Научная статья на тему 'Конкурентоспособность: методы и оценка'

Конкурентоспособность: методы и оценка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7426
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / РЫНОК / ПОТРЕБИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградова Т. Г., Семилетова Я. И.

Т.Г. Виноградова, Я.И. Семилетова Конкурентоспособность: методы и оценка Конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность продукции, рынок, потребители Определение конкурентоспособности предприятия является одним из главных инструментов, который используется для эффективной и прибыльной деятельности фирмы. Конкурентоспособность является комплексной категорией. Вопрос оценки конкурентоспособности требует более детального изучения, поскольку нерешенными остаются проблемы выбора универсального показателя и набора факторов конкурентоспособности предприятия, также преодоление субъективизма при ее оценке. Поэтому нужно постоянно и систематически анализировать рыночную, экономическую и технологическую ситуации в области, в стране и за ее пределами.T.G. V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

inogradova, Ya.I. Semiletova Competitiveness: methods and assessment Competitiveness of the enterprise, competitiveness of production, market, consumers Determination of competitiveness of the enterprise is one of the main tools which is used for effective and profitable activity of firm. Competitiveness is complex category. A question of an assessment of competitiveness demand more detailed studying as unresolved are problems of the choice of a universal indicator and a set of factors of competitiveness of the enterprise, also overcoming of subjectivity at her assessment. Therefore, it is necessary to analyze constantly and systematically market, economic and technological situations in the area, in the country and beyond her limits.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность: методы и оценка»

преобразования, сколько повышение технологического уровня, усиление заинтересованности работающих в достижении высоких конечных результатов. Недостаточное внимание к этим аспектам привело к свертыванию инвестиционной деятельности, к падению производительности труда в отрасли в целом. Поэтому дальнейшее стратегическое развитие аграрного сектора требуется более четкое определение приоритетов на каждом этапе реформирования, материальное и финансовое обеспечение соответствующих темпов динамики. Была допущена недооценка места и роли системы региональных оптовых продовольственных рынков. Использовался уравнительный подход к формированию рынка товаров и услуг вне зависимости от их социально-экономической значимости. В итоге макроэкономические факторы стали оказывать отрицательное воздействие на формирование продовольственных рынков, особенно это относится к падению уровня доходов населения, инфляции и неплатежам. Одновременно должного внимания не уделялось постепенности и синхронности всех рыночных трансформаций и корректному включению в рыночное регулирование государственных структур. Роль государства как регулятора реализуется в сдерживании негативного влияние стихийных рыночных сил, стремящихся выйти за пределы социально-допустимых границ [4]. Модель же отечественного продовольственного рынка должна формироваться как многофункциональный комплекс организационно-экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу продвижения продуктов питания от производителя к конечному потребителю под воздействием спроса и предложения, цены и конкуренции, а также регулирующей роли государства.

Литература

1. Котлер Ф., Вонг В., Сондерс Д., Армстронг Г. Основы маркетинга / Пер. с англ.- 4-е европ.изд. - М. [и др.]: Вильяме, 2009. - 1199 с.

2. Кныш В.А. Маркетинг в теории потребительского спроса // Маркетинг в России и за рубежом. -2002. -№6.-С. 3-15.

3. Короткое A.B. Маркетинговые исследования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 304 с.

4. Федько Н.Г. Поведение потребителей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 352 с.

5. Гембел п. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. - М.: ФАИР ПРЕСС, 2002. - 530 с.

УДК 339.138

Канд. экон. наук Т.Г. ВИНОГРАДОВА (СПбГАУ, 1яутШуапс1ех.ги) Ст. преподаватель Я.И. СЕМИЛЕТОВА (СПбГАУ, [email protected])

конкурентоспособность: методы и оценка

Конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность продукции, рынок, потребители

Конкурентоспособность предприятия - это способность обеспечивать выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции [4].

Конкурентоспособность продукции - это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.

Конкурентоспособность является комплексной категорией, преимущества которой реализуются в процессе торговли, но основа конкурентных преимуществ предприятия создается на всех уровнях общественного производства, в том числе, в значительной мере это обеспечивается за счет структурной перестройки и действенной экономической политики [2].

Конкурентоспособность товара можно определить как способность определенного класса объектов занимать фиксированную рыночную нишу. Понятие конкурентоспособности характеризует степень соответствия отдельного класса объектов определенным рыночным потребностям: предложения (товара) - спроса на него, предприятия - возможности обеспечить конкурентные преимущества, страны - социально-экономической модели развития [1].

