Иными словами, университет, принимая в свои стены студентов, жизнь которых уже направляется определённым комплексом системообразующих ценностей, должен предложить им некий новый образ жизни, культуры, познавательной, социальной и политической деятельности. Бакалавр не воспроизводится как слепок с образовательного стандарта нового поколения. Предстоит воспитание, взращивание бакалавра.
В педагогическом взаимодействии в образовательной ситуации бакалавриата преподаватель оказывается не в состоянии положительно влиять на личность студента, если он не затрагивает сферу его жизненных смыслов и ценностей. В этом контексте стоит обратить внимание на возвращение в педагогический процесс бакалавриата института кураторства. Известно, что в последнее время некоторые гимназии, лицеи и платные вузы экспериментируют с введением должности тьютора. Может быть, стилистически бакалавру больше соответствует тьютор, но гораздо важнее, чтобы преподаватель с открытой функцией воспитателя (пусть он именуется куратором, тьютором, наставником, хотя природа их отличий может стать темой отдель-
ного разговора) не назначался в единственном числе на целый курс студентов, а был действительно участником референтной среды и значимым взрослым. Иначе теряется сам смысл личностного педагогического взаимодействия, и всё сводится к банальному контролю и учёту.
Коль скоро нами признаётся, что образование - это целостный педагогический процесс, мы должны ясно видеть взаимосвязь обучения бакалавров с их социализацией и воспитанием. Поэтому, может быть, нам стоит отказаться от философии «догоняющих Запад», перестать копировать и приспосабливать к нашей образовательной системе их технологические матрицы, ломая «несущие конструкции» российской высшей школы. Почему мы боимся дерзнуть и создать своё педагогическое наполнение модели двухуровневого профессионального образования, которое будет вполне вписываться в условия Болонского процесса и вместе с тем сохранит достижения нашей высшей школы? И бакалавр получится не безродным «человеком мира», учившимся «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь », а личностью, освоившей духовные ценности нашей отечественной культуры.
GOLOVANOVA N.F. BACHELOR PROGRAM AS A PEDAGOGICAL PROBLEM The training of Bachelor within the two-level model of higher professional education is represented as a pedagogical problem. The author shows the significance of socialization, professional selfdetermination, self-education of students as the key points of the Bachelor’s educational process. The decisive role of education in Bachelor’s professional self-determination is emphasized.
Keywords: bachelor, professional education, general education, competence, socialization, professional self-determination, self-education, value orientations.
Г.В. ПАНИНА, доцент К вопросу О компетенциях
мгту им. нэ. Баумана и статусе бакалавра
В статье рассматриваются требования к подготовке современного бакалавра, определяющие развитие новых образовательных технологий. Уделяется внимание особенностям формирования его социокультурных и индивидуально-личностных компетенций, анализируется роль в этих процессах блока социогуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: профессиональные компетенции бакалавра, новые образовательные технологии, социокультурная компетентность инженера, гуманитарная составляющая инженерного образования.
Реальностью становится переход российского образования на двухуровневую систему и организация учебного процесса в соответствии с принципами Болонской декларации. Нравится нам это или нет, процессы глобализации втягивают в свою орбиту все сферы общественной жизни. Эти, увы, объективные процессы выдвигают требования стандартизации систем образования различных стран, унификации измерения качества подготовки специалистов, единообразия в оценке компетенций будущих профессионалов. На образование проецируются новые стратегии профессионального становления, позволяющие будущему специалисту в соответствии со своими склонностями, возможностями и интересами формировать индивидуальную траекторию обучения, более гибко удовлетворять потребность в новых знаниях. Таким образом, реформирование образования в России является частью процессов глобализации, включающих экономики различных стран в единые мирохозяйственные связи, которые влияют, в свою очередь, на политические, социальные и культурные взаимодействия. Остается надеяться, что кадровая мобильность и академические обмены приведут к интенсификации научного творчества, росту инноваций, активной циркуляции идей и мнений, что будет способствовать развитию зарождающейся экономики знаний.
