Потехина Евгения Семеновна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Оценка качества подготовки студентов неязыковых специальностей по дисциплине «Иностранный язык» на основе результатов Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования
Переход системы высшего профессионального образования на образовательные стандарты нового поколения требует особого нового подхода к оцениванию результатов обучения и уровня сформированности компетенций студентов и выпускников. В статье приводятся данные проведенного исследования среди студентов и преподавателей. Анализируются результаты Интернет-экзамена и даются конкретные методические указания для качественной подготовки студентов неязыковых специальностей по дисциплине «Иностранный язык».
Ключевые слова и словосочетания: иностранный язык, высшее профессиональное Образование, стандарты нового поколения, Федеральный экзамен в сфере высшего профессионального образования.
Переход системы высшего профессионального образования на образовательные стандарты нового поколения подразумевает трансформацию знаний новой модели обучения в компетентностную и требует нового подхода к оцениванию результатов обучения и уровня сформированно-сти компетенций студентов и выпускников [3]. В современном образовательном пространстве оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач, поэтому актуальность проведенного исследования очевидна.
Цель исследования: изучить, насколько полно возможно оценить сформированность языковых и коммуникативных компетенций студентов неязыковых специальностей по дисциплине «Иностранный язык» на основе результатов Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО) и дать методические рекомендации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятию ФЭПО;
2) рассмотреть его цели, задачи и принципы;
3) изучить процесс оценки качества подготовки студентов по результатам ФЭПО;
4) проанализировать результаты анкетирования, проведенного среди студентов неязыковых специальностей и преподавателей иностранного языка Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС);
5) разработать методические рекомендации для качественной подготовки студентов неязыковых специальностей по дисциплине «Иностранный язык».
В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное аккредитационное агентство в сфере образования проводит эксперимент по введению ФЭПО. Первоначальной задачей ФЭПО является проведение компьютерного Интернет-тестирования в части внешней оценки уровня подготовки студентов, позволяющего диагностировать состояние базовой подготовки студентов и оценивать ее на соответствие требованиям образовательных стандартов [2].
Принципы ФЭПО:
- принцип добровольности участия вузов;
- принцип полного доверия вузам по вопросам соблюдения технологии проведения экзамена;
- проведение экзамена в единое время по единым измерительным материалам;
- два режима проведения экзамена: on-line, off-line.
ФЭПО - это тестирование студентов по совокупности образовательных программ или одной образовательной программе всех вузов Российской Федерации с использованием среды Интернет в режиме off-line или в режиме on-line. ФЭПО позволяет объективно оценить степень соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов и сравнить результаты освоения стандарта студентами данного вуза с результатами других вузов. Результаты ФЭПО оформляются в виде информационно-аналитической карты, содержащей материалы, предназначенные для принятия решений в системе внутривузовского управления качеством подготовки. Также ФЭПО позволит эффективно использовать результаты экзамена при самообследовании для комплексной оценки вуза. Участие вузов в ФЭПО способствует созданию системы обеспечения качества подготовки студентов на основе независимой внешней оценки [2].
Интернет-экзамен в сфере профессионального образования проводится с мая 2005 г. два раза в учебном году (в мае и декабре). В мае 2005 г.
в Интернет-экзамене приняли участие 58 вузов и филиалов из 31 региона России. Всего было проведено 15 774 сеанса тестирования в режимах online и off-line. Три года спустя количество участников в проекте резко увеличилось: до 1186 вузов и филиалов и 403 ссузов из 81 региона РФ и 5 стран СНГ. Количество тестирований превысило миллион! Тем самым была доказана возможность построения массовых систем тестирования на инновационной основе. По количеству участников проект ФЭПО вошел в десятку мировых массовых систем тестирования. Причем до сих пор ФЭ-ПО остается единственной массовой системой тестирования, полностью функционирующей на базе Интернет-технологий [3].
Один из создателей ФЭПО Владимир Наводнов, доктор технических наук, профессор, директор Национального центра общественнопрофессиональной аккредитации в своем интервью отметил, что переход на двухуровневую систему образования повлек за собой немало изменений. Контингент обучающихся разделился на две категории: студентов, продолжающих учиться по образовательным стандартам 2-го поколения, и студентов, принятых на обучение в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов (ФГОС). Поэтому сейчас система оценивания подготовки студентов должна быть направлена как на оценку образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения в соответствии с требованиями ФГОС, так и на оценку базового уровня подготовки студентов в соответствии с требованиями ГОС-II. В связи с этим название проекта ФЭПО получило новое звучание: «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный и традиционный подходы», который, судя по названию, предполагает создание системы оценивания компетенций, опирающейся на результаты обучения студентов [3].
