УПРАВЛЕНЕЦ / 9-10/25-26/2011
Ключевые слова
ресурсы
ресурсный потенциал
организация торговли
рынок потребительских товаров
уровень ресурсного потенциала
стратегический потенциал организации
рыночный потенциал организации
инновационный потенциал организации
конкурентоспособность
стратегическое управление
Оценка
ресурсного потенциала торговой организации
^ Николаева Тамара Ивановна
Доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции, логистики и экономики торговли
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-75
Лыкасова Светлана Никитична
Кандидат экономических наук, ассистент кафедры коммерции, логистики и экономики торговли
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (908) 922-00-22 E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена теоретическим основам оценки ресурсного потенциала торговой организации. Рассмотрены основные подходы к понятию «потенциал», дано авторское определение понятий «ресурсный потенциал торговой организации», «рыночный потенциал торговой организации». Рассмотрены уровни ресурсного потенциала торговой организации, дана характеристика каждого уровня. Анализируется взаимосвязь ресурсного потенциала и стратегии развития организации. Предлагается подробный алгоритм процесса стратегического анализа, основанного на оценке ресурсного потенциала организации торговли, а также алгоритм оценки рыночного потенциала и определения стратегий развития.
В условиях нарастания конкуренции ресурсный потенциал организации является основанием ее экономического роста и эффективного развития. Эффективное управление ресурсами является одной из важнейших задач в многогранной деятельности организации. Для достижения поставленной цели необходимо дать объективную оценку ресурсного потенциала торговой организации.
Нами выделено три основных научных подхода к определению и характеристике потенциала торговой организации.
Ресурсный подход характеризует потенциал как совокупность имеющихся ресурсов торговой организации, доступных для использования и необходимых для достижения поставленных целей.
С точки зрения второго подхода, потенциал характеризует способность имеющихся ресурсов быть основой для достижения эффективности деятельности торговой организации. Ресурсный потенциал торговой организации направлен на эффективность ее развития и удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Такой подход к определению «потенциал» нами определен как ресурснорезультатный подход к потенциалу и его использованию.
По третьему подходу понятие «потенциал» имеет значение «возможность» как некая способность использования ресурсов и достижения какого-либо результата под влиянием внешней среды, проявляющаяся с определенной вероятностью, что формирует ресурсно-вероятностный (рыночный) подход к его изучению.
По нашему мнению, в современных условиях постоянно изменяющейся внешней среды и нарастающей конкуренции наиболее полным является рыночный подход, который отражает отличительную черту ресурсного потенциала как совокупности имеющихся ресурсов и возможностей, зависящих от внешних постоянно изменяющихся условий деятельности.
Несмотря на множественные трактовки понятия «потенциал», основой его все же являются ресурсы. Таким образом, наиболее оптимально, на наш взгляд, использовать понятие «ресурсный потенциал», так как оно определяет ресурсную направленность названного термина.
На основании рассмотренных подходов к характеристике потенциала торговой организации нами дано определение понятия «ресурсный потенциал». Под ресурсным потенциалом торговой организации понимается способность экономической системы к эффективному использованию внутренних ресурсов и реализации рыночных возможностей организации с целью обеспечения ускоренного развития и удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах в условиях зависимости от факторов внешней среды.
Ресурсный потенциал организации представляет собой фундамент стратегического управления, основы координации отдельных направлений деятельности организации, процесса адаптации к постоянно меняющейся рыночной среде. Оценка ресурсного потенциала торговой организации по-
Trade organization: Evaluation of Resource Potential
Tamara I. Nikolaeva
Dr. Sc. (Ec.), Professor of Commerce, Logistic & Economics Dprt.
The Urals State University
of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 251-96-75
зволяет выбрать рыночную стратегию, направленную на повышение конкурентоспособности и укрепление положения на рынке.
С точки зрения стратегического управления нами выделено три уровня ресурсного потенциала торговой организации (рис. 1).
Потенциал организации первого уровня нами оценивается по возможностям достижения оперативных целей в пределах текущего года. Основная цель первого уровня - выбор необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.
Потенциал организации второго уровня оценивается в среднесрочном периоде (от года до трех лет) и является основой формирования тактических целей и задач для дальнейшего развития. С этой целью определяются средства и способы принятия и реализации управленческих решений на уровне торговой организации в среднесрочном периоде.
Стратегический потенциал организации характеризует возможности ее развития в долгосрочной перспективе. На третьем уровне ставятся задачи сохранения или укрепления рыночного положения и обеспечения конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе. Основной областью принятия управленческих решений является определение рыночных стратегий и стратегических направлений развития организации.
Оценка ресурсного потенциала является основой для разработки стратегии организации, так как и «потенциал», и «стратегия» как понятия неразрывно связаны со стратегическим управлением организации.
