лиграфический центр СПбГЭТУ (ЛЭТИ). 2000. 160 с.
4. Запрягаев С.А., Карелина И.Г., Майкл С. Системы аккредитации и обеспечения качества в высшем образовании. Национальный и международный аспекты // Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 239 с.
5. Бухмин В.С., Габдрахманова Л.А., Соколова Е.А., Фатхуллова К.С. Анкетирование как средство оценки организации и содержания учебного процесса // Вестник Казанского государственного энергети-
ческого университета. - 2009. - № 1 (1). -С.151-156.
6. Скок Г.Б., Лебедева Е.А. Управле-ние качеством образования в университете на основе мнения потребителя образовательных услуг // Университетское управление. - 2001. - №3(18).
7. Мингазова Д.Н., Мовчан Н.И., Романова Р.Г., Сопин В.Ф. Анкетирование студентов как один из эффективных инструментов самооценки вуза // Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского. -2009. - №2. С.17-23.
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ К ИНТЕГРАЦИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
И.С. Васильева, Ю.В. Колмагорова
На основании результатов маркетингового исследования мнений студентов дана оценка степени готовности региональных вузов к интеграции в Болонский процесс.
Ключевые слова: интеграция российских вузов в Болонский процесс, оценка степени готовности региональных вузов к интеграции в Болонский процесс, маркетинговое исследование студентов российских региональных вузов.
Degree's evaluation of the regional Russian university availability for the integration to the Bologna Process. Degree's evaluation of the regional Russian universities availability for the integration to the Bologna Process under results of the marketing research of the student's opinion was considered in the article.
Key words: integration of the Russian universities to the Bologna Process, degree's evaluation of the regional Russian university availability for the integration to the Bologna Process, marketing research of the Russian regional universities students.
В настоящее время Болонский процесс является основным механизмом реформы высшего образования в Европе [1].
Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ. В качестве основных направлений дальнейшей 92
модернизации российского высшего образования на первый план вышли общеевропейские ориентиры развития образовательных систем, отвечающие целям интернационализации и создания общего европейского пространства высшего образования [5].
Вхождение страны в Болонский процесс сегодня официально признано
российскими властями необходимым звеном интеграции с Европой, взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования [4].
Министерство образования и науки РФ признает, что у российской высшей школы нет иного пути, как интеграция в общеевропейскую зону высшего образования [3].
Российские вузы по-разному вовлечены в Болонский процесс: головные вузы являются координационными центрами по реализации принципов Болонской декларации, площадкой для апробации новых методик, региональные вузы находятся лишь на самом первом этапе знакомства с новой системой, теоретических разработок внутренних нормативных регламентов и т.д. В этой связи, достаточно интересным и важным направлением исследования проблем интеграции российских вузов в европейское образовательное пространство является изучение возможностей и степени готовности региональных вузов подключиться к этому процессу.
Основные риски отказа от интеграции - изоляция, оторванность от современных тенденций и отставание системы образования, снижение качества образования и низкая конкурентоспособность выпускников - обуславливают необходимость участия региональных российских вузов в создании общего образовательного пространства. Основное преимущество интеграции для самой системы высшего образования и общества в целом - повышение качества и уровня образования и науки [2].
Для оценки степени готовности российских региональных вузов к интеграции в Болонский процесс было
проведено маркетинговое исследование.
Объектом исследования являются российские региональные вузы. Однако данное исследование предполагает, прежде всего, изучение мнений отдельных участников Болонского процесса -администрации вузов, преподавателей и студентов, поэтому в рамках данного исследования целесообразно говорить о субъектах исследования.
Таким образом, целью исследования является оценка степени готовности администрации, профессорско-преподавательского состава и студентов региональных российских вузов в Бо-лонский процесс.
В качестве инструмента проведения исследования выбрано анкетирование различных участников процесса интеграции вуза в европейское образовательное пространство. Метод проведения исследования - сбор первичной информации посредством опроса. Для реализации целей проведения исследования разработаны анкеты для каждого из перечисленных субъектов исследования. Мы посчитали целесообразным использовать в анкете комбинацию закрытых и открытых вопросов, а также рейтинговых таблиц.
Пилотное исследование было проведено в вузах Северо-Западного региона России осенью 2009 года.
Наибольшие преимущества в результате интеграции российской высшей школы в Болонский процесс смогут получить учащиеся российских вузов, поэтому результаты анкетирования студентов региональных вузов представляют наибольший интерес.
В опросе принимали участие студенты очной формы обучения 2-5 курсов, большая часть которых (70,8%)
93
получает высшее образование по программам специалитета.
