ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006
Оценка конкурентоспособности консалтинговых компании1 на российском рынке
Ж. И. Власова,
аспирантка кафедры «Мировая экономика» Санкт-Петербургского государственного университета, консультант международной консалтинговой компании Emst&Young.
Проблема конкурентоспособности для консалтинговых компаний, работающих на российском рынке в условиях углубляющейся глобализации мировой экономики и прихода иностранных компаний в сектор деловых услуг, становится одной из ключевых. Современная конкурентоспособность компаний только на половину определяется их текущей прибылью, остальная часть зависит от других факторов. Тем не менее, все известные на сегодняшний день рейтинги компаний составляются, главным образом, на основе выручки. Другие же факторы, которые также влияют на конкурентоспособность компаний, но не выражаются количественно, не берутся в расчет.
В данной статье автор предлагает альтернативный метод, который позволяет определить конкурентоспособность консалтинговой фирмы и ее место на рынке на основе объективных нематериальных факторов, которые часто не отражаются в финансовой отчетности компаний.
Грядущее вступление России в ВТО обостряет проблему конкуренции практически для всех российских предприятий и компаний, независимо от отрасли, организационно-правовой формы и формы собственности. Для консалтинговых компаний, работающих на российском рынке в условиях углубляющейся глобализации мировой экономики и прихода иностранных компаний в сектор деловых услуг, проблема конкурентоспособности становится одной из ключевых.
Конкурентоспособность — это способность успешно участвовать в конкуренции. Русское «конкуренция», английское «конкурс», итальянское «concorso» происходят от латинского «con corso», что означает «совместный курс, совместный поиск в выбранном направлении». В самом этом слове заложен смысл совместной деятельности, не отрицающей соперничества, в целях получения максимального экономического результата.
Конкурентоспособность фирмы — это экономический, организационный, научно-технический потенциал фирмы, обеспечивающий возможность удер-
1 Понятие «конкурентоспособность фирмы» трактуется неоднозначно. Одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента — нет. Поэтому для целей данной статьи рассматриваются только компании — резиденты России — вне зависимости от их национальной принадлежности. Оценка их конкурентоспособности проводится только в применении к российскому рынку консалтинговых услуг.
Competitive ability of consulting companies that work in the Russian market is becoming one of the key problems in the time of growing world economy globalization and many foreign companies emerging in the sector of business services.
Modern competitiveness of the companies is only partly defined by their current income; the rest part of it depends on the other factors. Nevertheless, all well-known company ratings are mostly compiled on the basis of income. Other factors, which also affect the competitiveness of the companies, but cannot be put into figures, are not taken into account.
In the present article the author offers alternative method, which allows to define the competitive ability of any consulting company and it’s place in the market on the basis of objective intangible factors that usually are not reflected in the financial statements of the companies.
живать или расширять занимаемую долю рынка в условиях конкуренции. На формирование этого потенциала влияют различные материальные и нематериальные факторы.
К материальным факторам относятся финансово-экономические показатели, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность фирмы. Основой этих параметров являются материальные результаты деятельности предприятий, которые хорошо поддаются числовой оценке.
Такие нематериальные активы компании как имидж, деловая репутация (goodwill), известность на рынке и т. д. не подлежат естественной числовой оценке и относятся к нематериальным факторам, влияющим на конкурентоспособность фирмы.
Данные показывают, что современная конкурентоспособность и рыночная стоимость компании слабо связана с текущей прибылью. Если до 1990 г. отношение прибыли к капитализации составляло 7590%, то после 2000 г. этот показатель упал до 50%2.
Другими словами, только половина рыночной стоимости компании определяется ее прибылью, остальная часть зависит от других факторов. Тем не менее, все известные на сегодняшний день рейтинги компаний составляются, главным образом, на основе
2 По материалам доклада членов клуба МГИМО «Новое информационное пространство» «Место консалтинга в новых условиях» (http://nis.waLLst.ru).
