Институциональная ловушка неэффективного собственника и менеджмента российского оборонно-промышленного комплекса
В.В. Лесных, к.э.н, к.физ.-мат.н, зам. финансового директора ФГУП «НПО автоматики» им. акдемика Н.А. Се-михатова
В процессе импорта институтов в рамках, казалось бы, аналогичных правовых систем могут возникать как эффективные, так и неэффектив-
ные нормы поведения (институциональные ловушки). Естественного отбора эффективных институтов не происходит, неэффективные нормы поведения могут оказаться устойчивыми.
В настоящее время известен и описан не один десяток видов институциональных ловушек [1]. Среди них выделим и подробно рассмотрим в
рамках настоящей работы ловушку, характерную для российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которая сформировалась в процессе его рыночной и институциональной трансформации и является частным случаем «по-стприватизационной институциональной ловушки» [2].
Выделим для предприятий оборонно-промышленного комплекса один из специфических факторов, который в значительной мере определяет его современные трансакционные издержки. На сегодняшний день одна из основных проблем неэффективности ОПК состоит в доминировании в нем государственной собственности. По предварительной оценке, в 2000—2010 гг. в российском оборонно-промышленном комплексе количество предприятий сократится примерно в 2,6 раза, причем доля государственных предприятий уменьшится с 40 до 30%, а доля акционерных обществ с участием государства возрастет с 30 до 60%. Что касается полностью частных предприятий, то в связи с перепрофилированием и ликвидацией значительного числа предприятий и организаций, ранее входивших в военно-промышленный комплекс, их доля в нем упадет с 30 до 10%. При этом предприятия и организации различных форм собственности будут объединяться в крупные концерны, а при более мягком варианте — в финансовопромышленные группы.
Рассмотрим теперь последствия доминирования среди предприятий ОПК государственной собственности. Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что по этой причине очень многие предприятия ОПК попали в институциональную ловушку неэффективного собственника и неэффективного менеджмента.
По отношению к оборонному сектору экономики государство фактически выдвигает только одно требование — выполнение государственного оборонного заказа. При этом не ставятся вопросы повышения эффективности бизнеса и оптимизации других рыночных показателей. В таких условиях руководство предприятий ОПК все свои усилия направляет на обеспечение выполнения номенклатуры и сроков государственного оборонного заказа, а вопросы эффективности, экономии, управления затратами и т.п. мало кого волнуют. Соответственно менеджмент предприятий представляют, в основном, руководители старшего возраста, которым, в значительной мере, чужд рыночный тип мышления.
Рассмотрим основные свойства описываемой ловушки.
Устойчивость ловушки. Устойчивость такой ловушки обеспечивается, с одной стороны, спецификой организации выполнения государственного оборонного заказа, а с другой стороны — системой мотивации участников данного процесса (переход руководителей высшего звена с учетом их
возраста в рыночные сектора экономики очень проблематичен).
В целом с учетом драматических потрясений в процессе конверсии в 90-е гг. предприятия ОПК хуже адаптируются к рыночной среде и значительно проигрывают в эффективности другим отраслям экономики. Однако несмотря на такое неэффективное состояние, ситуация является очень устойчивой — налицо институциональная ловушка.
Неэффективность ловушки. Что касается факта неэффективности «институциональной ловушки неэффективного собственника и менеджмента российского ОПК», то ее обуславливает ряд факторов.
Во-первых, сложная адаптация к условиям рынка ведет к накоплению руководителей и специалистов преклонного возраста, что выражается в высоком среднем возрасте работников отрасли ОПК по сравнению со средней по промышленности. С другой стороны, осложняется проблема закрепления наиболее активной и подвижной части работников — молодежи предприятий.
Во-вторых, утрачивается передовой, инновационный характер отрасли. Происходит «проедание» старого научно-технического задела.
В-третьих, сам факт широко распространенной практики потери ведущих позиций в экономике приводит к падению статуса и престижа самой отрасли ОПК, в том числе и в глазах широкой общественности.
