References
1. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 13.07.2015) [About education in the Russian Federation: Federal law. 29.12.2012 № 273-FZ (ed. 13.07.2015]. Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173432;Hd=134;from=148547-9;rnd=0.7614195423666388 (accessed: 19.10.2015).
2. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniia [Portal of Federal state educational standards of the higher education]. Available at: http://fgosvo.ru (accessed: 19.10.2015).
ОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 023 Н . А. Сумр о
Самарский государственный институт культуры
Статья посвящена проблемам разработки теоретических и методологических положений конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов в современных условиях, определено ключевое понятие «конкурентоспособность библиотечно-информацион-ного специалиста», которое рассматривается с точки зрения интегративности и отражает такие компоненты, как личностно-индивидуальный и социально-экономический уровни способа формирования конкурентоспособности. Сформулированное понятие учитывает систему взаимосвязанных составляющих, что позволяет с их учётом выстраивать стратегию конкурентоспособности. Обоснована и представлена система факторов конкурентоспособности библиотечно-информационного специалиста на современном рынке труда. В качестве классификационного подхода предложены макро-, мезо- и микроуровни исследования проблемы, которые в комплексе создают основания для формирования и проявления конкурентных преимуществ, обозначают мотивационно-поведенческую стратегию библиотечных кадров на рынке труда. Систематизированы критерии и показатели конкурентоспособности библи-отечно-информационных специалистов, представляющие собой набор профессиональных и личностных качеств и определяющие востребованность и престиж профессии в обществе, фактическое и прогностическое состояние библиотечных кадров.
Ключевые слова: кадры, библиотечно-информационные специалисты, конкурентоспособность, терминологический анализ, факторы конкурентоспособности, критерии и показатели конкурентоспособности, рынок труда.
N.A. S umr o
Samara State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Frunze str., 167, 443010, Samara, Russian Federation
COMPETITIVENESS OF LIBRARY AND INFORMATION PROFESSIONALS IN THE LABOR MARKET: STUDY OF THE PROBLEM
The article is devoted to the problem of theoretical and methodological principles of competitiveness of library and information professionals in the modern conditions; defined the key concept of "competitiveness of library and information professionals," which is considered from the point of view of integrity, and reflects components as personal-individual and social-economic levels of the way of formation of competitiveness. The formulated concept takes into account a system
СУМРО НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА — аспирантка кафедры документоведения и библиографоведения факуль-210 тета информационно-коммуникационных технологий Самарского государственного института культуры
SUMRO NATALIA ANDREEVNA — doctoral student of Department of Records Management and Bibliography Science, Faculty of Information and Communication Technologies, Samara State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Сумро Н. А., 2016
of interconnected components, allowing them to build a strategy of competitiveness. There is justified and presented a system of competiveness factors of library and information specialists in today's labor market. As the proposed classification approach there is suggested macro-, meso-and micro-levels of study of the problem, which together create the foundation for the formation and existence of competitive advantages and represent motivational and behavioral strategies of library staff in the labor market. Criteria and indicators of competitiveness of library and information professionals as a collection of professional and personal qualities and determining the relevance and prestige of the profession in society, as well as the actual and forecasting status of library staff are systematized.
Keywords: staff members, library and information professionals, competitiveness, terminological analysis, competitive factors, criteria and indicators of competitiveness, labor market.
Исследование проблемы конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов активизировалось в период формирования и становления в стране рыночной экономики, в условиях движения к обществу знаний, интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, изменения содержания образования и профессиональной деятельности. Анализ конкурентоспособности библиотечно-информа-ционных специалистов библиотековедами и практиками библиотечного дела рассматривается как необходимый фактор их профессиональной успешности, востребованности на современном рынке труда (Н. И. Гендина [1], О. А. Калегина [3], В. Клюев [4], Т. Я. Кузнецова [5], И. Б. Стрелкова [7], А. А. Таращенко [8]). Актуальность изучения конкурентоспособности библиотечно-инфор-мационных специалистов определяется и недостаточной разработанностью теоретико-методологических оснований: отсутствием устойчивого понятийного аппарата; полноценного факторного анализа и причинно-следственных связей; единого подхода к системе критериев и показателей.
Понятие «конкурентоспособность библи-отечно-информационных специалистов» сегодня не имеет устоявшейся формулировки, хотя обращение к терминологическим составляющим проблемы в профессиональной литературе и попытки её научного осмысления предпринимались неоднократно (С. Б. Давыдова [2], Ю. С. Ринчинова [6]). Определение должно учитывать семантические аспекты, временные промежутки
осуществления трудовой деятельности (поскольку ситуация на рынке труда переменчива), а также сравнение исследуемого субъекта с конкурентами. Следовательно, категории «конкурентоспособность библи-отечно-информационного специалиста» свойственны:
• интегративность (не может быть определена по одному параметру, а учитывает единство, целостность, взаимообусловленность, согласованность и взаимозависимость всех частей понятия);
• комплексность (объединяет важные профессиональные, экономические, социально-психологические, педагогические аспекты);
• сравнительность (отражает сопоставление с существующими аналогами, проявляется в востребованности библиотечно-информа-ционного специалиста на рынке труда);
• относительность (свойственно изменение как в сторону высокой, так и в сторону низкой конкурентоспособности в определённых исторических, политических, социокультурных условиях).
