Исследования молодыхученых.
УДК 378.091.398
Повышение квалификации
учителей основ религиозных культур и светской этики в процессе использования дистанционной системы обучения
С. В. Трофимова
The professional development of teachers of religious cultures bases and secular ethics in the use of remote training system
S. V. Trofimova
Аннотация. В статье представлен опыт повышения квалификации учителей основ религиозных культур и светской этики средствами дистанционной системы. Автор дает характеристику тем формам работы, которые целесообразно использовать в практике организации и проведения курсов по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики с учетом требований ФГОС ОО». В статье сделан акцент на системе контроля знаний, полученных учителями в ходе освоения материала о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». Дан анализ результатов оценки выполнения итоговой работы слушателями курсов. В ходе соотносительного анализа оценки выполнения итоговых работ слушателями очной и заочной (дистанционной) форм обучения определена необходимость в прохождении стажировки на базе общеобразовательных организаций после обучения по ДПП ПК в дистанционной форме.
Abstract. The article presents the experience of teacher's advanced training foundations of religious cultures and secular ethics in theuse of remote system. The author gives characteristic of those forms of work that are appropriate to use in the practice of organizing and carrying out
courses for additional professional training program "Theory and practice of teaching fundamentals of religious cultures and secular ethics with the requirements of the Federal State Educational Standard of General Education". The article focuses on the control system of knowledge gained by teachers during the learning of complex educational course "Basics of religious cultures and secular ethics". The analyses of resultrs evaluation final paper by course students are presented. The course of the correlative analysis assessing the performance offinal projects students full-time and part-time (distance) forms of education determined the need for internship on the basis of educational institutions after the training at the additional professional advanced training programs in the online form.
Ключевые слова: повышение квалификации; религиозные культуры; светская этика; поликультурный, когнитивный, технологический, коммуникативный критерии.
Keywords: advanced training; religious culture; secular ethics; multicultural, cognitive, technological, communicative criteria.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования представлена предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» [1],
для реализации которой в 4 классе разработан новый предмет - комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее курс ОРКСЭ) [2]. Преподавание учебного курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012/2013 учебного года осуществляется во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
В соответствии с профессиональным стандартом педагога первоочередной в этой связи становится задача подготовить учителей к преподаванию нового предмета [3]. На момент введения комплексного учебного курса ОРКСЭ с целью подготовки учителей регулярно проводились курсы повышения квалификации. Так, на базе КРИПКиПРО в 2012/2013 уч. году обучено 927 учителей комплексного учебного курса ОРКСЭ по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Теория и практика духовно-нравственного воспитания в условиях реализации требований ФГОС общего образования» (далее - Программа) на 72 или 144 часа. Количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации и ведущих данный предмет в 2012/2013 учебном году, составило 776 человек.
С 2013/2014 учебного года количество слушателей по данной Программе уменьшилось в три раза и составило 300-350 человек в год.
На протяжении последующих лет количество обучающихся по Программе не сокращалось, что свидетельствует о постоянном интересе педагогической общественности к предмету ОРКСЭ и потребности учительской общественности в обучении по данному направлению.
В Кемеровской области к преподаванию учебного курса ОРКСЭ привлекаются различные специалисты: учителя начальных классов (396 человек), учителя истории и обществозна-ния (105 человек), учителя русского языка и литературы (88 человек), а также учителя других предметов (МХК, музыка, изобразительное искусство и т.д.) всего 188 человек. 75% от общего числа преподавателей ОРКСЭ реализуют (преподают) 2 и более модулей курса. Большинство из них в течение года повышают свою квалификацию, в том числе и по основному для себя предмету. В этой связи встает вопрос о том, как сделать курсы повышения квалифика-
ции доступными и своевременными для всех категорий учителей.
Приоритетной в этой связи становится деятельность по разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, которые возможно реализовывать в дистанционном режиме.
Систему дистанционного образования мы рассматриваем в контексте современных информационных технологий. Исходя из этого, дистанционные образовательные технологии -это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников [4, с. 5].
Таким образом, дистанционным является обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. К характерным чертам дистанционного обучения относятся гибкость, модульность, специализированные средства и контроль качества обучения.
