Научная статья на тему 'Парадоксы реализации принципов Болонского процесса в российском образовательном пространстве'

Парадоксы реализации принципов Болонского процесса в российском образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
437
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Ирина Владимировна

В статье рассматриваются особенности реализации положений Болонского процесса в отечественной системе высшего профессионального образования. Автором предпринимается попытка анализа того, насколько принципы, заложенные в основу Болонской системы, находят свою реализацию в российском образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paradoxes of the principles of the Bologna process in Russian educational space

In the article the features of the implementation of the Bologna process in the country’s system of higher education. The author makes an attempt to analyse how the principles underlying the Bologna system, find their realisation in the Russian educational space.

Текст научной работы на тему «Парадоксы реализации принципов Болонского процесса в российском образовательном пространстве»

И.В. Воробьева

ПАРАДОКСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматриваются особенности реализации положений Бо-лонского процесса в отечественной системе высшего профессионального образования. Автором предпринимается попытка анализа того, насколько принципы, заложенные в основу Болонской системы, находят свою реализацию в российском образовательном пространстве.

Ключевые слова: высшее профессиональное образования, образование, Болонский процесс.

В конце прошлого века Болонская система образования стала своеобразной реакцией на происходящие в мире процессы глобализации. Сложившееся в европейском обществе единое экономическое, финансовое и политическое пространство требовало такого же единства и в образовательной сфере. Современные интеграционные процессы сделали образование не только фактором, влияющим на экономическое развитие страны, но и эффективной технологией международного общения.

На сегодняшний день в качестве ключевых направлений развития Болонского процесса выделяют следующие:

• принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней;

• принятие системы, основанной на двух циклах обучения -достепенного и послестепенного (undergraduate & graduate studies);

• учреждение системы кредитов (обеспечивает перезачетную и накопительную функции, используется в приложении к диплому (Diploma Supplement));

© Воробьева И.В., 2013

• содействие мобильности (устранение препятствий для свободного передвижения студентов, преподавателей, исследователей и управленцев);

• содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества (ENQA и установление общих норм принятия рекомендаций и распространения лучшей практики);

• содействие европейскому подходу к высшему образованию (развитие учебных модулей, курсов и программ, ведущих к совместному признанию степеней);

• содействие в организации обучения в течение всей жизни (lifelong learning)1.

Россия подписала Болонскую декларацию в сентябре 2003 г., а полностью включилась в данную систему в 2010 г. И, казалось, такое включение только способствует взаимной интеграции российских и зарубежных образовательных программ. Между тем высказывается много различных мнений относительно необходимости и характера участия России в Болонской системе. Реализация основных принципов и направлений Болонской декларации в российском образовательном пространстве происходит с большими сложностями и поправками на существующие реалии. Неоднозначно отношение к Болонскому процессу не только в России, но и у наших европейских коллег, особенно когда речь идет о деталях реализации этого процесса.

На первый взгляд все положения Болонской декларации выглядят привлекательно. В ней находят отражение такие актуальные требования, как практикоориентированная направленность обучения, свобода выбора личной образовательной траектории, академическая мобильность студентов и преподавателей и т. д. В то же время в действительности эти плюсы становятся минусами из-за сложностей их реализации, отсутствия технологии их практического воплощения, несоответствия реалиям. Таким образом, получается, что многие положения в теории смотрятся неплохо, а на практике мы имеем дело с формальным воплощением заявленных идей, которые остаются удачными только на бумаге.

Рассмотрим некоторые положения более подробно.

1. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней..