Анкета включает в себя несколько тематических блоков:
1) признание дипломов бакалавра и степень привлекательности дипломов специалиста, бакалавра и магистра на рынке труда;
2) создание системы перевода российских балльных оценок в кредитные единицы (ECTS);
3) выдача вузом единого общеевропейского приложения к диплому на английском языке, позволяющего признать квалификацию в любой стране европейского пространства (Diploma Supplement);
4) студенческая мобильность, готовность студентов к реализации данного принципа Болонской декларации;
5) качество представленной в вузе информации о различных аспектах Бо-лонского процесса;
6) преимущества для студентов, возникающие в связи с переходом вуза к реализации Болонского процесса;
7) актуальность проблем для студентов, возникающих в связи с переходом вуза к реализации Болонского процесса.
Признание работодателями диплома бакалавра остается одной из острых проблем при переходе на двухуровневую систему высшего образования в России. Так, 26,8% студентов отметили, что диплом бакалавра по их специальности не признается работодателями, а 41,6% считают, что признается только в некоторых случаях. Причем количество студентов, считающих, что диплом бакалавра не признается на рынке труда, возрастает к 5 курсу.
Мнения студентов относительно того, какой именно диплом по их специальности привлекателен для рабо-94
тодателей, разделились следующим образом: 48,4% полагают, что для трудоустройства по их специальности нужен диплом специалиста, 32% считают, что для обеспечения себе более высоких шансов на рынке труда следует заканчивать магистратуру. Только 6% опрошенных полагают, что диплома бакалавра им будет достаточно для трудоустройства на желаемое место. При этом 7,2% опрошенных студентов считают, что для их будущего трудоустройства не имеет значения, какой именно диплом они будут иметь: бакалавра, магистра или специалиста.
Осведомленность студентов о системе перевода российских балльных оценок в кредитные единицы можно оценить как низкую, т.к. большинство опрошенных студентов (60,8%) затруднились ответить на вопрос о существовании в вузе системы ECTS. 6,8% студентов точно знают, что данная система не создана в вузе.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 -2010 годы, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г., в 2008 г. приложение к диплому о высшем профессиональном образовании (Diploma Supplement) должно быть введено во всей системе высшего профессионального образования, т.е. выдаваться во всех российских вузах всем студентам автоматически и на бесплатной основе.
Однако по оценкам студентам, ситуация выглядит иначе: 42% студентов ответили, что в их вузе не выдается приложение к диплому международного образца, а половина опрошенных либо затруднились с ответом на этот
вопрос, либо не знают, о чем идет речь. Никто из студентов не отметил, что в их вузе выдается Diploma Supplement всем студентам, автоматически и бесплатно.
Вопрос о преимуществах для студентов получения Diploma Supplement был открытым. Анализ ответов говорит о том, что более 60% студентов не смогли найти для себя преимущества получения Diploma Supplement, т.к. они не обладают информацией, что из себя представляет данный диплом.
Среди вариантов ответов 37% студентов, которые смогли выявить преимущества получения Diploma Supplement, наиболее популярным был о возможности трудоустройства за рубежом. Близкими по значению ответами были следующие:
• возможность трудоустройства в международных компаниях;
• повышение конкурентоспособности выпускника на рынке труда;
• признание квалификации выпускника в любой стране;
• получение преимущества при устройстве на работу по специальности.
Также студентами были выделены такие единичные преимущества, как:
• облегчение процесса сбора документов для стажировки и учёбы за границей, увеличение шансов на получение гранта;
• возможность продолжить обучение за рубежом;
• повышение престижа выпускника;
• большая заработная плата.
Итоги анкетирования студентов
по вопросу получения Diploma Supplement свидетельствует о низкой степени их информированность и о недостаточ-
ной работе представителей ППС и администрации вуза со студентами.
Одной из задач исследования была оценка степени готовности студентов и вузов для реализации принципа мобильности в сфере образования. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном.
Степень готовности студентов академической мобильности базируется, прежде всего, на знании иностранного языка. 74,4% опрошенных студентов оценивают свой уровень знаний иностранного языка, как недостаточный для обучения. Из них 54,8% владеют иностранным языком на бытовом уровне и 19,6% могут читать только со словарем. Только 0,8% опрошенных студентов владеют иностранным языком свободно.
Таким образом, большинство опрошенных студентов имеют низкий уровень знания иностранного языка, который недостаточен для прохождения обучения в зарубежном вузе.
При этом 71,2% опрошенных студентов высказали желание пройти обучение в европейских вузах. Также необходимо отметить довольно большой процент студентов, которые не готовы обучаться в европейских вузах.
При выяснении возможных причин отказа от возможности обучения в европейском вузе, среди основных были названы следующие:
• недостаточное внешнее финансирование (53,2%);
• недостаточное знание иностранного языка (36,8%);
• семейные обстоятельства (27,6%).
Только у 0,8% опрошенных студентов отсутствует желание обучаться
в европейских вузах. 16% респондентов не нашли причин для отказа, т.е. при наличии данной возможности они скорее всего согласятся пройти обучение за рубежом в течение определенного периода времени.