Для обеспечения педагогической эффективности проектируемой системы дистанционного образования реализуются как классические, так и специфические принципы дидактики: интерактивность, потенциальная избыточность учебной информации, нелинейность информационных структур и процессов, комбинированное использование реальных форм обучения, комплексное использование средств мультиме-дия. Целью дистанционного обучения является предоставление учителям возможности освоения дополнительных образовательных программ повышения квалификации. Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения приобретает новое качество, что положительно сказывается на его эффективности в целом. Но в основном практика использования дистанционных технологий носит фрагментарный характер, что обуславливает необходимость формирования комплексного подхода к построению системы дистанционного обучения. В соответствии с целью основными элементами модели дистанционного обучения являются (рис. 1):
- участники дистанционного обучения: кураторы, преподаватели, слушатели, служба технической поддержки;
- контроль качества: тестирования, практикумы;
Участники дистанционного обучения
Средства дистанционного обучения
Направления дистанционного обучения
Рис. 1. Модель дистанционного обучения
- элементы курса: семинары, лекции, практические занятия;
- информационные ресурсы: видеофильмы, презентации, статьи, книги;
- средства дистанционного обучения: кадровое обеспечение, информационно-методическое обеспечение, материально-техническое и финансовое обеспечение;
- направления дистанционного обучения: основы религиозных культур и светской этики, духовно-нравственное воспитание, основы духовно-нравственной культуры народов России.
Опытная эксплуатация данной модели осуществлялась в процессе реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации:
- «Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики с учетом требований ФГОС общего образования» (72 часа);
- «Теория и практика духовно-нравственного развития и воспитания в условиях реализации ФГОС общего образования» (120 часов).
В рамках данной статьи остановимся на опыте реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики с учетом требований ФГОС общего образования» в дистанционном режиме.
Тематика и содержание лекций и практических занятий, проводимых дистанционно, идентичны очным.
Общие модули «Государственная политика в области российского образования. Особенности ФГОС ОО» и «Психолого-педагогическое сопровождение преподавания курса ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС ОО» раскрывают содержание нормативной правовой базы преподавания курса ОРКСЭ, основные требования ФГОС к реализации программ духовно-нравственной направленности, возрастные психологические особенности развития младшего школьника и младшего подростка, психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития школьника.
Модуль, раскрывающий содержание и методики преподавания курса ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС ОО, содержит темы о вероучениях, нравственной, художественной культуре мировых религий, основных положениях этического учения.
В практико-ориентированном модуле рассматриваются особенности изучения курса ОР-КСЭ через диалог культур, освоения традиций многонационального народа России, использования метода проектирования на уроках основ религиозных культур и светской этики.
В отдельную тему вынесен вопрос оценивания результатов обучения основам религиозных культур и светской этики.
При организации дистанционных курсов встает вопрос о подборе альтернативных очным форм работы.
Так, лекции в дистанционной системе - это тексты в формате word и powerpoint с вопросами для самоконтроля. Каждая лекционная тема
выносится на обсуждение в рамках веб-семинаров, которые в ходе курсов проводятся 2-3 раза. Возникшие у слушателей вопросы обсуждаются на форумах, которые организуются после изучения каждой темы.
Сложнее с организацией в дистанционной системе практических занятий. Чем можно заменить очное непосредственное общение преподавателя с учителями и учителей между собой? Первоочередным является выполнение практических заданий, которые слушатели отправляют на проверку преподавателю и получают комментарии о качестве их выполнения. Эти же выполненные задания затем размещаются в итоговой работе.
В качестве примера приведем задание к теме «Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ». Слушателю предлагается выбрать одно задание в зависимости от жанра составляемой им итоговой работы. Примеры заданий приведены в таблице 1.
Вариативность задания позволяет выполнить работу учителю разного уровня подготовленности. Учителя, впервые проходящие курсы повышения квалификации по ОРКСЭ, выбирают задания реферативного типа. Педагоги, имеющие опыт преподавания основ религиозных культур и светской этики, в качестве практической работы представляют методические разработки уроков, рабочие программы.
Исходя из требований к содержанию практических заданий оформляется и итоговая работа. На дистанционных курсах итоговая рабо-
та состоит из пяти глав, соответствующих практическим заданиям, введения, заключения и списка литературы. Главы (практические задания) «Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития младшего школьника», «Освоение традиций многонационального народа России», «Изучение основ светской этики в начальной школе» предполагают демонстрацию слушателем общих принципов преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе.
Главы (практические задания) «Применение интерактивных форм обучения на уроках ОР-КСЭ», «Современные методы оценивания достижений обучающимися результатов образования в процессе изучения основ религиозных культур и светской этики» содержат педагогические разработки учителя.
Таким образом, уже на уровне структуры итоговой работы видно, что результаты освоения ДПК ПК «Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики с учетом требований ФГОС ОО» будут оценены с точки зрения теории и практики вопроса.
Защита итоговой работы также осуществляется в дистанционной системе и состоит из трех этапов:
1 этап - работы размещаются в дистанционной системе;
2 этап - каждому слушателю курсов здесь же в дистанционной системе предлагается оценить две другие работы;
Таблица 1
Примеры заданий к теме «Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ»
Жанр Задание Объем работы
Реферат Составить параграф реферата по применению интерактивных форм обучения в педагогической практике, в том числе на уроках ОРКСЭ 5-10 стр.
Методическая разработка Разработать конспект урока по ОРКСЭ 5-10 стр.
