8. Индексы тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом по РФ // www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/trans/tab-gruz1.htm (дата обращения: 17.12.2017).
9. Назарова В.В. Оценка рисков реализации инвестиционных проектов в лесном секторе России // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 4(44). - С. 431 - 435.
10. ЛПК стабилизируется // www.lesindustry.ru. Электронный журнал «Лесная индустрия». URL: http://www.lesindustry.ru/issues/ li_n98/LPK_stabiliziruetsya_1303/ (дата обращения: 17.12.2017).
11. Приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // www.consultant.ru. Информационный портал нормативно-правовой документации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения: 26.12.2017).
12. Динамика рентабельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации // www. gks.ru. www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/finance/# (дата обращения: 24.12.2017).
13. Российским ЦБК придётся искать новые ниши // spb.rbcplus.ru. РБК. Целлюлозно-бумажная промышленность, выпуск № 1, 30 марта 2016 года. URL: http://spb.rbcplus.ru/news/56fbbfac7a8aa917cd3e61e1 (дата обращения: 24.12.20170.
14. Динамика финансового результата организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации // www.gks.ru.www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/finance/# (дата обращения: 24.12.2017).
15. Затраты на производство и продажу продукции в расчёте на 1 рубль произведённой продукции в Российской Федерации // www.gks.ru.www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/efficiency/# (дата обращения: 24.12.2017).
16. Основные фонды // www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/# (дата обращения: 17.12.2017).
ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА ЗАПАДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Л.И. Данилова,
профессор кафедры экономики и управления развитием территорий Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук kaf.mggo-fei@mail.ru
В статье, рассматриваются особенности земельного фонда муниципальных образований, входящих в Западную экономическую зону Республики Саха (Якутия). Исследования проводились в рамках проекта «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия)», входящего в Программу комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2022 гг.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), земельный фонд Республики Саха (Якутия), категории земель
УДК 332.334 ББК 65.28(2)
В настоящее время в пространственном отношении территориальную структуру хозяйства Республики Саха (Якутия) образуют муниципальные районы и городские округа, объединенные в экономические зоны, — Арктическая, Восточная, Западная, Центральная, Южная, отличающиеся географическим месторасположением, общностью транспортной и энергетической инфраструктуры, наличием традиционных экономических, социальных и культурных связей [1].
К территории Западной экономической зоны, составляющей 618,1 тыс. кв. км или 20% от общей территории Республики Саха (Якутия), отнесены 7 муниципальных районов республики: Верхневилюйский, Вилюйский, Ленский, Мирнинский, Нюрбин-ский, Олекминский, Сунтарский, в которых проживает 229,1 тыс. чел. или 23,9% от общей численности населения субъекта Российской Федерации.
В Западной экономической зоне развиваются отраслевые комплексы алмазодобывающей и нефтегазовой промышленности, гидроэнергетика, мясомолочное животноводство. На социально-экономическое развитие региона значительное влияние оказывает структура и использование земельного фонда.
Земельный фонд Республики Саха (Якутия) на 1 января 2016 года составляет 308352,3 тыс. га, в котором лесной фонд занимает 82,0%, земли запаса — 6,9%, земли сельскохозяйственного назначения — 6,3%, земли особо охраняемых территорий — 4%, земли водного фонда, земли населенных пунктов, земли промышленности и иного специального назначения — менее 1%.
В общей площади земель Якутии Западная экономическая зона занимает 19,8% или 61091,7 тыс. га. Лесной фонд со-
ставляет 94,4% или 57655,3 тыс. га в общих площадях земель, земли запаса — 2,9% или 1772,4 тыс. га, земли сельскохозяйственного назначения — 0,4% или 268,7 тыс. га, земли водного фонда — 0,7% или 405,97 тыс. га, земли особо охраняемых территорий — 1,5% или 894,8 тыс. га, земли населенных пунктов, земли предприятий промышленности, транспорта и иного не сельскохозяйственного назначения — менее 1% (60,1 тыс. га и 34,4 тыс. га соответственно).
По сравнению с показателями Республики земли сельскохозяйственного назначения в Западной экономической зоне в общем фонде составляют незначительную долю 0,4%, что обуславливает относительно низкий экономический потенциал развития сельского хозяйства по сравнению с другими экономическими зонами, в частности по сравнению с Арктической экономической зоной — 9,2%, Центральной экономической зоной — 2,1%. Заметим, что в Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения составляют 22,6%.
