Научная статья на тему 'Роль ресурсного потенциала в обеспечении конкурентоспособности предприятия сферы услуг'

Роль ресурсного потенциала в обеспечении конкурентоспособности предприятия сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ / СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS / RESOURCE POTENTIAL / RESOURCE POTENTIAL OF THE TRADING ENTERPRISE OF THE SERVICE INDUSTRY / COMPETITIVENESS STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Ольга Михайловна, Максименко Ирина Анатольевна, Данилова Альбина Сергеевна

В данной статье рассматриваются отдельные аспекты методологии формирования и оценки ресурсного потенциала торговых предприятий с целью принятия эффективных управленческих решений в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорова Ольга Михайловна, Максименко Ирина Анатольевна, Данилова Альбина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE RESOURCE POTENTIAL IN ENSURING THE COMPETITIVENESS OF THE SERVICE INDUSTRY ENTERPRISES

The article considers some aspects of the methodology of resource potential formation and assessment at the trading enterprises, aimed to make efficient management decisions in the long-term perspective.

Текст научной работы на тему «Роль ресурсного потенциала в обеспечении конкурентоспособности предприятия сферы услуг»

УДК 658.6 + 338.46 Федорова Ольга Михайловна

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Торгово-экономического института Сибирского федерального университета [email protected]

Максименко Ирина Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Торгово-экономического института Сибирского федерального университета [email protected]

Данилова Альбина Сергеевна

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента Торгово-экономического института Сибирского федерального университета [email protected]

РОЛЬ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Fedorova Olga Mikhaylovna

PhD in Economics, Assistant Professor of the Management Department, Institute of Trade and Economics, Siberian Federal University [email protected]

Maksimenko Irina Anatolyevna

PhD in Economics, Assistant Professor of the Management Department, Institute of Trade and Economics, Siberian Federal University [email protected]

Danilova Albina Sergeevna

PhD in Economics, Senior Lecturer of the Management Department, Institute of Trade and Economics, Siberian Federal University [email protected]

ROLE OF THE RESOURCE POTENTIAL IN ENSURING THE COMPETITIVENESS OF THE SERVICE INDUSTRY ENTERPRISES

Аннотация:

В данной статье рассматриваются отдельные аспекты методологии формирования и оценки ресурсного потенциала торговых предприятий с целью принятия эффективных управленческих решений в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, ресурсный потенциал, ресурсный потенциал торгового предприятия сферы услуг, стратегия конкурентоспособности.

Summary:

The article considers some aspects of the methodology of resource potential formation and assessment at the trading enterprises, aimed to make efficient management decisions in the long-term perspective.

Keywords:

competitiveness, resource potential, resource potential of the trading enterprise of the service industry, competitiveness strategy.

Развитие современного общества характеризуется ускоренным ростом сферы услуг, способствующей удовлетворению материальных, духовных потребностей общества, рациональному использованию свободного времени, самореализации личности.

Дифференциация сферы услуг обширна, весомую долю в данном секторе занимают одновременно функционирующие крупные, средние, малые и микро-предприятия торговой сферы (более 40 %). Окружающая среда их функционирования характеризуется усилением конкуренции, глобализацией бизнеса, усложнением бизнес-процессов, что говорит о ее повышенной сложности и динамичности. Следовательно, данным предприятиям необходима стратегия, которая позволила бы им приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом выдерживать курс на реализацию поставленных целей.

Стратегия является современным инструментом управления развитием и конкурентоспособностью предприятия в условиях нарастающих изменений во внешней среде. Определение адекватной стратегии дает предприятию существенные конкурентные преимущества.

Анализ научной литературы показал, что все исследователи различают два основных продукта стратегического управления: потенциал предприятия (то есть система, сбалансированная для достижения организационных целей, где «входом» являются ресурсы, а «выходом» - продукция и услуги) и внутренняя структура, или архитектоника предприятия (организационные изменения, обеспечивающие гибкость и чувствительность к изменениям внешней среды). Данные элементы являются составляющими ресурсного потенциала предприятия, так как

идеологически ресурсный потенциал формируется исходя из видения организации на основе двух базовых показателей: потенциала и ресурсов [1, с. 10; 2, с. 38].

Ресурсный потенциал торгового предприятия - это совокупность ресурсов, участвующих в процессе распределения и обмена материальных и нематериальных благ и услуг, объединенных управленческими отношениями в организации, формирование которых обеспечивает ее конкурентоспособность и стратегическое развитие.

