DOI: 10.12731/2218-7405-2013-2-39 УДК 658.1.009.12+338.1
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ
Окольнишникова И.Ю., Шевров В.Ю.
Целью исследования является разработка теоретических подходов к исследованию сущности и структуры ресурсного потенциала предпринимательства в контексте стратегии развития конкурентных преимуществ предпринимательской структуры.
В качестве методологии исследования использованы во взаимосвязи принципы и инструментарий системного и аксиологического подходов.
По результатам проведенного исследования, обладающим научной новизной, уточнен понятийный аппарат и предложено авторское определение ресурсного потенциала предпринимательства, проанализирована модель структуры ресурсного потенциала коммерческой организации и выявлен механизм формирования стратегии обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ организации на основе эффективного использования ее ресурсного потенциала.
Областью применения результатов исследования является управление конкурентоспособностью в целом и ресурсным потенциалом предпринимательской структуры в частности на всех уровнях социально-экономической системы общества.
Ключевые слова: ресурсы; ресурсный потенциал предпринимательской структуры; стратегический актив ресурсного потенциала предприятия; конкурентные преимущества.
THE RESOURCE POTENTIAL AND THE DEVELOPMENT STRATEGY
OF COMPETITIVE ADVANTAGES IN BUSINESS STRUCTURE
Okolnishnikova I.Y., Shevrov V.Y.
The aim of the research is the development of theoretical approaches to the study of the essence and structure of the resource potential of entrepreneurship in the context of the development strategy of the competitive advantages in business structure.
As the research methodology the complex of principles and tools of system and axiological approaches is used.
According to the results of the conducted research, possessing the scientific novelty, the conceptual apparatus is clarified and the author's definition of the resource potential of the enterprise is given, a model of the resource potential structure in commercial organization is analyzed and the mechanism of strategy formation for sustainable competitive advantages provision of the organization on the basis of the effective use of its resource potential is identified.
Area of application of the research results is the control of competitiveness in general and resource potential of entrepreneurial structures, in particular at all levels of the socio-economic system of society.
Keywords: resources; the resource potential of the business structure; strategic asset of the resource potential of the enterprise; competitive advantages.
Особое место в устойчивом развитии российской хозяйственной системы принадлежит предпринимательству как имманентному элементу рыночной экономики. Вместе с тем развитие отечественного предпринимательства сопровождается рядом проблем, обусловленных нестабильностью и перманентной динамикой внешней среды. Причем, если говорить о малых предприятиях, то в настоящее время их совокупный вклад в ВВП страны составляет порядка 10-
12%, что в разы, ниже чем в США, Канады, Германии, Франции и ряда других стран.
Одной из наиважнейших проблем развития российского предпринимательства в данном контексте является низкий уровень эффективности использования его ресурсного потенциала. Вместе с тем, прежде чем сформулировать основные пути повышения эффективности использования ресурсного потенциала российского предпринимательства, следует уточнить понятийный аппарат, связанный с данной научной категорией.
С точки зрения авторов, ресурсный потенциал предпринимательства следует рассматривать на макро- и микро уровнях. На макроэкономическом уровне ресурсный потенциал предпринимательства рассматривается как совокупность ресурсов бизнес-структур, находящихся в их распоряжении и характеризующих возможность их развития в условиях воздействия совокупности факторов внутренней и внешней среды. Вполне очевидно, что ресурсный потенциал предпринимательства на микроуровне характеризуется совокупностью ресурсной базы, необходимой для достижения стратегической устойчивости субъекта хозяйствования в долгосрочной перспективе.
Теоретическое осмысление сущности ресурсного потенциала предпринимательства, выявление источников и разработка путей его эффективного использования позволяет сформулировать основные принципы стратегического развития хозяйственной системы в целом.
Необходимо отметить, что в кризисных условиях функционирования российской экономики определение и управление ресурсным потенциалом должно стать приоритетным направлением стратегии практически любой предпринимательской структуры. Закономерность устойчивого развития предпринимательства от состояния ресурсного потенциала хозяйственной системы очевидна и по существу подтверждается мировой практикой хозяйствования.
Для выявления сущности ресурсного потенциала предпринимательства как объекта исследования экономической науки необходимо, по нашему мне-
нию, остановиться на основных теоретических подходах к определению данной научной категории.
