Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности консалтинговых компаний на российском рынке на основе сопоставления и отбора нематериальных факторов'

Оценка конкурентоспособности консалтинговых компаний на российском рынке на основе сопоставления и отбора нематериальных факторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова Жанна Игоревна

Competitiveness of modern companies is only partly defined by their short term profits; the rest depends on other factors. Nevertheless, all well known companies ratings are mostly compiled on the basis of sales. Other factors, which also affect the competitiveness of companies but cannot be put into figures, are usually not taken into account. In the present article, the author offers the alternative method, which allows to define the competitiveness of any consulting company and its place at the market on the basis of objective intangible factors that usually are not reflected in the financial statements of the companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of Competitiveness of Consulting Companies at the Russian Market on the Basis of Complex Comparison and Selection of Intangible Factors

Competitiveness of modern companies is only partly defined by their short term profits; the rest depends on other factors. Nevertheless, all well known companies ratings are mostly compiled on the basis of sales. Other factors, which also affect the competitiveness of companies but cannot be put into figures, are usually not taken into account. In the present article, the author offers the alternative method, which allows to define the competitiveness of any consulting company and its place at the market on the basis of objective intangible factors that usually are not reflected in the financial statements of the companies.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности консалтинговых компаний на российском рынке на основе сопоставления и отбора нематериальных факторов»

КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Ж. И. Власова

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ И ОТБОРА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Грядущее вступление России в ВТО обостряет проблему конкуренции практически для всех российских предприятий, независимо от отрасли, организационно-правовой формы и формы собственности1. Для консалтинговых компаний, работающих на российском рынке в условиях углубляющейся глобализации мировой экономики и прихода иностранных компаний в сектор деловых услуг, проблема конкурентоспособности становится одной из ключевых.

Конкурентоспособность компании - это ее экономический, организационный, научно-технический потенциал, обеспечивающий возможность удерживать или расширять занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы. На формирование этого потенциала влияют две группы факторов.

К первой группе можно отнести показатели, которые характеризуют прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность компании и т. д. Основой этих параметров являются материально-вещественные результаты деятельности компаний, которые хорошо поддаются объективной оценке.

Ко второй группе факторов относятся такие факторы, как организационная структура компании, квалификация специалистов, опыт руководящего персонала, имидж, деловая репутация, известность на рынке и т. д. В отличие от предыдущей группы факторов, эти показатели, как правило, оцениваются субъективно.

Бурное развитие рынка консультационных услуг и возникновение на рынке большого количества конкурирующих компаний обусловливают необходимость систематизации увеличивающейся в объемах разрозненной информации о консалтинговых фирмах и создания адекватных методов оценки их конкурентоспособности. Помимо маркетинговых исследований рынка, единственным общедоступным отражением конкурентных позиций консалтинговых компаний на сегодняшний день являются рейтинги. Рейтинги составляются, главным образом, на основе выручки, полученной компаниями за год, или выручки

Жанна Игоревна ВЛАСОВА — аспирантка кафедры мировой экономики. Консультант международной консалтинговой компании Ernst &Young. Имеет 6 публикаций. Сфера научных интересов — конкурентоспособность консалтинговых компаний на российском рынке, транснациональные консалтинговые компании, международное налогообложение, финансы.

© Ж. И. Власова, 2006

на одного специалиста. Но эти показатели лишь частично говорят о конкурентоспособности компании, давая представление только о ее финансовом положении. Получить объективную информацию по вопросам надежности, организационной структуры и уровня профессионализма консультантов и т. д. из имеющихся на сегодняшний день источников практически невозможно.

Отличительной чертой конкуренции на рынке консалтинговых услуг является то, что она строится не на ценовых методах борьбы, а на основе качества предоставляемых услуг. Эта особенность объясняется высокой долей интеллектуального капитала в составе консалтинговой услуги. Составляющие интеллектуального капитала являются основными критериями в формировании качества и стоимости консалтинговой услуги, а значит, выступают определяющими параметрами конкурентоспособности компании.

Предлагаемый ниже метод позволяет оценить конкурентоспособность консалтинговой компании и ее место на рынке на основе факторов, являющихся составляющими интеллектуального капитала. Для анализа использовался метод экспертных оценок, состоящий из трех этапов:

1) определение факторов конкурентоспособности компании;

2) отбор экспертов, организация опроса и экспертиза отобранных показателей;

3) математико-статистическая обработка результатов опроса и их анализ.

В рамках первого этапа был произведен отбор факторов на основании известных разработок Э. Брукинга, Б. Б. Леонтьева, В. Л. Иноземцева, посвященных исследованию интеллектуального капитала, в том числе его составляющих, а также с использованием факторов конкурентоспособности консалтинговых компаний, предложенных С. В. Пятенко2 .