Таким образом, стратегическое управление формируется, исходя из видения организации и на основе трех базовых составляющих: ресурсный потенциал, стратегия и конкурентоспособность (рисунок 1). Исследование данных дефиниций позволяет говорить об их диалектическом единстве.

Рисунок 1 - Связь доминантных категорий стратегического развития предприятия

Осуществление деятельности предприятия в условиях рыночной среды обусловливает необходимость ведения им успешной конкурентной борьбы, необходимостью формирования определенных конкурентных преимуществ. Характер этих преимуществ зависит от рыночной среды и способностей предприятия - его ресурсного потенциала [3, с. 10; 4, с. 26-27].

Рассмотрение стратегий предприятия в данном контексте позволяет характеризовать понятие стратегии обеспечения конкурентоспособности как совокупности управленческих решений, представляющих собой программу формирования ресурсного потенциала предприятия, которая обеспечивает качественное развитие его ключевых конкурентных преимуществ и способствует его росту.

Ресурсный потенциал торгового предприятия является сложной системой, обладающей определенной внутренней структурой и характеристиками; в его состав входит совокупность ресурсов, доступная в сложившихся условиях для деятельности предприятия.

Структура потенциала отражает специфику предприятия, особенности его деятельности, а также влияет на оценку его стоимости [5, с. 11-12; 6, с. 514-516]. Основываясь на предложенном определении ресурсного потенциала, специфике торговых предприятиях и факторах (функциональных, определяющих функциональную деятельность; организационных, определяющих организацию (способ управления) этой деятельностью; ресурсных, характеризующих ресурсы, необходимые для организации деятельности и доступности конкурентных преимуществ), обусловливающих деятельность предприятия следующим составом ресурсного потенциала торгового предприятия:

1. Финансово-имущественный потенциал, который показывает соотношение собственного, привлеченного, заемного капитала, возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов, наличие высоколиквидных активов; совокупность средств предприятия, находящихся под контролем организации.

2. Кадровый потенциал, который характеризует численный и профессиональноквалификационный состав работников, их интеллектуальный уровень и способность к обучению и развитию, возможности для обучения и повышения квалификации персонала.

3. Информационно-коммуникативный потенциал, который отображает объем информации о внутренней и внешней среде предприятия и возможности его увеличения и отвечает на вопросы: какую продукцию реализует предприятие, каков сегодня спрос на нее и каковы перспективы, уровень маркетинговых исследований - потенциал продаж производимых изделий, а также перспективы развития потребностей

4. Организационно-предпринимательский потенциал - это объединяющая способность для создания кумулятивного эффекта, понимаемого как умение эффективно соединять все ресурсы предприятия, управленцев (менеджеров) всех уровней и направлений деятельности внутреннего и внешнего характера, а также эффективность организации: структура, адаптивность, организационная культура, динамика управленческих процессов, механизм принятия и реализации решений и применение инноваций и др.

Количественные характеристики данных компонентов определяют их объем и темпы изменений составляющих ресурсов, а качественные характеристики отражают потенциальную способность каждой единицы ресурсов удовлетворять потребность в них.

Процесс формирования стратегии обеспечения конкурентоспособности торгового предприятия включает в себя выявление определенной пропорции компонентов ресурсного потенциала, исходя из направления стратегического развития и требуемого уровня конкурентоспособности предприятия, эти элементы и являются составляющими механизма стратегического управления торговым предприятием, направленным на обеспечение его конкурентоспособности и стратегическое развитие (рисунок 2) [7, с. 12].

Представленная модель описывает причинно-следственную связь ресурсного потенциала, конкурентоспособности и стратегического развития предприятия, показывая, что определенный стабильно-постоянный набор его компонентов в различной пропорции обеспечивает соответствующий уровень конкурентоспособности предприятия или вид стратегического развития.

Рисунок 2 - Модель причинно-следственной взаимосвязи ресурсного потенциала, конкурентоспособности и стратегического развития предприятия

Характеристики данного механизма стратегического управления торговым предприятием, направленного на обеспечение его конкурентоспособность и стратегического развития, представлены на гранях куба (таблица 1).

Таблица 1 - Характеристика граней механизма стратегического управления

торговым предприятием

Стратегии Компонент ресурсного потенциала Уровень (стадия) конкурентоспособности

1.1. Интегрированного роста 2.1.Кадровый потенциал 3.1.Первый уровень конкурентоспособности (управленческая система «внутренне нейтральная»; слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции)

1.2. Концентрированного роста 2.2.Финансово- имущественный потенциал 3.2. Второй уровень конкурентоспособности (управленческая система «внешне нейтральная»; более изощренные формы и методы конкуренции, где ценовая конкуренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслуживания потребителей и т.п.)