На деле для многих в России (в первую очередь для работодателей) совершенно не понятно, кто такой «бакалавр». Как показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru среди 1000 представителей отечественных организаций и предприятий, компании не придают большого значе-

ния типу диплома, гораздо важнее персональные качества соискателя. Между тем 35% работодателей приравнивают кандидатов со степенью бакалавра к претендентам, имеющим неполное высшее образование. Некоторые респонденты высказывались куда более резко, утверждая, что «бакалавр - это недоделанный специалист». Наравне с претендентами, имеющими среднее специальное образование, рассматривают бакалавров 8% представителей компаний. «Смотрю на вуз, выдавший диплом. Провожу усиленную проверку»; «Предпочитаем специалистов, закончивших магистратуру, хотя все относительно...» - комментируют они. 13% россиян полагают, что бакалавриат - это практически то же самое, что и среднее специальное образование: «И даже ниже, так как в колледжах профессиональная подготовка выше, чем в вузе. А бакалавр, кроме умения учиться и общих знаний, никакой профессиональной подготовки не получает»; «Получить полное представление о профессии за 3-4 года студент не сможет. Как и не сможет за этот короткий промежуток времени освоить все дисциплины, входящие в процесс обучения»2.

Не исключено, что недоверие к бакалавриату как виду полноценного высшего образования со временем пройдет и бакалавры станут привычной образовательной ступенью. Однако на сегодняшний день ситуация с принятием системы легко понимаемых и сопоставимых степеней остается неоднозначной и порождает много вопросов: Всем ли стоит идти в магистратуру? В чем коренное отличие среднего профессионального образования от бакалавриата? Как соотносятся между собой степени магистра и кандидата наук? Что происходит с докторской ученой степенью и каков ее западный аналог? Получается, что на данный момент в России существуют две разные образовательные «лестницы», которые не просто плохо согласовываются между собой, но и вызывают непонимание у населения.

2. Принятие системы, основанной на двух циклах обучения - до-степенного и послестепенного (undergraduate & graduate studies)

Современная двухуровневая образовательная система высшего профессионального образования построена таким образом, что первые четыре года студент учится на степень бакалавра, а следующие два - на степень магистра. Получив диплом бакалавра, можно пойти в магистратуру другого направления, что, казалось бы, является преимуществом. На деле вузы не совсем понимают, что делать с магистрами непрофильной подготовки. Одно дело, когда в магистратуру поступают собственные студенты, прошедшие четырехлетний курс

подготовки, другое дело - студенты других направлений. В этом случае, помимо получения глубоких научных знаний в выбранной сфере, процесс обучения должен быть направлен на преодоление отставания и изучения основ. Может ли студент за два года в достаточной мере овладеть новым направлением подготовки - большой вопрос. Для сравнения: при системе специалитета второе высшее образование, за редким исключением, длится три года.

3. Учреждение системы кредитов (обеспечивает перезачетную и накопительную функции, используется в приложении к диплому (Diploma Supplement))

Принципы Болонской системы предполагают, что студент должен набрать за год определенное количество кредитов. Каждая учебная дисциплина имеет свою стоимость в кредитах, а студенты имеют право выбирать, во-первых, набор дисциплин, из которых сложится необходимая сумма кредитов за год, а во-вторых, место, где они эту дисциплину будут изучать.

В российской практике набор необходимого количества кредитов, исходя из самоопределения студента, происходит не так гладко. На сегодняшний день в большинстве образовательных стандартов, в том числе у социологов, 30% дисциплин являются обязательными к изучению, 70% студент имеет право выбирать самостоятельно. Однако сложившаяся годами система расписания, необходимого для открытия курса, количество человек в учебной группе и т. д. не оставляют студенту большого выбора (если посмотреть на западных студентов, у них нет стабильной группы как таковой, так как каждый семестр студенты выбирают разные дисциплины). Чаще всего речь идет о выборе 2-3 образовательных траекторий, в рамках которых студент получает набор дисциплин «пакетом». Российская система, в отличие от европейской, не предполагает сокращения или удлинения сроков обучения или овладения дисциплинами в удобной для студента последовательности.

Нелишним будет сказать и о том, что принципы Болонской системы предполагают сокращение аудиторной нагрузки студента в пользу увеличения времени на самостоятельную работу. На первый взгляд, это хорошо: демонстрируется доверие к студенту, поощряется его активность. В реальности нет никакой гарантии, что студент сможет качественно и продуктивно самообразовываться. Преподаватели высшей школы, анализируя сегодняшний контингент студентов, все чаще говорят об их неспособности к самостоятельной работе, низком уровне самоорганизации, недостаточном уровне школьной подготовки.