В итоге в список вошли следующие факторы конкурентоспособности консалтинговых компаний:

1) опыт и квалификация специалистов;

2) опыт и квалификация руководящего персонала;

3) членство сотрудников компании в профессиональных организациях;

4) количество штатных консультантов различных специализаций;

5) восприимчивость к инновациям;

6) информационно-методологическая поддержка профессиональной деятельности;

7) наличие крупных корпоративных клиентов;

8) деловая репутация, рекомендации, известность фирмы;

9) налаженные клиентские связи, отношение к клиенту;

10) количество лет на рынке;

11) месторасположение и оснащенность офиса;

12) наличие дочерних компаний, филиалов, представительств за рубежом;

13) налаженные контакты с обслуживающими организациями;

14) наличие РК-отдела, реклама в СМИ; участие в рейтингах, конкурсах, тендерах;

15) открытость информации о фирме;

16) наличие интеллектуальной собственности;

17) членство компании в профессиональных объединениях, регулирующих деятельность консалтингового рынка;

18) сроки выполнения работ;

19) оперативность, достоверность, полнота предоставляемой информации;

20) принципы ценообразования и формы оплаты.

На втором этапе были отобраны эксперты3 и составлен опросный лист, по которому экспертам предлагалось оценить перечисленные факторы конкурентоспособности по

Список факторов, влияющих на конкурентоспособность фирмы на рынке консалтинговых услуг

Факторы Средняя балльная оценка Место

Деловая репутация, рекомендации, известность 4,5 1

Опыт и квалификация специалистов 4,3 2

Опыт и квалификация руководящего персонала 4,2 3

Количество штатных консультантов различной специализации 4,1 4

Наличие крупных корпоративных клиентов 4,1 5

Налаженные клиентские связи, отношение к клиенту 3,9 6

Информационно-методологическая поддержка профессиональной деятельности 3,4 7

Количество лет на рынке 3,0 8

Сроки выполнения работ 3,0 9

Восприимчивость к инновациям 2,8 10

Принципы ценообразования и формы оплаты 2,6 11

Качество предоставляемой информации 2,6 12

Участие компании в профессиональных объединениях 2,5 13

Открытость информации о фирме 2,2 14

Наличие интеллектуальной собственности 2,1 15

Наличие разветвленной территориальной структуры и ее уровень 2,1 16

Наличие отдела по продвижению производимых услуг (РЯ-отдела) 2,1 17

Членство сотрудников компании в профессиональных организациях 2,0 18

Офис 1,9 19

Налаженные контакты с обслуживающими организациями 1,1 20

Места компаний на российском рынке консалтинговых услуг по отобранным показателям конкурентоспособности

Компании Обобщающий показатель кон-курентоспособнос-ти по отобранным факторам* Место на рынке по отобранным факторам

Pricewaterhouse topers 9,4 1

Ernst & Young 9,3 2

IBS 9,2 3

KPMG 8,9 4

Deloitte &Touche 8,9 Б

« Компьюлинк» 8,0 6

БДО «Юникон Консалтинг» 7,8 7

«Ланит» 6,9 8

ИКГ «РОЭЛ Консалтинг» 6,9 9

ФБК(Р^) 6,8 10

Институт проблем предпринимательства 6,5 11

«ТопС Бизнес Интегратор» 6,3 12

Городской центр экспертиз 6,1 13

«Объединенные консультанты ФДП» 6,1 14

SAP 5,9 15

*Обобщающий показатель конкурентоспособности рассчитан по 10-балльной шкале.

определенной шкале. Предпосылками отбора экспертов-респондентов являлись: компетентность и профессионализм, знания текущей ситуации на российском консалтинговом рынке и места на нем оцениваемых компаний, способность аргументировать свою позицию.

После заполнения оценочных листов, на третьем этапе исследования была проведена математико-статистическая обработка результатов опроса, после этого были отобраны факторы, наиболее сильно влияющие на конкурентоспособность консалтинговых компаний. Результаты расчетов после сортировки по убыванию средних балльных оценок представлены в табл. 1.

Для дальнейшего исследования были использованы наиболее важные факторы, средняя оценка которых составила более 3 баллов. Экспертам было предложено оценить ряд

консалтинговых фирм, работающих в России, по отобранным факторам и определить вес каждого фактора в общей группе. На основе полученных оценок и весов были рассчитаны итоговые оценки для каждой из представленных фирм. Результаты расчетов см. в табл. 2.

Данная методика может использоваться совместно с рейтингами консалтинговых компаний, основанными на анализе материально-вещественных показателей, что позволит более полно и объективно оценить конкурентоспособность консалтинговых компаний в целях научных исследований, а также в интересах практической деятельности компаний на рынке.

1 По материалам первой Всероссийской конференции «Конкурентоспособная Россия. Бизнес на пути к глобальной конкуренции». Москва, 14 апреля 2006 (www.globalcompetition.ru).

2 Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ., под ред. Л. Н. Ковачин. СПб., 2001.; Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М., 2002; Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М., 1998; Пятенко С. В. Выбор аудитора и консультанта. М., 1998.

3 В число экспертов вошли научные работники, менеджеры различных уровней, директора предприятий, члены общероссийской организации предпринимателей «ОПОРА России», а также инструкторы-консультанты ведущих консалтинговых компаний.

Статья поступила в редакцию 28 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.