Выпуск 3
УДК 658.11:656.61
Ю. В. Клименко,
ЗАО «Тим Лайнс Санкт-Петербург»
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ A TRANSPORT ENTERPRISE COMPETITIVE POSITION RATING
Настоящая статья посвящена оценке позиции транспортного предприятия с целью принятия обоснованных управленческих решений и выбора приоритетных технологий управления. Последовательно оценивается состояние рынка, стадии жизненного цикла предприятия, а также положение предприятия на рынке. В заключение данные составляющие приводятся в виде трехмерной матрицы определения позиции предприятия.
The present article is intended for estimation of a transport company position for the purpose of acceptance of well-founded administrative decisions and a choice ofpriority technologies of management. Market condition, life cycle stage of an enterprise, and also enterprise condition in the market are estimated consistently. In conclusion the given components are resulted in the form of a three-dimensional matrix of enterprise position definition.
Ключевые слова: позиция транспортного предприятия, рынок, стадии жизненного цикла, состояние предприятия, технологии управления.
Key words: transport company position, market, life cycle stages, condition of an enterprise, management technologies.
ОСТОЯНИЕ, в которое переходит предприятие при осуществлении своей деятельности на рынке, ставит
Обоснованному принятию тех или иных управленческих решений должен предшествовать анализ текущей позиции предприятия, который, в свою очередь, предполагает оценку следующих составляющих:
перед менеджером соответствующие задачи и требует от него принятия адекватных решений. Эти решения могут касаться как изменения целей организации, так и способов их достижения. Это вызвано тем, что предприятие подвержено воздействию со стороны окружающей среды, и вынуждено адаптироваться к ней с помощью обратных связей. Любое управленческое решение является результатом отработки менеджером воздействий обратной связи.
Поскольку объектом рассмотрения в нашем случае являются главным образом транспортные предприятия, занимающиеся морскими перевозками, — дальнейшее рассмотрение этих трех составляющих приводится именно с учетом транспортной специфики.
— стадия жизненного цикла предприятия;
— состояние рынка;
— положение предприятия на рынке.
Можно предположить, что позиция транспортного предприятия является ключевым элементом выбора технологий управления. Отталкиваясь от позиции транспортного предприятия, мы устанавливаем приоритетность технологий управления для адекватного функционирования на данном рынке и для его развития. Смена приоритетности конкретной технологии управления связана с изменением положения транспортного предприятия на рынке транспортных услуг. Иными словами, технология управления определяет уровень взаимодействия и быстро -ту реагирования предприятия на изменения в окружающей среде.
Такая укрупненная группировка состояний рынка в большинстве случаев является оправданной, поскольку практический интерес в большей степени представляют факторы, действующие на транспортное предприятие на определенном рынке. Для анализа позиции
Обобщив научную литературу, отражающую специфику рынка транспортных услуг [1; 2], можно выделить три основных состояния рынка:
— развивающийся (растущий);
— стабильный;
— снижающийся.
&
в
и
£
Постоянный
рост
потребительского спроса, следовательно, рост объемов переюзок
обслуживанием на грузовых терминалах ввиду их избыточной загруженности
Возможность получения дополнительной прибыли
Диверсифи-
кация
деятельности, выход на
^Позиция
предприятия
Запаздывание в Неразвитость
развитии транспортного
транспортной законода-
инфраструк- тельства
туры
Рис. 1. Основные факторы, оказывающие влияние на предприятие-перевозчика
в условиях растущего рынка
Н
0
1
О
&
О
Стабильный
объем
перевозок
Долгосрочные договорные отношения с грузовладельцами
Большинство негативных факторов прогнозируемо, сила их воздействия на позицию того или иного предприятия постоянна
Постоянный
уровень
тарифных
ставок
Позиция
►
предприятия
Рис. 2. Основные факторы, оказывающие влияние на предприятие-перевозчика в условиях стабильного рынка
транспортного предприятия на каждом из указанных рынков воспользуемся разработанным Д. Хасси методом анализа силового поля [4].
На рис. 1 представлено распределение основных факторов, оказывающих влияние на транспортную организацию в условиях растущего рынка.
Состояние рынка грузовых перевозок предопределяется состоянием национальной экономики в целом. Растущий рынок перевозок характеризуется ростом количества перевозимых грузов, вызванным стабильно растущим потребительским спросом. Прибыль транспортного предприятия в данных усло-
Выпуск 3
Выпуск 3
виях увеличивается за счет роста объемов перевозок. Получая и накапливая прибыль, предприятие получает возможность своего развития, например выход на новые рынки, диверсификация деятельности и др. Условия растущего рынка предполагают и наличие отрицательных факторов, среди которых на первый план выходят инфраструктурные проблемы, например недостаточная пропускная способность грузовых терминалов, нехватка складских площадей и т. д. Выбор технологии управления в условиях растущего рынка обусловливается ситуациями, которые порождают сочетания факторов, сгруппированных на рис. 1.
