УДК 800+37
Л.А. Чижикова, Дальрыбвтуз, Владивосток НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Главная задача российской образовательной политики -обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности. Внедрение Интернет-экзамена является одним из звеньев общероссийской системы в оценке качества образования.
Процесс модернизации современной высшей школы направлен на углубление междисциплинарных программ, соединение их с развивающимися высокими технологиями, что соответствует государственной политике в области образования (2006-2010 гг.) для социально-экономического развития страны, повышения ее конкурентоспособности. Оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач в современном образовательном пространстве. Объективной основой для создания различных технологий по оценке качества подготовки обучаемых являются требования к содержанию и уровню подготовки студентов, зафиксированные в государственных образовательных стандартах (ГОС) высшего профобразования. В этой связи важным представляется определение связи между новыми технологиями и общероссийской системой образования.
Технология компьютерного тестирования с использованием сети Интернет реализуется в системе профессионального образования в виде массового тестирования, позволяющего диагностировать состояние базовой подготовки студентов и оценивать ее на соответствие требованиям образовательных стандартов.
С мая 2005 г. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство) проводит эксперимент, целью которого является разработка и внедрение технологии Интернет-тестирования (Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО)), способствующего созданию элементов внутривузовской системы обеспечения качества образования в части внешней независимой оценки [1].
Для реализации этой технологии был разработан специализированный информационно-программный комплекс, удовлетворяющий следующим требованиям:
- автоматизированное информационное взаимодействие с участниками тестирования;
- возможность проведения тестирования в двух режимах: on-line (с постоянным подключением к сети Интернет) и off-line (в локальной сети учебного заведения);
- дисциплинарный и полидисциплинарный (задания по нескольким дисциплинам в одном тесте) подходы к тестированию;
- автоматизированная подготовка большого объёма тестовых материалов (для каждой специальности должны формироваться индивидуальные тесты в соответствии с требованиями ГОС по данной дисциплине);
- применение достаточно разнообразных тестовых материалов (разные типы заданий, расширенные возможности по оформлению заданий);
- автоматизированная подготовка информационно-аналитических материалов по результатам тестирования, предоставляемых участникам Интернет-экзамена.
Объективная оценка степени соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям ГОС позволяет сравнить результаты освоения стандарта дисциплины студентами одного вуза с результатами других вузов страны. Результаты ФЭПО оформляются в виде информационно-аналитической карты, содержащей материалы, предназначенные для принятия решений в системе внутривузовского управления качеством подготовки, например, при самообследовании для комплексной оценки вуза.
1 декабря 2009 г. началось тестирование в рамках десятого этапа Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО).
Целью тестирования (ФЭПО) является формирование единых требований к оценке качества подготовки специалистов и формирование информационных компетенций студентов вуза. ФЭПО проводится дважды в год: во время зимней (декабрь-январь) и летней (апрель-июнь) сессий - по дисциплинам Федерального компонента циклов общих математических и естественнонаучных дисциплин (с 2005 г.) и общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (с 2008 г.). Суть Интернет-экзамена состоит в том, что студенты одной специальности разных вузов по всей стране, используя современные компьютерные технологии [3], оцениваются по одним и тем же аттестационным педагогическим измерительным материалам (АПИМам) в одно и тоже время.
Интернет-экзамен проводится в двух режимах.
В режиме on-line в одно и тоже время студенты выполняют задания АПИМ в специально разработанной программной оболочке электронный ТестЭкзаменатор в среде Интернет. По результатам выполнения экзаменационного АПИМ студент получает «оценки» -процент правильно выполненных заданий и процент освоенных дидактических единиц ГОС по данной дисциплине. По окончании экзамена группы (или всего потока) в режиме on-line формируется
рейтинг-лист. Вся аналитическая информация поступает в вуз в виде информационно-аналити-
еской карты после окончания экзамена по всей стране.
В режиме off-line в вуз по электронной почте высылается (зашифрованный) пул заданий и программная оболочка ТестЭкзаменатор. Студенты в этом случае также выполняют задания за компьютером, но результаты получают на следующий день после отсылки результатов для проверки в Росаккредагентстве. Интегральная информация, как и в первом случае, поступает в вуз в форме информационно-аналитичес-
ой карты после окончания экзамена по всей стране [2].
Для информационной поддержки Интернет-экзамена разработан веб-сайт www.fepo.ru, содержащий информационно-методические и инструктивные материалы и обеспечивающий взаимодействие с участниками тестирования: регистрация и заполнение электронной схемы участия, проведение тестирования в режиме on-line, прием результатов off-line тестирования для обработки, выдача первичных результатов тестирования (рейтинг-листов) и т.д.