Проект программы Разработать тематический план или содержание рабочей программы по ОРКСЭ 5-10 стр.
Обобщение и описание опыта работы Описать опыт применения интерактивных форм обучения в контексте опыта работы по реализуемому вами направлению 5-10 стр.
Эссе Обосновать использование интерактивных форм обучения на уроках основ религиозных культур и светской этики 2-3 стр.
о соД'Ио,^
сов по ОРКСЭ предлагаются четыре критерия: поликультурный, когнитивный, технологический, коммуникативный [5]. Каждый критерий содержит один-два показателя. Критерии и показатели оценки освоения ДПК ПК «Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики с учетом требований ФГОС ОО» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Критерии и показатели оценки освоения ДПК ПК «Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики с учетом требований ФГОС ОО»
Критерии Показатели Баллы
Поликультурный Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества 1-5
Когнитивный Способность реализовывать учебные программы 1-5
Технологический Способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности 1-5
Способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации обучающихся 1-5
Коммуникативный Способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности 1-5
Таблица 3
Результаты освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики с учетом требований ФГОС ОО»
Критерии Показатели Уровни освоения Д в дистанционной ( ПП ПК >орме Уровни освоения ДПП ПК в очной форме
высокий средний низкий высокий средний низкий
Поликультурный Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества 88 12 0 98 2 0
Когнитивный Способность реализовывать учебные программы 76 16 8 70 22 8
Технологический Способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности 54 35 11 57 38 11
3 этап - получение экспертной оценки и комментариев на работу от преподавателя курсов.
Особое место в системе дистанционного обучения отводится контролю качества. С целью повышения качества проведения итоговой аттестации в дистанционном режиме необходимы критерии. Для оценки деятельности слушателей кур-
▲
ЧИППКРО
Критерии Показатели Уровни освоения Д в дистанционной ( ПП ПК >орме Уровни освоения ДПП ПК в очной форме
высокий средний низкий высокий средний низкий
Способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации обучающихся 87 11 2 80 18 2
Коммуникативный Способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности 75 25 0 82 18 0
Возможности мобильных устройств в современном образовательном процессе многогранны, рассмотрим некоторые из них, которые целесообразно применять при курсовой подготовке слушателей на курсах повышения квалификации [4].
Первое направление - это так называемый Internrt of Everything, буквальный перевод этой идеи «Интернет всего», появилось как идея «умного дома» и успешно переносится сегодня в образовательные организации на урок. Мобильное устройство становится манипулятором всех образовательных действий:
- контроль и запуск электронных приложений, учебников, пособий, практикумов, которые необходимы для развития урока;
- работа с другими гаджетами, такими как интерактивная доска, мультимедиа установка, принтер, роботы и т. д.;
- организация образовательно пространства на творческих минутах урока: подключение музыки, показ видеоролика, контроль микрофона и т. д.
Данное направление используется уже сейчас на занятиях с преподавателями разных предметов, при организации образовательной деятельности: организация лекционного и практического этапа занятия, работа с интеллект-картами, применение игровых технологий, типа организация интеллектуального веб-квеста, контроль знаний и немедленное получение анализа знаний. Вторым направление
совершенствования мобильных устройств можно считать развитие функциональных возможностей голосовых помощников. Проблему «занятых рук» предлагается решить с помощью технологии быстрого запуска предустановленного голосового ассистента. Программа стартует, когда пользователь произносит вслух кодовую фразу.
Максимально возможное количество баллов в ходе итоговой аттестации - 100. Общая оценка рассчитывается по формуле:
О = (С1 + С2) +П +А, (1) где О - общая оценка, С - оценка сокурсников, П - оценка преподавателя, А - активность слушателя курсов.
Результативность освоения Программы определяется следующим образом:
65 баллов и более - высокий уровень; от 65 до 35 - средний уровень; от 34 баллов - низкий уровень. Оценка итоговой работы осуществляется по пятибалльной системе, где:
5 - очень высокая степень владения материалом. Она прослеживается на протяжении всей работы, является устойчивой, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к учителям ОРКСЭ.
4 - высокая степень владения материалом. Она прослеживается в 4-х главах работы. Иногда возникают случаи несоответствия требованиям, предъявляемым к учителям ОРКСЭ.
3 - средняя степень владения материалом. Она прослеживается в 3-х главах работы. Часто
о соД'Ио,^
возникают случаи несоответствия требованиям, предъявляемым к учителям ОРКСЭ.
2 - слабая степень владения материалом. Она прослеживается в 2-х главах работы. Очень часто возникают случаи несоответствия требованиям, предъявляемым к учителям ОРКСЭ.
1 - педагог очень слабо владеет материалом. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам данного типа, выполнена 1 глава работы.
Оценка освоения Программы по критериям, представленным в таблице 2 и рассчитанным по формуле (1), осуществлялась в течение 2015-2016 года. Результаты приведены в таблице 3.