выручки. Другие же факторы, которые также влияют на конкурентоспособность, но не выражаются количественно, не берутся в расчет.
Предлагается альтернативный метод, позволяющий определить конкурентоспособность консалтинговой фирмы и ее место на рынке, на основе объективных нематериальных факторов, которые часто не отражаются в финансовой отчетности компаний.
Для анализа использовался метод экспертных оценок, подразумевающий сбор и дальнейшую обработку мнений независимых экспертов3. Предпосылками отбора экспертов-респон-дентов являлись: компетентность и профессионализм, знание текущей ситуации на российском консалтинговом рынке, способность аргументировать свою позицию. Мнения независимых экспертов послужили исходными материалами для оценки конкурентоспособности консалтинговых фирм. На первом этапе в задачу экспертов входила оценка по определенной шкале двадцати факторов4, влияющих на конкурентоспособность консалтинговых фирм на российском рынке:
1) Опыт и квалификация специалистов.
2) Опыт и квалификация руководящего персонала.
3) Членство сотрудников компании в профессиональных организациях.
4) Количество штатных консультантов различных специализаций.
5) Уровень заработной платы.
6) Информационно-методологическая поддержка профессиональной деятельности.
7) Наличие крупных корпоративных клиентов.
8) Деловая репутация. Рекомендации. Известность фирмы.
9) Налаженные клиентские связи.
10) Количество лет на рынке.
11) Месторасположение и оснащенность офиса.
12) Наличие дочерних компаний, филиалов, представительств за рубежом.
13) Налаженные контакты с обслуживающими организациями.
3 В число экспертов вошли научные работники, аспиранты экономического факультета СПбГУ, менеджеры различных уровней, директора предприятий, члены общероссийской организации предпринимателей «ОПОРА России», а также инструктора-консультанты ведущих консалтинговых компаний.
4 Список факторов для экспертного опросного листка был составлен автором частично на основании материалов, изложенных в книге Пятенко С.В. «Выбор аудитора и консультанта», частично на основании личного опыта работы в консалтинговой компании. [Пятенко С.В. «Выбор аудитора и консультанта». — М.: ФБК-Пресс, 1998, — 149 с.]
Таблица 1
Список факторов, влияющих на конкурентоспособность фирмы на рынке консалтинговых услуг
14) Наличие PR-отдела, реклама в СМИ; участие в рейтингах, конкурсах, тендерах.
15) Открытость информации о фирме.
16) Наличие интеллектуальной собственности.
17) Членство компании в профессиональных объединениях, регулирующих деятельность консалтингового рынка.
18) Сроки выполнения работ.
19) Оперативность, достоверность, полнота предоставляемой информации.
20) Уровень гонораров, почасовых ставок и формы оплаты.
После заполнения экспертами опросных анкет и обработки, в соответствии с методикой анализа, полученных результатов были отобраны факторы, наиболее сильно влияющие на конкурентоспособность консалтинговых компаний на российском рынке. После проверки согласованности мнений экспертов были рассчитаны средние значения оценок и отсортированы по убыванию. Результаты расчетов представлены в табл. 1.
Для дальнейшего исследования были оставлены наиболее важные факторы, средняя балльная оценка которых составила более 3 баллов (см. табл. 1). На втором этапе исследования экспертам было предложено оценить ряд консалтинговых фирм, работающих в России, по отобранным факторам и определить вес каждого фактора в общей группе. На основе полученных оценок и весов были рассчитаны итоговые оценки конкурентоспособности, а также проставлены места на рынке для каждой из представленных фирм. Результаты расчетов отражены в табл. 2.
