Научная статья на тему 'Обеспечение высокого уровня профессиональной квалификации специалистов в условиях интеграционных реформ в образовании'

Обеспечение высокого уровня профессиональной квалификации специалистов в условиях интеграционных реформ в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ЗОНА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЗРАЧНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНОК / АДЕКВАТНАЯ ОЦЕНКА ТРУДОЗАТРАТ / STUDENTS' MOBILITY / HIGHER EDUCATION / EDUCATION RECONSTRUCTION SYSTEM / BOLOGNA PROCESS / EUROPEAN ZONE OF HIGHER EDUCATION / EDUCATION TRANSPARENCY / NEW GENERATION EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCY / NATIONAL RATE SCALE / PERFORMANCE RATE EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаплыгина Ю. С.

1990-е годы стали для российской системы высшего образования переломными, ибо процессы реформирования политической, экономической и социальной жизни российского общества настоятельно потребовали перестройки системы образования не только в идеологическом аспекте, но и в плане содержательном и методическом. Это совпало с началом процесса реформирования образования странами Европы в 1999 г., с подписанием Болонской декларации, который был связан с созданием единого образовательного пространства для всех стран Евросоюза. Сегодня разработка и применение новых программ для различных ступеней подготовки специалистов со знанием английского языка является актуальной задачей, непосредственно связанной с процессом интеграции российской системы образования в общеевропейский болонский процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH LEVEL OF SPECIALISTS' PROFESSIONAL QUALIFICATION CONCERNING EDUCATION INTEGRATION REFORMS

The 90-s were the crucial time for the system of higher education in Russia. Reforms in politics, economy and social life needed the education system reconstruction at every level: ideological, content and methodological. It was also the time of the Bologna Declaration signing which ensured the creation of common education space for all the countries joined the European Union. All these explain the current necessity to develop and integrate new programs for specialists with different levels of English.

Текст научной работы на тему «Обеспечение высокого уровня профессиональной квалификации специалистов в условиях интеграционных реформ в образовании»

УДК 378.12

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ РЕФОРМ В ОБРАЗОВАНИИ

© 2010 Ю.С.Чаплыгина

Самарский государственный экономический университет

Статья поступила в редакцию 18.10.2010

1990-е годы стали для российской системы высшего образования переломными, ибо процессы реформирования политической, экономической и социальной жизни российского общества настоятельно потребовали перестройки системы образования не только в идеологическом аспекте, но и в плане содержательном и методическом. Это совпало с началом процесса реформирования образования странами Европы в 1999 г., с подписанием Бо-лонской декларации, который был связан с созданием единого образовательного пространства для всех стран Евросоюза. Сегодня разработка и применение новых программ для различных ступеней подготовки специалистов со знанием английского языка является актуальной задачей, непосредственно связанной с процессом интеграции российской системы образования в общеевропейский болонский процесс.

Ключевые слова: высшее образование, перестройка системы образования, Болонский процесс, мобильность студентов, европейская зона высшего образования, прозрачность образования, образовательный стандарт нового поколения, компетенции, конкурентоспособность, мотивация, национальная шкала оценок, адекватная оценка трудозатрат.

1990-е годы стали для российской системы высшего образования переломными, ибо процессы реформирования политической, экономической и социальной жизни российского общества настоятельно потребовали перестройки системы образования не только в идеологическом аспекте, но и в плане содержательном и методическом. Это совпало с началом процесса реформирования образования странами Европы в 1999 г с подписанием Бо-лонской декларации, который был связан с созданием единого образовательного пространства для всех стран Евросоюза. С тех пор страны Евросоюза далеко продвинулись в решении своих проблем. Вслед за ними Россия тоже включилась в процесс внедрения болонской системы в своих вузах. Бо-лонской декларацией были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Так как высшее образование является сферой, которая в значительной степени влияет на то, как формируется общество, то этому процессу придавалось и придается огромное значение. Болонский процесс построен на началах добровольности. Его главная цель - прозрачность, сопоставимость, существующих образовательных систем. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Поскольку российская образовательная система имеет европейские корни, то и логичным представляется учет изменений системы,

Чаплыгина Юлия Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков. E-mail: juliachapl@gmail. com

согласно историческому прототипу. Кроме того, на Евросоюз приходится более 50% российской внешней торговли и иных внешнеэкономических связей, которые реализуются, прежде всего, людьми с высшим образованием.