На рис. 2 обобщены факторы, действующие на предприятие-перевозчика в условиях стабильного рынка.
По сравнению с растущим и снижающимся рынками стабильный рынок является более простым вариантом для рассмотрения, поскольку данный рынок характеризуется наибольшей сбалансированностью и постоянностью воздействующих на предприятие факторов. Объем перевозок постоянен, его колебания незначительны и в основном зави-
сят от сезонности спроса. Уровень тарифных ставок также постоянен во времени. Каждое предприятие имеет собственную клиентскую базу и долгосрочные договорные отношения с определенными грузовладельцами. Проблемы развития транспортной инфраструктуры не стоят так остро, как в условиях растущего рынка. Большинство негативных факторов прогнозируемо, поскольку в условиях стабильного рынка они проявляются в большей степени в зависимости от слабых мест каждого конкретного предприятия, то есть являются внутрипроизводственными.
В целом, необходимость выбора или изменения той или иной технологии управления в условиях стабильного рынка вызвана на предприятии изменениями преимущественно внутреннего характера либо изменениями его стратегических целей.
На рис. 3 представлено распределение факторов, действующих на предприятие-перевозчика в условиях снижающегося рынка.
Примером снижающегося рынка может служить спад перевозок в РФ, вызванный экономическим кризисом 2008 г. Главной задачей любого транспортного предприятия в таких
Отсутствие проблем с обслуживанием
Рис. 3. Основные факторы, оказывающие влияние на предприятие-перевозчика в условиях снижающегося рынка
условиях является минимизация потерь, которых, к сожалению, не удается избежать практически никому из участников рынка. В борьбе за клиента транспортные предприятия были вынуждены постоянно снижать тарифные ставки вплоть до уровня, а в некоторых случаях и ниже уровня себестоимости перевозок. Преимуществом для транспортных предприятий в условиях снижающегося рынка часто становятся более выгодные условия обработки грузов, предлагаемые со стороны терминалов с целью привлечения дополнительного грузопотока. Также одним из немногочисленных, но весомых положительных факторов является активизация внутрипроизводственного потенциала предприятия, в том числе его затратообразующая политика.
В целом, ситуация, складывающаяся под воздействием факторов снижающегося рынка, практически неизбежно влечет за собой изменение технологии управления транспортного предприятия и сопровождается структурными изменениями системы управления.
Очередным элементом анализа позиции предприятия является выявление стадии его жизненного цикла (ЖЦ). Предприятие в процессе своего формирования и функционирования последовательно проходит ряд стадий из следующего типового набора: создание ^ рост ^ зрелость ^ спад ^ реорганизация (реструктуризация) ^ банкротство ^ ликвидация. Ряд авторов [1; 2] расширяют или сужают такой набор.
Первая стадия — создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. На данном этапе происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, организация производства и управления предприятием. Именно на этой стадии жизненного цикла происходит определение стратегической позиции предприятия.
На стадии роста или расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции (услуг) на рынке,
поиск надежных партнеров, завоевание своей доли на рынке транспортных услуг, обеспечение рентабельной работы предприятия. На стадии роста можно говорить главным образом о смещении ресурсной позиции предприятия, выражающейся, например, в возникновении необходимости привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Однако ресурсные проблемы на данной стадии решаются ввиду достаточных финансовых возможностей.
Стадия зрелости или оптимального функционирования характеризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии (в том числе и управленческой) и организации производства, активной маркетинговой деятельности. Позиция предприятия достаточно стабильна, каких-либо серьезных смещений, как правило, не наблюдается.
На стадии спада происходит наиболее заметное смещение позиции предприятия вследствие оттока капитала, снижения кредитоспособности организации и прочих факторов.
Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства. Если же предприятие своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, это неминуемо приводит к спаду деловой активности и, в конечном итоге, к банкротству. Поэтому руководители предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и в окружающей среде, которые могут быть первыми сигналами о надвигающейся беде.
Стадия банкротства в большинстве случаев характеризуется одними и теми же технологиями управления, поэтому нецелесообразно эту стадию в дальнейшем рассматривать отдельно. Стадия создания предприятия, напротив, предполагает детальный выбор на 1 215 начальном этапе различных технологий управления для каждого отдельного предприятия в зависимости от его целей, задач, специфики деятельности и других многочисленных факторов. В связи с этим данная стадия слабо
Выпуск 3
Выпуск 3
формализуема с точки зрения выбора отдельной технологии управления.
