Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.
67
УДК 338.24 ББК 65.261.4
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Т.А. Бархатова, З.П. Кузнецова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21
Одним из современных направлений совершенствования налоговой политики Российской Федерации в отношении бизнеса является выполнение задачи прекратить «кош-марить бизнес», разработать систему налогообложения для малого бизнеса, позволяющую заинтересовать крупные предприятия сотрудничать с предприятиями малого бизнеса [2]. Развитию индивидуального предпринимательства в современной России придается большое значение, что объясняется необходимостью ускорения развития рыночных отношений. Практика зарубежных стран свидетельствует, что малое (в том числе индивидуальное) предпринимательство способно успешно осваивать самые неожиданные экономические ниши. Опыт малого предпринимательства в России показал, что далеко не все сделано, чтобы данный вид деятельности успешно прогрессировал. В настоящее время наблюдается тенденция сокращения численности индивидуальных предпринимателей с 4 млн до 3,5 млн в 2013 году. К числу обстоятельств, способствующих такому негативному явлению, следует отнести и налоговое администрирование, которое, безусловно, имеет свои особенности и отличия от налогового администрирования организаций.
История становления малого предпринимательства в России, начиная с 1992 года, может быть представлена тремя этапами. В основу подобного деления положен такой фактор, как принятие правоустанавливающего документа, дающего право заниматься индивидуальным предпринимательством (табл. 1). Так, первый этап становления малого предпринимательства приходился на период с 1992 по 1994 гг. Именно в этот период было принято значительное число нормативных правоустанавливающих документов, которые включают в себя указы Президента, постановления Совета министров и Правительства Российской Федерации, а также приказы Федеральной службы занятости Российской Федерации. На данном этапе устанавливались отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства, основы налогообложения, кредитное обеспечение на первостепенное производство товаров народного потребления, а также гарантии для иностранных инвестиций.
На втором этапе становления малого предпринимательства в России (период с 1995 по 1998 гг.) федеральными законами РФ принимались дополнительные меры поддержки малого предпринимательства в сфере налогообложения. На третьем этапе становления малого предпринимательства (период с 1999 г. по настоящее время) разрабатывались и принимались специальные режимы налогообложения: единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), патентная система налогообложения [1]. Принятие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в январе 1999 г. и его дальнейшее совершенствование позволило не только создать специальные налоговые режимы для сферы малого бизнеса, но и вместе с их развитием сформировать систему налогового администрирования и консультирования.
В Российской Федерации широко распространена предпринимательская деятельность без образования юридического лица. Положительной стороной данного аспекта является возможность применения более простых способов исчисления и уплаты налогов, а так же ведения учета и отчетности. Индивидуальный предприниматель (далее ИП) вправе самостоятельно выбрать систему налогообложения, учета и отчетности, которую будет применять в рамках своей деятельности [1].
68
Государственное и муниципальное управление
Таблица 1. Этапы становления малого предпринимательства в России
Этапы (годы) Правоустанавливающий нормативный документ Основная характеристика этапа
1 этап (1992 -1994 гг.) 1. Указ Президента РФ № 1485 от 30.11.1992 г. «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» 2. Постановление Совета министров и Правительства РФ от 11.05.1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» 3. Указ Президента РФ № 272 от 22.02.1993 г., «О кадровом обеспечении экономических реформ» 4. Приказ Федеральной службы занятости России № 37 от 30.03.1993 г., «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» 5. Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994-1995гг.», 6. Указ Президента РФ № 1004 от 23.05.1994г. «О некоторых вопросах налоговой политики». 7. Постановление Правительства РФ от 29.12.1994 г. № 1434. «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» 1. Устанавливаются отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства. 2. Предусматривается освобождение от налогов суммы прибыли, используемой для развития производства. 3. Устанавливаются льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работ. 4. Предусматривается выделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и продовольствия. 5. Организуется сеть специальных банков с участием государственных средств. 6. Предполагается страхование программ с высокой степенью риска из государственных фондов и резервов. 7. Планируется обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также привлечение зарубежных специалистов.
2 этап (19951998гг.) 1. Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия, 2. Федеральный закон от 29.12.1995 года № 222-Ф3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». 1. Создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства, 2. Формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства, 3. Инициирование финансово-кредитных и инновационных механизмов для поддержки малого предпринимательства, поиск новых источников финансирование, прежде всего за счет собственных возможностей эффективных малых предприятий.
