Научная статья на тему 'Оценка тревожности первоклассников, проживающих в различных по аэротехногенному загрязнению районах города'

Оценка тревожности первоклассников, проживающих в различных по аэротехногенному загрязнению районах города Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
психическое развитие / тревожность / аэротехногенное загрязнение / Mental development / Anxiety / aerotechnogenic pollution

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тулякова О. В., Кузнецова Д. А., Сизова Е. Н.

Изучено психическое развитие 1097 первоклассников общеобразовательных школ г. Кирова, часть из которых проживала в экологически неблагоприятном районе, обусловленном выхлопными газами автотранспорта. Установлено, что техногенные факторы неоднозначно влияют на психическое развитие детей. Под действием аэротехногенного загрязнения увеличивается общая и межличностная тревожность (показано для всех детей, для мальчиков, для девочек).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тулякова О. В., Кузнецова Д. А., Сизова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mental development of 1097 first-graders in the city of Kirov was studied. Some of the children are living in ecologically unfavorable area, caused by exhaust fumes of vehicles. Established that the antropogenic factors uniquely affect the mental development of children. Aerotechnogenic pollution increases the total and interpersonal anxiety (shown for all children, boys, girls).

Текст научной работы на тему «Оценка тревожности первоклассников, проживающих в различных по аэротехногенному загрязнению районах города»

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ПО АЭРОТЕХНОГЕННОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ

РАЙОНАХ ГОРОДА

О.В. Тулякова 1, Кузнецова Д.А., Сизова Е.Н.

Вятский государственный гуманитарный университет

Изучено психическое развитие 1097 первоклассников общеобразовательных школ г. Кирова, часть из которых проживала в экологически неблагоприятном районе, обусловленном выхлопными газами автотранспорта. Установлено, что техногенные факторы неоднозначно влияют на психическое развитие детей. Под действием аэротехногенного загрязнения увеличивается общая и межличностная тревожность (показано для всех детей, для мальчиков, для девочек).

Ключевые слова: психическое развитие, тревожность, аэротехногенное загрязнение

Characteristics of anxiety offirst graders living in city districts differing by aero-technogenic pollution level. The mental development of 1097first-graders in the city of Kirov was studied. Some of the children are living in ecologically unfavorable area, caused by exhaust fumes of vehicles. Established that the antropogenic factors uniquely affect the mental development of children. Aerotechnogenic pollution increases the total and interpersonal anxiety (shown _ for all children, boys, girls).

Key words: mental development, anxiety, aerotechnogenic pollution

Влияние загрязнения атмосферы на психическое развитие детей, является актуальным вопросом экологии человека и имеет практическое значение для системы образования и здравоохранения. Согласно данным литературы, в районах с повышенным загрязнением атмосферы около 30% детей имеют признаки психоневрологической патологии [8] и заболеваний нервной системы [10; 14]. В ряде работ высказывается предположение о негативном влиянии аэротехногенного загрязнения на развитие зрительного восприятия [5], о супрессорном действии токсикантов на развитие интеллекта детей [18].

Большая распространенность болезней нервной системы и психических расстройств в городах и районах с высоким загрязнением атмосферы объясняется постоянным присутствием в воздушном бассейне значительного числа тяжелых металлов, углеводородов и прочих поллютантов, обладающих наркотическим, раздражающим действием и канцерогенным эффектом [14].

Несмотря на многочисленные сообщения о влиянии аэротехногенного загрязнения на психическое развитие детей, требуется уточнение региональных особенностей данного воздействия, т. к. на каждой селитебной территории действует уникальный набор неблагоприятных факторов, что отражается в специфическом изменении изучаемых показателей. Так при исследовании детей Тюменской области [11] не выявлено негативное влияние аэротехногенного загрязнения на психическое развитие (внимание, память, мелкую моторику кисти, функциональную асимметрию мозга, психоэмоциональное состояние). Следовательно, вопрос о

Контакты:1 Тулякова О.В. - E-mail: [email protected]

влиянии аэротехногенного загрязнения на состояние психической сферы остается открытым.

Особый интерес представляет изучение тревожности - поскольку она может рассматриваться и как личностное образование и как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента.

