ISSN 1994-5094 ♦-
45 -♦
Anastasia Aleksandrovna Grishneva,
postgraduate student of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 658.5
Анастасия Александровна Гришнева,
аспирантка кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
^яаЬ [email protected]
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ЛИДЕРСТВА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА (результаты обследования)
В статье рассмотрены результаты обследования результативности процессов лидерства в системе менеджмента качества предприятий светотехнического кластера республики Мордовия. Разработана анкета-опросник, в которой специалистам предприятий было предложено провести план-фактное сопоставление результатов впечатлений, которые сгруппированы в блоки характеристик процессов «Лидерство» системы менеджмента качества возглавляемых ими предприятий. Приведенный анализ дает право считать, что эффективность СМК отражает соотношение между результативностью группы процессов СМК «Лидерство» и ресурсами, использованными на их разработку, реализацию и улучшение, в первую очередь определяется компетентностью руководства предприятия в сфере менеджмента качества.
Ключевые слова: процессы, качество, лидерство, обеспечение результативности.
ASSESSMENT OF THE ROLE AND IMPACT OF LEADERSHIP PROCESSES IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF COMPANIES IN LIGHT ENGINEERING CLUSTER
(results of a survey)
The article discusses the results of a survey of the effectiveness of leadership processes in the quality management system at enterprises of the light engineering cluster of the Republic of Mordovia. A questionnaire was developed where managers of the enterprises were invited to carry out a plan-actual comparison of the results which are grouped into blocks of characteristics of the "Leadership" processes of the quality management system of the enterprises they manage. The analysis assumes that the effectiveness of the QMS directly depends on the relationship between the performance of the QMS Leadership processes and the resources used for their development, implementation and improvement, but above all it is determined by the competence of the company's management in the field of quality management.
Keywords: processes, quality, leadership, performance assurance.
Эффективность системы менеджмента качества (СМК), как показывают исследования [3; 6], связана с определением прироста величины общего эффекта системы по сравнению с суммарным эффектом функционирования отдельных ее бизнес-процессов. Обычно это оценивается через показатели удовлетворенности потребителей и персонала предприятия [5]. Стоит, однако, указать на тот факт, что упускается из виду роль и значение непосредственно основного субъекта СМК - высшего руководства. Соглашаясь с тем, что эффект СМК является синергетическим, необходимо более подробно исследовать, каким именно образом достигается синергизм СМК - возможно, именно за счет активного участия высшего руководства в процессах внедрения, развития и повышения эффективности СМК. Таким образом, очевидной является актуальность разработок по изучению, регламентации и оценке результативности группы процессов СМК «Лидерство». Вопросам разработки и регламентации группы процессов посвящено значительное число публикаций [1]. В настоящей статье приводятся результаты обследования результативности
процессов лидерства в системе менеджмента качества предприятий светотехнического кластера Республики Мордовия.
Для проведения такого обследования была разработана анкета-опросник, в которой специалистам предприятий было предложено провести план-фактное сопоставление результатов впечатлений, которые сгруппированы в следующие группы характеристик процессов «Лидерство» системы менеджмента качества возглавляемых ими предприятий.
Ш. Обеспечение наличия свидетельств принятия обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности:
• Демонстрация на личных примерах руководством организации своей приверженности культуре качества.
• Участие руководителей в деятельности, обеспечивающей разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации.
• Участие руководителей в работе с потребителями, партнерами и представителями общества.
46 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
• Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации в области качества.
• Определение и поддержка руководителями перемен в организации, направленных на совершенствование бизнеса.
И2. Определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности:
• Качество поставляемой продукции.
• Своевременность поставки продукции.
• Достаточность ассортимента поставляемой продукции.
• Оперативность реакции на изменение спроса и возможность изготовления новых изделий.
• Оперативность реакции на претензии, рекламации, проблемы.
• Комплектация поставляемой продукции сопутствующей продукцией.
• Эксплуатационные характеристики поставляемой продукции (срок службы, надежность, долговечность, ремонтопригодность, удобство монтажа, удобство эксплуатации).
• Работа менеджеров (доброжелательность, корректность, профессионализм, предоставление информации, консультации, полнота и достоверность информации о ходе выполнения контракта, оформление документации).
