Научная статья на тему 'Оценка состояния организации фармацевтической помощи препаратами пищеварительных ферментов на омском рынке'

Оценка состояния организации фармацевтической помощи препаратами пищеварительных ферментов на омском рынке Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
811
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЙ ФЕРМЕНТНЫЙ ПРЕПАРАТ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / DIGESTIVE ENZYME PREPARATION / MARKET RESEARCH / PERFORMANCE CRITERIA

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Предейн Н. А.

С целью анализа эффективности лекарственной помощи пациентам, страдающим синдромом нарушенного пищеварения, были проведены маркетинговые исследования Омского регионального рынка пищеварительных ферментных препаратов методами АВСи XYZ-анализа. Выявлено соответствие лидирующих ассортиментных позиций современным требованиям к пищеварительным ферментным препаратам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of digestive enzymes on pharmaceutical market of Omsk region

To analyze the effectiveness of drug-using patients with syndrome of impaired digestion, there are conducted market research of the Omsk regional market of digestive enzyme drugs and the methods of the ABCand XYZ-analysis. The leading product lines positions are analyzed for compliance with modern requirements for the digestive enzyme preparations.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния организации фармацевтической помощи препаратами пищеварительных ферментов на омском рынке»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (114) 2012

УДК 615.24:614.26+658.8

Н. А. ПРЕДЕЙН

Омская государственная медицинская академия

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРЕПАРАТАМИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫХ ФЕРМЕНТОВ НА ОМСКОМ РЫНКЕ

С целью анализа эффективности лекарственной помощи пациентам, страдающим синдромом нарушенного пищеварения, были проведены маркетинговые исследования Омского регионального рынка пищеварительных ферментных препаратов методами АВС- и XYZ-анализа. Выявлено соответствие лидирующих ассортиментных позиций современным требованиям к пищеварительным ферментным препаратам.

Ключевые слова: пищеварительный ферментный препарат, маркетинговые исследования, критерии эффективности.

Заболевания органов пищеварения, по данным Минздравсоцразвития России, занимают 4-е место в общей структуре заболеваемости населения страны.

Омская область ежегодно входит в десятку регионов с максимально высокими показателями уровня заболеваемости органов пищеварения. Показатель заболеваемости по Омской области превышает таковые по РФ в среднем в 2,3 раза. При этом, по данным Министерства здравоохранения Омской области, в период с 2007 по 2009 год наблюдается постоянное увеличение числа обращений населения, связанных с заболеваниями органов пищеварения, в среднем на 9% ежегодно [1].

Практически все заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) сопровождаются нарушениями процесса пищеварения различной степени тяжести. Наиболее выраженные расстройства связаны с нарушением внешнесекреторной функции поджелудочной железы [2]. Кроме того, диспепсия, вызываемая приемом непривычной пищи, ее избыточным количеством или временными дисфункциями железы, встречается и у здоровых людей [3]. Клинические проявления недостаточности пищеварения обнаруживают у 25 — 41 % населения [4].

Для коррекции нарушений процесса пищеварения, сопровождающихся недостаточностью панкреатических ферментов, назначают пищеварительные ферментные препараты (ПФП). Они должны отвечать следующим критериям:

1. Иметь высокую специфическую активность липазы.

2. Быть устойчивыми к желудочному соку.

3. Обладать способностью быстро эвакуироваться из желудка и смешиваться с химусом.

4. Быстро растворяться в содержимом тонкого кишечника.

5. Быстро высвобождать активные ферменты в тонкой кишке, активно участвовать в полостном пищеварении [2].

Данным критериям наиболее полно соответствуют микрокапсулированные (микротаблетирован-ные) ПФП с активностью липазы от 10 000 ЕД.

Цель исследования — оценка состояния организации фармацевтической помощи препаратами пищеварительных ферментов на омском фармацевтическом рынке.

Задачи исследования:

1. Проанализировать ассортимент пищеварительных ферментных препаратов аптечных организаций г. Омска за период с 2008 по 2010 год методами АВС- и XYZ-анализа, что позволит выявить как предпочтения покупателей в отношении конкретных препаратов исследуемой группы, так и ассортиментные позиции с высоким маркетинговым потенциалом.

