УДК 796+378
А.В. Шамонин
ФГБОУ ВПО «МГСУ»
ОЦЕНКА СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕТОДИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ «ФУТБОЛ» МГСУ
Повышение профессионального мастерства в любом виде деятельности происходит на базе последних достижений науки. Однако оценка спортивно-технической подготовленности в футболе сводится к тестированию физических качеств и выполнению технических приемов. Для более объективной оценки специальной подготовленности необходимо использовать тестовые задания, выявляющие уровень развития двигательно-координационных способностей, составляющих структуру игровой и соревновательной деятельности (игры в футбол).
Ключевые слова: студент, учебно-тренировочный процесс, качество, эффективность, экспериментальные исследования, футбол, тест, физическая и техническая подготовка.
Любое действие в футболе можно рассматривать как произвольный двигательный акт с выполнением поставленной двигательной задачи, где способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с учетом закономерностей движения и относительно большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений. Анализ технико-тактических приемов в футболе позволяет выделить в них кинематическую (пространственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую) и общую координационную структуры движения. Эти грани структуры движения не существуют изолированно друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как показывает практика и многочисленные экспериментальные исследования, выявлена тесная взаимосвязь двигательных способностей с критериями технического мастерства. Критериями технического мастерства являются такие количественные и качественные показатели выполнения технических приемов, как разносторонность, эффективность и надежность [1]. Из биомеханического анализа выполнения большинства основных технико-тактических действий игры в футбол, таких как передачи-удары, остановки, ведение и отбор мяча, видно, что эти приемы выполняются ногами. Это требует от спортсмена проявления таких качеств, которые, во-первых, способствуют сохранению устойчивого положения (в различных фазах выполнения технического приема) и, во-вторых, определяют критерии (разносторонность, эффективность и надежность) исполнения самого технико-тактического приема. Таким образом, футбол с полным основанием можно отнести к тем видам спорта, где к игрокам предъявляются повышенные требования не только в технической подготовке, но и к координированному проявлению физических качеств, а выполнение технико-тактических действий происходит в постоянно меняющихся игровых ситуациях.
Регулярное и систематическое использование контрольных (тестовых) упражнений позволяет не только получать срочную и необходимую информацию о состоянии подготовленности (физической, технической и др.) исследуемых, но и выявить, насколько эффективно и целесообразно применение тех или иных средств и методов тренировки в учебно-тренировочном процессе. Сложившаяся практика приема контрольных нормативов (тестов) на протяжении длительного времени, начиная с групп начальной подготовки по футболу и заканчивая группами спортивного совершенствования, основана на приеме тестовых заданий, которые, по нашему мнению, оценивают отдельно ту или иную сторону игровой деятельности футболиста. Как правило, берутся отдельные, наиболее выраженные моменты игровых действий футболистов: удар по мячу, бег, которые, если рассматривать игровую деятельность футболистов в целом,
© Шамонин А В., 2012
231
не могут служить объективным критерием физической или технической подготовленности. По мнению большинства (87 %) опрошенных нами тренеров по футболу (п = 38), и мы с этим мнением согласны, данные контрольные упражнения обоснованны, но они позволяют оценить физическую и техническую подготовленность на начальном этапе подготовки. На данном этапе начинающие футболисты способны выполнять простые задания, не требующие высокой степени координации двигательных действий. Такой способ оценки, как видно из обзора научно-методической литературы, был принят на вооружение в футбольной практике еще в середине прошлого столетия и применяется по сей день как в футбольных секциях и школах, так и в высших учебных заведениях, где проводятся занятия по футболу. Результаты тестов (удар по мячу на дальность и точность, ведение мяча и вбрасывание мяча, бег и прыжки с места) позволяют тренерам отслеживать на протяжении довольно длительного времени физическое и техническое состояние своих подопечных, но только в тех рамках, которые затрагивают скоростные, скоростно-силовые качества, выносливость и отдельные технические приемы. К сожалению, данные тестовые упражнения недостаточно полно отражают игровые возможности отдельно взятого спортсмена. Футбол — это не есть сумма бег + удар по воротам. Как считают практики, и мы солидарны с их позицией, данные контрольные задания отражают способность к обучению новым сложнокоординационным двигательным действиям, а именно владению мяча (ведению мяча, удару по мячу), воспитанию отдельных двигательных качеств (скорости передвижения с мячом и без мяча). На начальном этапе обучения данные контрольные задания незаменимы. В специальной литературе по футболу отмечается, что в основе мастерства футболиста, помимо филигранного владения мячом и быстроты передвижения по полю, лежит проявление высокой степени ловкости и двигательно-координационных (координационных) способностей [2—5]. Современные методики тренировки учитывают последние тенденции развития мирового футбола, так в учебно-тренировочном процессе все чаще и чаще используются средства и методы, направленные на тренировку такой ловкости (координационных способностей).