Конкурентоспособность определяет активное использование потенциала предприятия, его способности опередить конкурентов как в данное время, так и в будущем. Конкурентоспособность не является постоянной характеристикой предприятия, то есть с изменениями во внешней и внутренней среде меняются сравнительные конкурентные преимущества относительно других предприятий отрасли.

Можно считать, что конкурентоспособность предприятия - это понятие относительное, поскольку его можно определить только, сравнив отдельные характеристики предприятия с характеристиками других предприятий одной отрасли.

Конкурентоспособность характеризуется совокупностью показателей функционирования отраслей и деятельности производственных структур, определяющих их стабильное развитие и успех в конкурентной борьбе на внутреннем и внешнем рынках. Она оценивается уровнем конкурентоспособности отдельных его предприятий и их продукции

[3].

Тремя элементами можно определить конкурентоспособность продукции:

- свойства данной продукции;

- свойства конкурирующих продуктов;

- особенности потребителей.

В связи с особенностями производства продукции и ее места при формировании потребительских рынков, факторы влияния на формирование конкурентоспособности рассматриваются во взаимосвязи:

- цена продукции;

- маркетинговые мероприятия;

- качество сырья и продукции.

Основными аспектами определения конкурентоспособности продукции являются следующие:

- полезность продукции;

- цену потребления;

- способность предложения.

Существенное влияние на обеспечение конкурентоспособности продукции осуществляет наличие привлекательной торговой марки, которая является эффективным инструментом маркетинга.

Конкурентоспособность торговой марки представлена совокупностью специфических функциональных и эмоциональных свойств, которые при помощи взаимодействия с эффективными инструментами маркетинга способствует привлечению реальных и потенциальных потребителей - сегмента рынка предприятия, усилению и содержанию конкурентного преимущества за счет формирования устойчивой приверженности товара по сравнению с торговыми марками конкурентов [4].

Конкурентоспособность предприятия формируется из многих факторов, которые включают в себя эффективность функционирования различных его подразделений, а также конкурентоспособность продукции как конечного продукта деятельности предприятия.

Для того, чтобы определить насколько успешным является предприятие на рынке, необходимо регулярно проводить его оценку конкурентоспособности.

Определяющими принципами оценки конкурентоспособности продукции, применение которых позволяет повысить точность оценки и учесть интересы участников рынка, являются следующие:

- уровень конкурентоспособности изделий является понятием относительным и может определяться только в результате сравнения его с подобным товаром предприятий-конкурентов;

- уровень конкурентоспособности данного товара следует связывать с конкретным рынком, поскольку идея абсолютной конкурентоспособности ошибочно (при оценке уровня конкурентоспособности товара предприятию необходимо ограничиваться тем сегментом рынка, на который ставится самый упор при продвижении своих товаров);

- уровень конкурентоспособности является величиной, которая определяется в определенный момент времени [4].

Оценку конкурентоспособности продукции выполняют через сопоставление основных параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. При выборе базы сравнения необходим качественный подход, поскольку данный фактор является решающим при оценке конкурентоспособности и принятия решения относительно дальнейших действий.

Базой для сравнения могут быть потребности покупателей, показатель необходимого полезного эффекта, особенности конкурирующего товара, гипотетический образец, а также группа аналогов.

Основные факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия, можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы влияют на показатель конкурентоспособности, к ним относят:

- политическая обстановка в стране;

- законодательная база государства;

- особенности экономических связей;

- наличие конкурентов предприятия (характеристика конкуренция олигополия, монополия и т.д.)

- особенности размещения производственных сил и наличие сырьевых ресурсов внутри государства;

- показатель общего уровня развития техники и технологий;

- социальные и культурные факторы развития общества;

- особенности системы управления промышленностью,

- концентрация производств.

Внутренними факторами являются: системы и методы управления компанией, уровень развития технологии процесса производства, уровень организации процесса производства, организационная структура предприятия, инновационный характер производства, ориентация на маркетинговую концепцию, система долгосрочного планирования в компании [4].

Существует обобщенный алгоритм оценки конкурентоспособности продукции, включающий четыре этапа (рис. 1).

Маркетинговые исследования рынка, относительно исследования и анализа емкости рынка, определения продуктов, которые являются аналогами, анализ особенностей конкуренции, определение граничных уровней цен на товары, анализ основных тенденций развития рынка, характеристика деятельности конкурентов и круга потребителей проводятся на первом этапе оценки конкурентоспособности.