2. Определить соответствие лидирующих ассортиментных позиций современным требованиям к пищеварительным ферментным препаратам.

Материал и методы исследования. Наиболее оптимальный вариант проведения АВС-анализа в аптечных организациях — метод касательных, предложенный В. С. Лукинским [5]. Сущность данного метода заключается в разделении объектов анализа на группы при помощи касательных к кривой АВС-анализа. Границы между группами не являются фиксированной величиной, а определяются характером зависимости в каждом конкретном случае [6]. Автоматизация АВС-анализа осуществлена при помощи макроса, написанного на языке VBA (Visual Basic for Applications) для табличного процессора Excel, входящего в состав пакета Microsoft Office.

Благодаря АВС-анализу можно структурировать ассортимент по уровню значимости для аптечного предприятия, однако нельзя учитывать колебания спроса на товары. Оптимально применение данного метода в комбинации с технологией, называемой XYZ-анализом [7]. С одной стороны, это позволяет выделить среди всего массива объектов в каждой группе (X, Y, Z) те, что имеют наибольшее значение для организации. С другой стороны, среди всего множества объектов в каждой группе (А, В, С) реально выделить те, которые пользуются постоянным спросом, имеют сезонность в потреблении или потребление которых в большей мере носит стохастический характер [8].

Таблица 1

Результаты совмещенного АВС- и XYZ-анализа

Группы X У Ъ

А - Креон 10 000 № 20 Мезим форте 10 000 № 20 Мезим форте № 20 Мезим форте № 80 Панкреатин 25 ЕД № 60 Фестал № 100 Панзинорм форте-Н № 30 Панкреатин № 50 Пензитал № 30 Фестал № 20

В - - Креон 25 000 № 20 Энзистал № 20

С - - -

Таблица 2

Оценка соответствия лидирующих ассортиментных позиций современным требованиям

90 -80 -70 60 50 -40 -30 20 -10 -0

82

41,9

1

группа А

35,5

22,6

г1, Л,

группа В

группа С

□ стоимостный объем ■ натуральный объем

Рис. 1. Результаты АВС-анализа реализации пищеварительных ферментных препаратов на розничном фармацевтическом рынке г. Омска (2008-2010 гг.)

При проведении XYZ-анализа следует учитывать вероятность наличия сезонности продаж. Для этого необходимо выделить сезонную компоненту из фактических данных, то есть рассчитать сезонный коэффициент (Кс). Деление фактического значения продаж на сезонный коэффициент позволяет получить данные по продажам, свободные от влияния сезонности.

Результаты и их обсуждение. В анализируемом периоде ежегодно увеличивалось число ассортиментных позиций ПФП. В 2008 году в аптечных организациях г. Омска было зафиксировано наличие 23 ПФП, причем лишь 21,74% полностью отвечали современным требованиям. В 2009 году ПФП было 24, из них удовлетворяли современным требованиям 24%. В 2010 году число препаратов увеличилось до

30, доля современных ПФП также возросла и стала составлять 30%.

12 препаратов (Креон 10 000 № 20, Креон 25 000 № 20, Мезим форте 10 000 № 20, Мезим форте № 80, Мезим форте № 20, Панзинорм форте-Н № 30, Панкреатин 25 ЕД № 60, Панкреатин № 50, Пензитал № 30, Фестал № 20, Фестал № 100 и Энзистал № 20) присутствовали в ассортиментном портфеле постоянно.