С 2006 г. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) является активным участником ФЭПО. Два раза в учебном году (зимняя и летняя сессии) у студентов различных специальностей и направлений подготовки проверяется сформированность компетенций по всем дисциплинам, в том числе и по дисциплине «Иностранный язык», посредством Федерального экзамена.
Так как одной из задач нашего исследования является изучение процесса оценки качества подготовки студентов по результатам ФЭПО, нами были проанализированы результаты Интернет-экзамена (традиционный подход) по специальностям «Домоведение», «Социальнокультурный сервис и туризм», «Туризм» за 2011 - 2012 учебный год (летняя сессия, студенты 3 курса) и Интернет-экзамена (компетентностный подход) по направлениям подготовки бакалавриата «Гостиничное дело»,
«Сервис», «Туризм» за 2012-2013 учебный год (зимняя сессия, студенты
2 курса). Проведение экзамена на разных курсах вызвано тем, что изучение дисциплины «Иностранный язык» завершается у специалитета на
3 курсе, а у бакалавриата на 2 курсе. Причем количество часов, отведенное на аудиторное изучение дисциплины, разное: у первых - 256 часов, у вторых - 170 часов. Также студенты специалитета на 3 курсе изучали дисциплину «Иностранный язык (деловой)», где могли совершенствовать свои умения и навыки в написании деловых писем, оформлении конверта, а также закреплять лексические и грамматические единицы, предусмотренные программой и включенные в Интернет-экзамен. Количество аудиторных часов по этой дисциплине - 128. Итого в конце 3 курса общее количество аудиторных часов по английскому языку составило 384, что более чем в два раза превышает количество часов, отведенное на дисциплину на бакалавриате. Однако содержательная часть Интернет-экзамена по дисциплине «Иностранный язык» для ГОС II и ФГОС была одинаковая. Экзамен включал в себя три учебных блока и оценивал сформированность языковой и коммуникативной компетенций студентов по дисциплине «Иностранный язык». Естественно предположить, что большее количество часов даёт возможность лучше и качественнее освоить все дидактические единицы студентами. Это и показали результаты проведённого экзамена. В 2011 - 2012 учеб. году в ФЭПО приняло участие 65 студентов, количество студентов, освоивших 70% и более дидактических единиц, составило 49 человек (75%). В 2012 -2013 учеб. году в ФЭПО приняло участие 163 студента, количество студентов, освоивших 70% и более дидактических единиц, составило 22 человека (13,5%). (Данные предоставлены Центром мониторинга и качества подготовки специалистов (ЦМКПС) ВГУЭС.)
В рамках компетентностного подхода используется модель оценки результатов обучения, в основу которой положена методология В.П. Беспалько [1]. По дисциплине «Английский язык» определены следующие уровни обученности и требования, предъявляемые к каждому уровню.
Первый уровень: результаты обучения студентов свидетельствуют об усвоении ими некоторых элементарных знаний основных вопросов по дисциплине «Английский язык». Допущенные ошибки и неточности показывают, что студенты не овладели необходимой системой знаний по дисциплине «Английский язык».
Второй уровень: достигнутый уровень оценки результатов обучения показывает, что студенты обладают необходимой системой знаний и владеют некоторыми умениями по дисциплине «Английский язык». Студенты способны понимать и интерпретировать освоенную информа-
цию, что является основой успешного формирования умений и навыков для решения практико-ориентированных задач.
Третий уровень: студенты продемонстрировали результаты на уровне осознанного владения учебным материалом и учебными умениями, навыками и способами деятельности по дисциплине «Английский язык». Студенты способны анализировать, проводить сравнение и обоснование выбора методов решения заданий в практико-ориентированных ситуациях.
Четвертый уровень: достигнутый уровень оценки результатов обучения студентов по дисциплине «Английский язык» является основой для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС. Студенты способны использовать сведения из различных источников для успешного исследования и поиска решения в нестандартных практико-ориентированных ситуациях.
Проанализировав результаты прошедшего Интернет-экзамена (зима, 2012 - 2013 уч. год), можно сказать, что 1 уровень владения английским языком у 86,5% студентов (141 человек), 2 уровень - 6,7% (11 человек), 3 уровень - 4,9% (8 человек), 4 уровень-1,2% (3 человека). Отсюда следует вывод, что студенты 2 курса, завершив изучение дисциплины «Иностранный язык» и сдав по ней экзамен, не овладели необходимой системой знаний, предусмотренной этой дисциплиной.
В чём видится причина неудовлетворительного результата? Для более глубокого анализа было проведено анкетирование студентов направлений подготовки бакалаврита «Гостиничное дело», «Сервис», «Туризм», в котором приняли участие 75 человек и преподавателей английского языка (25 человек), чьи студенты когда-либо участвовали в Интернет-экзамене, с целью выявить отношение опрошенных к ФЭПО.
