ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2 Алимова Л.У. , Самойлова Л.В.
1 Алимова Ленара Умеровна - доцент, кандидат педагогических наук;
2Самойлова Людмила Викторовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, эмотивный (эмоциональный), поведенческий), показатели и уровни сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста (высокий, достаточный, начальный), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: нравственные качества, художественная литература, диагностика, критерии, показатели, уровни сформированности нравственных качеств, дети старшего дошкольного возраста.
УДК 372.23
В современном обществе человек, имея социально-общественное начало, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, в тоже время в связи с этим возникает потребность заниматься
нравственным воспитание детей дошкольного возраста для формирования гармоничных отношений с окружающими.
Формирование нравственных качеств является одной из важнейших проблем современного общества. Актуальность заявленной нами темы на социально-педагогическом уровне подтверждается социальным заказом общества. Современному обществу нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста обусловлена большим вниманием к данной проблеме различных психологов и педагогов [3].
Свои исследования проблеме формирования нравственных качеств посвятили Р.С. Буре, A.M. Виноградова, В.А. Горбачева, Г.Н. Година, Т.С. Комарова, А.Д. Кошелева, В.К. Котырло, А.И. Липкина, С.В. Петерина, Т.О. Пономаренко, С.Е. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.М. Утробина, Т.Н. Титаренко, В.Г Цуканова, Э.В. Штиммер, О.А. Шаграева, Е.К. Ягловская и др. В то же время данная проблема на современном этапе не теряет своей значимости.
Одним из средств, влияющих на становление личности, является художественная литература, обладающая богатыми познавательными, мировоззренческими, педагогическими, эстетическими возможностями. Она представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания [2].
Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности.
Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое
наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей [1].
Но самое главное, основная функция художественной литературы - это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности.
Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание.
Целью экспериментально-исследовательской деятельности было выявление актуального уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы (А.В. Зосимовский, О.С. Богданова, И.А. Каиров, И.Ф. Харламов), положение о трехкомпонентной структуре нравственности, которое предполагает единство нравственного сознания, эмоций и поведения (М.С.Каган, В.Н.Мясищев) и, опираясь на труды Е.Н. Бородиной, нами были выделены критерии (когнитивный, эмотивный (эмоциональный), поведенческий) воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Когнитивный критерий в дошкольном возрасте проявляется в следующих показателях: знание содержания нравственных норм, правил и качеств личности, выступающих в качестве ценностей для ребенка: добро (добрый), милосердие (милосердный), правда (правдивый), ложь (лживый), совесть (совестливый), забота (заботливый)); их осознание и оценка нравственных норм (установление общественной и личной значимости).
Эмотивный (эмоциональный). Данный критерий представлен показателями: распознание эмоциональных
состояний другого человека (веселье (радость), грусть удивление испуг, сердитость, спокойствие); положительное эмоциональное отношение к нравственным нормам и их принятие; проявление соответствующих эмоциональных реакций (мимика, пантомимика) в ситуации нравственных и безнравственных поступков; направленность и мотивы нравственного поведения.
Поведенческий, показателями которого в дошкольном возрасте являются способность к действию и установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами (правилами) - ценностями, стремление к оказанию действенной помощи, гуманистическая направленность поведения.
Также нами были подобраны ряд диагностических заданий, направленных на выявление выделенных показателей воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. С детьми были проведены четыре диагностических методик: Диагностическое задание «Метод - беседа», Диагностическая методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), Диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), Диагностическая методика «Подели игрушки».
На основании всех диагностических заданий нами были определены уровни сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень, достаточный, начальный уровень.
Перед началом проведения диагностических заданий с детьми нами был осуществлен анализ предметно -развивающей среды групп, направленный на выявления эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по духовно-нравственному развитию детей. Анализ календарно-тематического планирования работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала.
Ознакомление дошкольников с художественной литературой осуществляется на основе перспективного и календарного планирования. В перспективных планах запланировано ознакомление с художественными произведениями в соответствии с программой воспитания и обучения детей «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.
Анализ календарного планирования показал, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. В связи с этим педагоги планируют непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Чтение художественной литературы», «чтение для души» перед сном, художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. Анализ работы с родителями свидетельствует о том, что работа по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы, ограничивается лишь такими формами работы, как оформление папок-передвижек и наглядной информацией, подготовка к тематическому конкурсу рисунков по произведениям и конкурсу чтецов.
Нами также было проведено анонимное анкетирование родителей, чтобы определить отношение родителей к семейному чтению и его значение в нравственном воспитании, которое показало, что необходимо расширить работу с родителями по данной теме.
Проведенное исследование выявило, что у большинства дошкольников 5-6 лет, участвовавших в констатирующем эксперименте, диагностируется достаточный уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Так, на высоком уровне сформированности нравственных качеств 10% детей старшего дошкольного возраста (2 чел.), на достаточном уровне находятся 50% детей группы (10 чел.) и на начальном уровне воспитанности нравственных качеств находятся, соответственно, 40% детей старшего дошкольного возраста (8 чел.). Но, необходимо отметить тот факт, что
результаты диагностики выявили низкий уровень воспитанности нравственных качеств у 40% детей, поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации комплекса мероприятий, направленных на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Список литературы
1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р.С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
2. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей / Н.С. Карпинская. М.: Педагогика, 2008. 151 с.
3. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский. М.: Академия, 2011. 144 с.