В целом категория «потенциал» довольно широко используется в научной литературе в качестве оценки и подразделяется на производственный, финансовый, инвестиционный, интеллектуальный, экономический, трудовой, информационный и т.д. Отметим, то в самом общем виде «потенциал» представляет собой совокупность средств, запасов, источников, имеющихся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения цели [1, 2]. Иногда данный термин потенциал трактуется как «возможности» или «способность», но в каждый определенный момент времени можно обозначить совокупность средств, определяющих данную способность [3].
В контексте определения «ресурсный потенциал» необходимо обозначить позицию, касающуюся термина ресурсы. В экономической теории к ресурсам относятся совокупность отдельных элементов, прямо или косвенно участвующих в процессе производства или оказании услуг. С данной позиции важнейшей особенностью категории «ресурсы» является непосредственная связь с процессом производства, т.е. ресурсы в процессе использования принимают форму основных производственных факторов. По сути, экономические ресурсы представляют технологические, материально-технические, природные, социальные и иные факторы, которые могут быть вовлечены в производственный процесс, который опосредованно удовлетворяет общественный спрос. Основная особенность всех видов экономических ресурсов, используемых в экономической системе, является их количественная и качественная ограниченность.
С целью уточнения ресурсного потенциала предпринимательства на микроуровне следует остановиться на теоретических подходах к исследованию данного термина.
В настоящее время проблемам исследования ресурсного потенциала предприятия имеется довольно значительное количество публикаций. Приве-
дем некоторые определения, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают сущность этой научной категории. В работе [6] ресурсный потенциал рассматривается как «совокупность имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов (земельные, трудовые, материальные)».
Следуя автору публикации [4], величина ресурсного потенциала предприятия определяется количеством ресурсов, которыми оно располагает, и условиями, позволяющими достичь наиболее полного и рационального их использования.
В работе [5] ресурсный потенциал определяется как совокупная величина реализованных и нереализованных возможностей использования ресурсов в процессе удовлетворения общественных потребностей и выражающуюся в ресурсной форме ее представления. При этом автором делается вывод, что наращивание ресурсного потенциала лежит не в плоскости увеличения его объемных характеристик, а в системно-структурном анализе ресурсов.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно утверждать, что ресурсный потенциал - это характеристика состояния системы, научная категория, которая одновременно отражает сущность теоретических основ множества реальных процессов и явлений.
В целом под ресурсным потенциалом хозяйствующего субъекта следует понимать его способность наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную бизнес-задачу при максимально эффективном использовании имеющихся экономических ресурсов. [8]
Ресурсный потенциал предпринимательской структуры, как следствие, можно трактовать как совокупность различных видов ресурсов фирмы, необходимых для обеспечения устойчивого развития в условиях рискообразующих факторов внешней и внутренней среды.
Модель структуры ресурсного потенциала коммерческой организации представлена на рисунке 1. Как видно из данного рисунка, основными структурными составляющими ресурсного потенциала являются элементы, которые
имеют различное функциональное назначение: материальные, информационные, финансовые, интеллектуальные и другие виды ресурсов.
Рис. 1. Модель структуры ресурсного потенциала коммерческой
организации
Материальные ресурсы, являются производственной основой, определяют технико-технологическую базу потенциала, которая впоследствии будет влиять на масштабы и темпы предпринимательской деятельности. Данные ресурсы формируются в отраслях, изготавливающих средства производства, которые путем использования инновационных технологий закладывают в них потенциальные возможности, которые должны быть впоследствии реализованы в хозяйственной практике.
В условиях перехода к инновационной экономике особое значение приобретают информационные ресурсы (в том числе такие активные формы, как
базы знаний, модели, алгоритмы, программы и т.д.). Необходимо отметить, что с развитием общества и активизацией использования знаний запасы информационного ресурса не уменьшаются, а напротив, возрастают, причем данный вид ресурсов может быть эффективно реализован только при условии объединения с другими видами ресурсов.
Финансовые ресурсы являются составной частью ресурсного потенциала как органичное единство наличных ресурсов и неиспользованных возможностей их альтернативного вложения. Данные ресурсы характеризуются совокупностью источников и запасов финансовых возможностей, которые есть в наличии и могут быть использованы для реализации стратегических целей бизнеса.
Основной составляющей ресурсного потенциала является интеллектуальный ресурс, который не просто выполняет обеспечивающую функцию, а выступает механизмом стратегического развития предпринимательской структуры. В данном аспекте интеллектуальный ресурс выступает как совокупность производственных навыков, знаний, способностей, которыми владеет человек, которые ему принадлежат, и неотделимы от него и практически используются им в повседневной жизни.