Таким образом, при дальнейшем рассмотрении будем учитывать следующие укрупненные стадии жизненного цикла транспортного предприятия: рост ^ зрелость (стабильность) ^ спад.
В завершение общего анализа позиции предприятия перейдем от выявления стадии жизненного цикла к анализу положения организации на рынке. Для оценки положения транспортного предприятия на рынке транспортных услуг, как правило, рассматриваются следующие показатели:
— количество фактических конкурентов и относительный размер долей рынка, принадлежащих ближайшим конкурентам;
— стабильность во времени долей рынка, принадлежащих как данному транспортному предприятию, так и его ближайшим конкурентам;
— стабильность во времени самого рынка транспортных услуг (статичный или динамичный рынок);
—наличие потенциальной конкуренции в совокупности с оценкой наличия и величи-
ны препятствий для вхождения конкурентов на рынок (барьеров вхождения конкурентов в рассматриваемый рынок);
— потенциальная возможность изучаемого хозяйствующего субъекта выступать «ценовым лидером» на рынке и др.
Можно выделить следующие основные возможные положения предприятия на рынке транспортных услуг: доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое.
Таким образом, выделив основные состояния рынка, стадии жизненного цикла предприятия, возможные положения предприятия на рынке транспортных услуг, мы можем объединить данные три составляющие в виде трехмерной пространственной матрицы определения позиций транспортной организации (рис. 4).
Следующее сравнение иллюстрирует практическую направленность использования матрицы, изображенной на рис. 4. Очевидный пример принятия решения на основе анализа возникшей ситуации есть на флоте. При возникновении какой-то нештатной ситуации на подводной лодке каждый член экипажа знает, какие действия и в какой последовательности
Снижающийся Стабильный Растущий
Спад
Стабильность
Рост
3
2
0) 5 ш О Е <и о со (и о ГО
X 5
и а. о
с о 1— с; ш & си X
жмшщщмтж
Рис. 4. Матрица определения позиции предприятия
он должен предпринять. То есть возможные проблемные ситуации заранее описаны как типовые, и для них разработаны алгоритмы действий. Точно такой же смысл и у матрицы. Как видно из рис. 4, матрица нам дает 5 х 3 х х 3 = 45 различных вариантов позиции предприятия. Каждый отдельно взятый квадрант матрицы характеризуется определенным набором конкретных ситуаций, характерных для применения определенной технологии управления. Поэтому для того, чтобы сориентироваться, в каком же русле управлять предприятием, менеджер определяет координаты по осям матрицы и на основании их — однозначно сегмент, в который попадает предприятие в соответствии с его текущим состоянием и состоянием рынка в целом. Этому определенному сегменту соответствует вполне
определенный и четко описанный алгоритм действий или хотя бы вектор управления в этой ситуации. Проанализировав каждый отдельный сегмент матрицы, в итоге мы приходим к обобщенной сегментной классификации позиций транспортного предприятия, дальнейшее использование которой приведет к формированию методики выбора приоритетной технологии управления для транспортного предприятия.
Таким образом, проведя анализ состояния рынка, текущего положения предприятия на рынке и обозначив стадию жизненного цикла предприятия, с помощью сформированной матрицы можно достаточно точно определить позицию транспортного предприятия и предложить наиболее результативную в этой ситуации технологию управления.
Список литературы
1. Будрина Е. В. Рынок транспортных услуг: особенности формирования и развития: учеб. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2001. — Ч. 2.
2. Кононова Г. А. Экономика транспортного предприятия: учеб. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ,
2002.
3. Лапуста М. Г. Справочник директора предприятия / под ред. М. Г. Лапусты. — 7-е изд., испр., измен. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 912 с. (Справочники «ИНФРА-М»).
4. Hussey D. Strategy and planning: a manager’s guide. — Chichester: Wiley, 1999.
УДК 658.012 Г. Н. Кузнецов,
ассистент каф. АУПП, СПГУВК
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
ORGANIZATIONAL CHANGES MANAGEMENT AT THE WATER TRANSPORT ENTERPRISES
В статье изложены методические положения по формированию системы управления организационными изменениями на предприятиях водного транспорта. Уточненено понятие «организационное изменение», обоснована классификация организационных изменений, происходящих на предприятиях водного транспорта, предложена концепция эффективного управления организационными изменениями и методы их реализации.
Выпуск 3