Научная статья на тему 'Институциональная ловушка неэффективного собственника и менеджмента российского оборонно-промышленного комплекса'

Институциональная ловушка неэффективного собственника и менеджмента российского оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесных В. В.

Автор на основе исследования оборонно-промышленного комплекса обосновывает вывод, что доминирование в нем государственной собственности способствует тому, что они попадают в институциональную ловушку неэффективного собственника и неэффективного менеджера. Предлагается в качестве комплексного инструмента ее исследования «Матрица исследования институциональных ловушек», использование которой позволяет выявить основные особенности институциональных ловушек, что способствует осознанному проведению институциональных трансформаций общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An institutional trap for an owner and manager of the Russian military-industrial complex

It is stressed that to solve these problems it is necessary to take measures to reduce the cost of raw materials to stimulate the reduction of grain products prices. The situation with ownership and management in the military-industrial complex has been studied. The results of the analysis show that domination of government property contributes to the presence of an institutional trap for inefficient owners and managers in this sphere. The author suggests «The matrix for institutional traps studies» to be used as an instrument for complex investigations of this phenomena. The objective of the study is to find out the main peculiarities of institutional traps in order to achieve sensible institutional transformations in the society.

Текст научной работы на тему «Институциональная ловушка неэффективного собственника и менеджмента российского оборонно-промышленного комплекса»

Институциональная ловушка неэффективного собственника и менеджмента российского оборонно-промышленного комплекса

В.В. Лесных, к.э.н, к.физ.-мат.н, зам. финансового директора ФГУП «НПО автоматики» им. акдемика Н.А. Се-михатова

В процессе импорта институтов в рамках, казалось бы, аналогичных правовых систем могут возникать как эффективные, так и неэффектив-

ные нормы поведения (институциональные ловушки). Естественного отбора эффективных институтов не происходит, неэффективные нормы поведения могут оказаться устойчивыми.

В настоящее время известен и описан не один десяток видов институциональных ловушек [1]. Среди них выделим и подробно рассмотрим в

рамках настоящей работы ловушку, характерную для российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которая сформировалась в процессе его рыночной и институциональной трансформации и является частным случаем «по-стприватизационной институциональной ловушки» [2].

Выделим для предприятий оборонно-промышленного комплекса один из специфических факторов, который в значительной мере определяет его современные трансакционные издержки. На сегодняшний день одна из основных проблем неэффективности ОПК состоит в доминировании в нем государственной собственности. По предварительной оценке, в 2000—2010 гг. в российском оборонно-промышленном комплексе количество предприятий сократится примерно в 2,6 раза, причем доля государственных предприятий уменьшится с 40 до 30%, а доля акционерных обществ с участием государства возрастет с 30 до 60%. Что касается полностью частных предприятий, то в связи с перепрофилированием и ликвидацией значительного числа предприятий и организаций, ранее входивших в военно-промышленный комплекс, их доля в нем упадет с 30 до 10%. При этом предприятия и организации различных форм собственности будут объединяться в крупные концерны, а при более мягком варианте — в финансовопромышленные группы.

Рассмотрим теперь последствия доминирования среди предприятий ОПК государственной собственности. Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что по этой причине очень многие предприятия ОПК попали в институциональную ловушку неэффективного собственника и неэффективного менеджмента.

По отношению к оборонному сектору экономики государство фактически выдвигает только одно требование — выполнение государственного оборонного заказа. При этом не ставятся вопросы повышения эффективности бизнеса и оптимизации других рыночных показателей. В таких условиях руководство предприятий ОПК все свои усилия направляет на обеспечение выполнения номенклатуры и сроков государственного оборонного заказа, а вопросы эффективности, экономии, управления затратами и т.п. мало кого волнуют. Соответственно менеджмент предприятий представляют, в основном, руководители старшего возраста, которым, в значительной мере, чужд рыночный тип мышления.

Рассмотрим основные свойства описываемой ловушки.

Устойчивость ловушки. Устойчивость такой ловушки обеспечивается, с одной стороны, спецификой организации выполнения государственного оборонного заказа, а с другой стороны — системой мотивации участников данного процесса (переход руководителей высшего звена с учетом их

возраста в рыночные сектора экономики очень проблематичен).