Особое место в структуре ресурсного потенциала отводится организационно-управленческим ресурсам, которые можно определить как совокупность ресурсов стратегической направленности. В отличие от других ресурсов, управленческие ресурсы носят преимущественно нематериальный характер, относятся к человеческому капиталу и в большей степени ориентированы на обеспечение условий для достижения качественно нового состояния развития, чем на решение оперативно-тактических задач.
Отметим, что развитость и качество организационно-управленческих ресурсов определяют, в конечном счете, уровень ресурсного потенциала предприятия. Организационно-управленческие ресурсы относятся к человеческим ресурсам и по существу характеризуют внутреннюю способность и готовность субъекта хозяйствования к самоорганизации, самоуправлению и саморазвитию.
Поэтому по своей функциональной специфике они являются преобразовательными.
В результате систематизации различных теоретических подходов к обоснованию сущности рассматриваемой категории можно сформулировать следующее определение. Под ресурсным потенциалом предпринимательства следует понимать совокупность имеющихся и сопряженных между собой ресурсов, обеспечивающих реализацию производственной деятельности, эффективное использование которых позволяет в долгосрочной перспективе достичь устойчивых конкурентных преимуществ на рынке.
Одной из основных задач управления ресурсным потенциалом предприятия является определение его необходимого уровня. Установление необходимого уровня ресурсного потенциала субъекта предпринимательской деятельности позволяет оценить:
а) фактический уровень ресурсного потенциала предпринимательской структуры;
б) возможности повышения уровня ресурсного потенциала организации;
в) перспективы дальнейшего устойчивого развития организации в условиях нестабильности внешней среды.
Следует отметить, что в условиях изменяющейся внешней среды обеспечить устойчивое функционирование субъекта хозяйствования возможно только на основе формирования и реализации адекватной стратегии развития. Поэтому для обеспечения конкурентных преимуществ предприятия необходимо оценить, прежде всего, фактическое состояние его ресурсного потенциала (входной ресурсный потенциал предприятия), а затем определить пути его эффективного использования и соответственно повышения (выходной ресурсный потенциал предприятия).
Исходя из сказанного, возникает задача разработки стратегии обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ организации на основе эффективного управления ее ресурсным потенциалом. В условиях усиления конкурент-
ной борьбы основная задача, которую должна решать такая стратегия, состоит во внедрении инноваций и прогрессивных технологий в производственный процесс.
Стратегический актив предпринимательской структуры характеризует потенциальную возможность достижения экономической устойчивости и конкурентных преимуществ в условиях нестабильной внешней среды. Управление стратегическим активом ресурсного потенциала предприятия предполагает управление, основанное на долгосрочном прогнозировании развития организации, использовании интеллектуальных ресурсов, позволяющее своевременно реагировать на изменение внешней среды и обеспечивающее ей конкурентные преимущества в достижении целевых функций бизнеса.
Как отмечается в специальной литературе, стратегические активы предприятия характеризуются следующими признаками:
а) ценность для предприятия;
б) отсутствие заменителей;
в) сложность копирования или воспроизведения;
г) редкость. [7]
Устойчивые конкурентные преимущества организации, по сути, являются результатом взаимодействия достаточно сложной структуры ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности. Такая довольно сложная конструкция является следствием взаимодействия совокупности ресурсов, посредством чего они приобретают преимущество от использования в обеспечении стабильного развития компании.
Для того, чтобы организация обладала экономической устойчивостью, а, следовательно, и конкурентными преимуществами, она должна иметь определенные специфические особенности, которые делают ее в определенном смысле индивидуальной. В противном случае предприятия-конкуренты могут воспроизвести ее наработки, а последующая жесткая конкуренция резко снизит устойчивость бизнес-структуры.
В целом можно утверждать, что конкурентное преимущество бизнес-структуры присутствует, когда организация разрабатывает и реализует инновационную стратегию, обеспечивающую ей экономическую устойчивость, причем эта инновационная стратегия не может быть использована в ближайшей перспективе предприятиями-конкурентами.
Таким образом, формирование системы устойчивого развития предпринимательских структур тесно связано с развитием конкурентных преимуществ организации, которые в конечном итоге воплощаются в концепции, основанной на интеллектуальных ресурсах.
