УГРОЗЫ ИБЕЗОПАСНОСТЬ
36 (177) - 2012
УДК 336.22(075)
ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
О. П. ДОРОШИНА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры налогов и налогообложения
E-mail: okostinatisbi@yandex. ru
Университет управления «ТИСБИ»
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности практикуется в мировой практике в целях снижения налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса, стимулирования государством развития данного сегмента экономики. Актуальной является проблема использования упрощенной системы налогообложения крупным бизнесом и связанных с этим правонарушений, выявляемых налоговыми органами в ходе контрольных мероприятий. В статье представлена оценка практики данной проблемы в Республике Татарстан.
Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, налоговый контроль, налоговые правонарушения.
Упрощенная система налогообложения представляет собой особый режим налогообложения, при котором происходит упрощение действующего порядка налогообложения, учета и отчетности, замена совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия (индивидуального предпринимателя) за отчетный (налоговый) период.
Упрощенная система налогообложения - это весьма выгодная с точки зрения налоговой нагрузки схема налогообложения. С учетом популярности и опыта применения упрощенная система налогообложения постоянно совершенствуется - как
в части законодательства, так и в части практики применения специального режима самими предпринимателями. Однако у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, остается множество противоречий и проблем, возникающих при применении данного режима, что в свою очередь ведет к нарушениям налогового законодательства. Так, возникают проблемы использования упрощенной системы налогообложения аффилированными лицами, дробления бизнеса в целях минимизации налогоплательщиками своих платежей, сокрытия значительных денежных потоков. Поэтому роль проверок налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения, весьма значительна.
В целях обеспечения выполнения главной задачи налогового органа - контроля за соблюдением налогового законодательства - налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по его усилению, проводят постоянное совершенствование применяемых форм и методов. Так, налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов [1].
Налоговые органы на практике очень широко используют камеральную проверку как форму налогового контроля. Объясняется это, с одной стороны, высокой финансовой, временной, кадровой затратностью выездных проверок в сравнении
с камеральными проверками. С другой стороны, традиционно именно камеральные проверки являются для налоговых органов основным источником сведений, необходимых для назначения выездной проверки, источником данных относительно потенциальных кандидатов на выездную проверку.
Результаты проведения камеральных проверок единого налога по упрощенной системе налогообложения по Республике Татарстан и выявленные по ним нарушения за 2009-2011 гг. представлены в табл. 1.
Исходя из анализа данных табл. 1, видно, что количество выявленных нарушений с 2009 по 2011 г. выросло. Если по организациям было выявлено в 2009 г. 2 975 нарушений, то в 2011 г. было выявлено уже 3 030 нарушений, или больше в 1,13 раза. Доля же выявленных нарушений по организациям с 2009 по 2011 г. снизилась с 22,9 до 12,8 %, так же, как и доля выявленных нарушений по индивидуальным предпринимателям снизилась с 27,7 до 18 %.
Как известно, выездная налоговая проверка представляет собой более развернутую и подробную форму налогового контроля, которая проводится с выездом к месту нахождения фискально-обязанного лица. Во время проведения проверки налоговые органы вправе исследовать документы, связанные с налогообложением, а также использовать иные формы и методы налогового контроля (ст. 89 НК РФ).
Количество выявленных нарушений в ходе проведения выездных налоговых проверок единого налога по упрощенной системе налогообложения в республике за 2009-2011 гг. представлено в табл. 2.
Исходя из анализа данных табл. 2, видно, что количество выявленных нарушений в ходе проведения выездных налоговых проверок за 2009-2011 гг. уменьшилось. Если по организациям было выявлено в 2009 г. 186 нарушений, то в 2011 г. было выявлено всего 93 нарушения. Количество выявленных нарушений уменьшилось на 93 единицы. Доля выявленных нарушений в ходе проведения выездных
Таблица 1
Количество выявленных нарушений в ходе проведения камеральных налоговых проверок по Республике Татарстан за 2009-2011 гг. [2]
Количество проведенных Выявлено
Год камеральных проверок нарушении
Организации ИП Организации ИП
2009 11 681 17 610 2 675 4 890
2010 15 755 14 162 2 693 4 615
2011 23 585 34 222 3 030 6 181
Таблица 2
Количество выявленных нарушений в ходе проведения выездных налоговых проверок по Республике Татарстан за 2009-2011 гг. [2]
Количество проведенных Выявлено
Год выездных проверок нарушении
Организации ИП Организации ИП
2009 327 415 186 267
2010 110 173 82 151
2011 119 168 93 161
проверок с 2009 по 2011 г. увеличилась. Доля выявленных нарушений по организациям возросла с 56,8 до 78,1 %, так же, как результативность выявленных нарушений по индивидуальным предпринимателям возросла с 64,3 до 95,8 %.
Динамика результативности проверок по упрощенной системе налогообложения по организациям продемонстрирована на рис. 1.
