4.Михайлютина М.И. Тенденции развития среднего профессионального образования на современном этапе. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы». Красноярск, 2010. С. 128-129.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. М., 2002. С 47-49.
6. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2000. С. 98-112.
7. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста//Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
A.V. Mironova
PROVEMENT OF THE COMPETENCE METHOD TO THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT
The article considers the necessity and effectiveness of transition of Russian education to competence method. Professional self-development must be directed to working out self-confidence, assurance in person's abilities, positive motivation to success in any kind of activity.
Key words: competence method, professional self-development, modern, specialist.
Получено 15.05.2012
УДК 378.016: 330.01
Н.П. Подлавильчева, ст. преподаватель, 8-920-755-24-33, [email protected] ( Россия, Тула, НОО ВПО НП ТИЭИ)
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Рассматриваются критерии оценки компетенций при различных формах проведения занятий.
Ключевые слова: компетенции, оценка результатов деятельности, критерии, уровни, качество оценки.
Принятие Россией Болонской декларации и создание национальной структуры квалификаций подразумевает сопоставимость и сравнимость соответствующих дипломов ступеней высшего образования по набору определенного количества «кредитов» или зачетных единиц студента выбранного профиля обучения и учебных заведений как результата квалификационной подготовки, что дает возможность дальнейшего совершенствования компетенций.
Переход на компетентностный подход в рамках высшего профессионального образования предусматривает помимо выделения компе-
тенций в процессе обучения, определение самих целей образовательного процесса, а именно качество обучения на выходе, что в свою очередь определяет качество образовательных программ.
В то же время проблема Российского образования заключается в отсутствии разделения высшего образования на высшее академическое и высшее профессиональное, так как именно высшее профессиональное образование позволяет в западных странах постоянно обучаться и развивать свои знания в соответствии с потребностями рынка труда. Качество обучения основано на результатах обучения, выраженных через освоение компетенций.
Система расчета зачетных единиц учитывает в первую очередь работу самого студента, в которой и проявляются полученные знания, навыки и владение знаниями. Количество часов изучаемого курса, заключающееся в лекционных и семинарских занятиях, выраженное в зачетных единицах, не дает оценку качества полученного образования. Полученная подготовка оценивается с позиции владения полученными знаниями и навыками в реальной жизни. Таким образом, результаты обучения оцениваются достижениями студента, и необходимо выделить те минимальные требования к определенному уровню знаний и навыков, оцениваемых в зачетных единицах.
В связи с этим оцениваемые результаты обучения представляются по следующим блокам:
• Теоретический материал и его осмысление (знание);
• Практическое применение (умение);
• Деятельность, выражающая отношение и ответственность (навыки)
В рамках ФГОСов выделяются общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). Контроль компетенций несет в себе оценку субъективизма, поскольку необходимо решать насколько студент умеет правильно ставить цель, проводить логический анализ, также необходимо определить уровень познавательного интереса в изучении предмета.
Так, например ФГОС подготовки бакалавра направления «Экономика» представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, то есть выпускник должен решать определенные профессиональные задачи в соответствии со следующими профессиональными направлениями:
Прежде всего, это расчетно-экономическая деятельность, включающая работу с исходными данными для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей с использованием типовых методик и норм законодательства.
Расчетно-экономическая деятельность предусматривает развитие следующих компетенций: способность собирать необходимую информа-
цию, характеризующую деятельность хозяйствующего субъекта и анализировать собранные данные (ПК-1); способность в использовании типовых методик и на их основе производить расчет необходимых показателей, умение обосновать расчеты и делать выводы (ПК-2, ПК-3).
Аналитическая и научно-исследовательская деятельность включает следующие направления:
• экономическое планирование;
• работу с информацией и обработку экономических данных в соответствии с поставленной задачей;
• анализ, интерпретацию данных и полученных результатов, получение на основе анализа обоснованных выводов;
• работу со статистическими данными, проведение опросов, анкетирования, обработка результатов.
