_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 338.439.6
Милоенко Елена Васильевна
старший преподаватель ФГБОУ «Государственный аграрный
университет Северного Зауралья»,
г. Тюмень
ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩЬЮ
Аннотация
В статье представлены основные показатели медицинского обслуживания жителей сельских территорий Тюменской области: динамика, тенденции и перспективы.
Ключевые слова
медицинское обслуживание, сельские территории, социальные стандарты, социально-экономическое
развитие.
На основании исследований учеными были выявлены основные группы факторов, негативно влияющих на здоровье населения: качество жилья, плотность заселения, удовлетворенность жилищными условиями, аренда жилья, общее ухудшение жилищных условий за 10 лет; район проживания (наличие преступности, чистота воздуха, ухоженность территории, развитость транспортной сети) [9, с. 36].
Медицинская помощь сельскому населению оказывалась в 2014 году в 22 областных больницах, расположенных в муниципальных образованиях, 23 участковых больницах, 40 врачебных амбулаториях, 25 офисах врачей общей врачебной практики, 684 фельдшерско-акушерских пунктах [8].
В рамках программы модернизации медицинского обслуживания, в целях достижения максимального приближения первой помощи сельскому населению в малонаселенных пунктах с числом жителей менее 100 человек (где нет ФАПов) создано 99 домовых хозяйств. Кроме того, были определены ответственные лица, на которых возложены функции оказания первой помощи (само- и взаимопомощь). Все работники домовых хозяйств прошли обучение на базе территориального Центра медицины катастроф (г. Тюмень).
Оценку обеспеченности населения Тюменской области медицинской помощью представим в таблице 1.
Таблица 1
Оценка уровня медицинского обслуживания населения *
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
- в городе 15,8 15,9 17,0 16,8 17,0
- в сельской местности 16,9 16,8 17,8 17,6 17,4
Смертность на 1000 чел. 9,0 8,5 8,4 8,2 8,3
- в городе 7,7 7,4 7,3 7,0 7,2
- в сельской местности 13,4 12,8 12,7 12,5 12,5
Превышение рождаемости над смертностью, промилле 7,1 7,6 8,8 8,8 8,8
- в городе 8,1 8,5 9,7 9,8 9,8
- в сельской местности 3,5 4,0 5,1 5,1 4,9
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет 69,46 70,45 70,80 71,4 71,50
Численность врачей: - всего, тыс. человек 18,4 18,6 17,9 18,3 18,4
- на 10 000 населения, чел. 53,9 53,8 51,0 51,7 51,3
Численность среднего медицинского персонала: - всего, тыс. человек 44,1 44,2 44,2 44,8 45,2
- на 10 000 населения, чел. 129,5 127,6 125,8 126,3 126,2
Наличие амбулаторно - поликлинических организаций, единиц 337 322 321 327 466
Мощность амбулаторно - поликлинических организаций:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ^БЫ 2410-700Х
Продолжение таблицы 1
всего, посещений в смену 90927 93771 92301 92910 93824
на 10 000 населения 267,0 271,1 262,9 262,0 262,0
Число фельдшерско-акушерских пунктов, единиц 785 775 774 777 775
* Составлено автором. Источник: [8]
Анализ данных таблицы 1 показывает значительный рост обеспеченности жителей региона амбулаторно-поликлиническими организациями, врачами, средним медицинским персоналом, что положительно. Однако численность фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) значительно сократилась на 196 единиц (20,2 %), что снижает доступность медицинской помощи для граждан.
Улучшение материально-технической базы в сельских районах привело к повышению доступности медицинской помощи: число врачебных посещений на 1 жителя увеличилось с 6,8 посещений в 2003 г. до 8,2 в 2014 г.
В 2008-2014 годах в исследуемом регионе значительно улучшилось состояние учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в сельской местности, в том числе ФАП. С целью приближения специализированной помощи населению сельских районов осуществляются выездные формы работы профильных областных учреждений (кардиология, онкология, офтальмология). Повышение доступности и качества предоставляемых медицинских услуг позволило увеличить рождаемость в области за 6 лет на 10,38% в городе и 2,35% в сельской местности, а показатель ежегодного уровня смертности сельского населения сократился с 13,8 в 2009 году до 12,5 на 1000 населения в 2014 году.
В сельских поселениях региона прослеживается негативная тенденция к сокращению больничных учреждений, ФАПов, наблюдается концентрация медицинских услуг в крупных сельских населенных пунктах. Эта ситуация приводит к значительному ухудшению территориальной доступности медицинских учреждений и услуг скорой помощи для своевременной диагностики и лечения заболеваний.
Рекомендуем привести наличие сельских учреждений здравоохранения в соответствие с социальными стандартами, развивать аптечную сеть по продаже медикаментов на селе, более активно реализовывать федеральную программу «Земский доктор» (в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 326 «Об обязательном медицинском страховании») в регионе, позволяющую пополнить медицинские учреждения молодыми специалистами.
К 2015 году в Тюменской области в два раза увеличилось количество врачей в сельских поселениях региона с начала действия в 2012 году федеральной программы «Земский доктор». Единовременные выплаты в размере 1 млн. рублей получили 422 врача, из них 91 врач приехал работать в деревню в 2014 году. За три года действия программы 115 медработников в возрасте до 35 лет со средним профессиональным образованием, которые согласились трудиться в сельских территориях области, получили в качестве подъемных по 500 тыс. рублей [8].
Список использованных источников:
1. Вахитова З.Т. Некоторые аспекты финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий //Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 10. С. 162-165
2. Вахитова З.Т. Особенности государственной поддержки сельского хозяйства региона //Наука и Мир. 2013.№ 4. С. 113-114.
3. Вахитова З.Т. Особенности развития сельского туризма в Тюменской области //Научно-исследовательские публикации. 2014. № 2 (6). С. 53-58.
4. Милоенко Е.В. Методика комплексной оценки качества жизни населения Тюменской области// Экономика и предпринимательство. 2015. № 3(56). С. 222-229
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
5. Милоенко Е.В. Проблемы и перспективы рынка страхования в России и Тюменской области// Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 10. С 147-150
6. Морозова И.М. Региональное законодательство для предпринимателей Тюменской области//Символ науки. 2016. № 1. С. 152-155
7. Морозова И.М. Субсидии на развитие животноводства и ЛПХ в Тюменской области//Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 11(51). С. 99-104.
8. Официальный сайт Территориального органа статистики по Тюменской области [электронный ресурс]. Режим доступа: http://tumstat.gks.ru
9. Сбережение народа /Под ред. Н.М. Римашевской; Ин-т соц.- экон. проблем народонаселения РАН.- М.: Наука.- 2007.- 326 с.
© Милоенко Е.В., 2016
УДК 330
Морозова Ирина Михайловна
Старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, финансов и аудита, ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень E-mail: [email protected]
СОДЕЙСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБРАЗУЮЩИХ ИНФРАСТРУКТУРУ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства также включены центры и агентства по развитию предпринимательства. Ключевыми субъектами инфраструктуры следует выделить государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства. О том, какое содействие оказывают такие организации предпринимателям Тюменской области рассказано в данной статье.
Ключевые слова
Малое и среднее предпринимательство, консультационные услуги, бизнес-инкубатор, микрозаймы,
субсидии, софинансирование.
Само понятие «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» представлено как система коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Тюменской области активно функционируют следующие объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области»;
- Фонд микрофинансирования Тюменской области;
- Гарантийный фонд;
- Центр поддержки предпринимательства;