Научная статья на тему 'Оценка личностной конкурентоспособности библиотечно- информационных специалистов'

Оценка личностной конкурентоспособности библиотечно- информационных специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАДРЫ / САМООЦЕНКА / РЫНОК ТРУДА / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / МОТИВАЦИЯ / КАРЬЕРА / LIBRARY AND INFORMATION PROFESSIONALS / COMPETITIVENESS / LIBRARY STAFF / SELF-ESTEEM / LABOR MARKET / BEHAVIORAL STRATEGIES / SAMARA / MOTIVATION / CAREER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сумро Н. А.

Проанализировано современное состояние конкурентоспособности библиотечно-информаци-онных специалистов Самарской области и фактическое содержание их конкурентных позиций на рынке труда. Приведены результаты исследования личностных конкурентных преимуществ специалистов библиотек как профессиональной группы, выявлен комплекс поведенческих закономерностей, что позволяет использовать полученные результаты для определения кадровой политики в сфере культуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PERSONAL COMPETITIVENESS OF LIBRARY AND INFORMATION PRO-FESSIONALS

The current state of competitiveness of library and information professionals of the Samara region and the actual content of their competitive position in the labor market. The results of the study of personal competitive advantages specialist libraries as a professional group are given, the complex of behavioral laws that allows you to use the results to determine the personnel policy in the sphere of culture in the region is revealed.

Текст научной работы на тему «Оценка личностной конкурентоспособности библиотечно- информационных специалистов»

УДК 023.5

Н.А.Сумро

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Проанализировано современное состояние конкурентоспособности библиотечно-информаци-онных специалистов Самарской области и фактическое содержание их конкурентных позиций на рынке труда. Приведены результаты исследования личностных конкурентных преимуществ специалистов библиотек как профессиональной группы, выявлен комплекс поведенческих закономерностей, что позволяет использовать полученные результаты для определения кадровой политики в сфере культуры региона.

Ключевые слова: библиотечно-информационные специалисты, конкурентоспособность, библиотечные кадры, самооценка, рынок труда, поведенческие стратегии, Самарская область, мотивация, карьера.

Natalia Sumro ASSESSMENT OF PERSONAL COMPETITIVENESS OF LIBRARY AND INFORMATION PROFESSIONALS

The current state of competitiveness of library and information professionals of the Samara region and the actual content of their competitive position in the labor market. The results of the study of personal competitive advantages specialist libraries as a professional group are given, the complex of behavioral laws that allows you to use the results to determine the personnel policy in the sphere of culture in the region is revealed.

Key words: library and information professionals, competitiveness, library staff, self-esteem, labor market, behavioral strategies, Samara, motivation, career.

Актуальность исследования вопросов конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов определяется трансформацией функций, роли и места библиотек в информационном обществе, возникновением и развитием конкурентной среды и, как следствие, необходимостью формирования у библиотечно-информационных специалистов знаний и навыков, способных обеспечить их адаптацию, динамичную мобильность и профессионально-личностные преимущества на рынке труда.

Проблема конкурентоспособности специалистов в современных условиях рассматривается в качестве проявленного результата профессиональной деятельности личности [2, 10, 11, 12]. При этом на востребованность библиотечных кадров на рынке труда оказывает влияние конкурентоспособность вузовского образования [1, 4, 5], библиотечных учреждений [3, 6, 8], представляющиеся возможности расширения сферы профессиональной деятельности и своевременного обновления знаний [7, 9].

В рамках исследования конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов Самарской области анализировались поведенческие стратегии, уровень их конкурентных преимуществ на рынке труда, личностная самооценка. На основании полученных данных представлялась возможность получить сведения о современном состоянии конкурентоспособности в профессиональной среде региона.

Объем выборочной совокупности распределялся примерно в равных пропорциях согласно периодам выпуска специалистов в регионе (1976-1990 гг., 1991-2000 гг., 2001-2015 гг.). Подобное условное деление связано с особенностями государственной политики в области библиотечного дела и образования, личностного мировоззрения, свойственного представителям разных поколений, изменениями в содержании деятельности библиотек и библиотечно-информационных специалистов в различные исторические периоды.