Перечисленные виды деятельности предусматривают обладание следующими компетенциями: способность проводить анализ и обработку данных для решения экономических задач, выбирать инструментальные средства и обосновывать выводы на основании полученных результатов (ПК-4, ПК-5); способность к использованию описания экономических процессов и явлений для построения теоретических и экономических моделей, способность к интерпретации результатов (ПК-6); способность при использовании бухгалтерской и финансовой информации проводить необходимый анализ и использовать сведения для принятия в дальнейшем управленческих решений (ПК-7); способность работать со статистическими данными, отслеживать тенденции изменения показателей, необходимых для анализа (ПК-8); способность к анализу данных, обобщению.
Организационно-управленческая деятельность в свою очередь включает следующие виды:
• участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
• организацию выполнения порученного этапа работы;
• оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации экономического проекта;
• участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности.
В организационно-управленческой деятельности выпускник развивает следующие компетенции: способность к организации работы группы, созданной для выполнения конкретной экономической задачи (ПК-11); способность к использованию современных информационных
технологий и технических средств для решения задач (ПК-12); способность анализировать и оценивать управленческие решения (ПК-13).
Педагогическая деятельность заключается в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях (ПК-14), совершенствовании и разработке учебно-методических комплексов (ПК-15).
Целостная модель выпускника невозможна без развития помимо профессиональных, также и общекультурных компетенций.
Требования к результатам освоения образовательных программ предусматривают обладание общекультурными компетенциями, выделенными в следующие группы:
■ способность понимать и использовать идеи и понятия, выраженную в компетенциях (ОК-1, ОК-2, ОК-3);
■ способность к анализу, способность принимать решения, решать проблемы, работать в коллективе (ОК-4, ОК-8, ОК-
7);
■ умение работать с информацией, компетенции (ОК-5, ОК-12);
■ освоение работы на компьютере и работы с компьютерными программами (ОК-13);
■ способность к саморазвитию и повышению квалификации, выражена в компетенциях (ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-14,ОК-16, ОК-15).
Способность понимать и использовать идеи и понятия предусматривает владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1), способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социальных и личностно значимых философских проблем (ОК-2), способность к пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, понимание событий и процессов экономической истории, место и роль страны в современном мире (ОК-3).
Способность к анализу, принятию решений, способность решать проблемы, работать в коллективе предусматривает умение анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать возможность их развития в будущем (ОК-4), способность находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-8), готовность работать в коллективе (ОК-7)
Умение работать с информацией характеризует способности ориентироваться в правовом информационном пространстве, использовать нормативно-правовую документацию в своей деятельности (ОК-5), понимать значимость информационных материалов, соблюдать требования информационной безопасности (ОК-12).
Освоение работы на компьютере и умение работать с компьютерными программами предусматривает кроме навыков работы на компью-
тере, умение анализировать, перерабатывать информацию, используя возможности компьютера и глобальных сетей (ОК-13).
Способность к саморазвитию и повышению квалификации определяет целый ряд компетенций, обладание которыми позволит выпускнику развиваться как личности и квалифицированному работнику, здесь способность критически оценивать свои достоинства и недостатки (ОК-9), осознание социальной значимости своей профессии и способность к постоянному росту и развитию (ОК-10, ОК-11, ОК-14, ОК-16)[ 1 ].
Отсюда можно выделить, следующие оцениваемые результаты учебной деятельности:
• умения в области анализа и синтеза;
• способность применять знания на практике;
• умение управления информацией;
• межличностные умения;
• умение работать самостоятельно;
• умение осуществлять научные исследования
Подготовка бакалавров по направлению «Экономика» определяет
профессиональные компетенции, которые связаны с теоретическими и практическими экспериментальными знаниями, направленными на рас-четно-экономическую и педагогическую деятельность. При этом оценка компетенций осуществляется как результат практической деятельности.