Учитывая вышеназванные компоненты, современное понимание конкурентоспособности библиотечно-информационного специалиста может быть сведено к следующему определению: конкурентоспособность библи-отечно-информационного специалиста — это интегративная способность соперничать с представителями своей и близких профессий за лучшие рабочие места, наращивая свой индивидуальный ресурс и сохраняя устойчивость на рынке труда, соответствуя динамике изменений, требованиям работодателя, ожи-
даниям потребителей информационных продуктов и услуг и имея по сравнению с другими специалистами информационной сферы более совершенные профессиональные, личностные и социальные преимущества.
На формирование и развитие конкурентоспособности библиотечно-информацион-ных специалистов оказывает влияние ряд факторов, знание которых позволяет прогнозировать уровень конкурентоспособности и принимать своевременные меры по корректировке процессов её повышения или понижения. Конкурентоспособность библиотечных кадров в обществе играет более значимую роль, чем в коммерческих, производственных сферах деятельности, поскольку библиотечно-информационный специалист является основным производителем и поставщиком индустрии интеллектуально-образовательных услуг и требования к нему несоизмеримо выше. В последние годы это связано и с обострением конкурентной борьбы за пользователя информационных продуктов и услуг и формированием принципиально нового подхода к их предоставлению. Следовательно, единая комплексная классификация факторов позволяет выявить совокупность условий формирования и использования резервов конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов на рынке труда и эффективность их применения в библиотечной сфере деятельности.
Основу классификационного подхода составляют макро-, мезо- и микроуровни исследования проблемы. На макроуровне на конкурентоспособность воздействуют факторы внешней среды косвенного воздействия (общегосударственные): исторические, политические, экономические, нормативно-правовые, социокультурные, демографические, географические, образовательные и технологические. Ряд этих факторов оказывает влияние на изменения в количественном и качественном составе библиотечно-информационных специалистов, их востребованность на рынке труда; на способность конкурировать в социально изменяющейся
среде и на трудовых рынках разного уровня; на смену требований к их подготовке и переподготовке; на возможности повышения и демонстрации личностных конкурентоспособных преимуществ.
Факторы мезоуровня (внутрисистемные, сдерживающие) направлены непосредственно на библиотечные учреждения и воздействуют на реальную и потенциальную конкурентоспособность библиотечно-информацион-ных специалистов. Среди внутрисистемных факторов отметим наличие внутрибиблио-течной и межбиблиотечной конкурентной среды, уровень конкурентоспособности библиотеки в системе библиотек различных типов и видов, степень адаптации и мобильность библиотеки на рынке труда, расширение функций библиотек и смену представлений о деятельности библиотечных специалистов. В качестве сдерживающих факторов конкурентоспособности библиотечно-инфор-мационных специалистов выступают слабость взаимосвязей между реальными реформами в библиотеках и преобразованиями в вузах культуры, незаинтересованность (пассивность) вузов в повышении конкурентоспособности будущих специалистов и другие.
Факторы внутрибиблиотечной среды (организационные, структурные, ресурсные), а также межличностные, внутриличност-ные оказывают влияние на конкурентоспособность на микроуровне и позволяют распределять индивидуальные ресурсы для реализации поставленных целей, своевременно и гибко реагировать на изменения рынка информационных продуктов и услуг, овладевать смежными профессиональными навыками, необходимыми для выполнения текущих актуальных задач.
Система факторов, опосредующая профессиональную деятельность библиотечно-информационных специалистов, представляет собой, с одной стороны, определённые состояния, характеристики и свойства библиотечного дела в целом, в сфере которого происходит реализация профессии, с другой стороны — непосредственно личность специ-
алиста как субъекта библиотечной деятельности. Каждый фактор сам по себе не обеспечивает конкурентоспособность библи-отечно-информационных специалистов, их влияние носит комплексный характер, а система факторов в целом обуславливает методы, средства, способы эффективного раскрытия, использования и поддержания скрытых резервов конкурентоспособности. Предлагаемая нами классификация факторов позволяет осуществить интегративный подход к анализу конкурентоспособности библиотечно-информационного специалиста и обозначить его мотивационно-поведенче-скую стратегию на рынке труда.