Анализируя результаты опроса, следует отметить следующее:
58% опрошенных считают, что ФЭПО более объективно выявляет знания студентов, чем традиционный экзамен, проводимый в устной форме (16%), и итоговое тестирование, проводимое преподавателем (16%), или письменный экзамен (10%).
67% студентов придерживаются мнения, что времени, отведенного на работу с тестом, достаточно, в то время как 33% студентов считают, что за отведенное на работу время нельзя справиться со всеми заданиями.
61% опрошенных находят предложенные в тесте задания трудными или средней трудности (39%), причем 8% опрошенных считают, что задания, предложенные в тесте ФЭПО, не изучались в рамках дисциплины «Иностранный язык». 44% изучали все темы, а 48% считают, что задания изучались частично.
Больше чем у половины опрошенных студентов (73%) оценка за Интернет-экзамен соответствует оценке в зачетке по этому предмету.
Отвечая на вопрос: «Какими формами подготовки к Интернет-экзамену (ФЭПО) вы пользуетесь? (можно было выбрать несколько вариантов ответа)» - самыми популярными оказались: подготовка на практических занятиях с преподавателем (35%), самоподготовка (30%), репетиционное тестирование (26%), консультации (9%).
В целом мнение о самой идее Интернет-экзамена разделилось следующим образом: положительно относятся 47% опрошенных студентов, отрицательно - 8% опрошенных и нейтрально - 45%.
Говоря о преподавателях, необходимо отметить, что:
- преподаватели считают, что традиционный экзамен, проводимый в устной форме (40%) или письменной (40%), более объективно выявляет знания студентов, чем итоговое тестирование, проводимое преподавателем (12%), а тем более Интернет-экзамен (ФЭПО) (8%);
- больше половины преподавателей (72%) считают, что измерительные материалы раскрывают содержание дисциплины лишь частично и являются средней степени трудности (68%). 91% опрошенных преподавателей считают, что времени, отведенного на тестирование, достаточно, и только 9% полагают, что студенты не успевают справиться со всеми заданиями теста.
Также преподаватели отмечают, что результаты Интернет-экзамена лишь частично соответствуют оценке студентов в учебном процессе (56%).
Наиболее популярные способы подготовки к ФЭПО преподаватели ставят в следующем порядке: репетиционное тестирование, совместная работа со студентами по темам ФЭПО на практических занятиях, самоподготовка студентов и только на последнем месте отмечают консультации.
Преподаватели в равной степени (по 40%) относятся либо отрицательно, либо нейтрально к ФЭПО и только 20% опрошенных поддерживают эту идею.
В ходе данного исследования был проведен анализ мнений преподавателей о заданиях ФЭПО, что позволило выявить ряд проблем и недостатков тестовых материалов.
Вот некоторые из них:
«Наличие ошибок даже в репетиционных заданиях», «Многие вопросы составлены некорректно или же слишком сложно, из-за чего большое количество времени тратится на то, чтобы понять смысл задания», «Наличие вопросов, находящихся за рамками учебной программы», «Сте-
пень сложности Интернет-экзамена часто не соответствует числу учебных часов, отводимых на дисциплину».
Проанализировав результаты Интернет-экзамена (ФЭПО) за 2011 -2012 и 2012 - 2013 учебные года, изучив мнение студентов и преподавателей, считаем, что для качественной подготовки студентов неязыковых специальностей по дисциплине «Иностранный язык» следует:
1. Проводить входное тестирование студентов 1 курса для того, чтобы выявить уровень подготовленности студентов и иметь возможность преподавателю скорректировать свою работу в соответствии с полученными результатами.
2. Пересмотреть рабочую программу дисциплины и включить в неё задания, предусмотренные Федеральным Интернет-экзаменом по английскому языку.
3. Проводить контрольные срезы по заданиям учебных блоков Интернет-экзамена на практических занятиях.
4. Проводить консультации и тренировочное тестирование перед проведением Интернет-экзамена.
Итак, в результате проведенного исследования было выявлено, что потребность в таком проекте, как Интернет-экзамен в сфере профессионального образования, несомненно, существует, т.к. ФЭПО осуществляет помощь вузам в проведении самообследования и предотвращении стрессовых ситуаций при внеочередных проверках, а также делает возможным создание вузами элементов системы обеспечения качества (в части внешней независимой оценки результатов обученности студентов). Однако наблюдаются некоторые недостатки, которые необходимо исправлять путем анализа и внесения конкретных предложений.
1. Проект «Интернет-экзамен: компетентностный подход» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fepo-3.ru (дата обращения 13.04.2013).
2. Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования ФЭПО. Идея ФЭПО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kstu.edu.ru/prepod/fepo.php?id=4 (дата обращения 13.04.2013).
3. ФЭПО: ретроспектива и перспективы: электронный журнал об образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/ fepo_retrospektiva_perspektivy.html (дата обращения 14.04.2013).