При исследовании факторов, которые могли бы повлиять на положительное решение об обучении в европейском вузе, уверенно лидируют:
• хорошее знание иностранного языка;
• достаточное внешнее финансирование обучения;
• предоставление жилья при обучении за рубежом;
• известность и престижность европейского вуза;
• возможность получения диплома европейского вуза;
• предоставление полной информации о стране и вузе;
• программа социально-психологической адаптации со стороны принимающей стороны;
• возможность стажировки в европейских компаниях.
Таким образом, решение вопросов финансирования обучения в Европе и повышение уровня информированности студентов о возможностях такого обучения в существующих рамках международных программ могло бы стимулировать учащихся к изучению иностранного языка и, вероятно, привело бы к повышению академической мобильности студентов, т.к. около 70% студентов в целом хотят пройти обучение за рубежом.
Около 30% студентов выделили психологические факторы, решение которых позволило бы им принять положительное решение о поездке:
• подходящая компания для поездки (одной (одному) страшно);
• опыт предшественников;
• уверенность в том, что там всё будет хорошо, я всего боюсь;
• уверенность в собственных силах.
Анализ данных ответов позволяет сделать вывод, что студенты не информированы о системах образования в европейских странах, об условиях обучения. Также отсутствие опыта академической мобильности студентов вуза снижает психологическую готовность студентов к обучению в европейских университетах.
В ходе анкетирования было изучено мнение студентов о том, какие меры осуществляются в их вузе для обеспечения их мобильности.
По словам 45,6% студентов опрошенных российских вузов, их университеты являются активными участниками международных программ обмена студентами. 35,2% студентов указали на то, что в их вузе существуют или создаются совместные образовательные программы, а по мнению 14,8% студентов, их вузы также развивают программы двойных дипломов. При этом 13,2% опрошенных студентов считают, что университет не осуществляет никаких мероприятий для обеспечения мобильности, а 18,8% - затруднились ответить на данный вопрос.
Если говорить о формах финансовой поддержки академической мобильности студентов в российских вузах, то наиболее распространенной является практика сохранения студентам стипендии на время прохождения обучения за рубежом, а также предоставление дополнительного финансирования в форме гранта.
При этом 32,8% опрошенных студентов ничего не знают о возможных формах финансовой поддержки мо-
бильности, предоставляемых их вузами, а 3,2% убеждены, что никакие формы поддержки не действуют.
В качестве дополнительных форм поддержки академической мобильности, существующих в их вузах, опрошенными студентами были названы преимущественно формы информационной поддержки:
• регулярное обновление информации на сайте вуза;
• регулярное размещение объявлений на стендах в здании вуза.
Только 16,8% студентов отметили, что в их вузе проводятся специальные встречи и семинары для студентов, желающих пройти обучение в партнерских университетах.
Также 19,6% респондентов сказали, что в их вузе существует специальный отдел, сотрудники которого дают рекомендации всем желающим пройти обучение в другом вузе и помогают в оформлении документов.
Для исследования качества представленной в вузе информации о различных аспектах Болонского процесса студенты оценивали такие источники информации, как сайт вуза, печатные издания (буклеты, брошюра, газета вуза и пр.), семинары, конференции, встречи, личные беседы с преподавателями и сотрудниками вуза.
Большинство опрошенных студентов затруднились оценить качество информации, представленной в различных источниках, что свидетельствует, во-первых, о низкой степени информированности студентов о различных аспектах Болонского процесса, и, во-вторых, о недостаточной работе преподавателей и сотрудников вузов по информированию студентов в данных направлениях.
Лучше всего представлена информация о бакалаврских программах и научно-исследовательских проектах вузов. Наименьшую оценку имеет качество представленной информации о Болонском процессе.
Наиболее высоко студенты оценили такие источники информации, как сайт вуза (за исключением информации о Болонском процессе) и личные беседы с преподавателями и сотрудниками своих вузов.
На сайтах вузов лучше всего представлена информация о научно-исследовательских проектах, международных программах мобильности, бакалаврских и магистерских программах. Печатные издания вуза, а также семинары, конференции в основном информируют, по мнению студентов, о различных научно-исследовательских проектах. Самым стабильным источником информации о различных аспектах Болонского процесса для студентов являются личные беседы с преподавателями и сотрудниками своих вузов.
На основании изучения различных источников, наблюдений и экспертных оценок нами были выделены преимущества и проблемы для студентов, возникающие при интеграции вуза в Болонский процесс.
