УДК 371.12
Оценка уровня профессиональной компетентности учителя основ религиозных культур и светской этики
С. В. Арещенко
Assessing the level of professional competence of teacher of educational course "Basics of Religious Culture and Secular Ethics"
S. V. Areshchenko
Аннотация. В новых условиях существование образовательной среды ориентировано на удовлетворение запросов конкретных потребителей образовательных услуг, что в свою очередь требует от педагога повышения профессиональной компетентности и индивидуальной мобильности. Одна из проблем образования порождается противоречием между реализацией новых целей образовательной системы и недостаточной готовностью педагогов к работе в современных условиях. Очевидно, что перспективы преодоления указанного противоречия в значительной мере связаны с повышением уровня профессиональной компетентности педагогов. С целью оценки уровня профессиональной компетентности учителя основ религиозных культур и светской этики было проведено исследование на базе КРИПКиПРО. Для анализа уровня подготовленности педагогов к профессиональной деятельности был разработан экспертный лист. Критерии: поликультурный, когнитивный, технологический, коммуникативный. Диагностика осуществлялась на основании данных экспертного листа и анализа методических разработок уроков. На основе проведенных мониторинговых исследований были внесены изменения в программу повышения квалификации «Теория и практика преподавания религиозных культур и светской этики» и разработаны методические рекомендации для учителей основ религиозных культур и светской этики.
Abstract. In new conditions the existence of learning environment is focused on meeting the needs of concrete consumers of educational servic-
es, which in its turn requires teacher's professional development and personal mobility. One of the problems in education is generated by the contradiction between the implementing new goals in educational system and the lack of teachers' readiness to work in modern conditions. It is obvious that the prospects for overcoming this contradiction are significantly associated with the need to increase the level of teachers' professional competence. In order to assess the level of professional competence of teacher of educational course «Basics of religious culture and secular ethics», a study was conducted on the basis of Kuzbass Regional Institute of Professional Development and Retraining of Educators. For analyzing the level of teachers' readiness to professional activity we have developed the expert list with the following criteria: multicultural, cognitive, technological and communicative. Diagnostics are carried out on the basis of expert list and analysis of lesson plans. On the basis of conducted monitoring studies we have amended the training program "Theory and practice of teaching the religious cultures and secular ethics" and developed recommendations for teachers of educational course "Basics of religious culture and secular ethics".
Ключевые слова: профессиональная компетентность, воспитание, культура, ценности, результат, критерий, показатель.
Key words: professional competence, education, culture, values, results, criteria, indices.
Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной организации возможно только при условии личностно-профессиональной го-
товности педагога к работе с детьми на гуманистических основаниях.
В процессе педагогического исследования возникает необходимость постоянного наблюдения за изменениями уровня профессиональной компетентности учителя. Объективная информация о результатах работы, сбор, обработка и анализ такой информации, которые дают возможность анализировать, оценивать и корректировать последующую деятельность, составляют содержание определения конкретного уровня профессиональной компетентности учителя-предметника, в том числе учителя основ религиозных культур и светской этики.
Базовой системой для выявления такого уровня профессиональной компетентности учителя-предметника выступает определенная система диагностики. Проблема определения критериев и показателей профессиональной компетентности рассматривается в трудах В. Н. Введенского [1], А. А. Дубасенюк [2], Г. В. Ельниковой [3], Ю. В. Фролова [4] и других исследователей. По нашему мнению, проблема определения единых критериев для развития профессиональной компетентности педагогов, в частности учителей основ религиозных культур и светской этики, еще до конца не решена.
Прежде чем обратиться к определению критериев и показателей уровня профессиональной компетентности учителя основ религиозных культур и светской этики, обозначим терминологический аппарат исследуемого вопроса.
По определению Н. В. Кузьминой, критерии - это основной признак, согласно которому одно решение избирается из большинства возможных [5, с. 28-31]. Другими словами, критерии - это качества, свойства и признаки объекта, который изучается, они же дают возможность наблюдать его состояние, уровень функционирования и развития.
На основе анализа трудов ряда ученых по проблеме профессионального совершенствования учителей-предметников мы рассматриваем критерий как основу для определения изменений в уровне профессиональной компетентности педагогов.
Каждый критерий может быть охарактеризован с помощью совокупности показателей. Показатели - это качественные или количественные характеристики сформированности каждого качества, свойства, признаков объекта,
который изучается, то есть степень сформиро-ванности того или иного критерия.