Другой аспект этого движения заключается в том, что Единая Европа предполагает свободное передвижение рабочей силы, товаров и капитала. Отсюда вытекает необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно. Другая сторона этого вопроса состоит в том, что высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как единое целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области. Идея реализации европейского пространства высшего образования подчеркивает, что мобильность студентов, преподавательского состава и административного персонала является основой для создания европейского пространства высшего образования. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном. Понятно, что высокая степень академической мобильности предполагает развитую инфраструктуру и доступность источников финансирования (грантов на поездки и т.п.). Например, такие крупные университеты, как Оксфорд, стремятся повысить мобильность студентов и преподавателей. По мере развития Болонского процесса в разных европейских странах высшими учебными заведениями были предприняты шаги по объединению академических ресурсов и культурных традиций

для разработки объединенных учебных программ и совместных степеней на первом, втором и третьем уровне обучения, стали разрабатываться дополнительные модули, курсы и учебные планы. Привлекательность и конкурентоспособность европейского высшего образования проявилась в том, чтобы она была повышена за счет создания четкой и прозрачной европейской зоны высшего образования, для которой характерны: общие рамки квалификаций; общая аккредитация и сертификация; механизмы обеспечения качества и улучшение информационных связей. Такая система способствует повышению привлекательности европейского высшего образования для остального мира. Таким образом, главным направлением болонского процесса является повышение конкурентоспособности европейского образования на мировом рынке образовательных услуг при высоком качестве профессиональной подготовки специалистов.

Для вузов России рассмотренные задачи также являются актуальными. Происходящая в РФ реформа системы образования включает осмысление и решение проблем совместимости учебных планов, образовательных структур и практики преподава-ния1. В этой связи большое значение имеет представление образовательных программ через терминологически согласованное описание характера и уровня полученных навыков и знаний. Первым шагом в этом направлении было введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Этот процесс проходит в условиях экономической нестабильности и вызывает массу полемик, как в научных кругах, так и у практиков-педагогов. Существует мнение, что при помощи ЕГЭ фактически осуществляется переход нашей страны от фундаментальной классической системы образования к прикладной. Это может привести к тому, что очень скоро Россия лишится молодых граждан, способных самостоятельно создавать интеллектуальный продукт. Подобным опасениям подвержены и другие страны, например США. Так в 2005-м году на конгрессе губернаторов по проблемам образования глава «Майкрософт» Билл Гейтс заявил, что «если американская школа не перестанет готовить пустых болванчиков, способных лишь разгадывать дурацкие тесты, Америку ждет национальная катастрофа». Так что, система тестов ЕГЭ, да и весь комплекс новых программ требует тщательной проработки. Только в этом случае можно ожидать положительный эффект в будущем.

Требование мобильности специалистов предполагает хороший уровень владения английским языком, что важно для успешной карьеры2. Это ключ к международному общению. В мире около 800 миллионов человек говорят по-английски. Более

1 Выступление начальника Управления учреждений образования Рособразования П.Ф.Анисимова: http: / / www.ed.gov.ru (дата обращения 05.06.2010)

2 Чаплыгина Ю.С. A Few Helpful Hints for Extremely Busy Businessmen: Методическая разработка. - Самара: 2005.

половины из них не являются носителями языка, это люди, которые выучили английский язык как иностранный. Английский - основной международный язык бизнеса, туризма и авиации, науки и технологии, дипломатии и спорта. Большинство страниц информации в Интернете также на английском языке. Многие международные компании одним из первых требований при приеме новых сотрудников выдвигают требование знания английского языка. Таким образом, разработка и применение новых программ для различных ступеней подготовки специалистов со знанием английского языка является актуальной задачей, непосредственно связанной с процессом интеграции российской системы образования в общеевропейский бо-лонский процесс.