Используя данную информацию об особенностях потребительского выбора, формируются основные требования к товару.

• Маркетинговое исследование рынка

Выбор показателей, по которым будет проводиться оценка конкурентоспособности

Формирование группы аналогов и выбор базового образца

Сопоставление показателей оцениваемого и базового образцов. Оценка показателя конкурентоспособности

Рис. 1. Схема этапов оценки конкурентоспособности

Второй этап основывается на выборе показателей, на основании которых будет происходить дальнейшая оценка. Базой для формирования системы показателей оценки конкурентоспособности определенного вида товаров или услуг, является анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг другу.

Показатели конкурентоспособности продукции значимы для каждого потребителя, из которых рассмотрим пять:

1. Функциональные показатели являются основой для определения основной потребности и ее способа удовлетворения с помощью товарного образца.

2. Эстетические показатели формируют определенную эстетическую ценность товара и способность удовлетворения эстетических потребностей человека.

3. Эргономические показатели являются основой для обеспечения оценку удобства и комфорта эксплуатации товара в системе «человек - изделие - среда».

4. Показатели надежности продукции являются основой для определения того, каким образом выполняет предмет свои основные функции в течение срока эксплуатации.

5. Регламентированные показатели основываются на безопасности товара, его патентной чистоте, соответствии национальным и международным стандартам, основным требованиям к сертификации товаров. Несоответствие продукции необходимому уровню регламентируемых показателей не только негативно сказывается на показателе конкурентоспособности товара, но и создает трудности при его реализации.

На третьем этапе формируется основная группа аналогов (конкурентов), относительно которых устанавливается базовый образец для сравнения. Выбор аналогов является сложным моментом в процессе оценки конкурентоспособности, в силу того, что от него в определяющей степени зависят ее результаты. При выборе аналогов (конкурентов) необходимо учитывать, что существует сформированный единый мировой рынок данного вида продукции, и относительно аналогов необходимо анализировать товары лучших мировых производителей.

Четвертый этап оценки конкурентоспособности наиболее сложный и ответственный. На данном этапе формируется сопоставление показателей базового и оцениваемого образца, при рассмотрении которых учитываются качественные и экономические показатели. На данном этапе формируется комплексный показатель конкурентоспособности, на основании которого делается заключение. Если значение данного показателя не устраивает предприятие, то оно проводит мероприятия по повышению конкурентоспособности [2].

Типичная схема оценки конкурентоспособности продукции изображена на рис. 2.

Рис. 2. Схема оценки конкурентоспособности

Необходимо знать основные требования потенциальных клиентов и оценки потребителей при определении конкурентоспособности товара. Именно поэтому процесс формирования конкурентоспособности товара начинается именно с определения существенных потребительских свойств (потребностей покупателей), относительно которых оценивается принципиальная возможность реализовать продукцию на соответствующем рынке, где покупатели постоянно будут сравнивать ее характеристики с товарами конкурентов по степени удовлетворения конкретных потребностей и цен реализации.

Для определения конкурентоспособности продукции производителю необходимо

знать:

конкретные требования потенциальных покупателей (потребителей) к предлагаемому

на рынке товара;

возможные размеры и динамику спроса на продукцию;

— расчетный уровень рыночной цены товара;

ожидаемый уровень конкуренции на рынке соответствующих товаров;

— определяющие параметры продукции основных конкурентов;

перспективные рынки для соответствующего товара и этапы закрепления на них;

— срок окупаемости совокупных расходов, связанных с проектированием,

производством и продвижением на рынок нового товара.

Отличительной особенностью оценки конкурентоспособности нового продукта является выбор базы сравнения, которую необходимо заведомо завышать для получения наиболее достоверной информации об отдельных составляющих конкурентоспособности данного товара на момент его поступления на рынок.

В этой связи по отношению к конкурентоспособности новой продукции можно говорить о потенциальной конкурентоспособности товара, закладываемой на стадии проектирования и изготовления и реализуемой при дальнейшем продвижении к потребителю и последующем эффективном использовании.

Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к интерпретации и оценки комплекса показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия, формирующие его конкурентоспособность.

Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия по форме выражения результата оценки представлена в табл.