В современном мире знания превратились в решающий фактор производственной деятельности, приносящий наибольшую выгоду от инвестиций, что ставит перед образованием задачу стабильной подготовки специалистов мирового уровня, способных к обучению в течение всей жизни. Образование становится важнейшей отраслью экономики страны, обеспечивающей ей безопасность и устойчивое развитие. В условиях глобализации в мире складывается общее понимание задач и принципов образования, зарождаются новые единые требования к современному специалисту, что требует фор-
мирования новых образовательных технологий.
Вхождение России в единое мировое экономическое пространство привело к модернизации отечественной системы высшего образования по следующим направлениям: введение двухцикловой (с некоторых пор
- трехцикловой) структуры высшего образования (бакалавр, магистр, доктор); использование единой общеевропейской кредитной системы ECTS, которая становится основой учета и контроля полученных студентом знаний в любом учебном заведении; стимуляция академической мобильности студентов и преподавателей с целью проведения политики международной открытости вузов; введение систем измерения качества образования в направлении общеевропейского понимания; объединение академических ресурсов и культурно-образовательных традиций разных стран в реализации интегрированных образовательных программ, что позволит студентам расширить свои познавательные возможности и укрепить уверенность в своих силах; формирование подхода к образованию как к процессу, длящемуся всю жизнь; активизация студенчества в качестве действенного субъекта получения знаний и приобретения необходимых трудовых навыков; открытость вузов для международного академического сотрудничества в области учебной деятельности, научных исследований; привлечение студентов к многосторонним междисциплинарным проектам [11-
Реализация этих направлений образовательной политики предполагает создание новых принципов измерения учебной нагрузки (модулей), оценки качества подготовки специалистов (компетенций), характеристики результата обучения (образовательные профили). Для достижения высокого качества профессиональной подготовки следует иметь в виду «четыре основные цели высшего образования в современном мире: подготовка к успешному вхождению на рынок труда, подготовка к жизни и выработка активной жизненной позиции; лич-
ностное развитие; поддержание широкой базы передовых знаний» [2, с. 11].
На решение этих задач направлена, в частности, модульная организация учебного процесса, которая посредством определенного набора учебных дисциплин способствует формированию заданных для каждой квалификации компетенций. Объем и содержание образовательных модулей определяется вузом в соответствии с государственным образовательным стандартом. Например, для инженерных специальностей предусмотрен большой блок социально-гуманитарных и экономических дисциплин, целью которого является обеспечение социокультурной компетентности как части профессиональной культуры личности специалиста. Выпускнику технического вуза необходимо понимать социальный контекст, определяющий цели, задачи, приемы и методы инженерной деятельности. Знание места и роли своей профессии в жизни общества, ощущение ответственности за реализацию проектов и процедур своей деятельности является элементом профессионализма в любом деле, а в инженерном труде - особенно. Перед техническим специалистом встает задача компетентной оценки социальных последствий и перспектив своей профессиональной деятельности с позиции безопасного существования людей, гармоничного взаимодействия с природной средой.
Современное понимание профессионализма инженера включает в себя не только овладение комплексом научных знаний по своей специальности и основными навыками профессионального труда, но и умение свободно ориентироваться в потоках информации, выбирать социально безопасные способы решения технических задач, находить в проблемных ситуациях оптимальные общественно приемлемые варианты в условиях бурно развивающихся технологий, быстроменяющейся техносферы.
В рамках двухуровневого высшего образования базовым специалистом становится бакалавр. В ситуации резкого демогра-
фического спада и одновременно высокой престижности высшего образования среди учеников и родителей подавляющее большинство выпускников школ будут стремиться поступить в бакалавриат. Следует учесть, что бакалавр - это первая ступень современного высшего образования. Любому профессионалу придется повышать свою квалификацию в течение всей жизни
- так стремительно развиваются технологии и профессиональные задачи. Специали-тет как система подготовки был возможен в индустриальном мире, где выпускник вуза мог работать по своей специальности в течение всей жизни, делая карьеру путем накопления опыта и приобретения организаторских навыков. В быстроразвивающем-ся высокотехнологичном обществе невозможно дать молодому человеку высшее профессиональное образование на всю жизнь ни за 5, ни за 10 лет; повышать квалификацию и совершенствовать мастерство с помощью различных образовательных программ ему придется в течение всей своей жизни. Главное, чему его должна научить высшая школа, - умение учиться, жить, работать в современном мире [2].