Мнения ученых в области стратегического управления [1-6] являются однозначными по отношению к процессу разработки и реализации стратегии и не затрагивают оценку ресурсного потенциала организации, а исследования ограничиваются оценкой факторов внешней и внутренней среды
Уровень развития Период рассмотрения Обосновывает цели и планы
1. Потенциал в краткосрочном периоде
До 1 года Оперативные
VlLV11U1 w
Н
ца х 2 тен ни
оа
II
X >s
но
2. Потенциал в среднесрочном периоде
До 3 лет Тактические
S’
е
&
3. Стратегический потенциал
Более 3 лет Стратегические
Svetlana N. Lykasova
Cand. Sc. (Ec.), Jr. lecturer of Commerce, Logistic & Economics Dprt.
The Urals State University of Economics,
620144, RF, Ekaterinburg, ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45 Phone: (908) 922-00-22 E-mail: [email protected]
Key words
resources
resource potential
organization of trade
consumer goods market
resource potential level
strategic potential of an organization
market potential of an organization
innovative potential of an organization
competitiveness
strategic management
Summary
The article is devoted to the theoretical bases of evaluation the trade organization resource potential. The authors consider the basic approaches to the term “potential”, “define the concept” resource potential of a trade organization”, “market potential of a trade organization”. The authors examine the levels of the resource potential of a trade company; the characteristics of each level are provided. The article demonstrates the cor-relain between resource potential and the development strategy of an organization. The authors gave a detailed algorithm of the strategic analysis process, based on evaluation of the trading organization resource potential, and an algorithm to evaluate market potential and for mulate develop-mentof strategies.
UPRAVLENETS/ 9-10/25-26/2011
УПРАВЛЕНЕЦ / 9-10/25-26/2011
►
Источники
1. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2007.
2. Коробейников О. П., Колесов В. Ю., Трифилова А. А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. №3.
3. Маленков Ю. А. Стратегический менеджмент: учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
4. Веснин В. Р. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. М.: МГИУ, 2007.
5. Масленченков Ю. С., Тронин Ю. Н. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы: учеб. пособие для вузов. М.: Дашков и Ко, 2005.
6. Хорев А. И., Морозов А. Н., Сухору-ков Е. В. Формирование стратегии предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 16(121).
7. Томпсон А. А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
организации. При стратегическом анализе внутренней среды организации рассматривается лишь текущее состояние ресурсов и эффективность их использования.
Наиболее эффективно, по нашему мнению, изучение ресурсов предприятия с позиции возможностей организации для дальнейшего развития.
Понятия «ресурсы» и «ресурсный потенциал» не являются однозначными. Анализ ресурсного потенциала необходим для оценки способностей торговой организации использовать и укреплять свои ресурсы и на этой основе определять направления своего развития, рыночные стратегии, пути укрепления конкурентоспособности.
С точки зрения оценки ресурсного потенциала нами определен алгоритм процесса стратегического анализа (рис. 2).
Анализ ресурсного потенциала организации является основой стра-
тегического анализа и предполагает исследование всех ее внутренних элементов, процессов и подсистем, обеспечивающих ее способность к развитию [3. С. 83].
Ресурсный потенциал организации состоит из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (рис. 3).
Кадровый потенциал - способность организации так использовать трудовые ресурсы, чтобы обеспечить дальнейшее развитие. Кадровый потенциал организации состоит из интеллектуального и творческого потенциалов и показывает, насколько кадровый состав организации соответствует стратегии развития.
Информационный потенциал характеризует возможности организации своевременно получать необходимую информацию по качеству, количеству и полноте в соответствии с составом и содержанием принимаемых управленческих решений.
Целеполагание: определение миссии и постановка стратегических целей
Выбор стратегии развития торговой организации
Рис. 2. Алгоритм стратегического анализа рыночного потенциала и разработки стратегии торговой организации
Инновационный потенциал
Рис. 3. Структура ресурсного потенциала торговой организации
Организационный потенциал - способность использовать соответствующие методы выработки, принятия и реализации управленческих решений для организации системы анализа, планирования и контроля в организации.
Финансово-инвестиционный потенциал - это возможности организации инвестировать необходимые денежные средства в плановое развитие и обеспечивать укрепление рыночных позиций.
Технологический потенциал - способность организации применять прогрессивные технологии, методы и формы реализации товаров и обслуживания покупателей.
Считаем неправомерным выделение инновационного потенциала как самостоятельного элемента ресурсного потенциала торговой организации. По нашему мнению, инновационный потенциал является составной частью организационного, информационного, технологического и кадрового потенциала. Инновационный потенциал организации - совокупность имеющихся у организации средств, возможностей для использования новаций в своей деятельности в соответствии с базовыми целями ее развития. Использование инновационного потенциала является основой развития организации и ее конкурентоспособности.
Анализ элементов ресурсного потенциала выявляет как внутренние возможности организации, способствующие укреплению конкурентоспособности и достижению поставленных целей, так и слабые стороны, которые снижают ресурсный потенциал и способствуют уязвимости организации перед угрозами внешней среды. На выявленные слабые стороны организа-
ция должна в первую очередь обратить внимание.
Система базовых характеристик ресурсного потенциала, своевременное использование которых обеспечивает конкурентоспособность организации, является стратегической платформой организации. Она создает предпосылки для формирования основных направлений развития организации [4. С. 142].