В табл. 2 показана выручка компаний по итогам 2005 г. и проставлены места компаний на рынке по размеру выручки. Это сделано для проверки предло-
Факторы Средняя оценка по 5-балльной шкале Место
9. Деловая репутация. Рекомендации. Известность 4,5 1
1. Опыт и квалификация специалистов 4,3 2
2. Опыт и квалификация руководящего персонала 4,2 3
4. Количество штатных консультантов различной специализации 4,1 4
8. Наличие крупных корпоративных клиентов 4,1 5
10. Налаженные клиентские связи. Отношение к клиенту 3,9 6
6. Информационно-методологическая поддержка проф. деятельности 3,4 7
17. Количество лет на рынке 3,0 8
18. Сроки выполнения работ 3,0 9
20. Уровень гонораров и принципы ценообразования 2,8 10
5. Уровень заработной платы 2,6 11
19. Качество предоставляемой информации 2,6 12
16. Участие компании в профессиональных объединениях. 2,5 13
15. Открытость информации о фирме 2,2 14
7. Наличие интеллектуальной собственности 2,1 15
12. Наличие разветвленной территориальной структуры и ее уровень 2,1 16
14. Наличие отдела по продвижению производимых услуг (Р11-отде.па) 2,1 17
3. Членство сотрудников компании в профессиональных организациях 2,0 18
11. Месторасположение и современная оснащенность офиса 1,9 19
13. Налаженные контакты с обслуживающими организациями 1,1 20
ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006
ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006
Таблица 2
Места компаний на российском рынке консалтинговых услуг по различным показателям конкурентоспособности
женного метода оценки конкурентоспособности на основе нематериальных факторов. Результаты расчетов сверяются с местами компаний на рынке, проставленными на основании выручки. Для определения связи между местами, выставленными на основе отобранных факторов конкурентоспособности, и местами, полученными на основании выручки компаний, был рассчитан коэффициент корреляции между этими двумя массивами. В результате расчетов, корреляция между массивами 1 и 2 составила 0,8, что свидетельствует о наличии тесной связи между факторами.
Таким образом, полученные результаты, основанные на оценке нематериальных факторов конкурентоспособности компаний, вносят существенные коррективы в существующие рейтинги, основанные только на финансовых показателях.
Например, если обратиться к полученным результатам исследования (см. табл. 2), то по объему выручки компания PricewaterhouseСoopers стоит на втором месте среди остальных компаний. Тем не менее, по конкурентоспособности на рынке консалтинговых услуг, рассчитанной на основе нематериальных факторов, эта компании занимает первое место. Компания Ernst&Young в 2005 г. по объему выручки, полученном на российском, рынке стоит на четвертом месте, в то время как по конкурентоспособности, рассчитанной на основе нематериальных факторов, эта компания занимает второе место на рынке.
Эти факты говорят о том, что доля компаний «большой четверки» на российском рынке консалтинговых услуг, в целом, постепенно начинает снижаться из-за появления на рынке все большего коли-
чества квалифицированных российских консультантов. Но это не говорит о том, что компании «большой четверки» стали хуже работать или потеряли уважение и доверие своих клиентов. Их первые места по конкурентоспособности говорят о прекрасной репутации, высококвалифицированных кадрах и хорошо налаженных отношениях с клиентами.
Российская компания IBS в 2005 г. показала максимальный объем выручки в отрасли. Тем не менее, по конкурентоспособности, по мнению экспертов, она занимает не первое, а третье место среди оцениваемых компаний. Это говорит о том, что полученная компанией сверхприбыль за счет бурного роста спроса на услуги в сфере информационных технологий не является единственным фактором, определяющим ее конкурентоспособность на рынке. Тем не менее, нужно отметить, что компания IBS по уровню конкурентоспособности попала в один ряд с компаниями «большой четверки» (компании KPMG и Deloitte&Touche заняли 4-е и 5-е места, соответственно), что говорит о значительном качественном прорыве российских компаний на рынке консалтинговых услуг.
Таким образом, полученные результаты исследования, основанные на оценке нематериальных факторов конкурентоспособности компаний, совместно с рейтингами консалтинговых компаний, основанными на подсчете финансовых показателей, позволяют более полно и объективно оценить конкурентоспособность компаний в целях научных исследований, а также в интересах практической деятельности компаний на рынке.