При подготовке учителей основ религиозных культур и светской этики учитываются общие цели и задачи комплексного учебного курса. В программе для общеобразовательных учреждений по ОРКСЭ под редакцией А. Я. Да-нилюка цель нового предмета определена как формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В результате учебный курс предполагает знакомство учащихся с основами различных религиозных культур и этики, развитие представлений учащегося о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование у них ценностно -смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы [6, с. 6].
Исходя из вышеизложенного, к критериям уровня профессиональной компетентности учителя основ религиозных культур и светской этики следует отнести: поликультурный, когнитивный, технологический и коммуникативный.
В соответствии с профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей [7]:
- компетентность в области личностных качеств;
- компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
- компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности;
- компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
- компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
- компетентность в организации педагогической деятельности.
Уровень сформированности каждой компетентности может быть определен с помощью следущих критериев:
- поликультурного критерия, который описывает компетентность в области личностных качеств;
- когнитивного критерия, который описывает компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
- технологического критерия, который характеризует компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности; компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений; компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
- коммуникативного критерия, который характеризует компетентность в организации педагогической деятельности.
С целью определения уровня профессиональной компетентности учителей основ религиозных культур и светской этики могут быть использованы следующие оценочные материалы:
- подготовка конспекта урока;
- решение педагогических ситуаций;
- анкета самоанализа;
- общая экспертная оценка. В рамках данной статьи остановимся на рассмотрении основных положений общей экспертной оценки. При проведении экспертной оценки профессиональной деятельности учителя, прежде всего, важно ответить на вопросы о том, по каким параметрам осуществляется оценка каждой из выделенных в соответствии с профессиональным стандартом компетенций. Для удобства проведения экспертной оценки в предлагаемом экспертном листе параметры структурированы по показателям, характеризующим каждую из педагогических компетенций (см. таблицу 1). В роле эксперта могут выступать администрация школы, учителя, методисты и т. д. Критерии и показатели профессиональной компетентности учителей основ религиозных культур и светской этики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели профессиональной компетентности учителей основ религиозных культур и светской этики
Коды компетенции Содержание компетенций Результат Критерии Показатели Баллы
ОК-3. Способен понимать значение культуры как формы че- Знает историко-культурное развитие человека и человечества; основные механизмы социализации личности Поли- культру- ный Понимает и объясняет культурологические термины 1
ловеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными Умеет анализировать культурологические данные, понимать значение культуры как формы человеческого существования, применять знания в профессиональной деятельности Анализирует культурологические термины, понимает и объясняет значение культуры 2
принципами толерантности, диалога и сотрудничества Владеет способностями адекватного и уважительного восприятия различных культур, способностями межкультурного и межнационального диалога Воспроизводит ситуации межкультурного и межнационального диалога 3
ОК-13. Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Знает правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования; основные законодательные акты по вопросам образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации Технологический Понимает и объясняет законодательные акты 1
Умеет пользоваться законодательными актами Анализирует законодательные акты 2
Коды компетенции Содержание компетенций Результат Критерии Показатели Баллы
Владеет правовыми нормами реализации педагогической деятельности и образования Составляет законодательные акты 3
ПК-1. Способен реа-лизовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях Знает содержание, виды основных учебных программ, а также правила их разработки и реализации Когнитивный Понимает и объясняет содержание, виды программ, воспроизводит правила их разработки и реализации 1
Умеет применять навыки работы с различными учебными программами базовых и элективных курсов при осуществлении профессиональной деятельности в различных общеобразовательных учреждениях; формировать и разрабатывать содержание современных элективных курсов Анализирует программы базовых и элективных курсов 2
Владеет навыками учебно-воспитательной работы и применения основных средств и способов обучения и воспитания Составляет программы базовых и элективных курсов 3
ПК-3. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии Знает функции педагогической оценки, многообразие видов педагогических оценок, формы и методы контроля, задачи и направления мониторинга качества образования; методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации); теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; способы профессионального самопознания и саморазвития Технологический Понимает и объясняет функции педагогической оценки 1
Умеет конструировать педагогические тесты по предмету, диагностировать достижения учащихся, прогнозировать результаты обучения по предмету, использовать психологические и педагогические методы для решения различных профессиональных задач Конструирует тесты и другие диагностические материалы 2
Владеет методами объективного контроля и оценивания результатов обучения по Осуществляет контроль и оценивание результатов 3
Коды компетенции Содержание компетенций Результат Критерии Показатели Баллы
предмету, способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения
ПК-11. Способен выявлять и использовать возможности региональной ку- Знает историю развития региона, места региона в общероссийском историческом развитии Коммуникативный Дает историческую справку о развитии региона и его месте в общероссийской истории 1
льтурной образовательной среды для организации куль-турно-просве-тительской дея- Умеет осуществлять эффективный поиск информации и уметь ее обрабатывать Осуществляет эффективный поиск информации о регионе и обрабатывает ее 2
тельности Владеет навыками риторики, различными способами вербальной и невербальной коммуникации, навыками коммуникации в родной и иноязычной среде Использует возможности региональной культурной образовательной среды 3
Максимальное количество баллов - 90.
