УДК 01
Н. А. Сумро
аспирант, Самарский государственный институт культурыi E-mail: [email protected]
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ВНЕПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Актуальность вопросов конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов определяется отсутствием исследования конкурентных преимуществ на внепрофессиональном рынке труда, необходимостью изучения влияния региональной системы профессионального образования на конкурентоспособность кадров с библиотечным образованием. Цель - выявление уровня конкурентоспособности специалистов библиотек на рынке труда Самарской области и предпочтений работодателей при найме и ротации кадров. На основе анкетных данных анализируются поведенческие стратегии библиотечно-информационных специалистов, фактическое состояние их конкурентных позиций. Приведены результаты исследования личностных конкурентных преимуществ специалистов библиотек как профессиональной группы, выявлен комплекс поведенческих закономерностей, что позволяет использовать полученные результаты для определения кадровой политики в регионе.
Ключевые слова: библиотечно-информационные специалисты, региональный рынок труда, конкурентоспособность, трудоустройство, работодатели, востребованность, спрос
Для цитирования: Сумро, Н. А. Конкурентоспособность библиотечно-информационных специалистов на внепрофессиональном рынке труда Самарской области /Н. А. Сумро //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 1 (45). - С. 59-63.
Конкурентоспособность библиотечно-информационных специалистов определяется их успешным трудоустройством, возможностью конкурировать на рынке труда не только в сфере библиотечных учреждений, но и в смежных отраслях, в которых они применяют свои квалификации и компетенции, соответствуя требованиям работодателей. В исследованиях, посвященных востребованности и конкурентоспособности специалистов в современных условиях, наличие спроса на труд рассматривается как выраженный результат конкурентоспособной личности [5; 8], формирование которой начинается в процессе обучения в вузе [1, с. 40]. Теоретики и практики библиотечного дела необходимым фактором профессиональной успешности библиотечно-информационных специалистов считают конкурентоспособность образования [2, с. 25], библиотечных учреждений [4, с. 36], расши-
рение сферы профессиональной деятельности [3, с. 53], отмечая при этом способность самих библиотекарей быть конкурентными на рынке труда [7, с. 51].
Несмотря на принятие в 2015 г. Закона «О молодом специалисте Самарской области» [6], призванного привлечь выпускников учреждений профессионального образования к работе по полученной ими специальности, значительная часть бывших студентов работает вне профессиональной сферы деятельности. Поведенческая стратегия и тактика библиотечно-информационных специалистов на рынке труда Самарской области опосредовано демонстрирует качество профессионального образования. При дефиците квалифицированных кадров в библиотеках региона, устойчивого спроса работодателей на выпускников профессионального вуза значительная часть библиотечно-информационных специалистов осуществляет
59
трудовую деятельность не по профилю специальности, полученной в вузе культуры.
Представители рассматриваемой профессиональной группы, по каким-либо причинам прекратившие деятельность в библиотечных учреждениях Самарской области, трудоустраиваются в самых различных сферах (табл. 1).
Таблица 1
Распределение респондентов с библиотечно-информационным образованием, работающих не по профилю деятельности, по сферам занятости Самарской области
Наименование сферы Процент опрошен-
деятельности ных респондентов
Администрации города, районов 6
Архивы 14
Издательская деятельность 7
Образование 23
Полиция, военные части 6
Социология 7
Туризм 8
Управления культуры, департаменты культуры, Министерство культуры 4
Экономическая сфера (банки, производство, книготорговля) 13
Юридическая сфера 12
Значительная часть респондентов этой группы в процессе трудовой деятельности не получала дополнительного образования (83 %) по новому профилю работы, следовательно, базовые знания, данные в вузе культуры, были востребованы на рынке труда. Причем подобная особенность характерна преимущественно для возрастной категории 35-55 лет, т. е. для окончивших вуз до 2000 г.
Как показали результаты исследования, планирование будущей карьеры, профессиональная конкурентоориентированность начинается с момента поступления в вуз и прогнозных установок абитуриентов на деятельность по специальности или вне ее. Стратегия ориентации студентов в процессе обучения на долгосрочное пребывание в профессии зачастую гарантирует и последующее трудоустройство, а также, возможно, - рост личной конкурентоспособности. На вопрос о том, планировалась ли на этапе поступления в вуз культуры дальнейшая работа по специальности, положительно ответили 61 % респондентов, при этом соотношение опрошенных по годам окончания вуза распределилось следующим образом: окончившие до 1990 г. - 85 %, в 1991-2000 гг. - 63 %, в 2001-2015 гг. - 34 %.
Большинство отрицательных ответов (желание получить только высшее образование) дали специалисты, которые заканчивали обучение в институте культуры в последние 15 лет, когда на образовательном рынке Самарской области (как и в целом по стране) наблюдался количественный рост коммерческих учебных заведений, а институт культуры являлся одним из бюджетных вариантов получения высшего образования.