Но в очередной раз можно констатировать, что на практике уровень спортивно-технической подготовленности продолжают определять ударом в створ ворот или на дальность, ведением и вбрасыванием мяча, бегом на 30 или 100 м, которые, отражая специфику игры в футбол, не учитывают закономерности игры и тенденции ее развития.
Одним из объективных показателей спортивно-технической подготовленности, на наш взгляд, может явиться метод экспертных оценок. В процессе педагогических экспериментов выявлено, что по мере длительности времени наблюдения экспертные оценки все более сближаются с объективными показателями, полученными на основе батареи (а не отдельных) спортивно-двигательных тестов, определяющих уровень развития специфических двигательно-координационных способностей [2, 6]. Хотелось бы подробнее остановиться на значении специфических двигательно-координационных способностей в определении объективных показателей спортивно-технической подготовленности футболистов. Специфические (ведущие) координационные способности позволяют определять координационную характеристику двигательных действий и обеспечивают выполнение самых разнообразных действий. Что характерно, вклад каждой координационной способности в формировании двигательного действия меняется в зависимости от специфики деятельности. В связи с этим большой интерес представляет проблема определения структуры координационных способностей, игровой (соревновательной) деятельности футболистов и выделение в этой структуре ведущих игровых двигательно-координационных способностей, в соответствии с этим решение вопросов технико-тактического совершенствования. К таким ведущим способностям в футболе относятся способности к перестроению и приспособлению, ориентации в пространстве, быстроте реагирования и дифференцированию параметров движений, способности к согласованию, равновесию статическому и динамическому, ритму [6]. При оценке различных сторон спортивной подготовленности футболистов необходимо учитывать и существующие в природе человека взаимосвязи между отдельными физическими качествами, а также причинно-следственные связи технической и физической подготовленности. Так, уровень спортивного мастерства, качество исполнения основных технико-тактических действий в футболе имеют положительные связи с уровнем развития специальной гибкости. Анализ данных экспериментальных исследований показывает высокий коэффициент корреляции количественных и качественных показателей выполнения большинства технико-тактических действий в футболе со специальной гибкостью в тазобедренных и голеностопных суставах футболистов.
В настоящее время нет универсальных тестов, позволяющих дать исчерпывающий ответ на все вопросы оценки функционального состояния и тренированности футболи-
232 /ББИ 1997-0935. Vestnik MGSU. 2012. № 4
стов [4]. Опираясь на результаты педагогических исследований, мы можем предположить, что изучение и анализ биомеханики выполнения технико-тактических приемов в футболе, а также структуры двигательно-координационных способностей игровой (соревновательной) деятельности, взаимосвязи и взаимообусловленности физической и технической подготовленности позволяют разработать тесты, способные оценивать уровень техники владения мячом, уровень развития двигательных качеств и функциональных возможностей футболистов. При оценке уровня спортивной подготовки футболиста лучше применять батарею тестов, так как информативность целой батареи тестов всегда выше, чем информативность отдельных тестов. Применяемые при этом контрольные упражнения должны удовлетворять следующим метрологическим требованиям: 1) должна быть определена цель применения того или иного теста; 2) в каждом тесте должны использоваться стандартные процедуры выполнения заданий и измерений результатов. Внешние условия проведения тестов должны быть стандартными; 3) можно использовать только тесты с высокими показателями надежности информативности; 4) для каждого из тестов должна быть разработана система оценивания его результатов, что позволит дать обобщенную оценку подготовленности по комплексу тестов; 5) есть три состояния спортсмена: устойчивое, текущее и оперативное.
Для оценки каждого из типов состояний должны быть тесты [3]. К таковым можно отнести предложенные ниже тесты, которые, по нашему мнению, в совокупности с контрольными упражнениями, применяемыми в тренировочном процессе отделений футбола в вузах, могут составить батарею тестовых заданий для оценки спортивно-технической подготовленности футболистов. Оценивать координационные способности футболистов мы предлагаем по тестам на определение способностей к ритму, равновесию, дифференцированию параметров движений, приспособлению и перестроению, согласованию движений, реагированию, пространственной ориентации. Для оценки кондиционных способностей могут быть использованы тесты для определения скоростных способностей; скоростно-силовых способностей; выносливости; гибкости; для оценки технической подготовленности — жонглирование мяча; тест на технику владения мячом в относительно разряженном пространстве на высокой скорости перемещения; тест на технику владения мячом в условиях дефицита пространства; тест реализационной эффективности техники; ведение мяча по прямоугольнику; слалом с ударами мяча внутренней частью стопы в цель; оценка индивидуальной длительности работы с максимальной мощностью, после выполнения которой резко снижаются быстрота и точность действий с мячом.