В-четвертых, по мере развития этой институциональной ловушки становится все более очевидной неэффективность отрасли ОПК без современных рыночных подходов к экономике и управлению предприятием.
Рассмотрим вышеуказанные факторы ловушки более подробно.
Государственный оборонный заказ. Работы по ГОЗ регламентируются Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» от 27.12.95 № 213-Ф3 (в ред. Федерального закона от 06.05.99 № 97-ФЗ). Выполнение государственного оборонного заказа является для предприятий обороннопромышленного комплекса задачей высшего приоритета и, одновременно, основным критерием оценки деятельности менеджмента предприятия.
В отношении ГОЗ могут быть выделены следующие тенденции. Во-первых, в последние годы растет величина и, соответственно, роль государственного оборонного заказа в российском ОПК. Во-вторых, сохраняется преимущественно нерыночный характер формирования цен на В и ВТ, что с учетом роста ГОЗ не способствует повышению эффективности экономики и управления в ОПК.
Ухудшение кадрового состава ОПК. В ОПК
крайне остро стоит проблема кадров. Десятилетний резерв патриотически настроенных высококвалифицированных специалистов старшего
возраста практически исчерпан. Приход перспективных молодых сотрудников из числа лучших выпускников вузов и технических училищ недостаточен. В результате сокращения текущего производства вооружения и военной техники и сложного финансового положения предприятий комплекса ухудшается материальное положение трудовых коллективов. В оборонной промышленности резко снизилась средняя заработная плата: сегодня она на 20—40% ниже, чем в общепромышленном производстве [3] (по сравнению с сырьевыми отраслями — в 4—5 раз меньше [4]). Между отраслями ОПК резко усилилась дифференциация по уровню оплаты труда. Разрыв по этому показателю достиг 1,8 раза.
Ухудшился в комплексе и качественный состав рабочей силы. Сегодня средний возраст ведущих специалистов машиностроительной сферы и ОПК приближается к 70 годам, средний возраст работников ОПК составляет 54 года. В оборонных НИИ этот показатель еще выше — 57 лет. Возраст 90% их научных сотрудников превышает 50 лет [5]. Между тем, согласно имеющимся оценкам, для оборонного производства удельный вес работников в такой возрастной группе не должен превышать 20% [6].
Ввиду низкого уровня заработной платы на предприятиях ОПК уровень женского труда возвратился к уровню военных лет — около 55%, а работающие пенсионеры составляют более 10%. Доля работников моложе 30 лет в НИИ и КБ оборонного комплекса равна всего 12% (как минимум, на четверть ниже среднего) [7].
Таким образом кадровый состав обороннопромышленного комплекса проявляет тенденцию ухудшения качественного и половозрастного состава, что не способствует повышению его конкурентоспособности.
Утрата передовых позиций научно-технического потенциала и инновационного характера отрасли. При социализме большая часть научно-технического потенциала страны была сконцентрирована в оборонном комплексе. Однако, начиная с 1992 г., установленный порядок финансирования и проведения оборонных НИОКР был разрушен.
Отсутствие перспективы в вопросах оборонной политики, программы развития вооружений привели к тому, что, начиная с 1992 г., научные коллективы начали заметно деградировать и распадаться. Страна явно теряла научный потенциал и стабильные основы научно-технического прогресса. Если в последние годы существования СССР общие расходы на НИОКР составляли 3,6—4,7% от ВВП, то с 1992 г. они резко пошли вниз и к концу 90-х составили 0,3—0,4% от ВВП.
Необходимо отметить, что в России расходы на НИОКР составляют менее 10% от общих расходов на оборону. Вместе с тем США увеличивают долю расходов на НИОКР до 22—23% [8].
