Научная статья на тему 'Культурологическая компетентность педагогов в системе повышения квалификации'

Культурологическая компетентность педагогов в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / CULTURAL COMPETENCE / CULTURAL MODEL / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаровская Елена Петровна, Жиркова Галина Петровна

В настоящей статье дается анализ основных предпосылок, обусловивших процесс разработки модели развития культурологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации. Рассматривается содержание профессиональной деятельности преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики» с точки зрения деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов. Представлена авторская модель развития культурологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации как взаимосвязь методологического, технологического, андрагогико-праксеологического, критериально-оценочного компонентов (модулей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комаровская Елена Петровна, Жиркова Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS’ COMPETENCE IN CULTUROOGY IN THE SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

This article provides an analysis of the main assumptions behind the process of modeling the development of cultural competence of teachers in the system of qualification improvement. The authors consider the content of professional activity of the teacher on the course of «Fundamentals of religious cultures and secular ethics» from the point of view of activity, competence-based and student-centered approaches. There is the author's model of developing cultural competence of teachers in the training system as the interconnection of methodological, technological, androgogical and praxiological, criteria evaluating components (modules).

Текст научной работы на тему «Культурологическая компетентность педагогов в системе повышения квалификации»

Экспертиза

КОМАРОВСКАЯ Елена Петровна — д.и.н., к.пед.н., профессор кафедры менеджмента в социальной сфере Института международных социально-гуманитарных связей (123317, Россия, г. Москва, ул. Антонова-Овсеенко, 6, стр. 1; ele-com2006@yandex.ru)

ЖИРКОВА Галина Петровна — преподаватель кафедры социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (197101, Россия, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр-кт, 49; galinajirkova@ hotmail.com)

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. В настоящей статье дается анализ основных предпосылок, обусловивших процесс разработки модели развития культурологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации. Рассматривается содержание профессиональной деятельности преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики» с точки зрения деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов. Представлена авторская модель развития культурологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации как взаимосвязь методологического, технологического, андрагогико-праксеологического, критериально-оценочного компонентов (модулей). Ключевые слова: культурологическая компетентность, культурологическая модель, повышение квалификации педагогов

Образование призвано использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на основе приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Я.В. Боровикова считает, что «развитию непрерывного профессионального образования способствовали междисциплинарные соотношения акмеологи-ческого, андрагогического, деятельностного, профессиографического, ком-петентностного подходов в формировании профессиональных компетенций» педагогов; интерпретация теории и методики профессионального образования личностно-ориентированного, деятельностного, контекстного аспектов в повышении квалификации преподавателей [Боровикова 2010]. Выделим совокупность предпосылок, обусловивших возникновение процесса разработки модели развития культурологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации1.

1. Политические предпосылки базируются на интенсивно проходящих процессах интеграции РФ в мировое сообщество, которые вызваны сменой системы ценностей, социальных приоритетов и обусловлены переходом страны к правовому государству, развитию демократического общества и рыночной экономике. В этих условиях к образованию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. При общемировых тенденциях перехода к постиндустриальному обществу в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества, по мнению Т.Ю. Ломакиной, «обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно

1Под культурологической компетентностью нами понимается система знаний, умений и компетенций учителя, необходимых для реализации в педагогической практике культурологической модели образования, трактующей образование как элемент культуры, главной целью которого является воспитание «человека культуры», свободно проявляющего свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

образование должно объединить эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества — систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма» [Ломакина 2003: 58-59].

2. Экономические предпосылки связаны с кризисными явлениями, взаимоувязанными между собой и происходящими в сфере не только политики, но и экономики. Они сопровождаются ростом конкурентной борьбы, глубокими структурными изменениями в сфере занятости населения, определяющими постоянную потребность в повышении квалификации и переподготовке персонала, росте профессиональной мобильности и профессионального универсализма работников; внедрением представления о необходимости «образования на протяжении всей жизни» в сознание граждан.

3. Социокультурные предпосылки, как отмечают Е.П. Комаровская и В.М. Ахунов, «отражают переход к постиндустриальному, информационному обществу, что способствует значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия, поэтому особую важность приобретают факторы межкультурной коммуникации и толерантности: знания о нормах и традициях поведения человека в многокультурном обществе; ценностные отношения к людям иной национальности, веры, культуры; опыт толерантного поведения в многонациональном, многоконфессиональном обществе» [Комаровская, Ахунов 2009].

Обобщив требования профессионального стандарта педагога, профессиограмму преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Жиркова 2013], объединим с точки зрения деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов содержание профессиональной деятельности преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики» в таблицу (см. табл. 1).

На основе анализа научной литературы разработана модель развития культурологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации.

Модель представлена взаимосвязью методологического, технологического, андрагогико-праксеологического, критериально-оценочного компонентов (модулей).