В образовательном процессе выделяются следующие основные виды учебной деятельности:
лекции;
семинарские занятия.
В свою очередь данные виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения и форм занятий. Многомерность модели выпускника согласно компетенциям усложняет выведение объективной качественной оценки результатов обучения.
При оценке выделенных нами согласно ФГОСам направлений деятельности студента обучаемый должен иметь четкое представление о предъявляемых требованиях и о том, за что именно ему ставится оценка. Для этого необходимо определить критерии оценки видов деятельности. Так, например, при активных методах на этапе решения задач можно выделить следующие критерии оценки ряда компетенций:
• Ориентационный критерий, который характеризует способность самостоятельного использования полученных знаний и имеет три уровня усвоения знаний (решение задач или ситуаций трех уровней сложности).
• Операционный критерий, характеризующий владение системой знаний: анализа, синтеза, сравнения (умение делать выводы на этапах решаемой задачи)
- анализа (умение выделять части и взаимосвязи между ними, видеть логику рассуждения);
- синтеза (умение объединять отдельные элементы в целое);
- сравнения (умение выявлять сходства и различия).
• Мотивационный критерий, определяющий активность студентов и характеризующий интерес к приобретению знаний, умений и навыков и который определяется по двум направлениям:
- вопросы - интерес - побуждение к поиску - эмоции - скорость усвоения материала;
- реферат - презентация - выступление,
Ориентационный критерий оценки компетенций как результата изучения экономических дисциплин имеет три уровня:
Первый уровень - решение задачи на основе изученного материала.
Второй уровень - решение задачи с дополнительным условием, предполагающее углубленный анализ полученного материала.
Третий уровень - обоснование и анализ полученных решений, прогнозирование дальнейшей ситуации.
Операционный критерий также можно оценить по уровням:
• Первый уровень - умение увидеть взаимосвязь между параметрами.
• Второй уровень - первый уровень плюс умение сравнить результаты изменения параметров в решаемой задаче.
• Третий уровень - второй уровень плюс умение делать выводы.
Мотивационный критерий также включает уровни познавательного интереса и активности деятельности студента.
Выделенные критерии и способы их оценки снижают субъективизм в оценке компетенций и позволяют проследить изменение оценок в зависимости от изучаемых тем и практических моделей в виде заданий.
Контроль качества компетенций необходимо проводить поэтапно, используя различные его формы с учетом типа занятий (лекция, практика, семинар), например:
• тестирование ;
• решение задач;
• разрешение проблемных ситуаций.
При этом усвоение лекционного материала оценивается через систему тестирования (знания), уровень усвоения практических знаний -через решение задач (умения), отработка различных ситуаций позволяет определить уровень полученных навыков (владение).
Следует отметить, что предлагаемый нами подход оценки компетенций невозможен без формирования познавательных и личностных
способностей студента. Это возможно при условии, когда построение курса, разработка многоуровневых заданий пробуждают интерес студента к обучению и это, в свою очередь, помогает выбрать студенту состав компетенций и как результат, ту сумму «кредитов», которая объективно оценивает его возможности и желания, определив его квалификацию на рынке труда.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр», утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. № 747.
2.БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: европейские и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение 2) / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 220 с.
3. Вербицкий А. А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентност-ный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.
4. Зимняя И. А., Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. 384 с.
5. Зимняя И.А., Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Серия труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» М., 2004.
6. Von Rosemarie Buhlmann und Anneliese Fearns/ Handbuch des Fachsprachenunterrichts. Langenscheidt, 2000. 468 с.
N.P. Podlavilcheva
ASSESSMENT OF QUALITY OF FORMATION OF COMPETENCES B
PROCESS OF STUDYING OF ECONOMIC DISCIPLINES
Criteria of an assessment of competences are considered at various forms of carrying out occupations.
Key words: competences, assessment of results of activity, criteria, levels, quality of an assessment.
Получено 15.05.2012