Основными мотивами ухода из библиотечной сферы респонденты назвали (предоставлялась возможность выбрать несколько вариантов ответов):
- желание смены вида деятельности по причине достижения в профессии определенного «потолка», на уровне которого не происходит дальнейшего профессионально-личностного роста (68 %);
- нацеленность на карьерный рост (51 %);
- низкий уровень заработной платы (49 %);
- в библиотеке не нашлось должности, где возможно было проявить свои знания, умения, навыки, способности (47 %); комментарии анкетируемых по данному пункту: «большинство вакантных мест в библиотеке низких разрядов, а должности, соответствующие моим стремлениям, как правило, заняты надолго, а ждать, пока они освободятся, можно годами»; «руководитель библиотеки считала меня бесперспективной "серой мышью", ни к чему не способной, а на этом месте работы я чуть ли не звезда!»;
- разочарование в профессии (32 %);
- не устраивали условия труда (27 %).
Среди прочих вариантов названы невысокий социальный статус и престижность профессии (8 %); получение второго высшего образования, в связи с чем возникло желание сменить работу (8 %); состояние здоровья и семейные обстоятельства (3 %).
Наибольший совокупный процент ответов респондентов соответствует направлению мотивации на более успешное развитие в данной сфере, не совпавшее с их реальной деятельностью, что и явилось побудительным мотивом для смены профессии. Обращает на себя вни-
60
мание тот факт, что вариант ответа о завышенных требованиях руководителей библиотек, которым специалисты не соответствовали, оказался без внимания. Это свидетельствует об имеющейся способности решать задачи любой сложности, но они, видимо, не предлагались сотрудникам в период их работы, что не дало им возможность продемонстрировать свои профессиональные преимущества.
Механизм трудоустройства библиотечно-информационных специалистов вне профессиональной сферы показывает большую долю личных контактов, коммуникаций с представителями учреждений, в которых служащий осуществляет деятельность в настоящий момент. Так, 51 % респондентов должность предложил непосредственно работодатель либо сотрудник организации, что говорит о развитых навыках общения, об умении налаживать, выстраивать и поддерживать деловые связи, расширять круг знакомых, а не ограничивать их. Это осознанно или неосознанно используется библиотечно-информационным специалистом и влияет на повышение уровня конкурентоспособности и успешность в личностной самореализации.
Приблизительное понимание характера нового вида деятельности, к которому приступили библиотечно-информационные специалисты (67 %), тем не менее не обозначило проблему дополнительной профессиональной переквалификации, так как значительная часть респондентов быстро адаптировалась к новым условиям труда и требованиям нанимателя (31 %). Некоторым на процесс «вхождения» в работу понадобилось какое-то время, но без специальной подготовки (37 %). Текущая должность у 49 % опрошенных так или иначе связана с полученной библиотечной профессией (архивная деятельность, занятость в других областях сферы культуры, систематизация документов и пр.), а 36 % из их числа активно используют знания, навыки и умения, полученные в вузе и в предшествующей практической библиотечной деятельности.
Практически все респонденты исследуемой группы независимо от стажа работы и возраста единодушны во мнении, что такие каче-
ства, как универсальность знаний (59 %), организованность (39 %), коммуникативность (36 %), адаптироваться к изменениям (35 %) и систематизировать данные (33 %), своевременное освоение новых технологий (33 %), сделали их конкурентоспособными на рынке труда. Однако, проанализировав проблему планирования профессионального саморазвития и личностной карьеры как важного условия формирования конкурентоспособных преимуществ на рынке труда, мы выявили, что значительная часть опрошенных предпочитают действовать согласно текущей ситуации, без конкретного плана (63 %). При этом 22 % респондентов отметили вариант «начала планировать в период работы в библиотеке», 11 % «задумалась об этом только сейчас» и лишь 4 % стремились к профессиональному саморазвитию начиная с момента окончания обучения в вузе. При высокой оценке личной конкурентоспособности на рынке труда (78 %), в условиях эффективной самореализации у большинства опрошенных отсутствует конкретный замысел успешности, а следовательно, и системность в планировании профессиональной карьеры; 17 % считают, что их конкурентоспособность ограничена определенным сегментом рынка, но по умолчанию они также признают факт своей успешности.
При изучении проблемы в трудоустройстве 62 % респондентов отметили, что специалисту с библиотечным образованием найти работу вполне возможно, все зависит от сферы деятельности, где производится поиск; 21 % отмечает, что проблем с трудоустройством нет, а 17 % считают довольно трудным процесс поиска работы с библиотечным дипломом. Эти данные характерны прежде всего для возрастной категории 35-45 лет, со стажем предшествующей библиотечной работы 10-15 лет, т. е. для сотрудников, получивших определенный опыт, уверенных в себе и своих знаниях, что позволило им быть востребованными и мобильными на рынке труда.