Таким образом, можно выделить ряд тенденций в развитии оборонно-промышленного комплекса. Во-первых, наблюдается значительное сокращение научного и технологического задела, что ставит развитие ОПК на грань экономической безопасности [9]. Во-вторых, происходит утрата ОПК лидирующих позиций в развитии научнотехнического прогресса и, соответственно, лидирующей позиции ОПК в развитии общества.
Институциональный дисбаланс ОПК. Важной проблемой являются институциональные дисбалансы в ОПК. В структуре ОПК конструкторские бюро и предприятия, выпускающие конечную продукцию, как правило, находятся в госсекторе. Предприятия первого и особенно последующих уровней кооперации, как правило, приватизированы. Частные предприятия, участвующие в кооперации, активно оперируют на рынке, они, как правило, нашли свое место в процессе диверсификации и не зависят критически от военных заказов, имеют более мотивированный менеджмент. Поэтому во взаимоотношениях выпускающих конечную продукцию предприятий госсектора и негосударственных предприятий представители частных фирм часто переигрывают производителей конечной продукции. Это создает опасность перераспределения реальной прибыли как от экспортных контрактов, так и от госзаказа в пользу поставщиков, участвующих в кооперации. В свою очередь, эти предприятия практически не имеют стимулов инвестировать получаемую прибыль в программы производителей конечной продукции.
В результате неравномерность в качестве управления предприятиями госсектора — производителями конечной продукции и частично приватизированными предприятиями, участвующими в кооперации, приводит к такой ситуации в цепочке переделов при создании В и ВТ, которая затрудняет не только внешние (по отношению к предприятию), но и внутренние инвестиции.
Снижение рентабельности ОПК. Институциональная ловушка неэффективного собственника и менеджмента ОПК приводит к застою, низкой экономической эффективности, пренебрежению к современным методам управления. Естественно, что в рыночной среде это неизбежно ведет к снижению рентабельности в отрасли.
До сих пор предприятия ОПК находятся под двойным прессом. С одной стороны, действуют жесткие нормативные ограничения. С другой — рынок, на котором тарифы и цены все время поднимаются. В итоге доходность равняется обычно 4—6%, а чаще является отрицательной.
Необходимо особо отметить крайне высокую затратность [10] военного производства: в ОПК России в среднем на рубль прибыли приходится 97 копеек расходов, т.е. фактический доход многих предприятий составляет 0,03%.
1. Особенности «постприватизационной» институциональной ловушки при разных механизмах
координации
№ Особенности институциональной ловушки Механизмы координации
рынок фирма (ОПК)
1 г !3 & 1 !Т Фундаментальные Отсутствие системы принуждения к исполнению законодательства и контрактных обязательств Абсолютная приоритетность выполнения государственного оборонного заказа
Организационные Отсутствие правовой базы частной собственности, а позже ее несовершенство Доминирование государственной формы собственности на предприятиях ОПК
Социетальные Руководство предприятий. Партийно-комсомольская номенклатура. Инсайдеры. Олигархи Руководство предприятий, специалисты и работники предпенсионного возраста
2 Уровень Микроэкономика Дифференциация экономических отношений реального присвоения -юридическое закрепление правомочий владельца, пользователя и управляющего Доминирование командноадминистративного стиля управления в ОПК
Макроэкономика Модель навязанных властных отношений Модель навязанных властных отношений
Экономическая политика Ускоренная приватизация Абсолютная приоритетность государственных интересов
3 Эффекты закрепления Координации Рост управленческих издержек в приватизированных фирмах и высокий уровень трансакционных издержек для аутсайдеров Рост управленческих издержек и высокий уровень трансакционных издержек на предприятиях ОПК
Сопряжения Обострения социально-экономических проблем в средне-и долгосрочной перспективе Обострения социально-экономических проблем в средне-и долгосрочной перспективе
Культурной инерции Усиление имущественного неравенства Усиление имущественного неравенства. Снижение престижа отрасли ОПК
4 Признаки институциональной ловушки Устойчивость Сложность пересмотра результатов приватизации. Наличие влиятельных групп новых собственников Сложность акционирования и приватизации. Доминирование нерыночного менталитета
Наличие альтернативной нормы Приватизация в правовом государстве в рыночных экономиках индустриально развитых стран Крупные военные корпорации в рыночных экономиках индустриально-развитых стран
Неэффективность Повышение степени монополизации экономики и снижение ее эффективности Снижение эффективности отрасли ОПК и углубление проблем национальной безопасности
Инструмент исследования институциональных ловушек. Для комплексного изучения институциональных ловушек необходим инструмент, позволяющий в едином формате рассматривать самые разнообразные их виды, независимо от источников возникновения и специфических особенностей функционирования.