Одним из важных периодов развития ребенка является период поступления в школу, вызывающий напряжение регуляторных механизмов, обусловленное новыми требованиями, предъявляемыми к детскому организму. Известно, что в условиях напряженной интеллектуальной или физической деятельности проявляется наиболее выраженное влияние неблагоприятных факторов среды.

Цель настоящего исследования - изучение влияния аэротехногенного загрязнения на особенности тревожности первоклассников, в том числе с учетом гендерных различий.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения исследования территория г. Кирова была поделена на два района - экологически благоприятный (ЭБР) и неблагоприятный (ЭНБР). Вывод о разделении районов сделан на основании собственных вычислений по результатам исследований экологов г. Кирова [12], включавших изучение загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации, анализ почв и растительности на содержание тяжелых металлов, химический анализ снегового покрова, анализ интенсивности автотранспортной нагрузки (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика экологически благоприятного

и неблагоприятного районов г. Кирова_____________________

Показатели ЭНБР (n=6) ЭБР (n=10)

Индекс чистоты атмосферы в модели Ле Бланка-Де Слувера (усл. ед.) 4,0±0,1 8,2±2,8

Индекс чистоты атмосферы в нормализованной модели (усл. ед.) 5,0±0,1 13,5±0,5*

Суммарный показатель загрязнения почв (баллы) 25,0±0,1 16,5±2,8*

Индекс общей токсичности тяжелых металлов в пересчете на биологический эквивалент свинца (усл. ед.) 5,51±1,34 2,61±0,1*

Содержание в снеге сульфатов (мг/л) 11,2±0,6 4,38±0,1*

Содержание в снеге соединений азота (мг/л) 0,68±0,1 0,46±0,03

Индекс общей автотранспортной нагрузки на атмосферу (усл. ед.) 191,7±20,1 75,0±0,1*

Индекс общей автотранспортной нагрузки с учетом рельефа (усл. ед.) 298,3±34,2 104,0±10,6 *

Индекс общей автотранспортной нагрузки с учетом числа перекрестков (усл. ед.) 400,0±38,7 130,0±13,3 *

Примечание: * - различия достоверны, р<0,05

Как известно, вклад автотранспорта в загрязнение воздушной среды составляет в нашей стране в среднем 47%, а в ряде регионов на его долю приходится более половины всех выбросов. Совпадение зон повышенного загрязнения почвы и снегового покрова, воздуха с участками максимальной автотранспортной нагрузки говорит о том, что автотранспорт играет ведущую роль в формировании загрязненного района в г. Кирове.

Обследовано 1097 детей (средний возраст 7,5 лет), из них 652 проживало в ЭБР и 445 - в ЭНБР. Соотношение мальчиков и девочек в рассмотренных группах примерно одинаковое: в ЭБР 363 мальчика и 289 девочки (55,7 и 44,3% соответственно), в ЭНБР 239 мальчика и 206 девочек (53,7 и 46,3%).

Исследования включали как ретроспективный сбор данных (изучение пренатального анамнеза, особенностей физического развития, заболеваемости, психической сферы с рождения до 7 лет), так и непосредственное изучение показателей физического развития, заболеваемости, психической сферы детей в возраст 7-8 лет (с октября 2001 по октябрь 2003 г.).

В результате исследования нами показано негативное влияние аэротехноген-ного загрязнения на параметры физического развития [12] и здоровья [13] детей. В данной статье мы остановимся на особенностях психического развития первоклассников, а в частности - тревожности.

Уровни учебной, самооценочной и межличностной тревожности исследовали совместно с Ю. П. Федоровой по методике А. М. Прихожан (1998) [16].

Результаты исследования подвергнуты статистической обработке с использованием Microsoft Excel. В тексте результаты выражены в виде M±m, где М - среднее арифметическое, m - ошибка среднего арифметического; различия оценивали по критерию Стьюдента и считали значимыми при p<0,05 (далее обозначается «*»).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Известно, что на психическое развитие оказывают влияние как экзогенные, так и эндогенные факторы: генетические, перинатальные, социально-

экономические, техногенные. В условиях многофакторного влияния сложно выделить ведущий фактор в формировании той или иной особенности развития: анте- и перинатальные факторы, наследственность, профессиональные вредности и вредные привычки родителей, социально-экономическая нестабильность могут экранировать или, наоборот, потенцировать отрицательное влияние загрязнения среды.