Важно отметить, что в условиях перехода к экономике инновационного типа главную роль в формировании устойчивых конкурентных преимуществ современных предприятий играют не столько материальные активы, сколько интеллектуальные ресурсы, или знания. Стратегический характер знаний как системообразующего элемента ресурсного потенциала предпринимательских структур имеет первостепенное значение не только для отдельно взятого субъекта хозяйственной деятельности, но и для устойчивого, поступательного развития всей отечественной хозяйственной системы страны в целом.
Список литературы
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: маркетинговые исследования, организация международного маркетинга, бенчмаркинг: учебник. СПб: Питер, 2012. 556 с.
2. Большая советская энциклопедия. Т. 20. М., 1977.
3. Большой экономический словарь / под. ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1997.
4. Клепиков Ю.Н. Оценка уровня и стратегия улучшения использования экономического потенциала предприятия: Автореф. дис... канд. экон. наук. Белгород, 1999. 16 с.
5. Окорокова Л.Г. Ресурсный потенциал предприятий. СПб.: Изд-во С-ПбГТУ, 2005.
6. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. Кн. 2. / под ред. A.M. Прохорова. М.: Большая российская энциклопедия, 2000. 1023 с.
7. Barney J. B. Firm resources and sustainable competitive advantage. Journal of Management 17, no. 1 (1991): 99-120. http://business.illinois.edu/josephm/BA545_Fall%202011/S10/Barney%20(1991).pdf
8. Schulze W.S. The two schools of thought in resource-based theory: definitions and implications for research // Shrivastava P., Huff A.S., Dutton J.E. Advances in Strategic Management. Volume 10 A. JAI Press, Greenwich, CT. 1994.
References
1. Bagiev G.L., Tarasevich V.M. Marketing: marketingovie issledovaniya, organisatiya megdunarodnogo marketinga, bentshmarketing: utshebnik [Marketing: marketing research, organization of international marketing, benchmarking: course book], SPb: Piter, 2012. 556 p.
2. Bolshaya sovetskaya enziklopediya [Great Soviet encyclopedia]. Vol. 20. М., 1977.
3. Azriliyana A.N. Bolshoy economitsheskiy slovary [The big economic dictionary]. М.: Institut novoy economiki, 1997.
4. Klepikov Y.N. Ozenka urovnya I strategiya ulutsheniya ispolsovaniya economitsheskogo potenzialapredpriyatiya [An assessment of the level and the strategy of improving the use of the economic potential of the enterprise]. Belgorod, 1999. 16 p.
5. Okorokova L.G. Resursny potenzial predpriyatiy [The resource potential of the enterprises]. SPb.: Izd-vo SPbGTU, 2005.
6. Rossiyskiy enziklopeditsheskiy slovar: Kn. 2. [Russian encyclopedic dictionary: Book 2]. М.: Bolshaya rossiyskaya iklopediya. 2000. 1023 p.
7. Barney J. B. Firm resources and sustainable competitive advantage. Journal of Management 17, no. 1 (1991): 99-120. http://business.iUinois.edu/josephm/BA545_Fall%202011/S10/Barney%20(1991).pdf
8. Schulze W.S. The two schools of thought in resource-based theory: definitions and implications for research. Shrivastava P., Huff A.S., Dutton J.E. Advances in Strategic Management. Volume 10 A. JAI Press, Greenwich, CT. 1994.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Окольнишникова Ирина Юрьевна, декан торгово-экономического факультета, заведующий кафедрой «Маркетинговые коммуникации», доктор экономических наук, доцент.
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
пр-т Ленина, д. 76, г. Челябинск, 454080, Россия e-mail: okolnishnikova@yandex. ru
Шевров Влад Юрьевич, аспирант очной формы обучения
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
пр-т Ленина, д. 76, г. Челябинск, 454080, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Okolnishnikova Irina Yurievna, Dean of Trade-Economic Faculty, Head of Marketing Communications Dpt, Doctor of Economics
South-Ural state University (national research university) 76, Lenin Ave., Chelyabinsk 454080, Russia e-mail: okolnishnikova@yandex. ru Shevrov Vlad Yurievich, post-graduate student
South-Ural state University (national research university) 76, Lenin Ave., Chelyabinsk 454080, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Усова Анастасия Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Менеджмент» Уральского социально-экономического института (филиала) ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»