ИЗ. Менеджмент политики в области качества:
• Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для совершенствования политики и стратегии в области качества.
• Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для совершенствования политики и стратегии в области качества.
• Анализ и актуализация политики и стратегии организации в области качества.
• Развертывание актуализированных политики и стратегии в области качества в рамках структуры ключевых процессов.
И4. Менеджмент цели в области качества:
• Результативность целей в области качества.
• Улучшение показателей динамики качества продукции.
• Формирование планов предупреждающих действий на основе результатов анализа динамики показателей и внутренних и внешних тенденций.
И5. Планирование СМК:
• Своевременная оценка результативности процессов.
• Улучшение работы по замечаниям и предложениям потребителей [4].
• Своевременный анализ сведений о работе поставщиков.
• Анализ отчетов по качеству покупной продукции, материалов.
И6. Определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий:
• Вовлечение персонала в деятельность в области качества и наделение его полномочиями.
• Разработка руководством организации инструментов для полного вовлечения работников и их интеллектуального потенциала.
• Определение потребностей и ожиданий сотрудников в признании их деятельности и удовлетворенности работой.
• Применение в организации поощрения за активное участие сотрудников в СМК.
• Оценка компетентности сотрудников, соответствующей их функциональным обязанностям.
• Документирование взаимодействия процессов (подразделений) в положениях о подразделениях.
R7. Разработка в организации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности системы менеджмента качества:
• Доведение до сведения персонала актуализированных (на текущий год) политики и стратегии в области качества в рамках структуры ключевых процессов.
• Использование анализа со стороны руководства как инструмента по обмену новыми идеями.
• Обеспеченность сотрудников научно-технической информацией (книги, справочники, журналы и т.д.).
• Обеспеченность сотрудников ИВС.
• Обеспечение свободы коммуникации по вертикальным и горизонтальным уровням организации в области качества.
• Внедрение системы поддержки инициативных предложений персонала, направленных на совершенствование качества.
R8. Анализ через запланированные интервалы времени системы менеджмента качества организации.
• Результативность процесса внутреннего аудита.
• Распространение положительного опыта, выявленного во время внешнего и внутреннего аудитов.
• Сопоставление данных, полученных в результате внутреннего аудита, и данных, полученных руководством по административной линии.
• Включение в процедуры управления несоответствиями проведение анализа причин возникновения несоответствий и выявление тенденций.
• Использование статистических методов для анализа данных, полученных в результате измерений и мониторинга.
• Анализ результативности и эффективности корректирующих действий.
Список организаций и должности лиц, заполнивших анкету:
1. ОАО «Ардатовский светотехнический завод» - заместитель директора по развитию.
2. ООО «Лисма» - исполняющий обязанности главного технолога, начальник Управления технологическими процессами.
3. ООО «НИИИС имени А.Н. Лодыгина» - заведующий ИЛ ЭЛСИ, главный метролог.
4. ООО «Ксенон» - заместитель директора по экономике.
5. ООО «НЕПЕС РУС» / NEPES RUS LLC - руководитель направления технического освещения / The Head of Industrial Lighting Dept.