Для выявления составляющих институциональной ловушки в качестве такого комплексного инструмента предлагается использовать «Матрицу исследования институциональных ловушек». Для конкретизации объектов воздействия институциональных ловушек выбраны уровни, на которые они влияют (микроэкономика, макроэкономика и экономическая политика). Применительно к разным уровням институциональные ловушки рассматриваются в разрезе факторов, влияющих на нормы в обществе (фундаментальных, организационных и социетальных), что развивает предложенную В.М. Полтеровичем идеологию их исследования.
Использование «Матрицы исследования институциональных ловушек» в разрезе факторов и уровней позволяет выявить их основные особенности, что способствует осознанному проведению институциональных трансформаций общества для преодоления институциональных ловушек и сокращения трансакционных издержек.
Дополним «Матрицу исследования институциональных ловушек». В качестве механизмов, приводящих к возникновению трансакционных издержек, использованы два основных механизма координации, две парные категории — рынок и фирма. Применим полученную матрицу, дополненную механизмами координации для исследования «Постприватизационной институциональной ловушки» (характерную для рынка в целом) и «Институциональной ловушки неэффективного
собственника и менеджмента российского ОПК» (характерную для фирмы (ОПК), как частный случай.
Из матрицы следуют основные причины возникновения, особенности и свойства «Институциональной ловушки неэффективного собственника и менеджмента российского ОПК», которые подробно рассматривались выше.
Отметим, что последние решения российского руководства, в том числе ФКП развития ОПК, предполагают преодоление такой ловушки прежде всего за счет построения вертикально интегрированных структур в ОПК, акционирования с последующей приватизацией.
Литература
1 Попов, Е.В. Институциональные ловушки Полтеровича и трансакционные издержки / Е.В. Попов, В.В. Лесных. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 458 с.
2 Лесных, В.В. Институциональная трансформация оборонно-промышленного комплекса. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 683 с.
3 Королев, В. Оборонно-промышленный комплекс России: вопросы регулирования // Проблемы теории и практики управления, 1999. №4. С. 42—47.
4 Белоусов, Р.Д. Посткризисное развитие российского оборонного комплекса в 1999—2002 гг. / Р.Д. Белоусов, М.Л. Шух-гальтер [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/ProbProg1/doc1.pdf
5 Самарова, Е. Марш-бросок. Стратегию развития обороннопромышленного комплекса нужно реализовать быстрыми темпами. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.minprom.gov.ru/activity/defence/pub/0/print
6 Белоусов, Р.Д. Посткризисное развитие российского оборонного комплекса в 1999—2002 гг. / Р.Д. Белоусов, М.Л. Шух-гальтер. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/ProbProg1/doc1.pdf
7 Там же.
8 Промышленная политика как инструмент экономического роста. Специальный выпуск. Часть II // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. №2(69). С. 98—129.
9 Белоусов, Р.Д. Посткризисное развитие российского оборонного комплекса в 1999—2002 гг. / Р.Д. Белоусов, М.Л. Шух-гальтер. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/ProbProg1/doc1.pdf
10Самарова, Е. Марш-бросок. Стратегию развития обороннопромышленного комплекса нужно реализовать быстрыми темпами. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.minprom.gov.ru/activity/defence/pub/0/print