Определение общих и специальных компетенций необходимых выпускникам. В макете государственных образовательных стандартов нового поколения представлены три вида компетенций выпускников, которые должны быть достигнуты в результате учебно-воспитательной деятельности: 1) общенаучные компетенции (ОНК); 2) инструментальные компетенции (ИК); 3) социально-личностные и общекультурные компетенции (СЛК).

Содержание профессиональных компетенций в макете ГОС не детализируется. Указано лишь, что компетенции должны быть перечислены по видам деятельности: научно-исследовательская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; проектная и др. Компетенции подразделяются на компетенции, общие для всех специальностей одного какого-то направления, и компетенции для конкретных специальностей. Однако проблема состоит не только в классификации компетенций, но и в их содержательном наполнения.

Что же такое компетенция? Ответ на этот вопрос может лежать в области психолингвистики, в частности, в семантике. Такие понятия, как компетенция, являются символическими образами. Они не несут в себе отнесенности к реально существующим объектам. За попытками вывести значение слова «компетенция» не стоит никаких конкретных примеров, которые могли бы быть использованы в качестве начальной точки, только непрямые указания, в которых понятие компетенции связано с конкретными личностями. Здесь критерием адекватности понятия выступает не истинность его определения, а границы того семантического пространства, для которого доказано, что конструируемое определение имеет смысл в использованном контексте. Границы понятия компетенции не бесконечны. У людей есть представление о том, что означает компетенция, но, вероятно, это представление с трудом поддается объяснению и вербализации. В ином случае им было бы весьма непросто определить, кто является компетентным в том или ином вопросе. Так как интерес к измерению и прогнозированию эффективности работы персонала за последние десять лет значительно вырос, термин «компетенция» стал, чуть ли не самым главным

компонентом словаря каждого HR-менеджера, но не всегда его правильно понимают. Согласно переводу с латинского, компетенция (добиваюсь, соответствую, подхожу) - короткое поведенческое описание того, что именно делают люди для качественного выполнения определенной работы. Компетенция - поведенческий стандарт эффективного выполнения конкретного вида работы. Описание компетенции может включать описание способностей, особенностей личности, навыки, знания и опыт. Но при этом описание должно быть строго поведенческое, то есть то, что можно непосредственно увидеть. Описание должно быть конкретное, на основе чего можно определенно оценить уровень компетенции и формулировки должны давать позитивную оценку вне зависимости от контекста конкретных задач. Иногда компетенция понимается как совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям. Для описания требований, предъявляемых к специалистам, разрабатывается модель компетенций, основанная на полном определении работы или работ в терминах поведения. Применяют также термин «Профиль должности» -это описание компетенций, опыта, а также анкетных данных, необходимых для выполнения данной работы в данной организации. Способность человека снижать профессиональную эффективность работы или качество работы является критичной характеристикой. Компетенции необходимы для того, чтобы сопоставить эффективность человека в работе и те навыки, которые необходимы для выполнения этой работы. Они также необходимы для создания систем, которые будут помогать обучению и развитию персонала, с целью дальнейшего совершенствования их навыков, необходимых для карьерного роста и повышения вносимого ими вклада в организацию. Определение перечня ключевых общих и специальных компетенций для каждой из дисциплин проводится, как правило, на семинарах и в фокус группах. В состав фокус групп по каждой из дисциплин входят российские и зарубежные эксперты, преподаватели, аспиранты студенты и представители работодателей. На основе результатов обсуждения в фокус группах экспертами, анкетирования составляются списки общих и специальных компетенций.

Современный рынок рабочей силы требует определённых качеств: 1) профессиональной самостоятельности; 2) способности к профессиональному росту; 3) коммуникативной культуры; 4) умения ставить цели, анализировать результаты; 5) ответственности за качество труда. Данные требования необходимо учитывать как при разработке учебных планов для соответствующих специальностей, так и при разработке программ для конкретных дисциплин.