3 этап (1999 г. -по настоящее время) Разработка и принятие Налогового кодекса Российской Федерации: Часть 1 принята в ред. ФЗ от 09.07.1999 г. №154-ФЗ; часть 2 принята ФЗ от 05.08.2000г. № 118-ФЗ 1. Создание устойчивых налоговых режимов для сферы малого предпринимательства в Российской Федерации. 2. Формирование системы налогового администрирования и налогового консультирования для малого предпринимательства в РФ.
Анализ сфер деятельности, осуществляемый индивидуальными предпринимателями и их налогообложение за 2013 г. выполнен на примере Кировского района Санкт-Петербурга (рис.1). Данные, представленные на рис.1, показывают, что индивидуальное предпринимательство в Кировском районе Санкт-Петербурга осуществляется в торговле, в сфере услуг, в сфере производства и в сфере работы с ценными бумагами. При этом следует отметить, что общая система налогообложения применяется в сфере производст-
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.
69
ва и в сфере работы с ценными бумагами, и частично в сфере услуг. ЕНВД применяется в сфере услуг и торговли, УСН - только в сфере торговли.
Рис. 1. Сферы деятельности и системы налогообложения ИП Кировского района Санкт-Петербурга
Показатели, характеризующие индивидуальное предпринимательство в Кировском районе Санкт-Петербурга рассмотрены, в том числе, и относительно численности населения района (табл.2). За период с 2011 по 2013 гг. количество предпринимателей на 1000 человек населения района выросло менее чем на 1%, а в 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдается снижение данного показателя [6]. По данным, представленным в табл. 2 очевидно, что количество индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, по сравнению с 2011 годом неуклонно растет: в 2012 году - на 19 %; в 2013 году - на 30 %. В то же время количество индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения (в упрощенном виде), снижается, особенно в 2013 году - на 15 %. Также наблюдается рост индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД (в 2013 году - 10 %).
Следует отметить, что сохраняется значительное количество предпринимателей, представляющих «нулевую отчетность». В 2013 году рост данной категории ИП составил 8%. Вместе с этим наблюдается значительное количество индивидуальных предпринимателей, не представляющих налоговые декларации. Однако надо отметить, что данный показатель имеет устойчивую тенденцию к снижению. По данным табл.2 очевидно, что наибольший удельный вес среди систем налогообложения занимает налогообложение по ЕНВД (более 50% за весь анализируемый период). Второе место принадлежит системе налогообложения по УСН - более 40% и третье место - общей системе налогообложения: 2,6% в 2013 году; 2,9% в 2012 году и 3,4% в 2011 году. В целом следует отметить рост применения УСН, а применение ЕНВД и общей системы налогообложения индивидуальными предпринимателями снижается.
Достаточно обширная сфера деятельности индивидуальных предпринимателей и разнообразие применяемых систем налогообложения требует от налоговых органов Кировского района соответствующего налогового администрирования. Анализ налогового администрирования деятельности индивидуальных предпринимателей показал, что деятельность налоговых органов в отношении индивидуальных предпринимателей сводится в основном к проведению налоговых проверок (табл. 3).