Тем не менее, выявленные нами особенности психического развития первоклассников в ЭНБР позволяют говорить о влиянии аэротехногенного загрязнения на формирование психической сферы. Поскольку согласно «Анкете для родителей первоклассников» [15] исследуемая группа являлась относительно однородной по социально-экономическим показателям.

Механизмы данного влияния затрагивают молекулярный уровень воздействия поллютантов на организм и не изучались в данном исследовании. Согласно данным литературы влияние аэрополлютантов на психическое развитие ребенка начинается с внутриутробного периода. Токсичные вещества, широко распространенные в окружающей среде, воздействуя на организм беременной женщины и

развитие плода, обладают способностью проникать через плацентарный барьер и накапливаться в организме младенца [11].

Даже при минимальных пренатально обусловленных проявлениях церебральной дисфункции у новорожденных в последующие (особенно критические) периоды развития отмечаются раннее формирование астеновегетативного и астено-невротического симптомов, выявление легкой, диффузной неврологической симптоматики, умеренно выраженных сенсомоторных и речевых нарушений, расстройств восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, трудности обучения, задержки речевого развития, общее недоразвитии речи, нарушения сна и др. [2]

Последствия этого воздействия проявляются в снижении познавательной способности ребенка, повышенной тревожности, трудностях в обучении и других поведенческих нарушениях [11].

В нашем исследовании установлено, что дети группы сравнения характеризуются более высоким баллом межличностной и общей тревожности, среди них больше детей с высоким уровнем межличностной тревожности и меньше - с нормальным уровнем (табл. 2).

Изучение психических особенностей мальчиков показало, что среди них проявляются те же закономерности, что установлены для общего массива первоклассников (табл. 2) - в районе с аэротехногенным загрязнением наблюдается более высокий балл межличностной тревожности, большее число детей с высоким уровнем межличностной тревожности и меньшее - с нормальным уровнем.

При изучении психических особенностей девочек установлено, что так же, как в общем массиве, районе с аэротехногенным загрязнением у них выше уровень тревожности, более высокий балл межличностной тревожности; среди них больше процент лиц с высоким уровнем межличностной тревожности и меньше -с нормальным уровнем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно нашим данным, в районе с аэротехногенным загрязнением наблюдается более высокий, чем в контроле уровень тревожности, что согласуется с данными литературы [11]. Нами уточнено увеличение как общей, так и межличностной тревожности.

Исследование гендерных особенностей показало, что в массиве мальчиков и девочек наблюдаются закономерности, характерные для общего массива.

Не исключено, что выявленные особенности связаны с повышением неврологической заболеваемости у детей под влиянием аэротехногенного загрязнения, что отмечено в наших исследованиях данного массива детей [13] и в литературных источниках [1; 6; 9; 17].

Одним из механизмов, лежащих в основе негативного влияния аэротехноген-ного загрязнения на развитие психических функций, может быть токсическое действие на нервную систему свинца, содержащегося в выхлопных газах автотранспорта, что отмечается во многих работах [3; 4; 6; 7; 9; 17].

Особенности тревожности первоклассников, проживающих в экологически различных районах г. Кирова

Показатели Все дети из ЭБР Все дети из ЭНБР Мальчики из ЭБР Мальчики из ЭНБР Девочки из ЭБР Девочки из ЭНБР

М т М т М т М т М т М т

Тревожность, % детей п=569 п=402 п=315 п=205 п=253 п=197

Средний балл межличностной тревожности 18,73 0,22 20,41 0,24* 18,62 0,32 19,97 0,35* 18,88 0,28 20,86 0,31*

Уровни межличностной тревожности:

- высокий уровень. % детей 57,12 2,07 41,04 2,45* 54,60 2,81 43,90 3,47* 60,08 3,08 38,07 3,46*

- нормальный уровень. %детей 41,48 2,07 57,46 2,47* 43,17 2,79 54,15 3,48* 39,53 3,07 60,91 3,48*

- низкий уровень. % детей 1,41 0,49 1,49 0,60 2,22 0,83 1,95 0,97 0,40 0,39 1,02 0,71

Суммарный балл тревожности 49,31 0,49 51,78 0,56* 48,53 0,73 50,38 0,87 50,28 0,64 53,25 0,68*

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких, М. М. Проблемные дети [Текст] / М. М. Безруких. - М.: Изд-во УРАО, 2000.