В условиях трансформации рынка труда оценка конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов невозможна без анализа системы критериев и показателей, характеризующих фактическое и прогностическое состояние кадров. Критерии и показатели конкурентоспособности разрабатываются и применяются для целей оценки деятельности библиотечно-информационных специалистов применительно к конкретной библиотеке, с учётом её типа и вида, текущей ситуации и потребностей. Используя систему критериев и показателей конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов, мы оперируем подходом, согласно которому критерий представляет собой качественное состояние субъекта рынка труда, а показатель — численную (количественную) оценку его уровня.
Критерии конкурентоспособности библио-течно-информационных специалистов в первую очередь закладываются программами и направлениями подготовки на библиотечных факультетах, образовательными стандартами, которые отражают требования к профессии с учётом специфики отраслевой дифференциации библиотек, их функциональной направленности, сетевой иерархии. Соответствие определённым критериям конкурентоспособности проявляется в фактическом состоянии деятельности, соответствии прогнозируемой или уже занимаемой
должности. Набор критериев оценки работы на уровне библиотечных учреждений зачастую насчитывает достаточно большое количество позиций, которое, по мнению руководителей библиотек, должно в наиболее полной мере оценить результирующий профессиональный вклад. На практике такая оценка хотя и будет развёрнутой, подробной, но приведёт к длительным временным затратам на подсчёты, которые не всегда отражают истинное положение дел. С этой целью необходимо, на наш взгляд, систему критериев разделить по степени важности (высокая, средняя, низкая), выбрав наиболее приоритетные. Различный набор критериев конкурентоспособности в каждой библиотеке имеет тем не менее общие особенности: наименование критерия; оценка в баллах руководителя и самооценка; способ выведения оценки (поглощение, суммирование и т.д.); ранжирование значений по каждому критерию; источник информации о получении критерия (анализ результатов деятельности, баз данных, табель учёта рабочего времени, анализ читательских формуляров, наличие поощрений и наград и т.п.).
Перечень критериев качественной оценки деятельности библиотечно-информацион-ных специалистов актуализирует проблему их соответствия требованиям рынка труда. Руководители библиотек различных типов и видов формируют корпоративную систему критериев применительно к должностным категориям библиотечно-информационных специалистов. Промежуточные и результирующие значения дают возможность выявления конкурентоспособных сотрудников, сравнения значений в пределах и между структурными подразделениями библиотеки, а также в филиалах библиотечных систем.
Система критериев эффективности деятельности библиотечно-информационного специалиста в целом представляет собой набор профессиональных и личностных качеств, на основе которых анализируются позиции, определяющие общую удовлетворённость директора библиотеки своим
сотрудником. Конкурентоспособность библиотеки будут обеспечивать те специалисты, которые соответствуют её целям и задачам и прежде всего сами заинтересованы в формировании своего конкурентного статуса.
Оценка способности библиотечно-инфор-мационных специалистов конкурировать на рынке труда производится с помощью системы показателей, характеризующих общественно полезный эффект от результатов их деятельности. Группы показателей конкурентоспособности библиотечно-информаци-онных специалистов нами условно разделены на объективные и субъективные.
Объективные определяют востребованность и престиж профессии библиотекаря в обществе, конкурентоспособность образовательных услуг вуза культуры; субъективные выражают личностные и профессиональные составляющие.
Показатели современной оценки эффективности деятельности каждого сотрудника библиотеки утверждены в государственных, федеральных целевых программах, ведомственных перечнях государственных (муниципальных) услуг (работ), дорожных картах и доводятся до сведения каждого работника. В рамках реализации вышеназванных нормативно-правовых актов профессиональная деятельность библиотечно-информаци-онных специалистов законодательно стала увязываться с требованиями эффективности от федерального уровня до конкретного работника. Характерной особенностью этих показателей является:
1) соответствие целям государственных программ;
2) соответствие качеству предоставленных пользователям библиотек услуг;
3) количественная измеримость;
4) сравнительная оценка с аналогичным предшествующим периодом;
5) адресный характер эффективности работы каждого сотрудника;
6) отражение в контрактах руководителей библиотек.
Современная система оценки труда библи-отечно-информационного специалиста предоставляет широкие возможности для конкуренции как внутри библиотеки, так и за её пределами, с представителями других профессий. Появился реальный стимул, который позволяет выходить за рамки должностных предписаний, проявлять инициативу, увеличивать объёмы трудовых показателей. Оценка труда в библиотеках реализуется на двух уровнях: нормативном (подразумевает условия оплаты по должностному окладу) и стимулирующем (предусматривает выплаты, превышающие нормативные уровни выполнения трудовых обязанностей за достижение определённых результатов). С точки зрения конкурентоспособности специалиста показатели реализуют такой проблемно-содержательный блок, как удовлетворение потребностей населения в библио-течно-информационных услугах, и обозначают тенденции к внутрипрофессиональной и внепрофессиональной мобильности, обусловленные ростом количественных и качественных показателей конкурентоспособности, «прозрачных» не только для всех членов библиотечных коллективов, но и для сторонних учреждений и организаций.