70
Государственное и муниципальное управление
Таблица 2. Характеристика индивидуального предпринимательства Кировского
района Санкт-Петербурга
№№ п.п. Показатель 2011 год 2012 год 2013 год
Абс. знач. % % Абс. знач. % % Абс. знач. % %
1. Численность населения, чел. 314892 100 317682 100,9 321437 102,1
2. Кол-во предпринимателей, чел., всего: в том числе: 7099 100 7510 105,8 7523 106
2.1. Кол-во ИП 7032 100 7439 105,8 7456 106
2.2. Кол-во адвокатов 50 100 54 108 50 100
2.3. Кол-во нотариусов 17 100 17 100 17 100
3. Кол-во предпринимателей на 1000 чел. населения 22,5 100 23,6 104,9 23,4 104,0
4. Кол-во предпринимателей, привлеченных к уплате НДФЛ, чел. 567 100 628 110,8 654 115,3
5. Кол-во предпринимателей -плательщиков НДС 217 100 259 119,4 251 115,7
6. Кол-во ИП по УСНО 2278 100 2720 119 2961 130
7. Кол-во ИП по ЕНВД 3038 100 3167 104 3327 110
8. Кол-во ИП по упрощенной общей системе налогообложения 184 100 177 96 157 85
9. Кол-во ИП, представивших «нулевую отчетность» 1203 100 1162 97 1302 108
17,1% 15,6% 17,5%
10. Кол-во ИП, не представивших налоговую декларацию, чел. 1532 21,9 1375 18,5 1011 13,6
Таблица 3. Эффективность налоговых проверок в отношении индивидуальных ________________________ предпринимателей____________________________
№№ п.п. Наименование показателя 2011 год 2012 год 2013 год
абс. знач. % % абс. знач. % % абс. знач. % %
1. Камеральные проверки по всем налогам, всего шт. В том числе: 3596 100 17318 482 19534 543
1.1. С направлением уведомлений для дачи пояснений 2508 100 3215 128 3770 150
1.2. С истребованием документов 1088 100 1386 127 1203 111
2. Доначислено по итогам проверки, всего тыс. руб. В том числе: 1036,4 100 5687,8 549 1363,3 132
2.1. Налогов 0,0 100 3535,5 100 0,0 100
2.2. Пени 0,0 100 0,0 0,0
2.3. Ф/санкций 1036,4 100 2152,3 208 1363,3 132
3. Сумма доначислений на 1 проверку, тыс.руб. 1,0 100 4,1 410 1,1 110
4. Удельный вес результативных проверок, % 7,9 100 8,0 101,2 6,2 78,5
5. Количество предпринимателей состоящих на учете, чел. 7032 100 7439 105,8 7456 106
6. Количество проверок на 1 ИП, шт./год 0,5 100 2,3 4,6 2,6 5,2
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.
71
За 2011 год по группе предпринимателей проведены камеральные проверки по всем налогам, в том числе из них: 2508 с направлением уведомлений налогоплательщикам для дачи пояснений, внесение исправлений в налоговую отчетность, с истребованием документов, в том числе из них: 1088 с нарушениями, удельный вес результативных налоговых проверок составляет 7,9%. Сумма доначислений составила, всего - 1036,4 тыс. руб., которые целиком приходятся только на финансовые санкции. Сумма доначислений в расчете на одну результативную камеральную проверку предпринимателей составляет 1,0 тыс. руб.
За 2012 г. по группе предпринимателей проведены 17318 камеральных проверок по всем налогам, в том числе из них: 3215 с направлением уведомлений налогоплательщикам для дачи показаний, внесения исправлений в налоговую отчетность, с истребованием документов, в том числе из них: 1386 с нарушениями, удельный вес результативных налоговых проверок составляет 8,0%. Сумма доначислений по результатам проверок составила, всего - 5687,8 тыс. руб., из них: доначислено - 3535,5 тыс. руб. (62,2%); пени - 0 тыс. руб., финансовых санкций - 2152,3 тыс. руб. (37,8%). Сумма доначислений в расчете на одну результативную камеральную проверку предпринимателей составляет 4,1 тыс. руб.
За 2013 год, по группе предпринимателей проведены 19534 камеральные проверки по всем налогам, в том числе из них: 3770 с направлением уведомлений налогоплательщикам для дачи пояснений, внесения исправлений в налоговую отчетность, с истребованием документов, в том числе из них: 1203 с нарушениями, удельный вес результативных налоговых проверок составляет 6,2%. Сумма доначислений по итогам проверок за 2013 год составила всего 1363,3 тыс. руб., которые в полном объеме составили финансовые санкции. Сумма доначислений в расчете на одну камеральную проверку предпринимателей составляет 1,1 тыс. руб.
Таким образом, за период с 2011 по 2013 гг. значительно возросло количество налоговых проверок по сравнению с 2011 годом: в 4,8 раза - в 2012 году и в 5,4 раза - в 2013 году. При этом количество предпринимателей за этот же период увеличилось незначительно (на 5,6% - в 2012 и на 6% - в 2013 году). В то же время результативность проверок в 2013 году значительно снизилась по сравнению с 2011 годом - показатель результативности проверок составил 78,5% (рис. 2).
Количество камеральных проверок
— — Доначисленно по итогам проверок
2011 2012 2013
Рис. 2. Эффективность камеральных проверок ИП
72
Государственное и муниципальное управление
Вместе с контрольными функциями МИФНС №19 г. Санкт-Петербурга осуществляет налоговое консультирование для физических и юридических лиц по различным направлениям (табл. 4).