Методологический модуль включает алгоритм практической реализации методологических подходов культуроориентированной модели образования в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» средствами повышения квалификации педагогов по программе «Культура и религия».

Технологический модуль наполняют: проектные, интегративно-модульные, имитационно-компетентностные образовательные технологии; проблемные, ситуационные, игровые методы обучения слушателей; освоение культурных практик, опирающихся на взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной работы в культурном пространстве Санкт-Петербурга; организация исследовательской деятельности с метапредметным и междисциплинарным характером.

Андрагогико-праксеологический модуль ориентирован на личностный и профессиональный рост слушателей через мотивацию и самоактуализацию педагога в реализации опыта проявления освоенных компетенций в культурных практиках; развитие форм научно-исследовательской деятельности слушателей курсов повышения квалификации; создание психологически безопасной образовательной среды; ориентацию обучения взрослых на сотрудничество и творческий рост в диалоговом общении; приоритет самообразовательной деятельности и самооценки результативности обучения, построение индивидуальной образовательной траектории в процессе повышения квалификации; реализацию модели непрерывного образования.

Критериально-оценочный модуль составляет совокупность критериев и показателей, оценок уровня развития культурологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации. Общие цели и содержание образования слушателей системы повышения квалификации, а также проектирование учебных планов и программ должны быть четко направлены на организацию контроля каче-

132

ВЛАСТЬ

2 015'11

Таблица 1

Содержание профессиональной деятельности преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Деятельностный подход

Содержание деятельности Характеристика

Организация учебно- воспитательного процесса Рациональная организация жизнедеятельности детей для эффективного воспитательного воздействия. Эргономически грамотная организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе как средство эстетического воспитания обучающихся

Содержание учебного материала Формирование у младших школьников основ мировоззрения — целостной картины мира (естественнонаучной, социальной, художественной), специальных и общеучебных умений и навыков с учетом возрастных особенностей, опираясь на: — мировоззренческие идеи, факты из отечественной и зарубежной истории, культуры; — жизненную позицию и человеческие качества ученых, писателей, художников, скульпторов, композиторов, исторических, религиозных и общественных деятелей. Обращение к гуманистическим идеям культуры и образования посредством включения в учебный материал философских, аксиологических, культурологических, исторических знаний

Методы обучения и воспитания Формирование у младших школьников дисциплинированности, исполнительности, внимательности с помощью репродуктивных методов обучения. Использование проблемных методов, направленных на развитие интеллекта, способствует развитию самостоятельности, творческого подхода к решению проблемных ситуаций, обогащению эмоциональной сферы, ориентирует учащихся на взаимосвязь культуры и образования, на саморазвитие и самоактуализацию личности ребенка. Стимулирование обучения в культуроориентированном образовательном процессе, использование методов воспитания, особенно таких, как предъявление требований, поощрение, порицание, создание общественного мнения, пример воспитателя и др.

Формы обучения и воспитания Организация учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей обучения в начальной школе: фронтальное, групповое, обучение в малых группах, парное, индивидуальное обучение. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» позволяет усилить воспитательный потенциал обучения с помощью применения необычных уроков, таких как урок-размышление, урок-праздник, дидактические и эстетические спектакли, уроки по заявкам, уроки-экскурсии, суд над негативными явлениями и т.п. Использование, наряду с формами обучения, воспитательных мероприятий коллективного характера — общественной деятельности, общественно полезного труда, индивидуального воспитательного влияния и др.

Контроль результативности обучения и воспитания Контроль за результативностью учебно-воспитательного воздействия и влияния занятия на: 1) совершенствование качества знаний; 2) совершенствование навыков и умений; 3) совершенствование культуры речи; 4) мотивацию дальнейшего обучения; 5) рефлексию, самоанализ учебной деятельности обучающихся

Компетентностный подход

Компетенции Характеристика

Общекультурные компетенции (ОК) — владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); — способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

Общекультурные компетенции (ОК) — готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); — готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); — способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16)

Профессиональные компетенции (ПК) Общепрофессиональные компетенции (ОПК): — способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); — владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); — способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); — способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5). Компетенции в области педагогической деятельности: — способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); — готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3); — способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5). Компетенции в области научно-исследовательской деятельности: — готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); — способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12)

Специальные компетенции — владение знаниями о культурологической модели образования («образование внутри культуры» (Асмолов А. Г.); — способность к освоению культурного пространства; — владение методиками работы с культурным наследием

Личностно-ориентированный подход

Качества личности Характеристика качеств личности

Профессионально-интеллектуальные Эрудированность; гибкость, логичность мышления; креативность; теоретическая подготовленность; профессиональный интеллект и др. Внедрение новационных/инновационных подходов в преподавании курса ОРКиСЭ

Коммуникативные и организаторские Высокий уровень коммуникабельности, активность, ответственность, инициативность, чувство долга, дисциплинированность, умение самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность; коммуникативно-личностный потенциал; организаторское чутье и др.