Таким образом, исследование проблемы конкурентоспособности библиотечно-инфор-мационных специалистов в современных условиях целесообразно проводить, используя теоретико-методологические основания в виде сформированного понятийного аппарата, систематизации комплекса факторов, критериев и показателей, которые отражают количественное и качественное состояние конкурентоспособности.
Примеч ания
1. Гендина Н. И. Высшая библиотечная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников // Научные и технические библиотеки. 2008. № 2. С. 25—30.
2. Давыдова С. Б. Формирование конкурентоспособного специалиста-менеджера на основе компетентност-ного подхода в вузах культуры и искусств: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук :
13.00.08 — теория и методика профессионального образования / Давыдова Светлана Борисовна ; Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2009. 24 с.
3. Калегина О. А. Расширение сферы профессиональной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов // Дополнительное профессиональное образование как фактор формирования конкурентоспособности специалистов социокультурной сферы : материалы межвузовской научно-практической конференции, 10 февраля 2006 года. Казань, 2006. С. 53—55.
4. Клюев В. Конкурентоспособность: факторный подход // Независимый библиотечный адвокат. 2008. № 5. С. 36—38.
5. Кузнецова Т. Я. Совершенствовать кадровый потенциал // Библиотека. 2011. № 4. С. 19—21.
6. Ринчинова Ю. С. Конкурентоспособность библиотекарей на рынке труда // Библиосфера. 2010. № 1. С. 51—54.
7. Стрелкова И. Б. Мотивация как необходимый фактор формирования профессиональной успешности библиотечного специалиста // Научные и технические библиотеки. 2010. № 2. С. 63—74.
8. Таращенко А. А. Образование как канал социальной мобильности: обучение как фактор повышения конкурентоспособности библиотек в социокультурном пространстве региона // Библиополе. 2011. № 5. С. 7—11.
References
1. Gendina N. I. Vysshaya bibliotechnaya shkola v dinamichno menyayushchemsya mire: factory povysheniya konkurentosposobnosti vypusknikov [Higher library school in the rapidly changing world: the factors of increasing the competitiveness of graduates]. Nauchnye i tekhnicheskiye biblioteki [Scientific and technical libraries]. 2008, No. 2, pp. 25—30.
2. Davydova S. B. Formirovanie konkurentosposobnogo spetsialista-menedzhera na osnove kompetentnostnogo podkhoda v vuzakh kul'tury i iskusstv. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Formation of competitive specialistmanager on the basis of competence approach in higher schools of culture and arts. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2009. 24 p.
3. Kalegina O. A. Rasshireniye sfery professional'noi deyatel'nosti kak factor povysheniya konkurentosposobnosti bibliotechno-informatsionnykh spetsialistov [Expanding the scope of professional activity as a factor of improving the competitiveness of library and information professionals]. Dopolnitel'noye professionalnoe obrazovaniye kak factor formirovaniya konkurentosposobnosti spetsialistov sotsiokul'turnoi sfery [Additional professional education as factor of formation of competitiveness of experts of the sociocultural sphere]. Kazan, 2006. Pp. 53—55.
4. Klyuev V. Konkurentosposobnost': faktornyi podkhod [Competitiveness: the factor approach]. Nezavisimyi bibliotechnyi advokat [Independent library lawyer]. 2008, No. 5, pp. 36—38.
5. Kuznetsova T. Ya. Sovershenstvovat' kadrovyi potentsial [To improve staff potential]. Biblioteka [Library]. 2011, No. 4, pp. 19—21.
6. Rinchinova Yu. S. Konkurentosposobnost' bibliotekarei na rynke truda [Competitiveness of the librarians in the labor market]. Bibliosphere. 2010, No. 1, pp. 51—54.
7. Strelkova I. B. Motivatsiya kak neobkhodimyi faktor formirovaniya professional'noi uspeshnosti bibliotechnogo spetsialista [Motivation as a necessary factor in the formation of professional success of a library specialist]. Nauchnye i tekhnicheskiye biblioteki [Scientific and technical libraries]. 2010, No. 2, pp. 63—74.
8. Tarashchenko A. A. Obrazovanie kak kanal sotsial'noi mobil'nosti: obuchenie kak factor povysheniya konkurentosposobnosti bibliotek v sotsiokulturnom prostranstve regiona [Education as a channel of social mobility: training as a factor of increasing the competitiveness of the libraries in the social and cultural environment of the region]. Bibliopole. 2011, No. 5, pp. 7—11.