Базовые профессиональные компетенции, фундаментальную научную подготовку, навыки оптимизации социальных взаимодействий и технологии личностного роста даст ему университет на уровне бакалавриата. Это можно сделать за четыре года, используя современные учебно-методические приемы. Приступая затем к работе в конкретной фирме, бакалавр активизирует свои умения приобретать новые знания, приспосабливаться к различным условиям работы, завязывать необходимые социальные связи, проходя, если нужно, систему внутрифирменного «доучивания». Чем скорее молодой человек, овладев подобающими компетенциями,получит соответствующий сертификат, тем быстрее он сможет получать адекватную заработную плату за свой труд. Ведь не секрет, что уже через год-два учебы в современном вузе большинство молодежи ощущают жажду
самостоятельности, хотят быть востребованными в современной экономике и приступают к работе.
Выпускник бакалавриата, овладевший базовыми компетенциями, вполне может рассматриваться как современный молодой специалист, всегда готовый освоить необходимые знания и умения. Выбор его дальнейшей образовательной траектории будет осознанным и серьезным. Если он почувствует вкус к исследовательской деятельности, проявит склонность кизобретатель-ству и новаторству, ощутит потребность в дальнейших знаниях по специальности, ему открывается дорога в магистратуру. Но далеко не все высококвалифицированные молодые специалисты планируют свою карьеру в исследовательском русле, связывают свое будущее с разработкой новых проектов и с руководством коллективами. Работа в команде на высоком профессиональном уровне вполне доступна бакалаврам. Ответственно выбравшим магистерские программы предназначены 25-30% бюджетных мест в магистратуре от числа выпускников бакалавриата. Если же желающих будет больше, молодые успешные бакалавры смогут сами оплатить свое образование, не обязательно обращаясь к ресурсам родителей. Однако желающих может оказаться не так много, поскольку наша экономика пока не очень стимулирует творческий исследовательский труд. Но все же хочется надеяться, что продолжить образование в течение всей жизни в той или иной форме захочется каждому сегодняшнему выпускнику вуза. Рано или поздно жизнь подтолкнет его к повышению квалификации, доучиванию или переучиванию. Но базовым уровнем высшего образования останется бакалавриат.
Следует серьезно переработать учебнометодические комплексы изучаемых предметов в бакалавриате с целью обеспечения должного качества преподавания общенаучных, социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин.В бакалавриате следует сохранить лекционно-семинар-
скую групповую форму занятий, поскольку она позволяет освоить базовые компетенции по специальности, научиться основным приемам работы с материалами и технологиями, освоить методики группового принятия решений и командного взаимодействия. Следует внимательно проанализировать учебные планы бакалавриата, сохранить или добавить необходимые дисциплины, призванные научить работать с конкретными знаниями и социальными технологиями. Новые курсы, модули дисциплин должны меняться ежегодно в зависимости от актуальных общественных и научных задач.
Структура учебного процесса в магистратуре должна быть качественно другой: обучение в значительной мере представляет собой индивидуальную образовательную траекторию, зависящую от предшествующей программы бакалавриата и предстоящей магистерской подготовки. Меняется и роль преподавателя. В магистратуре он не столько лектор и руководитель обучения, сколько консультант и инициатор творческой активности студента. По-другому, видимо, должна оцениваться и работа преподавателя с магистрами. Будет учитываться не столько количество проведенных со студентами часов, сколько результаты и достижения магистрантов, качество проектов, выполненных под руководством педагога. Способом оценки приобретенных компетенций должна стать практическая деятельность, успешность выполненных реальных проектов, качество взаимоотношений с товарищами и коллегами, формально находящее отражение в системе кредитов.