Дальневосточный государственный технический
рыбохозяйственный университет присоединился к ФЭПО на 6 этапе (декабрь 2007 г.).
С мая 2008 г. проводится Интернет-экзамен по дисциплине «Иностранный язык».
Показателем освоения дисциплины на уровне требований ГОС является доля студентов, освоивших все дидактические единицы дисциплины (критериальное значение составляет 50 %).
Проанализировав данные ФЭПО по дисциплине «Иностранный язык» (Дальрыбвтуз: май 2008 г. и май 2009 г.), можно отметить, что содержание дидактических единиц (ДЕ) в АПИМ увеличилось с 4 до 6 единиц (лексика, грамматика, речевой этикет, культура и традиции стран изучаемого языка (страноведение), письмо, чтение). Причем в раздел «Лексика», помимо профессиональной лексики, добавили «Термины (Дефиниции)». На проведение теста отводилось 80 минут, время увеличили до 90 минут. Тесты для большинства специальностей аналогичны, но для некоторых специальностей отличаются уровнем сложности ДЕ.
Часть заданий теста имеет только один верный ответ, в некоторых заданиях требуется установить соответствие между вариантами в вопросе и вариантами в ответе. Такие вопросы вызывали затруднения в выполнении, так как сначала студенту приходится разобраться, как устроена программа по заполнению ответа, что потребовало затратить несколько больше времени. Подготовка студента считается соответствующей требованиям ГОС, если он усвоил все контролируемые дидактические единицы (ДЕ).
Анализ результатов Интернет-экзаменов показывает:
1. Те разделы дисциплины «Иностранный язык» (английский язык), на которые отведено большее количество аудиторных часов, например, «Лексика» (по специальности) и «Грамматика», выполнены безошибочно большинством студентов (до 100 %).
2. Обычно трудности вызывают разделы: «Страноведение», «Деловая переписка» (в основном, у студентов специальностей институтов ИПиХТ и ИПБ), так как на них отводится наименьшее количество часов.
3. Лучше усваивается и запоминается тот материал, который востребуется неоднократно в разнообразных темах дисциплины «Иностранный язык»: общебытовая лексика; заученные фразы.
Для повышения уровня образования, а, следовательно, и результатов Интернет-экзамена необходимо не только констатировать его результаты, но и анализировать, в чем очень помогает карта коэффициентов решаемости задач. Она позволяет ответить на такие вопросы, как: какие задания вызвали затруднения у студента, по каким причинам не усваивается материал, что нужно и можно изменить в методике преподнесения материала.
Такой анализ дает возможность осуществлять автоматическое регулирование процессом обучения с малым запаздыванием, своевременно воздействуя на учебный процесс. Для этого очень важна полная согласованность рабочей программы курса требованиям ГОС, а также ее коррекция по ходу образовательного процесса.
Как к любому традиционному экзамену, к ФЭПО необходимо готовиться. Поэтому большое значение для улучшения результатов Интернет-экзаменов имеют консультации, проводимые перед ними, так как в тестах содержатся задания, изучаемые в течение большого промежутка времени (трёх-четырех семестров).
Большую помощь в подготовке к экзамену может оказать знакомство с репетиционным тестированием «Интернет-тренажёры» (www.i-exam.ru.), специально разработанным новый программным комплексом (2009 г.), включающим теоретический минимум по отдельным дисциплинам, варианты решения заданий, практический материал для самоконтроля с целью закрепления знаний студентов. Основу этого комплекса составляет оригинальная методика оценки знаний, умений, навыков студентов и целенаправленная тренировка обучающихся в процессе многократного повторного решения тестовых заданий. Он позволяет самостоятельно подготовить студентов вуза не только к внешним процедурам контроля качества знаний (ФЭПО, аккредитационное тестирование в рамках комплексной оценки деятельности вуза, внеплановые контрольно-надзорные процедуры), но и к внутривузовским (промежуточные и итоговые аттестации студентов, прием экзаменов и зачётов).
Тестовые задания для Интернет-тренажёров разработаны по 56 дисциплинам высшего и среднего профессионального образования и по двум дисциплинам среднего (полного) общего образования на
основе критериально-ориентированного подхода, который предполагает сравнение результатов обученности студентов с критерием в виде требований государственных образовательных стандартов (ГОС) к результатам обучения.