Формирование ключевых компетенций по предмету. За последние годы кардинально изменилась подходы к профессиональному образова-

нию. Усиление интеграционных моментов в производственных технологиях, изменение видов трудовой деятельности, динамизм современных производственных технологий, вероятность безработицы, динамичный рынок труда обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру, имеющих качества, способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Сегодня на первый план выдвигаются задачи повышения качества подготовки выпускника и обеспечения его конкурентоспособности. Традиционные подходы к образовательному процессу, основанные на формировании комплекса знаний, умений и навыков, уже могут не отвечать требованиям сегодняшнего дня. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий, что позволяет, помимо необходимых специалисту знаний, умений и навыков, вырабатывать и развивать так называемые ключевые компетенции. Определить ключевые компетенции можно следующей формулой: ключевые компетенции представляют собой сумму знаний, умений и навыков предусмотренных стандартом образования по профессии, профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности по определённой профессии. Ключевые компетенции определяют так же профессиональную мобильность специалиста. Для эффективного формирования ключевых компетенций необходимо использовать новые педагогические технологии обучения и учитывать следующие важные моменты: самоуправление, самоконтроль, собственная активность обучаемого, способности к обучению. Специфической особенностью языковых знаний является возможность применения их практически во всех областях человеческой деятельности, в любой профессии.

Для формирования ключевых компетенций в процессе обучения необходимо учитывать, что объём часов, выделенный на изучение иностранного языка для большинства специальностей очень мал, а объём материала достаточно велик. Следовательно, преподаватель должен организовывать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся имели возможность при необходимости самостоятельно изучить ту часть знаний, которая осталась за пределами учебного курса, предусмотренного стандартом. В таких условиях играет роль доступность дополнительного образования, инициативность, способность к самообразованию, умение ориентироваться в информационном пространстве методического материала3. Изучение иностранного языка носит практический, прикладной характер. Необходимо вырабатывать у учащихся отношение к нему, как к инструменту коммуникации в своей профессиональной деятельности, способному облегчить решение профессиональных задач, что, несомнен-

3 Чаплыгина Ю.С., Куликова Н.В. Movie Mix. DVD

курс. - Самара: 2008.

но, повышает мотивацию процесса обучения. Эстетические и культурологические аспекты проявляются позже, по результатам овладения языком. Необходимо выработать в учащемся такие качества, как умение правильно поставить задачу, спланировать свои действия для её решению, проанализировать результаты работы, критически оценить их и понять - достигнута ли цель. Изменение целевой ориентации изменяет акцент и в методах обучения. На первый план выдвигаются исследовательские методы, суть которых можно охарактеризовать таким образом: выявление и понимание учащимися недостаточности полученных ранее знаний и навыков работы, постановка учебной задачи, совместная с преподавателем поисковая исследовательская деятельность, самооценка, анализ, обоснование найденного способа решения задачи4.

Использование компетентностного подхода при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования требует изменения взглядов на структуру, форму и содержание оценочных и диагностических средств итоговой аттестации выпускников по направлениям подготовки, а также на организацию управления качеством подготовки специалистов. Потребовалось предоставить студентам больше возможностей осваивать программы по частям, в том числе меняя учебные заведения. Для этого предполагается использовать модульный принцип построения программ. Модуль - блок дисциплин, которые образуют определенную взаимосвязанную целостность в составе программы, могут расцениваться как логическая подструктура внутри общей структурной программы. Программы должны состоять из блоков-модулей, способных выстраиваться в различном порядке, образовывая индивидуальные траектории обучения. При этом речь идет не о произволе выбора студентом тех или иных предметов. Каждый модуль представляет собой совокупность учебных дисциплин, практик, форм контроля, методическое обеспечение и т.п., ответственных за формирование определенной компетенции (компетенций). Выделяется пять типов учебных модулей: основные модули, то есть группы предметов, составляющие ядро соответствующей науки; поддерживающие модули (например, математика, статистика и информационные технологии); организационные и коммуникационные модули (например, управление временем, работа в группах, риторика, иностранные языки); специализированные модули, то есть необязательные, но расширяющие и углубляющие компетенции в избранной области, факультативные; переносимые модули (например, проекты, диссертации, бизнес игры, стажировки, модули, выстраивающие мостик между теорией и практикой). Чем выше уровень

4 Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций выпускников колледжа (на примере студентов-технологов): Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - M.: 2008: http: // webcache.googleusercontent.com (01.07.2010).