Таблица 4. Основные направления налогового консультирования
№ Услуги для физических лиц Услуги для юридических лиц
1 Гражданское право Регистрация юр. лиц и предпринимателей
2 Оформление наследства Внесение изменений в учредительные документы
3 Сделки с недвижимостью Перерегистрация ООО
4 Семейное право Сделки с недвижимостью
5 Деловое строительство Юридическое сопровождение бизнеса
6 Юридическая консультация Бухгалтерское обслуживание
7 Составление и правовой анализ документов Регистрация акций в ФСФР
8 Досудебное урегулирование споров Интеллектуальная собственность
9 Представление интересов в судах Устные и письменные консультации
10 Регистрация недвижимости Разработка документов правового характера
11 Досудебное урегулирование споров
12 Представительство в судах
13 Представительство в государственных органах
Несмотря на то что налоговое консультирование осуществляется достаточно по широкому спектру направлений, индивидуальные предприниматели страдают от того, что налоговые инспекции недостаточно информируют об изменениях в налоговом законодательстве, особенно это касается подзаконных актов, внутренних инструкций и разъяснительных документов, которые практически недоступны налогоплательщикам или осуществляются за дополнительную плату.
В целом следует отметить, что основная сфера деятельности ФНС направлена на контрольную работу по правильности исчисления и своевременности уплаты налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Данное обстоятельство еще раз подтверждает необходимость создания условий, способствующих устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.
Меры, принятые в последние годы по совершенствованию правового обеспечения малого и среднего предпринимательства, безусловно, имеют огромное значение для его развития. Одной из значимых среди этих мер является то, что с 1 января 2009 года стало обязательным до начала рассмотрения в суде налогового спора обжалование решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, в вышестоящем налоговом органе. Поскольку с 1 января 2009 года суды не могут рассматривать дело о признании недействительными решений налогового органа без предварительного рассмотрения дела в вышестоящем налоговом органе, то процедура досудебного урегулирования налоговых споров приобрела для налогоплательщиков большую актуальность. Привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности и решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности осуществляется по результатам выездных и камеральных налоговых проверок [3]. Данная норма предусмотрена п. 1 и п. 5 ст. 101.2 НК РФ [1]. В то же время на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не создана действенная система защиты интересов предпринимателей. Это направление не является приоритетным в деятельности структур администраций, занимающихся проблемами малого и среднего предпринимательства. Назрела необходимость законодательного ограничения оказания органами власти, бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, связанным с выполнением возложенных на них функций [4].
В первую очередь необходимо наладить эффективное налоговое консультирование индивидуальных предпринимателей, организовать доступность для предпринимателей
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.
73
обучающих семинаров, бухгалтерских, аудиторских и консалтинговых услуг и т.п. Это существенно облегчит деятельность предпринимателей, особенно начинающих, приведет к сокращению нарушений налогового законодательства и, безусловно, будет способствовать снижению коррумпированности налоговых органов.
Вместе с этим налоговый орган должен отслеживать причины снижения количества налогоплательщиков, выявлять причины, по которым зарегистрированные индивидуальные предприниматели сдают «нулевые» налоговые декларации или не сдают декларации вообще. Снижение поступления единого налога, налога на доходы физических лиц, сокращение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должно быть сигналом для муниципальных образований о том, что значительный объем бизнеса находится в «сером» состоянии, что обусловливает необходимость разработки мер по инициации не фискальных, а стимулирующих моделей [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (Часть I принята Государственной думой 16.07.1998 г., одобрена Советом Федерации 17.07.1998 г., часть II принята Государственной думой 19.07.2000 г., одобрена Советом Федерации 26.07.2000 г.; по состоянию на 04.10.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. 2000. № 32. Ст. 3340.
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru (дата обращения 12.04.2014).
3. Кузнецова, З.П., Бархатова, Т.А. Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации/ З.П. Кузнецова, Т.А. Бархатова // Научно-практический журнал «Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии». 2013. № 3 (17). С. 120-128.
4. Амельченко, Е.Н., Кошелева, Т.Н. Формирование стратегии финансовой поддержки инновационного развития малого предпринимательства / Е.Н. Амельченко, Т.Н. Кошелева // Научно-практический журнал «Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии». 2013. № 3 (17). С.103-109.
5. Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам. М.: Статут, 2012. 398 с.
6. Официальный Интернет-сайт УФНС России по Санкт-Петербургу [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru/rn78/taxation/taxes/ (дата обращения 07.10.2014г.)