В основе диагностики факторов рынка лежит исследование внешнего окружения организации (рис. 4), включающего различные ее составляющие, с которыми организация взаимодействует и влиять на которые в целом она не может [5. С. 302].
Макросреда характеризует систему условий и факторов, прямой контроль над которыми организация осуществлять не имеет возможности. Основными элементами макросреды являются: экономические, технологические, политические и социальные факторы. Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них. При формировании внешней среды основное влияние оказывает государственная экономическая политика и государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов.
Микросреда характеризует систему условий и факторов, которые формируются в процессе экономических отношений организации с контрагентами по хозяйственным операциям и сделкам и на которые она может оказывать влияние в процессе непосредственных коммуникативных связей. Осуществление эффективных экономических отношений с такими контрагентами (поставщики, покупатели,
References
1. Zub A. T. Strategic management: theory and practice: Tutorial. Moscow: Aspekt-Press, 2007.
2. Korobeynikov O. P., Kolesov V. Yu., Tri-filova A.A. Strategic behavior: from design to realization // Management in Russia and abroad. 2002. № 3.
3. Malenkov Yu. A. Strategic management: textbook. Moscow: TK Velbi, Izdatel-stvo Prospekt, 2008.
4. Vesnin V. R. Strategic management: textbook. Moscow: MSIM, 2007.
5. Maslenchenkov Yu. S., Tronin Yu. N. Strategic and crisis management of a firm. Moscow: Dashkov i Co, 2005.
6. Horev A. I., Morozov A. N., Sukhoru-kov E. V. Enterprise strategy formation // Economichesky analys: theorya i practika. 2008. №16 (121).
7. Thompson A. A., Strickland A. J. Strategic management. The Art to design and realization of the strategy: textbook. Moscow: Banki i birzhi, YUNITI, 2005.
UPRAVLENETS/ 9-10/25-26/2011
УПРАВЛЕНЕЦ / 9-10/25-26/2011
конкуренты, рынок труда, финансовые структуры, различные посредники) по хозяйственной деятельности позволяет организации управлять системой соответствующих условий и факторов в благоприятном для нее направлении.
Взаимосвязь факторов внутренней и внешней среды проявляется через рыночный потенциал торговой организации.
Рыночный потенциал торговой организации - способность экономической системы к эффективному использованию внутренних ресурсов и реализации рыночных возможностей с целью обеспечения конкурентоспособности в соответствии с требованиями рынка.
Другими словами, для определения рыночного потенциала организации торговли необходимо сопоставить ее ресурсный потенциал с основными тенденциями и требованиями рынка.
При несовпадении ресурсного и рыночного потенциалов можно говорить о том, что у организации имеется потенциал, который не отвечает требованиям рынка. Это может касаться как отдельных элементов ресурсного потенциала: кадрового потенциала, организационного потенциала, технологического потенциала (если ресурсный потенциал не отвечает отдельным требованиям рынка, соответствующим этим элементам), так и потенциала организации в целом.
Рыночный потенциал выступает фактором, индикатором конкурентоспособности организации.
С точки зрения ресурсного потенциала конкурентоспособность можно определить как способность торговой организации использовать рыночный потенциал с целью достижения конкурентных преимуществ в текущий момент и на перспективу. Таким образом, конкурентоспособность торговой организации проявляется в эффективности использования рыночного потенциала.
Рыночный потенциал организации помимо способности к реализации рыночных возможностей может включать и скрытый потенциал.
Скрытый потенциал торговой организации - это неиспользованные воз-
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Социокультурные
факторы
Экономические факторы
Научно-технические факторы
Политические факторы
Экологические
факторы
можности, резервы роста, развития, повышения конкурентоспособности организации.
Неиспользование возможностей развития может быть связано с различными причинами. На наш взгляд, правомерно причины резервов раскрыть через структуру скрытого потенциала торговой организации.
Скрытый потенциал торговой организации включает следующие элементы:
1) потери, обусловленные нерациональным использованием рыночного потенциала;
2) альтернативные издержки, обусловленные неиспользованием возможностей рыночной ситуации;
3) новые возможности, порождаемые развитием техники, технологии,
передового опыта, способов хозяйствования, изменяющимися рыночными условиями деятельности.
Алгоритм оценки рыночного потенциала с учетом выявления причин скрытого потенциала представлен на рис. 5.
Любая организация постоянно должна вести поиск неиспользованных возможностей с учетом реальности, осуществимости и целесообразности выявленных резервов.
Когда скрытый потенциал достигает определенного уровня, он может быть реализован в виде открытия нового направления бизнеса, укрепления конкурентоспособности и т.д.
Постоянные изменения внешней и внутренней среды заставляют каждую
организацию торговли корректировать ориентиры своей деятельности, стратегию и процесс ее осуществления.
Организация, желающая повысить свою конкурентоспособность, увеличить эффективность использования своего ресурсного потенциала, должна быть готовой отреагировать на любые внешние изменения рынка. Правильная реакция на изменения и умение их предвидеть - основа эффективной деятельности и успешности на рынке [7. С. 45]. ■
UPRAVLENETS/ 9-10/25-26/2011