Выше приведены результаты оценивания освоения ДПП ПК «Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики с учетом требований ФГОС ОО» за 2015/2016 уч. год. Результаты оценивания показали, что слушатели в итоговых работах демонстрируют высокий уровень значения культуры как формы человеческого существования, способностей применять современные методы диагностирования достижений обучающихся. Ниже оценены способности реализовывать учебные программы, использовать нормативные документы, выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды. По вопросам, вызвавшим затруднения у слушателей курсов ПК, были проведены онлайн-консультации.
Из таблицы 3 также видно, что результаты оценивания освоения ДПП ПК в дистанционной и очной форме схожи. Несколько выше результативность по таким показателям, как способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности, а также способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.
Для развития данных способностей слушателям курсов ПК по основам религиозных культур и светской этики предоставлена возможность пройти стажировку по дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные аспекты деятельности учителя по осуществлению духовно-
нравственного образования обучающихся с учетом требований ФГОС ОО».
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики» реализуется в дистанционном режиме с 2014/2015 уч. года. За это время подходы к организации и проведению дистанционных курсов претерпели существенные изменения: увеличено количество веб-семинаров, скорректированы формулировки практических заданий и др.
В результате повысились качественные показатели выполнения итоговых работ и в целом активность учителей на форуме при обсуждении сложных вопросов преподавания ОРКСЭ, а также своей работы в дистанционной системе.
Среди основных проблем дидактики дистанционного образования О. П. Околелов [5, с. 10] определяет: особенности учения как вида деятельности человека в системах дистанционного образования; психолого-педагогические и физиологические факторы; специфические принципы дидактики дистанционного образования; дидактические условия проектирования технологий дистанционного обучения; дидактические требования к учебным материалам для систем дистанционного образования. Систематичное отслеживание результатов по единым критериям и оценка качества освоения ДПП ПК «Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики с учетом требований ФГОС ОО» позволяют решать проблемы дидактики дистанционного обучения. В результате учителя ОРКСЭ повышают квалификацию своевременно, с учетом индивидуально-личностных потребностей [6].
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consulta ntm/cons/cgi/onHne.cgi?req=doc;base=LAW;n=1 42304#1 (дата обращения: 20.09.2016).
2. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений, 4-5 класс / А. Я. Данилюк. - М. : Просвещение, 2010. - 24 с.
▲
ЧИППКРО
3. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7043555 6/#ixzz3CEHHUe8z (дата обращения: 20.09.2016).
4. Екимова М. А. Методическое руководство по разработке электронного учебно-методического обеспечения в системе дистанционного обучения Moodle / М. А.Екимова // Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская юридическая академия». - Омск : Омская юридическая академия, 2015.
5. Арещенко С. В. Оценка уровня профессиональной компетентности учителя основ религиозных культур и светской этики / С. В. Арещенко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. -№ 2 (19). - С. 12-19.
6. Околелов О. П. Дидактика дистанционного образования / О. П. Околелов. - М. : Директ-Медиа, 2013.
References:
1. Federal state educational standard of primary education (approved by Order of the Russian Ministry of October 6, 2009 N 373) [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart na-chal'nogo obshhego obrazovanija] [Web resource]. Access mode: http://www.garant.ru/pro-ducts/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3CEHHUe8z (accessed date: 20/09/2016).
2. Basis of religious cultures and secular ethics. Programme of educational institutions,
4-5 grades [Osnovy religioznyh kul'tur i svets-koj jetiki. Programmy obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij 4-5 klass] / A. Y. Danyluk, M. : Prosveshhenie, 2010. 24 p.
3. Professional standards of teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education) (tutor, teacher) (approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from October 18, 2013 N 544n) [Professionally) standart pedagoga (pedagogicheskaja deja-tel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, os-novnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')] [Web resource]. Access mode: http: //www .garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70435556/#ixzz3CEHHUe8z (accessed date: 20/09/2016).
4. Ekimov M. A. Methodical guidance of the development of electronic educational-methodical software in system of Moodle remote training [Metodicheskoe rukovodstvo po razra-botke jelektronnogo uchebno-metodicheskogo obespechenija v sisteme distancionnogo obuche-nija Moodle] / M. A. Ekimova // Private educational institution of higher professional education "Omsk Law Academy", Omsk : Omsk Academy of Law, 2015.
5. Areshenko S. V. Evaluation of professional competence of teachers of the basics of religious cultures and secular ethics [Ocenka urovnja professional'noj kompetentnosti uchi-telja osnov religioznyh kul'tur i svetskoj jetiki] / S. V. Areshenko // Scientific support of a system of advanced training, 2014, N 2 (19), pp.12-19.
6. Okolelov O. P. Didactics of distance education [Didaktika distancionnogo obrazovanija]. M. : Direkt-Media, 2013.