Таблица. Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия по форме выражения результата оценки

№ Название группы Метод

1 Матричные -Матрица «Бостонской консалтинговой группы» -Матрица И. Ансоффа -Матрица McKinsey -Матрица Shell -Матрица конкурентных стратегий М. Портера -Матрица А. Томпсона - А. Дж. Стрикленда -Матрица Хофера - Шендлера

2 Индексные -Метод, основанный на определении конкурентоспособности продукции -Метод, основанный на теории эффективной конкуренции -Метод, основанный на определении силы реактивной позиции -Метод, основанный на теории равновесия фирмы и отрасли. -Метод интегральной оценки -Метод бенчмаркинга

3 Графические - Многоугольник конкурентоспособности -Радар конкурентоспособности -Метод «профилей»

Для оценки конкурентоспособности продукции используют дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции, базы сравнения и сопоставлении параметров. Он позволяет определить, достигнут ли уровень конкурентоспособности, по каким показателям он не достигается, какие из параметров больше всего отличаются от базовых. Но этот метод не учитывает влияние весомости каждого параметра на благосклонность покупателей при выборе продукции.

Комплексный метод применяется в случае, когда для характеристики качества товара используется совокупность параметров, описывающих какое-либо свойство. Он основан на использовании комплексных (групповых, интегральных, обобщенных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов продукции анализируется [4].

При смешанном методе оценки конкурентоспособности продукции используют часть параметров, рассчитанных дифференциальным методом, и часть параметров, рассчитанных комплексным методом.

Итак, правильно выбранный алгоритм оценки конкурентоспособности позволяет оценивать конкурентоспособность продукции через систему уточненных качественных и экономических показателей по сравнению с аналогичной продукцией.

В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути ее повышения:

- изменение состава, ассортимента, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделия;

- изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изменение порядка проектирования продукции;

- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту;

- изменение порядка реализации продукции на рынке;

- изменение структуры и размера инвестиций в разработку продукции;

- изменение структуры и объемов кооперационных поставок.

Поддержка высокой конкурентоспособности означает, что все ресурсы предприятия используются настолько продуктивно, что оно оказывается более прибыльным, чем его главные конкуренты.

Несмотря на наличие множества подходов к оценке конкурентоспособности, их объединяет единая целевая направленность - оценка товара предприятия с определённой базой, которая является наилучшим представлением анализируемого критерия.

Вопрос оценки конкурентоспособности требуют более детального изучения, поскольку нерешенными остаются проблемы выбора универсального показателя и набора факторов конкурентоспособности предприятия, также преодоление субъективизма при ее оценке.

Определение конкурентоспособности предприятия является одним из главных инструментов, который используется для эффективной и прибыльной деятельности фирмы. Поэтому нужно постоянно и систематически анализировать рыночную, экономическую и технологическую ситуации в области, в стране и за ее пределами.

Литература

1. Беляев М.К. Конкурентоспособность - стратегическая цель предприятия: Монография. - М.: Издательский дом «Наука», 2012. - 148 с.

2. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. - Управление конкурентоспособностью: Учеб. пособие. -Саратов: Корпорация «Диполь», Ай Пи Эр Медиа, 2013. - 388 с.

3. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: Учеб. пособие для студ. вузов («Менеджмент», «Экономика»). - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. - 295 с.

4. Царев В.В., Кантарович A.A., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 799 с.

УДК 338.24

Канд. экон. наук Д.В. ВАРЛАМОВА (Университет ИТМО, [email protected])

анализ надёжности цепей поставок с учётом правовой

составляющей

Надёжность цепей поставок, правовой элемент в логистике, коэффициент надёжности, менеджмент качества

В настоящее время вопрос обеспечения надёжности цепей поставок становится всё более актуальным. Среди таких факторов, как глобализация рынков, усложнение информационного поля, интеграция в цепях поставок, более крупные суммы договоров и повышенные риски, сложность технологий и технических систем и другие, правовая составляющая также является важнейшим фактором обеспечения и поддержания надёжности логистических процессов и систем.

Понятие надёжности является одной из ключевых характеристик эффективного функционирования цепей поставок наряду с другими их характеристиками: безопасностью, адаптивностью, восстанавливаемостью, устойчивостью, сопротивляемостью, скорым реагированием и другими [1,2].

Выделим три подхода к анализу надёжности логистических цепей поставок:

1. Технический подход, предметом которого выступает функционирование цепей поставок с позиции надёжности технических систем.

2. Финансово-экономический подход, рассматривающий надёжность логистической цепи с позиции расчёта прибыли, затрат, определения рентабельности бизнес-процессов и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.