В целом с учетом драматических потрясений в процессе конверсии в 90-е гг. предприятия ОПК хуже адаптируются к рыночной среде и значительно проигрывают в эффективности другим отраслям экономики. Однако несмотря на такое неэффективное состояние, ситуация является очень устойчивой — налицо институциональная ловушка.

Неэффективность ловушки. Что касается факта неэффективности «институциональной ловушки неэффективного собственника и менеджмента российского ОПК», то ее обуславливает ряд факторов.

Во-первых, сложная адаптация к условиям рынка ведет к накоплению руководителей и специалистов преклонного возраста, что выражается в высоком среднем возрасте работников отрасли ОПК по сравнению со средней по промышленности. С другой стороны, осложняется проблема закрепления наиболее активной и подвижной части работников — молодежи предприятий.

Во-вторых, утрачивается передовой, инновационный характер отрасли. Происходит «проедание» старого научно-технического задела.

В-третьих, сам факт широко распространенной практики потери ведущих позиций в экономике приводит к падению статуса и престижа самой отрасли ОПК, в том числе и в глазах широкой общественности.

В-четвертых, по мере развития этой институциональной ловушки становится все более очевидной неэффективность отрасли ОПК без современных рыночных подходов к экономике и управлению предприятием.

Рассмотрим вышеуказанные факторы ловушки более подробно.

Государственный оборонный заказ. Работы по ГОЗ регламентируются Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» от 27.12.95 № 213-Ф3 (в ред. Федерального закона от 06.05.99 № 97-ФЗ). Выполнение государственного оборонного заказа является для предприятий обороннопромышленного комплекса задачей высшего приоритета и, одновременно, основным критерием оценки деятельности менеджмента предприятия.

В отношении ГОЗ могут быть выделены следующие тенденции. Во-первых, в последние годы растет величина и, соответственно, роль государственного оборонного заказа в российском ОПК. Во-вторых, сохраняется преимущественно нерыночный характер формирования цен на В и ВТ, что с учетом роста ГОЗ не способствует повышению эффективности экономики и управления в ОПК.

Ухудшение кадрового состава ОПК. В ОПК

крайне остро стоит проблема кадров. Десятилетний резерв патриотически настроенных высококвалифицированных специалистов старшего

возраста практически исчерпан. Приход перспективных молодых сотрудников из числа лучших выпускников вузов и технических училищ недостаточен. В результате сокращения текущего производства вооружения и военной техники и сложного финансового положения предприятий комплекса ухудшается материальное положение трудовых коллективов. В оборонной промышленности резко снизилась средняя заработная плата: сегодня она на 20—40% ниже, чем в общепромышленном производстве [3] (по сравнению с сырьевыми отраслями — в 4—5 раз меньше [4]). Между отраслями ОПК резко усилилась дифференциация по уровню оплаты труда. Разрыв по этому показателю достиг 1,8 раза.

Ухудшился в комплексе и качественный состав рабочей силы. Сегодня средний возраст ведущих специалистов машиностроительной сферы и ОПК приближается к 70 годам, средний возраст работников ОПК составляет 54 года. В оборонных НИИ этот показатель еще выше — 57 лет. Возраст 90% их научных сотрудников превышает 50 лет [5]. Между тем, согласно имеющимся оценкам, для оборонного производства удельный вес работников в такой возрастной группе не должен превышать 20% [6].

Ввиду низкого уровня заработной платы на предприятиях ОПК уровень женского труда возвратился к уровню военных лет — около 55%, а работающие пенсионеры составляют более 10%. Доля работников моложе 30 лет в НИИ и КБ оборонного комплекса равна всего 12% (как минимум, на четверть ниже среднего) [7].

Таким образом кадровый состав обороннопромышленного комплекса проявляет тенденцию ухудшения качественного и половозрастного состава, что не способствует повышению его конкурентоспособности.

Утрата передовых позиций научно-технического потенциала и инновационного характера отрасли. При социализме большая часть научно-технического потенциала страны была сконцентрирована в оборонном комплексе. Однако, начиная с 1992 г., установленный порядок финансирования и проведения оборонных НИОКР был разрушен.