2. Дерябин, В. Е. Ростовые процессы у детей от рождения до 7 лет: внутригрупповые и межгрупповые аспекты [Текст]: рукопись, депонированная в ВИНИТИ № 234-В2005 от 17.02.2005 / В. Е. Дерябин, В. М. Кране, Т. К. Федотова. - 287 с.

3. Иванников, А. И. Влияние гигиенического состояния окружающей среды на уровень интеллектуального развития школьников Воронежа [Текст] / А. И. Иванников, Н. В. Иванникова, А. М. Лихачева // Гигиена и санитария. - 2007. - № 6. - С. 54-55.

4. Маймулов, В. Г. Система мероприятий по предупреждению и уменьшению возникновения экологически зависимых заболеваний [Текст] / В. Г. Маймулов, Б. В. Лимин, Т. В. Карлова, А. В. Скальный, Т. С. Чернякина, И. А. Кузнецова, И. В. Поздняков, А. Н. Кузнецов // Гигиена и санитария. - 2007. - № 6. - С. 14-

17.

5. Морозова, Л. В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости [Текст] / Л. В. Морозова, Н. В. Звягина // Вестник Поморского ун-та. - 2003. - Т. 2, № 4. - С. 4855.

6. Привалова, Л. И. Роль загрязнения среды обитания свинцом в задержке психологического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Привалова, С. В. Кузьмин, О. Л. Малых, С. А. Воронин, А. А. Кошелева, А. П. Маршал-кин, А. А. Прокопьев, Б. А. Кацнельсон // Вестник РАМН. - 2002. - № 11. - С. 5053.

7. Ревич, Б. А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию [Текст]: учеб. пособие / Б. А. Ревич. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 264 с.

8. Соболев, В. А. Проведение медицинских обследований детского населения, проживающего на санитарно-эпидемиологически неблагоприятных территориях [Текст] / В. А. Соболев, Г. М. Земляная, Ю. А. Ревазова // Гигиена и санитария. - 2007. - № 4. - С. 22-27.

9. Студеникин, М. Я. Экология и здоровье детей [Текст] / под ред. М. Я. Студеникина, А. А. Ефимовой. - М.: Медицина, 1998. - 384 с.

10. Сухарев, А. Г. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях [Текст] / А. Г. Сухарев, С. А. Михайлова // Гигиена и санитария. - 2005. - № 1. - С. 47-51.

11. Толстогузов, С. Н. Экологический мониторинг состояния здоровья детей в Тюменской области [Текст] / С. Н. Толстогузов, О. Л. Лепунова, М. В. Ковязина, С. В. Плотникова // Экология образования: актуальные проблемы: сб. науч. тр. -Вып. 1. - Архангельск, 1999. - С. 258-259.

12. Тулякова, О.В. Влияние аэротехногенного загрязнения на физическое развитие детей // Бюллетень «Здоровье населения и среда обитания» - 2011, №1 (214), С. 19-23.

13. Тулякова, О.В. Особенности соматической и неврологической заболеваемости детей в зависимости от экологической обстановки в месте проживания /

О.В. Тулякова, Е.В. Четверикова, В.И. Циркин // Современные наукоёмкие технологии. - 2007. - №8. - С. 97-98.

14. Чеботарев, П. А. Оценка состояния здоровья детского населения, проживающего в городах с различным загрязнением атмосферного воздуха [Текст] / П. А. Чеботарев // Гигиена и санитария. - 2007. - № 6. - С. 76-78.

15. Четверикова, Е. В. Анкета для родителей первоклассника [Текст]: научно-метод. материалы / Е. В. Четверикова, В. И. Циркин, О. В. Тулякова; под ред. В. И. Циркина. - Киров: Изд-во ВГПУ, 2002. - 27 с

16. Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст]: метод. руководство / Л. А. Ясюкова. - СПб.: ИМАТОН, 1999. - 184 с.

17. Dudek, B. Impairment of psychological functions in children environmentally exposed to lead [Text]/ B. Dudek, D. Merecz // Int. J. Occup. Med. and Environ. Health, 1997. - Vol. 10, № 1. - P. 37-46.

18. Romieu, I. Lopez Lizbeth et al. Environ. [Text] / Isabelle Romieu, Tania Carreon // Hlth Perspect. - 1995. - P. 1036-1040.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.