Для методических отделов вузов важным моментом является разработка учебных образовательных программ для бакалавриата и магистратуры по заявленным специальностям и определение учебных курсов, необходимых для достижения требуемых компетенций, а также внедрение соответствующих образовательных технологий. Следует учесть возможности вузов,
кадровый преподавательский состав для постепенного формирования образовательных стратегий, адекватных общественным потребностям. Вузам сейчас самое время задуматься, какие дисциплины, в каком объеме и с какой конкретной учебной целью останутся в базовом компоненте высшего образования (бакалавриате) и какие программы будут востребованы выпускниками и работодателями в магистерской подготовке. Важно помнить, что субъектом образовательной практики является человек с его личными интересами, потребностями в развитии, совершенствовании, стремлениями к достижению счастья и благополучия. И это необходимо учитывать при планировании образовательных программ. Задачам личностного развития и роста отвечает блок гуманитарных дисциплин, которые должны присутствовать в должном объеме как в бакалавриате, так и в магистратуре с учетом будущей исследовательской и социально преобразующей деятельности специалиста.
На разных уровнях образования модули социальных и гуманитарных наук должны включать различные объемы знаний для создания соответствующего набора компетенций. Специалист на уровне бакалавра должен быть способен к письменной и устной коммуникации в контексте профессиональных и социальных проблем, уметь работать с разнообразной информа-цией,анализировать и транслировать ее другим специалистам, владеть навыками аргументации, ведения дискуссии и публичной речи, организовывать работу небольшого коллектива. Студент, освоивший после бакалавриата магистерский уровень, приобретает компетенции, связанные с выполнением аналитической и экспертной деятельности. Он может грамотно оценить социальные последствия инновационного проекта, дать экспертное заключение о социокультурной безопасности технического решения, он способен к творческому решению инженерных проблем и готов к сотрудничеству со специалистами в смежных
областях. А также владеет навыками организационно-управленческой деятельности, умеет рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых управленческих решений, готов к лидерству, постоянному саморазвитию и обучению, может вести научно-педагогическую деятельность. К компетенциям магистра относятся способность к системному анализу принимаемых решений, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять качественный и количественный анализ профессиональных проектов в социокультурном контексте. Магистр не только понимает и может использовать различные тексты профессионального и социально значимого содержания, но и способен самостоятельно их готовить и редактировать.
В числе важнейших социально-личностных и общекультурных компетенций, которые формируют модули социальных и гуманитарных дисциплин в вузе, - способность к социальным взаимодействиям (с друзьями, коллегами, семьей, партнерами), умение работать в команде, преодолевать возникающие конфликтные ситуации, готовность нести ответственность за принятие рискованных решений и отвечать за других. Социогуманитарные дисциплины дают будущим специалистам компетенции профессиональной и социальной мобильности - готовность к постоянному самообразованию и изменению вида и характера своей профессиональной деятельности. Морально-правовые и гражданские компетенции (законопослушность и активное участие в политической жизни) также являются прерогативой социальных учебных модулей. Социогуманитарные дисциплины развивают компетенции личностно-культурного развития: способности к личностной и предметной рефлексии, саморегуляции, анализу и переоценке личного и профессионального опыта, знание исторических традиций и культурного наследия, понимание эстетических, религиозных, философских проблем.
Важной частью современных образовательных технологий является последовательная оценка качества подготовки специалиста мирового уровня. С учетом роли социокультурной компетентности в профессиональной культуре инженера особое значение приобретает разработка критериев оценки качества гуманитарного образования в техническом университете[3].
Проблема качества гуманитарного образования является очень важной для технического университета, на наш взгляд, по следующим причинам. Во-первых, не будучи профилирующими и определяющими будущую специализацию студента, гуманитарные дисциплины в техническом вузе рассматриваются часто как дополнительные, не очень важные, и соответствующим кафедрам приходится постоянно доказывать перед руководством университета свою нужность. Во-вторых, в современных условиях технический специалист не может быть состоятелен и успешен, если имеет только технические и технологические знания и не ориентируется в гуманитарных проблемах, коммуникативных стратегиях, не владеет социальными навыками и культурными компетенциями. Социогуманитар-ная составляющая является в информационном обществе неотъемлемой частью профессиональной культуры инженера, поскольку определяет социально приемлемую траекторию его научных изысканий и технических проектов, способов их реализации и практического применения. В-третьих, проблема оценки качества гуманитарного образования приобретает особую актуальность в связи с вхождением российских вузов в образовательное пространство Болонского процесса, предъявляющее требования к стандартизации учебных программ и обучающих методик.