65 баллов и более - высокий уровень; от 65 до 35 - средний уровень; от 34 баллов -низкий уровень.
5 - очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя. Ответ экспертов - «да».
4 - высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение учителя не соответствуют утверждению. Ответ экспертов - «скорее да, чем нет».
3 - средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых - не соответствуют. Ответ экспертов - «среднее значение».
2 - слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ экспертов - «скорее нет, чем да».
1 - характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учи-
теля не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов - «нет».
Отмечайте ваш ответ знаком«+» в соответствующей колонке.
Данный экспертный лист был предложен слушателям курсов повышения квалификации «Содержательные и методологические аспекты преподавания комплексного учебного курса „Основы религиозных культур и светской этики" с учетом требований ФГОС».
Результаты опроса приведены в таблице 2.
В опросе приняли участие 200 человек. Учителя-практики в экспертном листе отметили высокий уровень поликультурной, технологической и коммуникативной компетенций по итогам освоения программы курса повышения квалификации «Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики». Выявлены затруднения опрашиваемых в анализе и составлении законодательных актов, в анализе и объяснении культурологических терминов. Данный экспертный лист позволил учителям провести самоанализ (рефлексию) деятельности на курсах повышения квалификации и определить вопросы, требующие дополнительного осмысления на методических семинарах и консультациях.
С- Арещен^р ^^
Оценка уровня профессиональной компетентности учителя основ... ' ~
ЧИППКРО
Таблица 2
Результаты опроса
Результат Л В Показатели Баллы (%)
£ 1 2 3
Знает историко-культурное развитие человека и человечества; основные механизмы социализации личности := Понимает и объясняет культурологические термины 6,9 61,3 31,8
Умеет анализировать культурологические данные, понимать значение культуры как формы человеческого существования, применять знания в профессиональной деятельности ■а н а ^ т ■а л ^ и Ч Анализирует культурологические термины, понимает и объясняет значение культуры 4,5 61,3 34,2
Владеет способностями адекватного и уважительного восприятия различных культур, способностями межкультурного и межнационального диалога О В Воспроизводит ситуации межкультурного и межнационального диалога 0 45,5 54,5
Знает правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования; основные законодательные акты по вопросам образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации « И о е В" - Понимает и объясняет законодательные акты 20,3 45,5 34,2
Умеет пользоваться законодательными актами Ч о 8 И Анализирует законодательные акты 22,7 43,2 34,1
Владеет правовыми нормами реализации педагогической деятельности и образования и Н Составляет законодательные акты 27,2 40,9 31,9
Знает содержание, виды основных учебных программ, а также правила их разработки и реализации « Понимает и объясняет содержание, виды программ, воспроизводит правила их разработки и реализации 0 52,3 47,7
Умеет применять навыки работы с различными учебными программами базовых и элективных курсов при осуществлении профессиональной деятельности в различных общеобразовательных учреждениях; формировать и разрабатывать содержание современных элективных курсов ■а н са 8 т 8 н - о Анализирует программы базовых и элективных курсов 3,3 45,4 47,7
Владеет навыками учебно-воспитательной работы и применения основных средств и способов обучения и воспитания Составляет программы базовых и элективных курсов 4,6 40,9 54,5
Знает функции педагогической оценки, многообразие видов педагогических оценок, формы и методы контроля, задачи и направления мониторинга качества образования; методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, Технологический Понимает и объясняет функции педагогической оценки 0 41 59
Результат Показатели Баллы (%)
£ 1 2 3
воспитания, социализации); теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; способы профессионального самопознания и саморазвития
Умеет конструировать педагогические тесты по предмету, диагностировать достижения учащихся, прогнозировать результаты обучения по предмету, использовать психологические и педагогические методы для решения различных профессиональных задач Конструирует тесты и другие диагностические материалы 2,4 38,6 59
Владеет методами объективного контроля и оценивания результатов обучения по предмету, способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения Осуществляет контроль и оценивание результатов 4,6 31,8 63,6
Знает историю развития региона, места региона в общероссийском историческом развитии « н Дает историческую справку о развитии региона и его месте в общероссийской истории 0 50 50
Умеет осуществлять эффективный поиск информации и уметь ее обрабатывать - т а И В н ^ § Осуществляет эффективный поиск информации о регионе и обрабатывает ее 0 25 75
Владеет навыками риторики, различными способами вербальной и невербальной коммуникации, навыками коммуникации в родной и иноязычной среде § О Использует возможности региональной культурной образовательной среды 2 50 48
На основе проведенных мониторинговых исследований были внесены изменения в программу повышения квалификации «Теория и практика преподавания религиозных культур и светской этики»: расширена практическая часть модуля «Государственная политика Российской Федерации в области образования. Особенности ФГОС»; скорректирована теоретическая часть модуля «Основные положения мировых религиозных культур и этики». Разработаны методические рекомендации для учителей основ религиозных культур и светской этики по использованию в педагогической практике нормативных документов. Организован постоянно действующий веб-семинар по теме «Сложные вопросы преподавания отдельных тем курса ОРКСЭ», в
ходе которого учителя-тьюторы и преподаватели вузов конкретизируют основные понятия религий, культуры и этики.