Площади земель по категориям по признаку целевого назначения в разрезе муниципальных районов Западной экономической зоны представлены в табл.1. В фонде имеют место земли особо охраняемых территорий и объектов — Государственный природный заповедник федерального значения «Олекминский».
В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» в муниципальных районах Западной экономической зоны созданы шесть территорий традиционного природопользования местного значения (особо охраняемые территории, об-
Таблица 1
Характеристика земельного фонда муниципальных районов Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия) за 2016 гг., в гектарах
№ Показатели Верхневи-люйский Вилюй-ский Ленский Мирнин-ский Нюр-бинский Олек-минский Сунтар-ский
1 Общая площадь земель 4205025 5519348 7699905 16564172 5243624 16079184 5780408
2 Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, всего 22651 33531 19439 14864 45249 76909 56086
2.1. В том числе:
2.1.1. пашни 1477 987 2160 846 2538 10439 6991
2.1.2. залежи 413 214 188 - 1001 602 -
2.1.3. многолетние насаждения - - 438 292 - 14 5
2.1.4. сенокосы 18955 22449 6790 2915 27814 19893 38777
2.1.5. пастбища 841 5508 2259 3157 11866 14914 5510
2.2. из сельскохозяйственных угодий земли:
2.2.1. общественного сектора 2148 6311 2250 6041 9819 8969 13764
2.2.2. крестьянских хозяйств и родовых общин 5819 2642 3051 400 2814 5128 12421
2.2.3. прочие 11215 11536 3741 931 16287 15923 33982
3 Количество землевладельцев 10293 13014 12878 2358 8618 14064 10932
4 Земли населенных пунктов — всего 4983 2985 8551 5561 13095 4851 20080
5 Земли предприятий промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения 495 2569 2441 24636 1355 1047 1852
6 Земли особо охраняемых территорий - - - - - 894688 64
7 Земли лесного фонда 3803444 5114166 7462501 16034776 4894646 15049314 5296446
8 Земли водного фонда 9904 17740 37267 251097 33661 32371 23934
9 Земли запаса 363548 348357 169706 233238 255618 20004 381946
Таблица составлена на основе данных Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия)
разованные для ведения традиционного природопользования, традиционной хозяйственной деятельности и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера Республики Саха (Якутия)). В Мирнинском районе — 2 (общей площадью 1546,38 тыс.га), в Олекминском районе — 4 (общей площадью 3165,87 тыс. га), что в сравнительной оценке меньше, чем в других экономических зонах. Например, в Арктической экономической зоне территории традиционного природопользования составляют 107921.9 тыс. га.
Для муниципальных районов Западной экономической зоны, исходя из природных условий, характерно наличие относительно больших площадей пастбищ и сенокосов в составе земель сельскохозяйственного назначения, что обуславливает преимущественно животноводческую специализацию сельского хозяйства.
В структуре земельного фонда муниципальных районов, входящих в Западную экономическую зону, в динамике наблюдаются те же тенденции, которые прослеживаются в целом по Республике Саха (Якутия) (табл.2). Во всех муниципальных райо-
№ Показатели Верхневи-люйский Вилюй-ский Ленский Мирнин-ский Нюр-бинский Олек-минский Сунтар-ский
1 Общая площадь земель 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
2 Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, всего 96,3 110,6 94,3 101 88,7 116,4 98,6
2.1. В том числе:
2.1.1. пашни 123,1 116,4 98,0 100 59,0 89,2 96,9
2.1.2. залежи 65,2 128,9 100,0 - 149,9 190,5 -
2.1.3. многолетние насаждения - - 98,6 100 - 155,6 100,0
2.1.4. сенокосы 96,4 125,1 102,7 102 93,7 100,8 100,5
2.1.5. пастбища 96,0 130,4 99,3 100 86,4 144,9 95,2
2.2. из сельскохозяйственных угодий земли:
2.2.1. общественного сектора 29,7 54,5 36,5 94 35,5 33,4 79,7
2.2.2. крестьянских хозяйств и родовых общин 97,5 82,6 150,8 119 149,4 100,9 107,8
2.2.3. прочие 99,7 11,6 105,9 100 86,3 157,5 149,2
3 Количество землевладельцев 141,0 в 47,5 раз в 24,9 раза в 27,7 раз в 374,7 раза в 118,2 раз в 113,9 раз
4 Земли населенных пунктов — всего 100,0 101,6 96,5 100 100,1 100,8 100,1
5 Земли предприятий промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения 102,7 111,6 60,6 84 103,0 87,0 103,6
6 Земли особо охраняемых территорий - - - - - 100,5 100,0
7 Земли лесного фонда 100,0 100,0 100,0 100 100,0 100,0 100,0
8 Земли водного фонда 100,0 100,0 100,0 100 100,0 100,0 100,0
9 Земли запаса 100,2 99,1 100,3 100 102,3 63,8 100,2
Таблица 2
Изменение земельного фонда муниципальных районов Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия) за 2001—2016 гг., в %
нах увеличилось количество землевладельцев, снижаются земли общественного сектора в сельскохозяйственных угодьях.