На наш взгляд, можно выделить следующие основные задачи, решаемые гуманитарной составляющей технического образования.
1. Формирование социокультурной компетентности как части профессиональ-
ной культуры инженера, позволяющей не просто усвоить знания, приемы и навыки конкретной профессии, но и научиться видеть широкий социокультурный контекст деятельности, оценивать социальные перспективы и последствия своих трудовых усилий.
2. Развитие личности, человеческих качеств будущего специалиста, формирование мировоззрения, морального и правового сознания.
3. Освоение коммуникативных навыков, выработка умения вступать в контакт и поддерживать конструктивные взаимодействия с другими людьми.
4. Овладение социально-психологическими приемами общения, лидерскими качествами и политическими компетенциями.
Стремление российского высшего образования войти в европейское образовательное пространство актуализирует вопросы стандартизации учебных курсов в университетах России и Европы, выработки единых принципов обеспечения качества и оценки знаний. Эти принципы должны базироваться на понимании общности задач современной высшей школы, основными из которых являются:
• подготовка молодых специалистов к успешному вхождению на рынок труда;
• выработка активной жизненной позиции и включение в социальную деятельность;
• становление личности будущего специалиста и раскрытие его человеческого потенциала;
• формирование потребности, желания и готовности у современных профессионалов постоянно повышать свою квалификацию, осваивать передовые знания и применять их в различных сферах.
В решении этих универсальных для любого специалиста задач гуманитарное образование играет решающую роль. Оно дает возможности расширения социального кругозора, грамотного планирования карьеры, самостоятельного форми-
рования гибких образовательных траекторий. Двухуровневая система образования (бакалавр - магистр) позволит при желании бакалавру-инженеру изменить направление дальнейшего обучения, например продолжить его в области человеческих ресурсов, социального сервиса и т.п. Для этого обучение гуманитарным знаниям на первой ступени образования должно отвечать самым современным требованиям.
В условиях реформирования российской системы образования повышается роль самостоятельной работы студентов. При возможности выбора необходимого количества курсов для получения нужной суммы зачетных единиц студенты будут активно включать в список изучаемых и гуманитарные предметы. Для этого вузы должны предоставлять целый спектр гуманитарных дисциплин. Критериями оценки качества гуманитарных курсов могут служить:
1) количество студентов, выбравших тот или иной курс;
2) уровень методического обеспечения курса с учетом применения инновационных планов, программ и методик;
3) уровень квалификации преподавателей, читающих курс;
4) успеваемость, участие в научной работе и другие достижения студентов по данной дисциплине;
5) научная перспективность курса, научные публикации преподавателей по данной проблематике, количество аспирантов,
работающих над соответствующими темами диссертаций;
6) стандартизация курса, представление его содержания с помощью интернациональных зачетных единиц, позволяющих участвовать в международных студенческих обменах путем взаимозачета курсов между университетами;
7) международные контакты специалистов, читающих данный курс;
8) участие в образовательных программах для взрослых (второе высшее образование, курсы повышения квалификации и т.п.).
Литература
1. См.: Болонский процесс / Под науч. ред.
проф. В.И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
2. См.: Сазонов Б.А. Болонский процесс: ак-
туальные вопросы модернизации российского высшего образования. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.
3. См.: Ашмарин И.И., Клементьев Е.Д. Гу-
манитарная составляющая университетского научно-технического образования // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 3-14; Соколов А.С., ЮжаковаЛ.В. Некоторые проблемы гуманитарного образования инженера // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 90-93; Донских О.А. Несколько замечаний о «гуманитарной составляющей» образования // Высшее образование в России. 2009. №4. С. 104-107.
PANINA G. V. TO THE QUESTION OF BACHELOR’S STATUS AND COMPETENCES The article focuses on bachelor’s socio-cultural and personal competences. The role of socio-humanitarian cycle in technical university is analyzed.
Keywords: professional competences, social competence of engineer, humanity component of engineer training.
g