру-