ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Лктуальные вопросы обучения и воспитания
YAK 378.016:796.662 ББК 75.578р30
A.B. ШАМОНИН, С.Е. БАННИКОВ, Р.И. МИНЯЗЕВ, Е.А. ГОНЧАРОВА
A.V. SHAMONIN, S.E. BANNIKOV, R.I. MINYAZEV, E.A. GONCHAROVA
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ, С УЧЕТОМ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ
INCREASING THE LEVEL OF THE SPECIAL PREPAREDNESS OF STUDENTS IN FOOTBALL WITH CONSIDERATION OF MOTOR ASYMMETRY
Цель исследования - совершенствование специальной подготовленности футболистов 18-20 лет, основанной на учете особенностей проявления у них моторной асимметрии. Анализ учебно-методической литературы и тренировочного процесса студенческих футбольных команд показал, что в учебно-тренировочном процессе отсутствует целенаправленное выполнение технико-тактических приемов субдоминантной ногой. Предложенная методика повышения уровня специальной подготовленности с учетом проявления моторной асимметрии спортсменов дополняет теорию и методику студенческого футбола. Ее применение повышает уровень выполнения технических приемов субдоминантной ногой, а также эмоционально-психологическое состояние футболистов.
The purpose of research is improvement of special preparedness of football players of 18-20 years based on accounting of manifestation features of motor asymmetry at them. The analysis of educational and methodical literature and training process of college football teams showed that in training process there is no purposeful performance of technical policy of subdominant-legged strokes. The given technique of level increase of special preparedness with an account of motor asymmetry manifestation at sportsmen supplements the theory and methodology of student football. Application of this technique increases level of performance of techniques with a subdominant leg as well as emotional psychological state of football players.
Ключевые слова: студент, футбол, самостоятельные занятия, техническая подготовка, моторная асимметрия.
Key words: student, football, independent training, technical training, motor asymmetry.
Внедрение государственных образовательных стандартов второго поколения в учебном процессе высшей школы направлено на формирование у студенческой молодежи компетенций в области физической культуры, что, несомненно, влечет за собой изменение подходов к подготовке специалистов. По данным проведенного анализа в рамках «Плана стратегического развития» крупнейших вузов страны (УрФУ, УралГАХА, УрГПУ, МГСУ, КФУ и др.), учеб-
ная программа студентов будет все больше и больше ориентирована на проектную деятельность и самостоятельное обучение. Таким образом, на смену традиционным формам проведения учебных занятий по физической культуре по строгому расписанию придут новые, основанные на индивидуальных образовательных траекториях. В этих условиях, несомненно, возникнет дополнительная конкуренция между преподавателями, комплектующими учебные группы «под себя», и, как следствие, видами спорта, культивируемыми в высшем учебном заведении. Студенты своими ногами будут «определять», кто из преподавательского состава востребован как профессиональный специалист и, значит, достоин быть трудоустроенным в условиях все возрастающей конкуренции на рынке труда высшей школы. Проведенный опрос среди студентов 1-ГУ курсов (п=268) показал, что студенты заинтересованы заниматься тем видом спорта, где лучше спортивная база, выше качество преподавания, где интереснее обучающие программы, которые в дальнейшем положительно скажутся на их профессиональной деятельности. Помимо этого респондентами (п=33 %) отмечается низкая методическая оснащенность преподавательского состава при проведении занятий физической культуры.
Все это позволяет говорить о существовании противоречия между возрастающими требованиями к уровню преподавания спортивных дисциплин и низким уровнем методической подготовленности профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания.
Необходимость разрешения данных противоречий определяет актуальность и цель нашего исследования.
Мы предполагаем, что использование на занятиях в игровых видах спорта (в том числе и в футболе) методики, направленной на нивелирование моторной асимметрии, способствует повышению профессионального уровня преподавателей физической культуры. Футбол заслуженно пользуется популярностью в студенческой среде. Он демократичен, доступен каждому независимо от физической и технической подготовленности, кроме того, материально необременителен как для учебного заведения, так и для самих занимающихся. Однако, по нашему мнению, есть ряд моментов, которые вносят некий эмоционально-психологический дисбаланс при занятиях, в частности футболом, и могут в какой-то мере препятствовать выбору игровой спортивной дисциплины на первом курсе института как основного вида спорта для занятий физической культуры на протяжении всего периода обучения в вузе. К таким моментам можно отнести низкий уровень исполнения технико-тактических приемов игры в футбол неведущей (субдоминантной) ногой (как правило, левой ногой, если человек «правша»). Футболист, выполняющий субдоминантной ногой в игровой обстановке технические элементы, при ошибке исполнения технического приема порой испытывает определенные эмоционально-психологические проблемы (чувство вины перед командой, неловкость, смущение и др.). Таким образом, применение методики нивелирования моторной асимметрии положительно скажется на уровне специальной подготовленности занимающихся за счет расширения вариативности технико-тактических действий, выполняемых доминантной и субдоминантой ногой, позволит достигнуть оздоровительного эффекта, выраженного в симметричности развития морфологических показателей; улучшить эмоционально-психологическое состояние как отдельной личности спортсмена, так и команды в целом.
Цель исследования - совершенствование специальной подготовленности футболистов 18-20 лет, основанной на учете особенностей проявления у них моторной асимметрии.
Объект исследования - специальная подготовка футболистов студенческих команд.
Предмет исследования - методика специальной подготовки студентов 18-20 лет, занимающихся футболом с учетом особенностей проявления у них моторной асимметрии.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Определить особенности проявления моторной асимметрии у футболистов, выявить уровень эмоционально-психологического состояния спортсменов при выполнении технико-тактических действий субдоминантой и доминантной ногой в условиях тренировочного процесса и игровой соревновательной деятельности.
2. Разработать методику специальной подготовки студентов-футболистов, основанную на особенностях проявления моторной асимметрии.
3. Определить влияние экспериментальной методики на достижение спортивного результата и эмоционально-психологическое состояние студентов, занимающихся футболом.
Анализ научно-методической литературы и результатов практических исследований показал, что проблема подготовки футбольного резерва учетом моторной асимметрии футболистов изучена недостаточно полно [1, 2, 7, 8, 11]. По мнению тренерского состава ДЮСШ и кафедр физического воспитания (п=47), в современном футболе результативность/эффективность игрока определяется степенью его технико-тактической оснащенности, которая базируется на умении выполнять действия с мячом как правой, так и левой ногой в игровой соревновательной деятельности, независимо от того является игрок «правшой» или «левшой» [2, 9].
Опрос тренеров-преподавателей вузов (п=23) и анализ учебно-тренировочного процесса студенческих футбольных команд показал отсутствие в тренировочном процессе учета объема выполняемых технико-тактических приемов доминантной и субдоминантой ногой. Данное состояние дел в системе многолетней подготовки футболистов можно рассматривать как один из факторов, тормозящих эффективность специальной подготовленности [4, 10]. Целенаправленное обучение выполнению технических приемов субдоминантой ногой следует начинать в юношеском возрасте с 12-13 лет, это связано в первую очередь с тем, что в данный период происходит интенсивное формирование функций двигательного анализатора. Но, как показывает практика, тренеры, занимающиеся с юношами, порой игнорируют сенситивные периоды развития физических качеств в этом возрасте при составлении и выполнении учебно-тренировочных программ. По мнению ученых, учет индивидуальных особенностей проявления моторной асимметрии на этапе начальной подготовки футболистов является важным условием обеспечения роста их результатов в многолетней соревновательной практике и гармоничного физического развития. Применение технических приемов в футболе обусловлено ситуацией, в которой находится игрок, а выполнение того или иного приема различной с точки зрения моторной асимметрии ногой связано в большей степени с обученностью спортсмена [5, 6, 8].
Для подтверждения гипотезы были проведены эмпирические исследования. Исследования проводились на базе учебных групп по футболу 1-го года обучения Уральского федерального университета на протяжении 3-х месяцев. Были сформированы 2 группы: контрольная - 22 человека и экспериментальная - 23 человека.
В начале педагогического эксперимента были проведены тестовые задания на определение моторной асимметрии участников исследования. Уровень технической и физической подготовленности оценивался по таким тестовым заданиям, как: бег 60 м, бег 3000 м, прыжок в длину с места, удары на точность и дальность, жонглирование, ведение мяча [8]. Задания на технику владения мячом выполнялись отдельно для доминантной и субдоминантной ноги (табл. 1). Для определения эмоционально-психологического состояния были использованы методики: цветовой тест Люшера и методика САН (самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение).
Таблица 1
Темпы прироста показателей, отражающих уровень технической и функциональной подготовленности КГ и ЭГ, за период педагогического эксперимента (Х±б)
Задания Контрольная группа Экспериментальная группа Достоверность
До эксперим После эксперим До эксперим После экс-перим
Бег 30 м (сек) 3.96±0.24 3.89±0.15 4.05±0.18 3.84±0.11 Ь = -1.12; р>0,05 t = 0.33; р>0,05
Прыжок с места (см) 225.6± 14.4 233.4±11.5 234.1±14.8 235.0±9.1 t = -1.91; р>0,05 t = -0.51; р>0,05
Бег 3000 м (мин, сек) 12.38±0.42 11.37±0.35 13.04±0.54 11.58±0.39 t = -1.77; р>0,05 t = -1.86; р>0,05
Жонглирование доминантной ногой (кол-во раз) 17.9±4.2 25.8±2.7 16.5±3.6 24.6±2.4 t = -1.16; р>0,05 t= 1.86; р>0,05
Жонглирование субдоминантной ногой (кол-во раз) 9.0±2.6 12.0±3.1 9.4±3.0 20.8±4.2 t=0.5; р>0,05 t = -7.93; р<0,05
Ведение доминантной ногой (сек) 35.4±3.6 31.3±3.9 37.3±5.3 33.1±4.6 t=1.46; р>0,05 t= 1.38; р>0,05
Ведение субдоминантной ногой (сек) 46.7±6.8 41.6±4.7 44.2±2.3 37.4±3.3 t= 1.56; р>0,05 t = 5.25; р<0,05
Удары в цель доминантной ногой (балл) 22.6±4.2 26.3±3.5 23.2±3.6 27.7±4.3 t = 0.5; р>0,05 t = -1.18; р>0,05
Удары в цель субдоминантной ногой (балл) 13.6±3.5 17.4±4.1 12.8±4.4 21.7±5.2 t = 0.86; р>0,05 t = -2.68; р<0,05
Удары на дальность доминантной ногой (м) 32.5±3.9 39.8±3.6 34.2±2.8 41.1±4.7 t = -1.63; р>0,05 t = -1.02; р>0,05
Удары на дальность субдоминантной ногой (м) 23.1±3.6 26.7±2.9 24.3±3.1 32.6±3.7 t = -0.86; р>0,05 t = -2.68; р<0,05
Проведённый анализ показателей уровня специальной подготовленности и выполнения тестовых заданий на технику в контрольной и экспериментальной группах (КГ и ЭГ соответственно) в начале педагогического эксперимента не выявил достоверных различий (^критерий Стьюдента, р>0,05), что позволяет говорить об однородности групп, принявших участие в экспе-
рименте. Кроме того, используя метод экспертных оценок, мы провели исследование качественного исполнения технических элементов, таких как передачи, остановки, удары по мячу доминантной и субдоминантной ногой в облегченных условиях и в игровой соревновательной деятельности (Т-критерий Уайта), которое также не выявило межгрупповых различий в уровне подготовленности.
Для решения поставленных задач педагогического эксперимента была разработана и апробирована методика специальной подготовки футболистов 18-20 лет с учетом особенностей проявления у них моторной асимметрии. Тренировочные занятия в КГ и ЭГ проводились 2 раза в неделю по 45 минут. В экспериментальной группе при выполнении заданий с мячом, в отличие от контрольной, использовалась методика, направленная на нивелирование моторной асимметрии (табл. 2). При этом подход к выполнению заданий по физической подготовке оставался одинаковым как для КГ, так и для ЭГ (упражнения были идентичны).
Таблица 2
Процентное соотношение выполнения технико-тактических заданий с мячом в ЭГ доминантной (правой) и субдоминантой (левой) ногой в процессе постановочного эксперимента
Задания Неделя
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII
Индивидуальные игровые упражнения с мячом
Ведение мяча правой ногой 70 60 50 50 40 40 30 30 20 20 10 Начиная с XII недели эксперимента выполнение технико-тактических приемов производится только субдоминантной ногой
Ведение мяча левой ногой 30 40 50 50 60 60 70 70 80 80 90
Передачи мяча внутренней стороной стопы правой ногой 70 60 50 50 40 40 30 30 20 20 10
Передачи мяча внутренней стороной стопы левой ногой 30 40 50 50 60 60 70 70 80 80 90
Остановка мяча правой ногой 70 60 50 50 40 40 30 30 20 20 10
Остановка мяча левой ногой 30 40 50 50 60 60 70 70 80 80 90
Удары по воротам правой ногой 70 60 50 50 40 40 30 30 20 20 10
Удары по воротам левой ногой 30 40 50 50 60 60 70 70 80 80 90
Передачи мяча внутренней частью подъема правой ногой 70 60 50 50 40 40 30 30 20 20 10
Передачи мяча внутренней частью подъема левой ногой 30 40 50 50 60 60 70 70 80 80 90
Жонглирование мяча правой ногой 70 60 50 50 40 40 30 30 20 20 10
Жонглирование мяча левой ногой 30 40 50 50 60 60 70 70 80 80 90
Командные игровые упражнения с мячом
Квадрат 4х2 в два касания Упражнение выполняет-ся удобной ногой, при возможности передача делается субдоминантной ногой В упражнении одно касание из 2-х выполняется субдоминантной ногой (остановка или передача) Упражнениение выполняется по возможности субдоминантной ногой (остановка + передача)
Окончание табл.2
Квадрат 4х1 (3х1) в одно касание Упражнение выполняется удобной ногой Упражнение выполняется по возможности субдоминантной ногой
Игра 3х3; 5х5; 7х7 Упражнение выполняется удобной ногой Передача мяча выполняется удобной ногой, ведение субдоминантной ногой Упражнение выполняется по возможности субдоминантной ногой
При построении учебно-тренировочного процесса в экспериментальной группе одним из основных стал методический принцип от простого к сложному. Дальнейшее совершенствование техники владения мячом субдоминантной ногой происходило за счет увеличения координационной сложности упражнения, выполняемого в командных игровых упражнениях, и его интенсивности [3, 9, 10].