В самооценочном блоке анкеты предлагалось оценить конкурентоспособность библиотечно-информационного специалиста на рынке труда и собственный уровень конкурентоспособности. Большинство респондентов (51%) в целом отмечают высокую востребованность библиотечно-информационных специалистов на профессиональном рынке, а 46% уверены, что они могут успешно конкурировать как в своей сфере, так и с представителями других профессий, и лишь 3% уверены в абсолютной неконкурентоспособности в любом сегменте трудоустройства. Оценивая личностный уровень способности конкурировать на внепрофесиональном рынке, 37% респондентов рассматривают его как низкий, 39% - как средний и только 24% - как высокий. Тем самым констатируется потенциальная высокая конкурентоспособность библиотечно-информационных специалистов в целом, но собственная рассматривается как пассивная. Из этого числа большинство считают себя хорошими профессионалами (18%), работоспособными (11%), обладающими умением переключаться с одного вида деятельности на другой (11%), коммуникабельными (9%) и профессионально мобильными (9%). На вопрос же о том, что респондентам мешает быть конкурентоспособными, значи-

тельная часть назвала непрестижность профессии (42%) и неконкурентоспособное образование (18%), тем самым в большинстве своем (60%) переложив ответственность за формирование конкурентоспособности не на себя лично, а на государственные и социальные структуры. Такие личные качества, препятствующие проявлению профессиональных преимуществ на рынке труда, как неуверенность в себе, указали 22%; неумение выстраивать приоритеты и слабую самоорганизацию признали по 9% респондентов (диаграмма 1).

I неуверенность в себе

I неумение выстраивать приоритеты

I слабая самоорганизация

I неконкурентоспособное образование

I непрестижность профессии

Самооценка качеств, влияющих на конкурентоспособность на рынке труда

(в% от числа опрошенных) Ответы, отрицающие наличие конкурентоспособности библиотечно-информационного специалиста на рынке труда, характерны для кадров рядового состава и возраста свыше 55 лет. Примечательно, что личную ответственность за высокий уровень конкурентоспособности несут достаточно молодые специалисты в возрастной категории до 39 лет, занимающие не самые низкие должности (главные библиотекари, зав. филиалами, отделами, секторами). Неконкурентоспособное образование и непрестижность профессии назвали молодые в возрасте до 29 лет и зрелые кадры с большим стажем работы (более 30 лет). В свободном варианте ответов на вопрос, что мешает быть востребованным на рынке труда, отмечаются возраст, состояние здоровья, лень, предпочтение «плыть по течению», ничего не планируя в профессиональном развитии.

На возможность карьерного роста в качестве стратегии на рынке труда, приобретения нового опыта и знаний указывают респонденты, работающие преимущественно на руководящих должностях. Основная же часть специалистов-«середнячков» все-таки отдает предпочтение удобному графику работы (18%), благоприятным взаимоотношениям в коллективе (17%), комфортным транспортным условиям, работе рядом с домом (12%), что свидетельствует о низкой конкурентной мотивации, способствующей достижению жизненных и профессиональных целей. Интересен тот факт, что конкурентную стратегию поиска работы с большой зарплатой стремятся реализовать сотрудники, получившие еще одну специальность, в дополнение к библиотечной (13%), а также кадры, систематически проходящие обучение на курсах повышения квалификации (21%).

На вопрос, что может сделать специалистов библиотек конкурентоспособными, наибольший процент респондентов отметили «своевременное освоение новых технологий» (16%). Распределение мнений относительно других качеств оказалось практически равнозначным у работоспособности (11%), умении переключаться с одного вида деятельности на другой (11%), профессиональной мобильности (9%), опыте работы (12%) и коммуникабельности (9%). Лишь 6% признают важность самоменеджмента, самоорганизации и саморазвития в демонстрации конкурентоспособных преимуществ на рынке труда. Значительная часть библиотечно-информационных (64%) специалистов считает, что повышением уровня их конкурентоспособности должны заниматься государственные структуры (36%) и работодатель (28%); лишь 36% указывает на личную заинтересованность в ее развитии.

Проведенный анализ поведенческих стратегий библиотечно-информационных специалистов на рынке труда свидетельствует о противоречии в желаемых и фактически реализуемых качествах личностной конкурентоспособности, об отсутствии навыков планирования профессиональной успешности, оторванности представлений об особенностях реальной ситуации на рынке труда и его потребностей, ориентации на пассивное поведение. Процесс формирования и развития личной конкурентоспособности необходим как на этапе обучения в вузе, так и в реализуемой практической деятельности.