Система представлена в расширенном и сокращенном форматах. В ней использованы пять форм тестовых заданий:
- задания с выбором одного правильного ответа из предложенных;
- задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных;
- задания на установление правильной последовательности;
- задания на установление соответствия;
- задания с кратким ответом (в виде целого числа или отдельного слова)
и возможность выбора режимов тестирования:
«Обучение» - предназначен для осмысления и закрепления пройденного материала по дисциплине; формирования знаний, умений и навыков студентов. При этом тренинги имеют обратную связь и сопровождаются комментариями. О том, правильно ли дан ответ, студент получает информацию незамедлительно. В случае если ответ окажется неправильным, студент получит подсказку, а при необходимости и указание на правильное решение.
«Самоконтроль» предлагает проверку знаний и умений в условиях, максимально приближенных к реальному контрольному тестированию. Режим предназначен для оценки уровня усвоения знаний после изучения дисциплины, поэтому Интернет-тренажер не выдает комментарии, а результат выполнения теста выводится по завершении всего тестирования, ограниченного определенными временными рамками.
По завершении тестирования программа выводит для студента результаты, которые содержат общее количество заданий в тесте и количество заданий, выбранных для тестирования; процент правильно выполненных заданий, а также количество и названия освоенных и неосвоенных разделов (дидактических единиц) дисциплины.
Комплекс «Интернет-тренажёры» интересен как для самостоятельной работы студентов при проверке собственных знаний, так и при подготовке к Интернет-экзамену. При выполнении заданий теста студент сталкивается, порой, с непривычными ему формулировками заданий, что говорит не о его некомпетентности, а лишь о разных языках его преподавателя и составителя теста. Именно во избежание подобных стрессовых ситуаций и необходимо проводить знакомство с репетиционным вариантом. Студент знакомится с формой, языком теста, привыкает к форме заполнения ответов, что позволяет ему более комфортно чувствовать себя на экзамене. Преподавателю это знакомство тоже очень важно, так как позволяет обратить внимание студентов на некоторые вопросы программы под углом зрения предстоящего Интернет-экзамена. При этом реализуется система
автоматического регулирования с малым запаздыванием. Воздействие на учебный процесс происходит своевременно. Можно проводить тесты по изученным разделам курса, для этой цели выбирая соответствующие ДЕ репетиционного Интернет-экзамена. Такие «репетиции» могут проводиться в течение семестра несколько раз в зависимости от объема часов, определяемого рабочей программой, и занимать немного времени (10-15 минут). При таком подходе это позволит студенту работать целенаправленно, регулярно, что в конечном итоге обучит его самодиагностике и самоконтролю. Ранняя диагностика (каждые полгода) дает возможность при сбое процесса вносить необходимые коррективы, как со стороны преподавателя (диагностика «слабых мест», изменения методики преподавания и т.д.), так и со стороны студента (повторение и разбор плохо усвоенного материала).
Очень важен психологический настрой студентов при работе над тестом. Следует отметить, что при проведении Интернет-экзамена по «Иностранному языку» в нашем вузе практически все студенты дали ответы на все его вопросы, не стремились поставить номер ответа «наудачу», не спешили, не пытались увильнуть, выполняли задания увлеченно и с интересом ждали результатов как своих, так и результатов всей группы. Их заинтересовало и то, что экзамен проводился фактически независимым экзаменатором.
Неоднократное участие в Интернет-экзамене в сфере профессионального образования является ценным опытом применения Интернеттехнологий в образовании. ФЭПО не исключает проведение обычного экзамена по предмету, а способствует лучшему усвоению знаний, адаптации студента к стрессовой обстановке экзамена и улучшению качества образования.
Таким образом, единые требования для студентов всех вузов страны, отсутствие субъективизма при составлении заданий, выборе уровня сложности и приоритетности отдельных заданий, оценке и интерпретации результатов делают Интернет-экзамен важным элементом управления качеством учебного процесса в техническом вузе.
Библиографический список
1. Масленников А.С. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: учеб. пособие / А.С. Масленников, Б.А. Савельев. М.: Логос, 2003. 136 с.
2. Пастбин К.Ю. Развитие тестовых технологий в России: тез. докл. IX всеросс. науч.-метод. конф. / К.Ю. Пастбин, А.А. Лобанов, К.С. Останин, и др. М.: ФГУ Федеральный центр тестирования, 2007.
3. Рубин Ю. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования / Ю. Рубин, А. Емельянов // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 28-41.