Сравнительный анализ данных уровня специальной подготовленности групп участвовавших в эксперименте показал, что изменения произошли почти во всех контрольных испытаниях как для доминантной, так и для субдоминантной ноги. При этом темпы прироста тестируемых показателей, выполняемых субдоминантной ногой, в экспериментальной группе стабильно превышают аналогичные, выполняемые доминантной. Оценочные показатели качественного исполнения (Т-критерий Уайта) технико-тактических действий в экспериментальной группе были значительно выше показателей контрольной группы не только при выполнении технических приемов в упрощенных условиях, но и во время игровой соревновательной деятельности.
Мониторинг эмоционально-психологического состояния участников эксперимента показал, что недостаточное внимание к выполнению заданий субдоминантной ногой во время занятий отрицательно сказывается на психологическом состоянии футболистов, когда им приходится выполнять технико-тактические действия субдоминантной ногой в игровой обстановке. По мнению психологов, постоянное психологическое давление со стороны игроков своей команды, болельщиков и тренера может привести к стрессовому состоянию и возрастанию количества ошибок при выполнении технико-тактических действий в ключевых моментах матча. В экспериментальной группе отмечается повышение общего эмоционального фона группы при выполнении заданий субдоминантной ногой на тренировке и при исполнении технических приемов в соревновательной деятельности.
Результаты педагогического эксперимента позволяют констатировать, что перераспределение времени в тренировочном процессе в сторону увеличения объема выполняемой работы субдоминантной ногой позволяет улучшить эффективность и результативность исполнения технико-тактических действий в тренировочной и соревновательной деятельности за счет качественного выполнения технических приемов обеими ногами. Отмечается динамика роста уровня исполнения технических приемов доминантной ногой в экспериментальной группе, сопоставимая с контрольной, при одновременном увеличении объема выполняемых упражнений субдоминантной ногой и уменьшении объема упражнений для доминантной ноги.
Таким образом, апробированная в процессе педагогического эксперимента методика повышения уровня специальной подготовленности с учетом моторной асимметрии спортсменов дополняет теорию и методику студенческого футбола. Применение данной методики на занятиях учебных групп по футболу в высшем учебном заведении позволяет не только «сглаживать» моторную асимметрию, но и повышает эмоционально-психологическое состо-
яние занимающихся. Одним из положительных моментов данной методики является ее доступность и простота в обращении, что делает возможным ее применение как на практических занятиях по технической подготовке футболистов в группах, так и при самостоятельной подготовке.
Литература
1. Анисимов, Е.А. Исследование функциональной асимметрии кинетического анализатора [Текст] / Е.А. Анисимов, A.A. Макаров // Теория и практика физической культуры. - 1981. - № 12. - С. 21-22.
2. Богданец, В.В. Методика начального обучения технике владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции у юных футболистов 7-10 лет [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В.В. Богданец. - Смоленск, 2005. -149 с.
3. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / А.П. Золотарев. -Краснодар, 1997. - 444 с.
4. Золотарев, А.П. Футбол : методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва [Текст] : учеб. пособие / А.П. Золотарев ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2009. - 169 с.
5. Искусство подготовки высококлассных футболистов [Текст] : науч.-метод. пособие / под ред. проф. Н.М. Люкшинова. - 2-е изд., испр., доп. - М. : Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006. - 432 с.
6. Колесникова, Л.А. Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Л.А. Колесникова. - Белгород, 2004. - 160 с.
7. Медников, Р.Н. Асимметричность технических действий в футболе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Р.Н. Медников. - Л., 1974. - 101 с.
8. Семенюков, А.А. Рационализация методики тренировки юных футболистов с учетом различных проявлений моторной асимметрии ног [Текст] / A.A. Семенюков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. -№ 11. - С. 86-89.
9. Солодков, А.С. Физиология (общая, спортивная, возрастная) [Текст] : учебник для высш. учеб. заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М. : Терра-спорт, 2001. - 519 с.
10. Шамонин, А.В. Повышение технической подготовки при развитии способностей к сохранению равновесия юных футболистов 7-11 лет [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А.В. Шамонин. - М., 2010. - 183 с. : ил.
11. Bangsbo, J. Fitness Training in Football. A Scientific Approach [Text] / J. Bangs-bo ; August Krogh Institute, University of Copengagen. - Denmark : Copenga-gen, 1994. - 336 p.