Однако наблюдается дифференциация в темпах изменений площадей отдельных категорий земель муниципальных районов. Выявлено, что специализация муниципальных районов не повлияла на динамику показателей за этот период. Например, в сельскохозяйственных Верхневилюйском, Сунтарском районах снижаются площади земель сельскохозяйственного назначения, также в Вилюйском, Нюрбинском, Олекминском районах значительно увеличились залежи земель.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2035 года, на террито-
рии Западной экономической зоны приоритетными направлениями использования земельных ресурсов являются проекты, связанные с освоением месторождений природных ископаемых крупными недропользователями, развитием товарного производства в традиционных отраслях жизнедеятельности, созданием производственных формирований кластерного типа [1]. Исходя из этого, прорыв в развитии инфраструктуры региона повысит доступность земельных ресурсов. Таким образом, земельный фонд Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия) позволит развивать, наряду с освоением месторождений алмаза, нефти, газа, лесозаготовку и деревообработку, животноводство и земледелие.
Литература
1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2011 г. № 136-ФЗ. // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/
2. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2035 года с определением целевого видения до 2050 года. https://mineconomic.sakha.gov.ru/Strategiya-2030
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ЗАПАДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИИ)*
Е.Р. Романова,
доцент-исследователь Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
кандидат экономических наук, RER_77@mail.ru
В статье показано состояние отраслей Западной экономической зоны Якутии, рассмотрены перспективы их вовлечения в хозяйственный оборот. По результатам ретроспективного анализа выявлены эффективные отрасли специализации и перспективы их развития в условиях реализации Стратегии социально-экономического развития РС(Я) до 2030 года. Охарактеризованы основные показатели по отрасли «Добыча полезных ископаемых», обозначены наиболее крупные хозяйствующие субъекты, Выявлены факторы территориального размещения производства и главные отрасли специализации, дающие наибольший экономический эффект. Даны рекомендации по повышению эффективности отраслей специализации Западной экономической зоны РС(Я). Предложены направления дальнейших исследований. Показано, что потенциал ресурсов добывающей промышленности Западной Якутии играет существенную роль в экономике региона и его значение будет возрастать и в перспективе.
Ключевые слова: добывающая промышленность, Республика Саха (Якутия), нефтегазовая промышленность, добыча алмазов, стратегия региона.
УДК 338.242:622 (571.56)
Западная экономическая зона Республики Саха (Якутия) включает такие районы (улусы), как: Мирнинский. Ленский, Вилюйский, Верхневилюйский, Нюрбинский улус, Сунтарский улус, Олекминский МР. Вклад перечисленных районов в социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) значителен, что подтверждается долей валового муниципального продукта в общей ВРП РС (Я).
Муниципальные районы, относящиеся к Западной Якутии, характеризуются наличием значительных запасов и ресурсов твердых полезных ископаемых, но при этом вовлекаемость потенциальных запасов в хозяйственный оборот в экономическом плане слабо развита. Наибольшее экономическое значение для реализации стратегии региона имеет добыча алмазов, нефти, газа, золота.
Согласно проведенному ретроспективному анализу хозяйственной деятельности выявлено, что отраслями специализации для Западной экономической зоны являются: «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающее производство», «Сельское хозяйство» (рис 1.)
Как показывают данные, в общем объеме производства Республики в настоящее время на долю добывающей промышленности приходится до 49%, строительства — 18%, сельского хозяйства — 20%, обрабатывающей промышленности — около 5%. С учетом малого бизнеса на долю Западной Якутии приходится почти половина (48,5%) объема производства основ-
* Статья подготовлена по результатам проекта «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 годы».
ных видов экономической деятельности (по разделам А, В, С, 0, Р) республики.
Рис. 1. Доля объема отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами по видам экономической деятельности Западной экономической зоны РС (Я)
В соответствии с выбранной методикой на первом этапе выполнены количественные интегральные расчеты эффектив-