НБЫ1994-5094 ♦-
47 -♦
Результативность управленческих процессов менеджмента качества группы предприятий светотехнического кластера
Процессы СМК группы «Лидерство» Предприятие 1 ОАО «Ардатовский светотехнический завод» Предприятие 2 ООО «Лисма» Предприятие 3 ООО «НИИИС имени А. Н. Лодыгина» Предприятие 4 ООО «Ксенон» Предприятие 5 ООО «НЕПЕС РУС» Предприятие 6 АО «Оптиковолоконные системы» Предприятие 7 ООО «Орбита» Предприятие 8 ПАО «Электровыпрямитель» Предприятие 9 ПАО «Саранский приборостроительный завод» Предприятие 10 МГУ им. Н.П. Огарева
1. Обеспечение наличия свидетельств принятия обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности -ХНС= 1 0,78 0,92 0,52 0,66 0,72 1 0,52 0,98 0,98 0,82
2. Определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности -ХВТ= 1 0,71875 0,6375 0,5 0,88 0,7625 0,94 0,73 0,925 0,9625 0,82
3. Менеджмент политики в области качества -ХМП=1 0,3 0,7 0,5 0,575 0,7 1 0,5625 0,9 1 0,875
4. Менеджмент цели в области качества -ХМЦ = 1 0,5 0,42 0,433 0,567 0,67 1 0,67 0,93 0,87 0,87
5. Планирование СМК - ХПС = 1 0,625 0,9 0,35 0,625 0,725 1 0,845 1 0,9425 0,875
6. Определение и доведение до сведения персонала ответственности и полномочий -ХОП = 1 0,433 0,733 0,483 0,4 0,65 0,78 0,53 0,97 0,95 0,87
7. Разработка в организации соответствующих процессов обмена информацией -ХОИ = 1 0,6583 0,967 0,65 0,65 0,7 1 0,81 0,93 0,97 0,9
8. Анализ через запланированные интервалы времени СМК -ХАС = 1 0,2833 0,9 0,383 0,217 0,68 0,98 0,71 0,93 0,975 0,87
Суммарная результативность подразделения по всем процессам 0,53729375 0,7721875 0,477375 0,57175 0,7009375 0,9625 0,6721875 0,945625 0,95625 0,8625
48 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2G19. № 1 (75) -♦
6. АО « Оптиковолоконные системы» - коммерческий директор.
7. ООО «Орбита» - руководитель группы специальной электроники.
8. ПАО «Электровыпрямитель» - начальник отдела световых приборов и радиационных технологий (ОСПРТ).
9. ПАО «Саранский приборостроительный завод» - заместитель технического директора, главный метролог.
10. МГУ им. Н.П. Огарева - авторский опрос.
С целью оценки результативности процессов
«Лидерство» производится план-фактное сопоставление результатов процессов - R1-R8. Использовался следующий вариант оценивания результативности процесса - оценивание количественного показателя по формуле:
Ry = Пф /Пп,
где Пф - фактический измеренный количественный показатель выхода процесса; Пп - плановый показатель [6].
Далее был произведен расчет результативности каждого предприятия (Результ. пред) в каждом процессе группы «Лидерство» и определение суммарной результативности каждого предприятия кластера по группе процессов Результ. пред) / число групп процессов обследованных предприятий (таблица).
Усредненная результативность всех управленческих подразделений в процессах «Лидерство» = = Результативность, рассчитанная по всем управленческим процессам.
Расчет суммарной усредненной результативности всех процессов «Лидерство» по итогам обследования в системе менеджмента качества предприятий светотехнического кластера Республики Мордовия = 0,8625 (86,25%).
Полученные результаты позволяют предложить корректирующие и предупреждающие мероприятия по управлению эффективностью процессов лидерства в системе менеджмента качества пред-
приятий светотехнического кластера Республики Мордовия как по каждому предприятию кластера, так и по совершенствованию управления кластером в целом:
1. Активнее проводить работу по доведению до персонала актуализированных (на текущих год) политики и стратегии в области качества в рамках структуры ключевых процессов;
2. Совершенствовать работу в рамках наиболее проблемных на сегодняшний день процессов лидерства СМК - «Обеспечение наличия свидетельств принятия обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности».
Таким образом, проведенный анализ дает право считать, что эффективность СМК отражает соотношение между результативностью группы процессов СМК «Лидерство» и ресурсами, использованными на их разработку, реализацию и улучшение, в первую очередь определяется компетентностью руководства предприятия в сфере менеджмента качества.
1. Гришнева А.А. Методический подход к определению процессов СМК, входящих в группу « Лидерство» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2016. № 3. С. 108-112.
2. ГришневаА.А. Подход к оценке эффективности управленческих процессов в организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 5 (64). С. 14-17.
3. Гугелев А.В. Теория и методология формирования системы менеджмента качества в наукоемком производстве на принципах паритета интересов. Саратов, 2005.
4. Гугелев А.В., Романов Е.А., Яшин Н.С. Инновационный менеджмент. Саратов, 2003.
5. ГугелевА.В., СемченкоА.А. Реорганизация и моделирование процессов в современной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 15-19.
6. Bushuyev A.N., Gugelev A.V., Yashin N.S. Standard Regulation of Corporate Management // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5. No 24. P. 442-447.