4. Содействие мобильности: устранение препятствий для свободного передвижения студентов, преподавателей, исследователей и управленцев

Одним из самых положительных моментов включения России в Болонский процесс должна стать универсальность систем образования и, как следствие, развитие образовательной мобильности студентов и преподавателей. Принципы Болонской системы предполагают, что студент может набирать кредиты в разных вузах как внутри страны, так и за ее пределами. В российской реальности технология перезачета дисциплин, изученных в других вузах, отработана не до конца. Затруднен и перевод студентов внутри страны из вуза в вуз в рамках одной образовательной программы. В новых образовательных стандартах существует только перечень обязательных для изучения дисциплин (федеральный компонент), а количество кредитов по этим дисциплинам в каждом учебном заведении может быть разным. Ряд вузов ведут подготовку по собственным образовательным стандартам. Таким образом, мно-говариативность образовательных программ, недостаточная проработанность системы перезачета учебных дисциплин не облегчают, а усложняют академическую мобильность.

Еще один важный аспект: логичным продолжением единого образовательного пространства должно стать создание единого пространства для трудоустройства выпускников. Другими словами, закончив вуз, студент должен получить диплом, который принимается работодателями в любой стране, подписавшей Бо-лонскую декларацию. Между тем международное признание российских дипломов (за исключением нескольких вузов) находится под большим сомнением.

Вхождение России в Болонский процесс помимо вопросов, связанных со сложностями переорганизации системы высшего образования, ставит и вопрос внутреннего содержания образовательных программ, качества образования в целом. Традиционное отечественное образование при всей его фундаментальности часто критиковали за нехватку у выпускников практических умений. Сторонники Болонского процесса говорят о том, что компетентностный подход акцентирует свое внимание именно на возможностях и технологиях применения знаний на практике. В системе подготовки бакалавров акцент должен ставиться именно на прикладных деятельных навыках. Однако тут же возникает вопрос, не приведет ли такая прикладная подготовка к снижению общего уровня высшего образования, когда выпускник, овладевая некоторым набором уме-

ний, полностью лишен фундаментальных академических знаний. А говоря о компетенциях и компетентностном подходе как о преимуществе новой образовательной системы, до конца не проясняется: в чем принципиальное отличие «компетенции» от существовавшей ранее цепочки «знания-умения-навыки», как рассматривать и оценивать разные уровни развития компетенций, каков максимальный и минимальный уровень компетентностного развития выпускника?

Главным, конечно, остается вопрос: что привнесла Болонская система в российское образование кроме сокращения сроков обучения и ведения двухуровневой системы? Поменяется ли (и в какую сторону) качественное содержание образования? На сегодняшний день мы можем наблюдать, что большинство вузов вместо введения новых программ попытались имеющийся опыт подготовки специалистов раскидать на предложенную двухуровневую модель.

Безусловно, критика Болонского процесса ожидаема, как и критика большинства нововведений. Говоря о перспективах развития высшего образования, многие специалисты-исследователи согласны с тем, что Болонский процесс продолжит реализацию в российских вузах, но «на свой манер», а также с тем, что на это потребуется намного больше времени, чем европейским вузам, в особенности, если рассматривать региональные университеты. Между тем десятилетняя история Болонского процесса в России показывает определенную эволюцию в формировании опыта восприятия, опыта применения, опыта рефлексии «болонского инструментария».

Примечания

1 Кислицын К.Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. URL: http://www.zpu-journal. ru/e-zpu/ (дата обращения: 10.09.2012).

2 См. подробнее: 43% работодателей бакалавров от магистров не отличает [Электронный ресурс] // Super Job. URL: http://www.superjob.ru/research/news/1270/ (дата обращения: 10.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.