Анализ продаж в натуральных показателях выявил следующие тенденции:

— рост объема продаж препаратов Креон 10 000 № 20, Креон 25 000 № 20, Мезим форте № 80, Панзим форте № 10, Панзинорм форте № 30, Панзинорм форте-Н № 30, Панзинорм форте-Н № 10, Панкреатин 25 ЕД № 60 и Панкреатин 25 ЕД № 60;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (114) 2012 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (114) 2012

Панзинорм 10 000 № 21 Мезим форте 10 000 № 20 Фестал № 100 Креон 10 000 № 20 Панзинорм форте-Н № 30 Мезим форте № 80 Панзинорм форте-Н № 10 Пензитал № 30 Панкреатин 30 ЕД № 60 Панкреатин 25 ЕД № 60 Панкреатин № 50 Фестал № 20 Мезим форте № 20

□ 3,89

0,17

=□3,37 1 1,07 14,14

1 1,25

1,87

1,06

2,33

5,8

2,83

4,58

8,35

3,91

-347

5,29

3,33

5,84

. л гл

□ стоимостный объем ■ натуральный объем

8,96

9,39 7,73

11,67

і 23,94

32,55

0 5 10 15 20 25 30 35

%

Рис. 2. Структура группы А в натуральных и стоимостных показателях

Энзистал № 20 Панкреофлат № 25 Панзинорм форте № 30 Панзинорм форте 20 000 № 100 Панзим форте 0,2 № 10 Микразим 10 000 № 20 Креон 25 000 № 20

2,11

И 2,08

10,86

И 2,82

11,86

10,43

И 1,28

□ стоимостный объем ■ натуральный объем

I 0,13

И 1,05

3,2

1,86

2,3

0,42

0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5

%

Рис. 3. Структура группы В в натуральных и стоимостных показателях

— снижение объема продаж препаратов Мезим форте № 20, Мезим форте 10 000 № 20, Фестал № 20, Энзистал № 20, Микразим 10 000 № 20, Пензитал № 30, Панкреатин 30 ЕД № 60.

Анализ характера спроса на ПФП показал наличие сезонных колебаний. Максимум потребления препаратов приходится на август (Кс=1,14) и декабрь (К =1,23), минимум — на июнь и ноябрь (Кс = 0,91). с

Далее был проведен АВС-анализ ассортимента ПФП (рис. 1).

В группу А вошло 41,9% препаратов. Суммарный вклад препаратов данной группы в общий доход составил 82%. Из них только 15,4% соответствуют современным требованиям. Лидером продаж является Мезим форте № 20: его вклад в доход от реализации составляет 23,94%. Этот же препарат и лидер по числу проданных упаковок: на его долю приходится 32,55% (рис. 2). Вторую позицию по количеству реа-

лизуемых упаковок занимает препарат Фестал № 20 (11,67%), третью — Панкреатин № 50 и Панкреатин 25 ЕД № 60 (9,39 и 8,96% соответственно).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группу В вошло 22,6% анализируемых препаратов, из них современным требованиям отвечают 28,6%. На долю данной группы приходится 14%, при этом вклад каждой ассортиментной позиции в доход от реализации по группе в среднем составляет 2,01%. Лидирующие позиции по количеству реализуемых упаковок в группе В занимают Энзистал № 20 (2,11%), Микразим 10 000 ЕД № 20 и Панзинорм форте № 30 (по 1,86%) (рис. 3).

Группу С составляют 35,5 % анализируемых препаратов, суммарный вклад которых составляет 4%. Из них современным требованиям отвечают 45,5%. Лидирующую позицию по вкладу в доход в данной группе занимает препарат Фестал № 10, а по количеству реализуемых упаковок — Панзинорм 10 000 № 84 (рис. 4).

Энзистал №2 80 Фестал №2 40 Фестал №2 10 Пензитал № 100 Панцитрат 10 000 № 20 Панзинорм форте 20 000 № 30 Панзинорм форте 20 000 № 10 Панзинорм 10 000 № 84 Микразим 25 000 № 20 Креон 40 000 № 50 Креон 40 000 № 20

ZH0,3

Г0Д6

1 0,06 ' 0,05

^■0,28

] 0,08 0,03 0,19

0,45

І 1,12

□ стоимостный объем ■ натуральный объем

0,96

0,26

11,65

0,35

0,09

0,43

0,05

0,45

0,05

0,5

1

%

1,5

Рис. 4. Структура группы С в натуральных и стоимостных показателях

XYZ-анализ проводился только для препаратов, ежемесячно присутствовавших в ассортименте. С учетом рассчитанных коэффициентов сезонности было обнаружено, что в группе ПФП отсутствуют ассортиментные позиции, имеющие стабильный характер потребления. Для 50% препаратов выявлен среднестабильный характер потребления (группа У).