Отсутствие перспективы в вопросах оборонной политики, программы развития вооружений привели к тому, что, начиная с 1992 г., научные коллективы начали заметно деградировать и распадаться. Страна явно теряла научный потенциал и стабильные основы научно-технического прогресса. Если в последние годы существования СССР общие расходы на НИОКР составляли 3,6—4,7% от ВВП, то с 1992 г. они резко пошли вниз и к концу 90-х составили 0,3—0,4% от ВВП.

Необходимо отметить, что в России расходы на НИОКР составляют менее 10% от общих расходов на оборону. Вместе с тем США увеличивают долю расходов на НИОКР до 22—23% [8].

Таким образом, можно выделить ряд тенденций в развитии оборонно-промышленного комплекса. Во-первых, наблюдается значительное сокращение научного и технологического задела, что ставит развитие ОПК на грань экономической безопасности [9]. Во-вторых, происходит утрата ОПК лидирующих позиций в развитии научнотехнического прогресса и, соответственно, лидирующей позиции ОПК в развитии общества.

Институциональный дисбаланс ОПК. Важной проблемой являются институциональные дисбалансы в ОПК. В структуре ОПК конструкторские бюро и предприятия, выпускающие конечную продукцию, как правило, находятся в госсекторе. Предприятия первого и особенно последующих уровней кооперации, как правило, приватизированы. Частные предприятия, участвующие в кооперации, активно оперируют на рынке, они, как правило, нашли свое место в процессе диверсификации и не зависят критически от военных заказов, имеют более мотивированный менеджмент. Поэтому во взаимоотношениях выпускающих конечную продукцию предприятий госсектора и негосударственных предприятий представители частных фирм часто переигрывают производителей конечной продукции. Это создает опасность перераспределения реальной прибыли как от экспортных контрактов, так и от госзаказа в пользу поставщиков, участвующих в кооперации. В свою очередь, эти предприятия практически не имеют стимулов инвестировать получаемую прибыль в программы производителей конечной продукции.

В результате неравномерность в качестве управления предприятиями госсектора — производителями конечной продукции и частично приватизированными предприятиями, участвующими в кооперации, приводит к такой ситуации в цепочке переделов при создании В и ВТ, которая затрудняет не только внешние (по отношению к предприятию), но и внутренние инвестиции.

Снижение рентабельности ОПК. Институциональная ловушка неэффективного собственника и менеджмента ОПК приводит к застою, низкой экономической эффективности, пренебрежению к современным методам управления. Естественно, что в рыночной среде это неизбежно ведет к снижению рентабельности в отрасли.

До сих пор предприятия ОПК находятся под двойным прессом. С одной стороны, действуют жесткие нормативные ограничения. С другой — рынок, на котором тарифы и цены все время поднимаются. В итоге доходность равняется обычно 4—6%, а чаще является отрицательной.

Необходимо особо отметить крайне высокую затратность [10] военного производства: в ОПК России в среднем на рубль прибыли приходится 97 копеек расходов, т.е. фактический доход многих предприятий составляет 0,03%.

1. Особенности «постприватизационной» институциональной ловушки при разных механизмах

координации

№ Особенности институциональной ловушки Механизмы координации

рынок фирма (ОПК)

1 г !3 & 1 !Т Фундаментальные Отсутствие системы принуждения к исполнению законодательства и контрактных обязательств Абсолютная приоритетность выполнения государственного оборонного заказа

Организационные Отсутствие правовой базы частной собственности, а позже ее несовершенство Доминирование государственной формы собственности на предприятиях ОПК

Социетальные Руководство предприятий. Партийно-комсомольская номенклатура. Инсайдеры. Олигархи Руководство предприятий, специалисты и работники предпенсионного возраста

2 Уровень Микроэкономика Дифференциация экономических отношений реального присвоения -юридическое закрепление правомочий владельца, пользователя и управляющего Доминирование командноадминистративного стиля управления в ОПК

Макроэкономика Модель навязанных властных отношений Модель навязанных властных отношений

Экономическая политика Ускоренная приватизация Абсолютная приоритетность государственных интересов

3 Эффекты закрепления Координации Рост управленческих издержек в приватизированных фирмах и высокий уровень трансакционных издержек для аутсайдеров Рост управленческих издержек и высокий уровень трансакционных издержек на предприятиях ОПК