Данные самоанализа учителей-практиков были подтверждены результатами выполнения итоговой работы (методической разработки урока). Оценка письменной работы производилась в соответствии с критериями, зафиксированными в приведенном выше экспертном листе.
В ходе исследования уровня профессиональной компетентности учителей основ религиозных культур и светской этики было установлено, что использовать оценочные материалы необходимо в комплексе при наличии четко определенных критериев, показателей и индикаторов оценки. В то же время анализ психоло-
го-педагогической литературы говорит о необходимости разработки концепции профессионально-педагогической подготовки учителя к духовно-нравственному воспитанию с точки зрения требований модернизации образования в условиях многообразия систем ценностей.
Библиографический список:
1. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - М, 2003. - № 10. - С. 51-55.
2. Дубасенюк А. А. Особенности профессионального становления учителя в контексте компетентностного похода // Вектор науки ТГУ. - Томск, 2010. - № 2. - С. 38-43.
3. Теоретические и методические основы моделирования профессиональной компетентности руководителей учреждений образования : монография / Г. В. Ельникова, О. И. Зайченко, В. И. Маслов и др. ; под ред. Г. В. Ельниковой. -Киев - Черновцы : Книги - XXI, 2010. - 460 с.
4. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетент-ностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 34-41.
5. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. -М. : Выс. школа, 1989. - 167 с.
6. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс / А. Я. Данилюк. - М. : Просвещение, 2010. - 24 с.
7. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) / http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3CEHHUe8z.
References:
1. Vvedenskiy V. Modeling Teacher's Professional Competence [Modelirovanie profession-al'noy kompetentnosti pedagoga]. Pedagogika [Pedagogy]. M, 2003, № 10, pp. 51-55.
2. Dubasenyuk A. A. Features of Teacher's Professional Development in the Context of Competency-Based Approach [Osobennosti profession-al'nogo stanovleniya uchitelya v kontekste kompe-tentnostnogo pokhoda]. Vektor nauki TGU [Vector of Sciences of TSU]. Tomsk, 2010, № 2, pp. 3843.
3. El'nikova G. V., Zaychenko O. I., Mas-
lov V. I. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy modelirovaniya professional'noy kompetent-nosti rukovoditeley uchrezhdeniy obrazovaniya: Mono-grafiya [Theoretical and Methodological Foundations of Modeling Professional Competence of Heads of Educational Institutions : monograph]. Kiev, 2010. 460 p.
4. Frolov Yu. V., Makhotin D. A. Competency-Based Model as Basis for Assessing Quality of Specialist Training [Kompetentnostnaya model' kak osnova otsenki kachestva podgotovki spetsia-listov] Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. M, 2004, № 8, pp. 34-41.
5. Kuz'mina N. V. Professionalizm deyatel'nosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obu-cheniya proftekhuchilishcha [The professionalism of Teacher and Master of Vocational Education in Technical Training College]. M., 1989. 167 p.
6. Danilyuk A. Ya. Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoy etiki. Programmy obshcheobrazova-tel'nykh uchrezhdeniy 4-5 klass [The Basics of Religious Cultures and Secular Ethics. Educational Programs for 4-5 Grade of Educational Institutions]. M., 2010. 24 p.
7. Professional'nyy standart pedagoga (peda-gogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, na-chal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel') (utv. prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n) [Professional Standard "The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the Educator, the Teacher)" (appr. by order of the Minister of Labour and Social Protection of the Russian Federation of 18 October 2013, № 544n)]. [Electronic resource]. URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3CEHH Ue8z.