подготовки, тем больше модулей, углубляющих знание и устанавливающих связь между теорией и практикой. Задачей педагога в новых условиях является создание благоприятной среды для самостоятельной деятельности и саморазвития учащегося, для чёткого понимания учеником целей и задач обучения, мотивация учащихся на самостоятельную деятельность по решению поставленной задачи.

Успеваемость студентов должна определяться существующей национальной шкалой оценок, однако дополнительно рекомендуется использовать статистическую шкалу оценок ECTS (European Credit Transfer System)5. В зависимости от места студента в рейтинге (по дисциплине или другому виду учебной деятельности) ему выставляются следующие положительные оценки по шкале ECTS: 1) А — лучшие 10 %; 2) В — следующие 25 %; 3) C — следующие 30 %; 4) D — следующие 25 %; 5) Е — следующие 10 %.

Один учебный год соответствует 60 ECTS-кредитам, что составляет около 1500—1800 учебных часов, при этом один кредит составляет 25 -30 часов учебных трудозатрат. Внедрение европейской системы зачетных единиц трудоемкости служит для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS, чтобы сделать ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни». Кредиты ECTS могут быть зачтены только после успешного выполнения всей установленной учебной работы и надлежащей оценки результатов обучения. Результаты обучения формулируются как требования к компетенциям, определяющие, что студент должен знать, понимать и уметь делать после завершения обучения - длительного или краткого. Два вида оценки FX и F выставляются неуспевающим студентам. FX означает: «плохо -требуется небольшая дополнительная работа для прохождения курса». F означает: «плохо, требуется значительная дополнительная работа».

В настоящее время в российской высшей школе в ходе эксперимента разработано несколько методик расчетов трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах. В основном они отталкиваются от принципов, предложенных в Информационном письме Минобрнауки России от 28 ноября 2002 года № 14 - 52 - 988 ин/136. В этом письме «при расчётах трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах» предлагается исходить из следующего: 1 зачётная единица соответствует 36 (вместо 30 в еврозоне) академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам). Максимальный объём учебной нагрузки

5 См.: http://europa.eu.int (28.06.2010).

6 См.: http: / /www.ed.gov.ru (01.07.2010).

студента в неделю составляет 54 академических часа, то есть, 1,5 зачётные единицы.

Расчёт трудоёмкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления её трудоёмкости в академических часах на 36 с округлением до целых чисел или до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоёмкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах. Одна неделя практики выражается 1,5 зачётными единицами. Один семестровый экзамен выражается 1

зачётной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).

Предложенная методика пересчета часов в кредиты исходит из принципа механического превращения академических часов в кредиты. По мнению некоторых специалистов, данный алгоритм оказался плохо приспособленным к реалиям существующего образовательного процесса. Таким образом, тема адекватной оценки трудозатрат и сравнения качества подготовки специалистов остается актуальной и требует дополнительных исследования.

HIGH LEVEL OF SPECIALISTS' PROFESSIONAL QUALIFICATION CONCERNING EDUCATION INTEGRATION REFORMS

© 2010 Yu. S.Chaplygina

Samara State Economic University

The 90-s were the crucial time for the system of higher education in Russia. Reforms in politics, economy and social life needed the education system reconstruction at every level: ideological, content and methodological. It was also the time of the Bologna Declaration signing which ensured the creation of common education space for all the countries joined the European Union. All these explain the current necessity to develop and integrate new programs for specialists with different levels of English.

Keywords: higher education, education reconstruction system, Bologna process, students' mobility, European zone of higher education, education transparency, new generation educational standard, competency, national rate scale, performance rate evaluation.

Chaplygina Yuliya Sergeevna, Candidate of philology, associate professor of Department of the foreign languages. E-mail: juliachapl@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.