Таким образом, спрос на библиотечно-информационных специалистов в Самаркой области присутствует не только на профессио-
61
нальном, но и на внепрофессиональном рынке труда. Они находят применение своим профессионально-личностным компетенциям в других сферах деятельности, что свидетельствует об образовательной подготовке, соответствующей более широкому кругу предложений на рынке труда, и выраженной конкурентоспособности с
представителями других профессий. Выпускники библиотечно-информационного факультета имеют возможность устроиться на более выгодные для них места, динамично приспосабливаются к изменениям рынка труда, что определяет их личностную способность соответствовать рыночной конкуренции.
1. Белых, И. Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза / И. Л. Белых, М. И. Шилова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 4 (94). - С. 39-45.
2. Гендина, Н. И. Высшая библиотечно-информационная школа в динамично меняющемся мире: факторы повышения конкурентоспособности выпускников / Н. И. Гендина // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 2. - С. 25-30.
3. Калегина, О. А. Расширение сферы профессиональной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов / О. А. Калегина // Дополнительное профессиональное образование как фактор формирования конкурентоспособности специалистов социокультурной сферы: материалы межвуз. науч.-практ. конф. (10 февр. 2006 г.) / сост. М. С. Галявиева; науч. ред. Р. З. Богоудинова. - Казань, 2006. - С. 53-55.
4. Клюев, В. Конкурентоспособность: факторный подход / В. Клюев // Независимый библиотечный адвокат. - 2008. - № 5. - С. 36-38.
5. Молчанова, Е. В. Проблемы востребованности и конкурентоспособности специалистов / Е. В. Молчанова, И. И. Сердюк // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. -Вып. 11. - С. 319-323.
6. О молодом специалисте в Самарской области: Закон Самарской области от 6 июля 2015 г. № 76-ГД // Волжская коммуна. - 2015. - № 170 (7 июля).
7. Ринчинова, Ю. С. Конкурентоспособность библиотекарей на рынке труда / Ю. С. Ринчинова // Библио-сфера. - 2010. - № 1. - С. 51-54.
8. Сердюк, И. И. Проблемы конкурентоспособности специалистов / И. И. Сердюк // Концепт. - 2015. -Т. 13. - С. 2636-2640.
Получено 19.01.2016
N. Sumro
post-graduate student, Samara State Institute of Culture E-mail: [email protected]
COMPETITIVENESS OF LIBRARY AND INFORMATION PROFESSIONALS OUT OF THE PROFESSIONAL LABOR MARKET OF SAMARA REGION
Abstract. The relevance of the research of competitiveness of library and information professionals is determined by the absence of competitive advantage research specialist libraries out of professional labor market, and the need to study is defined by the impact of the regional system of vocational education in the competitive frame with specialists with library education. The aim of the study is to identify the level of competitiveness of specialist
62
libraries in the labor market of the Samara region and the preferences of employers in hiring, and job rotation. On the basis of personal data there are analyzed behavioral strategies of library and information professionals, and the actual state of their competitive position. The results of the study ofpersonal competitive advantages in library specialists as a professional group are identified as set of behavioral laws that allows using the results in determining of the HR policy in the region.
Keywords: library and information professionals, the regional labor market, competitiveness, employment, employers' requirements, demand
For citing: Sumro N. 2016. Competitiveness of library and information professionals out of the professional labor market of Samara region. Herald of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 1 (45): 59-63.
References
1. Belykh I., Shilova M. 2010. Formation of competitiveness of the university graduate. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. № 4 (94): 39-45. (In Russ.).
2. Gendina N. 2008. Higher library school in the rapidly changing world: the factors of increasing the competitiveness of graduates. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical library]. № 2: 25-30. (In Russ.).
3. Kalegina O. 2006. Expanding the scope of professional activity as a factor of improving the competitiveness of library and information professionals. Dopolnitel'noe professionalnoe obrazovanie kak factor formirovaniya konkurentosposobnosti spetsialistov sotsiokul'turnoy sfery [Additional vocational training as a factor of competitiveness of experts of social and cultural spheres]. Kazan. P. 53-55. (In Russ.).
4. Kluev V. 2008. Competitiveness: the factor approach. Nezavisimyy bibliotechnyy advokat [Independent lawyer library]. № 5: 36-38. (In Russ.).
5. Molchanova E., Serduk I. 2015. Problems uptake and competitiveness specialists. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [The humanitarian, social, economic, and social sciences]. № 11: 319-323. (In Russ.).
6. About the young professionals in the Samara area: the Law of the Samara region on July 6, 2015 № 76-GD. 2015. Volzhskaya kommuna [Volga commune]. № 170 (July 7). (In Russ.).
7. Rinchinova IU. 2010. Competitiveness of the librarians in the labor market. Bibliosfera [Bibliosphere]. № 1: 51-54. (In Russ.).
8. Serduk I. 2015. Problems of competitiveness of specialists. Kontsept [Concept]. Vol. 13: 2636-2640. (In Russ.).
Received 19.01.2016
63