Преимущества для студентов, возникающие при интеграции вуза в Бо-лонский процесс:
1) возможность обучения в течение нескольких семестров в европейском вузе;
2) возможность участия в международных научно-исследовательских проектах, конференциях, семинарах и пр.;
3) возможность участия в управлении вузом;
4) признание диплома вуза в Европе;
5) повышение конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда;
6) возможность выбора учебных курсов в процессе обучения;
7) возможность повышения уровня образования в магистратуре, курсах повышения квалификации и других видах дополнительного обучения;
8) возможность обучаться у лучших преподавателей, приглашенных в ваш вуз;
9) доступ к информации об европейских требованиях к работникам;
10) возможность трудоустройства в Европе.
Студентам предлагалось оценить данные преимущества по пятибалльной шкале. Около 50% опрошенных студентов наиболее высоко оценили возможность трудоустройства в Европе, повышение конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда, признание диплома вуза в Европе, возможность обучаться у лучших преподавателей, приглашенных в вуз. Около 40% студентов наиболее значимыми видят возможность обучения в течение нескольких семестров в европейском вузе, возможность выбора учебных курсов в процессе обучения и повышения уровня образования в магистратуре, курсах повышения квалификации и других видах дополнительного обучения. Возможность участия в международных научно-исследовательских проектах, конференциях, семинарах, в управлении вузом и доступ к информации о европейских требованиях к работникам имеют, по мнению студентов, средние оценки значимости.
Таким образом, студенты, в целом, довольно высоко оценивают возмож-98
ные преимущества, возникающие для них при интеграции вуза в Болонский процесс. Однако стоит обратить внимание, что около 16% студентов не смогли оценить данные преимущества. Исходя из предыдущих результатов исследования, можно предположить, что причиной этого является низкая информированность студентов о Болонском процессе в целом и о процессе интеграции их вуза в европейское образовательное пространство.
Также были выделены проблемы для студентов, возникающие при интеграции вуза в Болонский процесс:
1) низкий уровень языковой подготовки;
2) низкая степень признания дипломов бакалавра на российском рынке труда;
3) отсутствие (или необходимость самостоятельного поиска) финансирования обучения в европейском вузе;
4) осуществление обдуманного выбора учебных дисциплин в процессе обучения;
5) увеличение доли самостоятельной (внеаудиторной) работы при изучении дисциплины;
6) недостаточность учебного, научного, материально-технического обеспечения учебного процесса;
7) недостаточность информации о международных программах мобильности студентов в вузе;
8) низкая степень вероятности признания диплома вуза в Европе.
Студентам предлагалось оценить актуальность данных проблем по пятибалльной шкале.
По мнению студентов, самой значимой проблемой является низкая степень вероятности признания диплома вуза в Европе. Так считают около 40% опрошенных студентов. Самыми акту-
альными для себя признали такие проблемы, как низкий уровень языковой подготовки и отсутствие финансирования обучения в европейском вузе около 25% студентов. Для 26% опрошенных студентов достаточно существенными проблемами являются осуществление обдуманного выбора учебных дисциплин в процессе обучения, увеличение доли самостоятельной работы при изучении дисциплины, недостаточность учебного, научного, материально-технического обеспечения учебного процесса и недостаточность информации о международных программах мобильности студентов в вузе. Низкая степень признания дипломов бакалавра на российском рынке труда, по мнению студентов, не является самой серьезной проблемой. В отличие от оценки преимуществ, не смогли оценить актуальность проблем только 8% студентов (в 2 раза меньше). Следовательно, можно предположить, что информация о проблемах, с которыми сталкиваются вузы при реализации принципов Болонского процесса, распространяется значительно активнее.
Результаты проведенного опроса позволяют сделать некоторые выводы и рекомендации.
• Ключевое значение имеет работа по информированию всех участников образовательного процесса: студентов, преподавателей и руководства вузов об инструментах Болонского процесса, разъяснение терминологии, содержания, целей и функций инструментов.
• Как показывают данные опроса, существует риск, что переход на двухуровневую систему образования и введение системы перезачета кредитных единиц происходит в условиях неподготовленности вузов и субъектов учебного процесса.
• В вузах необходимо создание единого ресурсного и информационного источника, аккумулирующего всю информацию о программах академической мобильности и возможностях ее поддержки.
Литература:
1. Болонский процесс и его значение для России: интеграция высшего образования в Европе / Под ред. К. Пурсиайнена, С. А. Медведева. - М.: РЕЦЭП, 2005. -360 с.
2. Гретченко А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А.И. Гретченко. - М.: КНОРУС, 2009. -203 с.
3. Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс / Е.В. Добренькова.// Социологические исследования. - 2007. - №6. - С. 102-105.
4. Макарова Н.М., Соломенников В.С. Болонский процесс: мнения и ожидания / Н.М. Макарова. // Социологические исследования. - 2007. - №6. - С. 106-109.
5. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учебное пособие / Б.А. Сазонов. - М.: ФИРО. - 2006. -184 с.