Из анализа рис. 1 очевидна положительная тенденция доли выявленных нарушений в ходе выездных проверок. Результативность выездных налоговых проверок, проведенных по организациям, с 2009 по 2011 г. возросла с 56,8 до 78,1 %. В 2011 г. было проведено наибольшее количество камеральных налоговых проверок - 23 585, тогда как доля выявленных нарушений при этом была наименьшей -всего 5,9 %. При проведении выездных налоговых проверок складывается другая ситуация. При наименьшем количестве проведенных выездных
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
твх
223-
9,8--^__
5,9
I I
2009 2010 2011
-*— Результативность выездных проверок -я- Результативность камеральных проверок
Рис. 1. Результативность налоговых проверок по упрощенной системе налогообложения по организациям за 2009-2011 гг., %
Угрозы и безопасность
36 (177) - 2012
налоговых проверок (119) результативность этих проверок достигла 78,1 %. Очевидно, что выездная налоговая проверка является одним из самых эффективных способов контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.
Несмотря на высокую результативность выездных налоговых проверок, степень «охвата» выездными проверками мала. Об этом свидетельствует сравнение показателей количества налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе с количеством проверяемых лиц, представленных на рис. 2.
Из анализа рис. 2 видно, что степень охвата налогоплательщиков выездными проверками незначительна. Степень охвата выездными проверками в 2009 г. - 1,8 %; в 2010 г. - почти 0,5 %; в 2011 г. -почти 0,6 %. Такая незначительная степень охвата выездными проверками не способствует предотвращению применения субъектами предпринимательства всевозможных нелегальных методов ухода от налога, выведению «из тени» значительных денежных оборотов. Недостаточное уделение внимания налогоплательщиков упрощенной системе налогообложения приведет к дальнейшим нарушениям налогового законодательства, к увеличению применения нелегальных схем уклонения от налога, ведь значительная часть налогоплательщиков остается не охваченной выездной налоговой проверкой.
-17 740
30 □□□] 26 069 ^-23^66-
25 000 20 000^ 15 000^
юооо^Ч
5 000^ 0--
2009 2010 2011
Рис. 2. Степень охвата налогоплательщиков-организаций выездными налоговыми проверками в 2009-2011 гг., ед./чел.:
1 - количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе; 2 - количество проверяемых налогоплательщиков
326
110
119
Хоть выездная проверка и считается самой жесткой формой налогового контроля, но именно по ее результатам выявляют наибольшее количество ошибок и назначают наибольшие суммы штрафов и пени. Результативность выявленных нарушений представляется во все возрастающей сумме доначислений по единому налогу по упрощенной системе налогообложения. Динамика доначислений представлена на рис. 3.
Анализируя рис. 3, можно наблюдать увеличение суммы доначислений по единому налогу. Так, сумма доначислений в 2009 г. составляла 16 765 тыс. руб., а к 2011 г. эта сумма составляла уже 30 812 тыс. руб. Увеличение суммы доначислений произошло в 1,84 раза, что в свою очередь говорит
0 результативности выявленных нарушений в ходе проведения выездных налоговых проверок.
В результате увеличения суммы доначислений по единому налогу, соответственно, увеличились и назначенные суммы налоговых санкций и пеней. Суммы налоговых санкций и пеней представлены в табл. 3.
Из анализа табл. 3 видно, что по результатам выявленных нарушений сумма налоговых санкций увеличилась с 2009 по 2011 г. с 3 004 тыс. руб. до 3 789 тыс. руб., или темп роста составил 126 %, а сумма пеней в свою очередь увеличилась с
1 907 тыс. руб. до 4 039 тыс. руб., или темп роста суммы пеней составил 212 %.
В заключение необходимо отметить, что налоговые проверки служат основным методом осуществления налоговыми органами налогового контроля. Процедура их проведения отражена во многих нормативно-правовых актах. Незначительная степень охвата налогоплательщиков выездными проверками
35 000
30 000
25 000
20 000
15 000
10 000
5 000
0
30 81 2
- 1 6 76 5 17 34 0
2009
2010
2011
Рис. 3. Сумма доначислений по единому налогу за 2009-2011 гг., тыс. руб.
Таблица 3
Суммы назначенных налоговых санкций и пеней в результате выявленных нарушений, совершенных организациями за 2009-2011 гг., тыс. руб. [3]
Показатель Год
2009 2010 2011
Доначислено по результатам выездных проверок юридических лиц 16 765 17 340 30 812
В том числе: - налоговые санкции 3 004 2 977 3 789
- пени 1 907 1 901 4 039
ведет к всевозможным схемам уклонения от налога и к нарушениям налогового законодательства. Проверки в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, проводятся без должного анализа производимых расходов. Все это может привести к значительным потерям бюджета.
Таким образом, в целях снижения нарушений, совершаемых налогоплательщиками, пресечения на практике схем уклонения от налога необходимо уделить больше внимания упрощенной системе налогообложения, увеличить количество выездных проверок по данному режиму, устранить противоречия в законодательстве.
Упрощенная система налогообложения предполагает соблюдение важнейшего принципа налогообложения - принципа экономии. Не все участники рынка имеют возможность минимизировать удельные расходы по исчислению и уплате налогов, не все участники рынка могут содержать достаточный штат квалифицированных специалистов для осуществления налогообложения в общеустановленной системе налогообложения. Все это может привести к тому, что собранные налоги не покроют затрат на их сбор. Но, как известно, любая система налогообложения, в том числе и упрощенная система, будет эффективна, если в ее рамках наладить действенный налоговый контроль. Данный принцип экономии может и должен реализовываться в полной мере.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.02.2012 с изм. и доп.).
2. Официальный сайт Управления ФНС России по Республике Татарстан. URL: www.r16.nalog.ru.
3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат). URL: www. tatstat. ru.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж - 500 экз.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]