Эмоционально-волевые Эмоциональная стабильность; мотивация достижения, стрессо-и конфликтоустойчивость; эмпатия; толерантность; настойчивость в достижении цели и др.

Духовно-нравственные Нравственность, гражданственность, этическая культура, моральные установки, гармоничная система профессионально-личностных ценностей и др.

134

ВЛАСТЬ

201541

Рисунок 1. Модель развития культурологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации

ства образования, разработку способов оценки процесса обучения [Пидкасистый, Фридман, Гарунов 1999: 128].

В современных условиях система повышения квалификации педагогов является инструментом реализации экономических реформ, направленных на развитие конкурентоспособности педагогических кадров на рынке труда, обеспечение профессиональной мобильности и универсальности преподавателей [Жиркова 2014].

Список литературы

Боровикова Я.В. 2010. Современное образование взрослых в контексте деятельности ЮНЕСКО как интеллектуального центра межправительственного сотрудничества по вопросам образования, науки и культуры. — Актуальные проблемы ¿гуманитарных наук (педагогика, психология, история, социология, политология): межвузовский сборник научных работ. Вып. 8. М.: Издательство РГСУ. С. 86-90.

Жиркова Г.П. 2013. Реализация культурологического подхода в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики. — Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики» как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательных организациях Санкт-Петербурга: научно-методический сборник. СПб. С. 18-22.

Жиркова Г.П. 2014. Культурологический компонент повышения квалификации педагогов. — Человеческий капитал. № 8(68). С. 57-59.

Комаровская Е.П., Ахунов В.М. 2009. Поликультурное образование в современном мире. — Культура физическая и здоровье. Воронеж. № 1(20). С. 46-49.

Ломакина Т.Ю. 2003. Диверсификация непрерывного образования. М.: ИТОП РАО.

Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. 1999. Психолого-дидактический

2015'11

ВЛАСТЬ

135

справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России. 354 с.

KOMAROVSKAYA Elena Petrovna, Dr.Sci.(Hist.), Cand.Sci.(Ped.), Professor of the Chair of Management in the Social Sphere, Institute of International Social-Humanitarian Relations (6, bld. 1, Antonov-Ovseenko St, Moscow, Russia, 123317; ele-com2006@yandex.ru)

ZHIRKOVA Galina Petrovna, Lecturer of the Chair of Social and Humanitarian Sciences, Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics (49, Kronverksky Ave, St. Petersburg, Russia, 197101; galinajirkova@hotmail.com)

TEACHERS' COMPETENCE IN CULTUROLOGY

IN THE SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

Abstract. This article provides an analysis of the main assumptions behind the process of modeling the development of cultural competence of teachers in the system of qualification improvement. The authors consider the content of professional activity of the teacher of the course of «Fundamentals of religious cultures and secular ethics» from the point of view of activity, competence-based and student-centered approaches. The author's model of developing cultural competence of teachers in the training system is represented as the interconnection of methodological, technological, androgogical and praxiological, criteria and evaluating components (modules).

Keywords: cultural competence, cultural model, professional development of teachers

ЗАБЕЛИН Кирилл Николаевич — преподаватель Ростовского колледжа рекламы, сервиса и туризма «Сократ» (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 126; kz2020@yandex.ru)

РАБОЧИЙ КЛАСС КАК СУБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Аннотация. Современные общественные трансформации, расширение воздействия информационных технологий на личность и уход основных идеологических систем из мировой политики требуют существенного изменения в подходах к анализу основных субъектов социокультурных изменений. В сложившихся условиях рабочий класс может стать носителем новых образцов, необходимых для объединения социума и противодействия деструктивным процессам и аномии. Необходимо отойти от наследия марксизма в осмыслении рабочего класса как участника социальных революций и переворотов. Социальные, экономические, профессиональные установки рабочих помогают сохранить общественную структуру. Ключевые слова: рабочий класс, социокультурные ценности, профессиональная культура, идеология, марксизм, либерализм

Проблема социокультурных изменений в обществе является одной из наиболее актуальных проблем современной социологии. В целом развитие социологической науки как самостоятельной исследовательской дисциплины связано с концептуализацией содержания проблемы и выработкой методологических конструкций анализа социальных изменений. Вместе с тем разработка теоретической базы и становление аппарата исследований социальных трансформаций находились под своеобразным давлением идеологических систем и исследований в области политического сознания, сдерживающих развитие социологической науки в данном направлении. Действительная зависимость между причинами социальных перемен, конкретно-историческими особенностями эпохи и субъектами преобразований подвергалась оценке со стороны различных политических групп. Кроме того, сама масштабность социокультурных изменений породила ситуацию «понятийной катастрофы» в соци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.