1.3. Диверсификации 2.3.Информационно- коммуникативный потенциал 3.3. Третий уровень конкурентоспособности (предприятия этого уровня ориентированы на предвосхищение нужд и запросов потребителей и становятся в один ряд с лидерами отраслей)

1.4. Сокращения 2.4. Организационнопредпринимательский потенциал 3.4.Четвертый уровень конкурентоспособности (предприятия оказываются впереди конкурентов на многие годы)

Процесс разработки и реализации стратегии должен производиться, исходя из соответствия направленности организационного развития и накопленного ресурсного потенциала.

Учитывая все правила, предъявляемые к стратегическому процессу, и особенности торговых предприятий, была разработана модель стратегического управления ресурсным потенциалом (рисунок 3).

И

И

Рч

и

и

к

а

и

к

СР

СР

О

Рч

О

н

Й

<

е

СП

К

с

к

<

ВиДЄНИЄ, МИССИЯ Гф Є ДПр иятия

МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Цепи: формирование и использование ресурсного потенциала, адекватного стратегии конкурентоспособности Принципы: единство направления, научность, доминантность, экономичность и эффективности Методы: - методы долгосрочные; - методы гибких экстренных решений

Платан) ов пшіеі

Контроль

Организация

МЬ тивация

ФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Фитшо&о- щущестееннъш потещиап Кадровый потещиап Ипформащюто-тшуткати&-ный жтеищазл Органа щиото -пред пришмател ь скш жшщиап

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА!

13-------^ :

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

профессией ое нейтральное рещрессшное

СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

м

Рч

и

■'И—н

и

X

к

и

Рч

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

т

рр

о

Рч

о

н

<

Є

СП

К

<

К

<

Рисунок 3 - Модель стратегического управления формирования ресурсного потенциала предприятия, направленная на определение стратегии конкурентоспособности

Представленная модель отображает формирование ресурсного потенциала торгового предприятия, оказывающего управленческое воздействие на бизнес-процессы и его стратегическое развитие посредством функциональной подсистемы системы управления, которая обеспечивает эффективное выполнение присущих ему функций.

Базисом для построения модели является направленность предприятия на стратегическое развитие, обеспечивающее его конкурентоспособность, и рационально сформированный ресурсный потенциал позволит осуществить выбор стратегии в зависимости от направления организационного развития предприятия: стратегия интегрированного роста, концентрированного роста, диверсификации или сокращения.

Представленная модель является вспомогательным инструментом разработки направления организационного развития предприятия, а процесс формирования ресурсного потенциала создает необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии торгового предприятия, направленной на обеспечение ее конкурентоспособности.

Ссылки:

1. Данилова А.С. Формирование ресурсного потенциала торговых предприятий малого бизнеса и оценка эффективности его использования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. К., 2011.

2. Ковалев А.Н. Ресурсный потенциал торговый организаций и эффективность его использования: дис. ... канд. экон. наук. М., 2003.

3. Данилова А.С. Указ. соч.

4. Чаплина А.Н., Войцеховская И.А. Механизм обеспечения конкурентоспособности сетей розничных предприятий: монография. Кр., 2008.

5. Данилова А.С. Указ. соч.

6. Данилова А.С. Анализ инструментов оценки эффективности использования ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса // Проблемы современной экономики. 2009. № 2. C. 514-516.

7. Данилова А.С. Формирование ресурсного потенциала ...

References (transliterated):

1. Danilova A.S. Formirovanie resursnogo potentsiala torgovykh predpriyatiy malogo biznesa i otsenka effektivnosti ego ispol'zovaniya: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. K., 2011.

2. Kovalev A.N. Resursniy potentsial torgoviy organizatsiy i effektivnost' ego ispol'zovaniya: dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2003.

3. Danilova A.S. Op. cit.

4. Chaplina A.N., Voytsekhovskaya I.A. Mekhanizm obespecheniya konkurentosposobnosti setey roznichnykh predpriyatiy: monografiya. Kr., 2008.

5. Danilova A.S. Op. cit.

6. Danilova A.S. Analiz instrumentov otsenki effektivnosti ispol'zovaniya resursnogo potentsiala torgovogo predpriyatiya malogo biznesa // Problemy sovremennoy ekonomiki. 2009. № 2. P. 514-516.

7. Danilova A.S. Formirovanie resursnogo potentsiala ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.