Сопряжения Обострения социально-экономических проблем в средне-и долгосрочной перспективе Обострения социально-экономических проблем в средне-и долгосрочной перспективе

Культурной инерции Усиление имущественного неравенства Усиление имущественного неравенства. Снижение престижа отрасли ОПК

4 Признаки институциональной ловушки Устойчивость Сложность пересмотра результатов приватизации. Наличие влиятельных групп новых собственников Сложность акционирования и приватизации. Доминирование нерыночного менталитета

Наличие альтернативной нормы Приватизация в правовом государстве в рыночных экономиках индустриально развитых стран Крупные военные корпорации в рыночных экономиках индустриально-развитых стран

Неэффективность Повышение степени монополизации экономики и снижение ее эффективности Снижение эффективности отрасли ОПК и углубление проблем национальной безопасности

Инструмент исследования институциональных ловушек. Для комплексного изучения институциональных ловушек необходим инструмент, позволяющий в едином формате рассматривать самые разнообразные их виды, независимо от источников возникновения и специфических особенностей функционирования.

Для выявления составляющих институциональной ловушки в качестве такого комплексного инструмента предлагается использовать «Матрицу исследования институциональных ловушек». Для конкретизации объектов воздействия институциональных ловушек выбраны уровни, на которые они влияют (микроэкономика, макроэкономика и экономическая политика). Применительно к разным уровням институциональные ловушки рассматриваются в разрезе факторов, влияющих на нормы в обществе (фундаментальных, организационных и социетальных), что развивает предложенную В.М. Полтеровичем идеологию их исследования.

Использование «Матрицы исследования институциональных ловушек» в разрезе факторов и уровней позволяет выявить их основные особенности, что способствует осознанному проведению институциональных трансформаций общества для преодоления институциональных ловушек и сокращения трансакционных издержек.

Дополним «Матрицу исследования институциональных ловушек». В качестве механизмов, приводящих к возникновению трансакционных издержек, использованы два основных механизма координации, две парные категории — рынок и фирма. Применим полученную матрицу, дополненную механизмами координации для исследования «Постприватизационной институциональной ловушки» (характерную для рынка в целом) и «Институциональной ловушки неэффективного

собственника и менеджмента российского ОПК» (характерную для фирмы (ОПК), как частный случай.

Из матрицы следуют основные причины возникновения, особенности и свойства «Институциональной ловушки неэффективного собственника и менеджмента российского ОПК», которые подробно рассматривались выше.

Отметим, что последние решения российского руководства, в том числе ФКП развития ОПК, предполагают преодоление такой ловушки прежде всего за счет построения вертикально интегрированных структур в ОПК, акционирования с последующей приватизацией.

Литература

1 Попов, Е.В. Институциональные ловушки Полтеровича и трансакционные издержки / Е.В. Попов, В.В. Лесных. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 458 с.

2 Лесных, В.В. Институциональная трансформация оборонно-промышленного комплекса. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 683 с.

3 Королев, В. Оборонно-промышленный комплекс России: вопросы регулирования // Проблемы теории и практики управления, 1999. №4. С. 42—47.

4 Белоусов, Р.Д. Посткризисное развитие российского оборонного комплекса в 1999—2002 гг. / Р.Д. Белоусов, М.Л. Шух-гальтер [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/ProbProg1/doc1.pdf

5 Самарова, Е. Марш-бросок. Стратегию развития обороннопромышленного комплекса нужно реализовать быстрыми темпами. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.minprom.gov.ru/activity/defence/pub/0/print

6 Белоусов, Р.Д. Посткризисное развитие российского оборонного комплекса в 1999—2002 гг. / Р.Д. Белоусов, М.Л. Шух-гальтер. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/ProbProg1/doc1.pdf

7 Там же.

8 Промышленная политика как инструмент экономического роста. Специальный выпуск. Часть II // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. №2(69). С. 98—129.

9 Белоусов, Р.Д. Посткризисное развитие российского оборонного комплекса в 1999—2002 гг. / Р.Д. Белоусов, М.Л. Шух-гальтер. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/ProbProg1/doc1.pdf

10Самарова, Е. Марш-бросок. Стратегию развития обороннопромышленного комплекса нужно реализовать быстрыми темпами. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.minprom.gov.ru/activity/defence/pub/0/print

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.