При проведении совмещенного АВС- и XУZ-анализа (табл. 1) были отмечены ассортиментные позиции, обладающие высоким маркетинговым потенциалом. Это препараты, вошедшие в группы АУ, AZ и BZ.

В группу АУ вошли препараты Креон 10 000 № 20, Мезим форте 10 000 № 20, Мезим форте № 20, Ме-зим форте № 80, Панкреатин 25 ЕД № 60 и Фестал № 100. Группа AZ представлена препаратами Пан-зинорм форте-Н № 30, Панкреатин № 50, Пензитал № 30 и Фестал № 20. Препараты Креон 25 000 № 20 и Энзистал № 20 составляют группу BZ.

На следующем этапе была определена степень соответствия вышеперечисленных ассортиментных позиций некоторым требованиям к ПФП, а именно, активность липазы, устойчивость к желудочному соку, способность быстро эвакуироваться из желудка и смешиваться с химусом (табл. 2). Всем требованиям отвечают только два препарата — Креон 10 000 № 20 и Креон 25 000 № 20. Препараты Мезим форте 10 000 № 20, Мезим форте № 20, Панзинорм форте-Н, Пензитал и Фестал соответствуют двум критериям из трех, а Панкреатин и Панкреатин 25 ЕД — только одному критерию.

Заключение. Несмотря на наметившуюся тенденцию к росту количества современных пищеварительных ферментных препаратов в ассортименте аптечных организаций, их доля в объеме продаж крайне мала и составляет 16,76% в стоимостном и 6,19% в натуральном объеме.

Наибольшим спросом пользуются препараты, частично отвечающие современным требованиям. 66,6% выявленных ассортиментных позиций, постоянно пользующихся спросом покупателей, соот-

ветствуют двум из трех анализируемых критериев, а 16,7% ассортиментных позиций — только одному.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что необходимо совершенствовать подходы к организации фармацевтической помощи препаратами пищеварительных ферментов на омском рынке.

Библиографический список

1. Ерофеева, Ю. В. Состояние здоровья населения и деятельности системы здравоохранения Омской области в 2009 году / Ю. В. Ерофеева, Т. Г. Равдугина // Здравоохранение Российской Федерации. — 2009. — № 5. — С. 18-23.

2. Возможности полиферментных препаратов в терапии хронического панкреатита / И. В. Маев [и др.] // Русский медицинский журнал. — 2009. — Т. 17, № 7. — С. 454 — 459.

3. Ковалёва, К. А. Ферментные препараты в гастроэнтерологической практике / К. А. Ковалёва // Русский медицинский журнал. Болезни органов пищеварения. — 2008. — Т. 10, № 2. — С. 76 — 80.

4. Григорьев, П. Я. Клиническая гастроэнтерология / П. Я. Григорьев, А. В. Яковенко. — М. : МИА, 2001. — 693 с.

5. Караулова, Е. В. АВС-анализ использования лекарственных средств и его модификация [Электронный ресурс] / Е. В. Караулова, А. В. Караулов, Ж. Н. Зенкова // Медицина и образование в Сибири. — 2011. — № 4. — Режим доступа: http://www.пgmu.ш/cozo/mos/article/text_fuП.php?id = 503 (дата обращения: 25.05.2012).

6. Лукинский, В. С. Прикладные методы и модели в логистике / В. С. Лукинский, И. А. Цвиринько // Логистика сегодня. — 2004. — № 6. — С. 32 — 40.

7. Фармакоэкономические исследования в практике здравоохранения : учеб.-метод. пособие / Н. Б. Дремова [и др.]. — Курск : КГМУ, 2003. — 332 с.

8. Дремова, Н. Б. Маркетинг в аптеке: шаг за шагом. Практическое руководство / Н. Б. Дремова. — М. : МЦФЭР, 2008. — 198 с.

ПРЕДЕЙН Наталья Александровна, ассистент кафедры фармации.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.09.2012 г.

© Н. А. Предейн

2

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (114) 2012 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.