Литература

1. Белых, И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза / И.Л.Белых, М.И.Шилова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 4 (94). - С. 39-45.

2. Борисов, Б.В. Конкурентоспособность библиотечных специалистов на региональном уровне / Б.В.Борисов / / Научные и технические библиотеки. - 2015. - № 3. - С. 83-89.

3. Бычкова, Е.Ф. Экология пространства библиотеки как конкурентное преимущество / Е.Ф.Бычкова, В.В.Зверевич / / Научные и технические библиотеки. - 2014. - № 2. - С. 35-38.

4. Гендина, Н.И. Высшая библиотечно-информационная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников / Н.И.Гендина // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 2. - С. 25-30.

5. Гулей, И.А Социокультурная модель развития организационной культуры вуза в условиях повышенной конкуренции выпускника / ИАГулей, И.В.Шавырина / / Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 5. - С. 91-96.

6. Казаченкова, Л.А. "Крым - 2012", или Конференция в конкуренции / Л.А.Казаченкова // Современная библиотека. - 2012. - № 5. - С. 46-57

7. Калегина, О.А. Расширение сферы профессиональной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов / О.А.Калегина // Дополнительное профессиональное образование как фактор формирования конкурентоспособности специалистов социокультурной сферы: материалы межвуз. науч.-практ. конф., (10 февр. 2006 г.) / [сост. М.С.Галявиева; науч. ред. Р.З.Богоудинова]. -Казань, 2006. - С. 53-55.

8. Клюев, В. Конкурентоспособность: факторный подход / В. Клюев // Независимый библиотечный адвокат. - 2008. - № 5. - С. 36-38.

9. Королева, Е.Н. Стратегия управления знаниями как конкурентная стратегия развития региона / Е. Н. Королева / / Библиотека в эпоху перемен. - 2008. - № 4. - С. 42-47.

10. Молчанова, Е.В. Проблемы востребованности и конкурентоспособности специалистов / Е.В.Молчанова, И.И.Сердюк / / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - Вып. 11. - С. 319-323.

11. Ринчинова, Ю.С. Конкурентоспособность библиотекарей на рынке труда / Ю.С.Ринчинова / / Библио-сфера. - 2010. - № 1. - С. 51-54.

12. Сердюк, И.И. Проблемы конкурентоспособности специалистов [Текст] / И.И.Сердюк // Концепт. -2015. - Т. 13. - С. 2636-2640.

УДК 008:1 - 027.21

Дарина В.Шамсутдинова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ, ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕОРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

В статье обоснованы теоретические основы изученных автором исследований в области философии, истории, права, педагогики по формированию гражданско-правовой культуры на основании системного анализа ряда источников

Ключевые слова: гражданско-правовая культура, культурно-исторические теории, социально-культурные теории, педагогические теории, философские теории

Shamsutdinova Darina CONCEPTUAL BASIS OF PHILOSOPHICAL, HISTORICAL, CULTURAL, EDUCATIONAL AND SOCIO-CULTURAL THEORIES OF THE FORMATION OF CIVIL CULTURE OF YOUTH

Annotation: In the article the author studied the theoretical basis of research in the field of philosophy, history, law, pedagogy of the formation of civil culture based on systematic analysis of sources

Keywords: civil and legal culture, cultural-historical theories, socio-cultural theories, educational theories, philosophical theories

Истоки гражданско-правовой культуры личности зародились еще в древности, зачатки их описания можно встретить в трудах древнегреческих философов, античных описаниях о политическом устройстве общества, славянских воззрениях, теософских трудах, религиозных учениях всего мира, правовых документах.

«Поучение детям» В.Мономаха является важным трудом, где прописаны основы гражданско-правовой культуры личности Древней Руси. Обращаясь к своим сыновьям, В.Мономах считал, что основа благонравия - почитание Бога, духовенства, обрядов православной церкви. Помолившись, необходимо усердно исполнять свои обязанности - не полагаться во всем на слуг и воевод, а самим вникать в дела, знать законы, уметь управлять людьми, владеть военным искусством, оружием, а в походах и сражениях быть впереди войска. Это обращение к тем, кому предстоит принять будущее своей земли из рук старших, защитить и возвысить ее. Мономах пишет: «Епископов и иегуменов чтите, ни правого, ни виновного не убивайте, если и будет повинен в смерти, не губите никакой хри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.