Библиографический список
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
2. Аверьянов И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10—11 лет: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2008. 26 с.
3. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. М. : Терра-Спорт; Олимпия Пресс, 2006. 272 с.
4. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. 2-е изд. М. : ТВТ Дивизион, 2006. 80 с.
5. ПортновЮ.М. Спортивные игры. М. : Изд. центр «Академия», 2004. 400 с.
6. Витковски З. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез : дисс. ... канд. пед. наук. М., 2003. 232 с.
7. Фриха Мохаммед бен Хабиб. Развитие координации движений и пространственной ориентации юных футболистов 11—13 лет : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгавта, 1998. 21 с.
Поступила в редакцию в марте 2012 г.
Об авторе: Шамонин Андрей Валентинович — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, sh61 [email protected].
Для цитирования: ШамонинА.В. Оценка спортивно-технической подготовленности студентов методического отделения «Футбол» МГСУ // Вестник МГСУ. 2012. № 4. С. 231—234.
Problems of higher education in civil engineering
233
А.У. Shamonin
ESTIMATION OF SPORTS-TECHNICAL READINESS OF STUDENTS OF METHODICAL BRANCH «FOOTBALL» MSUCE
Increase of sports-technical skill in sports occurs on the basis of last achievements of the theory and physical training and sports practice. Development of football isn't possible without search and introduction in training process of optimum pedagogical models of perfection of physical and technical readiness of football players. Such pedagogical models should be applied, as in groups of initial preparation, so at the subsequent grade levels, including in student's football. Modern training process (pedagogical model), should be under construction on objective indicators of physical, technical and special readiness (so-called feedback). However, the estimation of sports-technical readiness at sports schools on football is reduced only to testing of speed, jumps, juggling, dribbling and a shoot for goal. The same criteria are applied and in student's football. Unfortunately, the given control exercises not in a condition to the full to reflect level of physical and technical readiness of the football player. For more objective estimation of special readiness it is necessary to use the test tasks revealing a level of development of coordination abilities of game structure game and competitive activity (game in football). It will allow trainers to have fuller picture of readiness of the football player, in respect of its professional (football) skills. As a result coach have possibility to trace level of a condition of the various parties of sports readiness (physical, technical and coordination) student's youth engaged in football at each stage of long-term preparation.
Key words: The student, training process, quality, efficiency, experimental researches, football, test, physical and technical training
References
1. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury [Theory and a physical training technique]. Moscow; Physical culture and sports, 1991. 543 p.
2. Averyanov I.V. Metodika sovershenstvovaniya kinesteticheskikh koordinatsionnykh sposobnostey futbolistov 10-11 let [Technique of perfection coordination abilities of football players of 10-11 years]. Tyumen, 2008. 26 p.
3. Godik M.A. Fizicheskaya podgotovka futbolistov [Physical preparation of football player], Moscow: Terra-sports, Olympia The Press, 2006. 272 p.
4. Golomazov S.V. Футбол. Futbol [Football]. Moscow: ТВТ The Battalion, 2006. 80 p.
5. ,Portnov JU,M Sportivnye igry, [Sports games]. Moscow: Academy Publis., 2004. 400 p.
6. Vitkovski Z. Koordinatsionye sposobnosti futbolistov: diagostika, struktura,ontogenez [Coordination abilities of young football players: diagnostics, structure, ontogenesis], Moscow, 2003. 232 p.
7. Friha Mohammed Habib Razvitie koordinatsii dvizheniy i prostranstvennoy oreirntatsii futbolistov 11-13 let [Development of coordination of movements and spatial orientation of young football players of 11-13 years]. St,-Petersburg, 1998. 21 p.
About author: Shamonin Andrey Valentinovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of chair of physical training and sports, Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE), 26, Jaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russia, [email protected].
For citation: Shamonin A.V. Otsenka sportivno-tekhnicheskoy podgotovlennosti studentov metodicheskogo otdeleniya «Futbol» [Assessment of Sports and Technical Skills of Students of the Football Section of MSUCE]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 4, pp. 231—234.
234 /SSN 1997-0935. Vestnik MGSU. 2012. № 4