Ткач В.В.
канд. техн. наук, доцент кафедры "Коммерция и логистика" Санкт-Петербургского университета экономики и финансов
стою над стремниной.
оценка инвестиционного замысла (идеи)
проекта логистической системы
Окончание. Начало в № 2/2005
Предполагается, что выявление элементов логистической системы (ЛС) производится на фоне декомпозиции функциональных зон логистики на процессы и операции. Преимуществом этой модели является возможность обобщения информации о характере взаимосвязей элементов ЛС и отображения ее полной структуры, что позволяет уже на качественном уровне оценивать баланс потоков. Последнее обстоятельство, соответственно, способствует ликвидации «узких мест» в ЛС посредством точечного инвестирования и упрощает оптимизацию логистических процессов в рамках интеграции ЛС. Для целей инвестиционного проектирования эта модель представляет также интерес в следующем разрезе. Обращение к ней создает объективные предпосылки для точной оценки требуемых капиталовложений в развитие ЛС
Область применения описанной выше модели распространяется на цепи поставок (рис. 1). Здесь следует напомнить, что с позиции концепции SCM оптимизация процессов в подобных структурах преследует, в том числе, и цели фокусного предприятия (т.е. логистического центра).
Анализ конфигурации цепи поставок в соответствие с концепцией SCM предполагает оперирование такой категорией как мощность логистической операции, под которой понимается ее способность пропускать поток. При этом
каждой логистической операции свойственны
свои ограничения, поэтому элементы цепи поставок часто имеют различные мощности
логистические иннов(
С гру пур Н и-11 итп ГУ КИП цепи | и кон:
Тишшо! ия тштокпп
г.Хи: ЧЦ'Н 1 К1 Плчри IIIX 1
поставщики предприятие -пй ы^к 1 диагностики логистические 1 Н)ирс. [КИКИ потребители (|ГПНСЧНК1с)
цбеснеч, пел ев. оЪсинеч. УГР лр-
1 > N К
НС л. 1
] г-
Рис. 1. Отображение взаимосвязей в цепи поставок
различают три вида такой мощности:
1 - проектная (максимальная пропускная способность в идеальных условиях);
2 - эффективная мощность (максимальная пропускная способность в реальных условиях, учитывающая временные сбои);
3 - фактическая пропускная способность (достигаемая в реальных условиях мощность и, как правило, более низкая, чем эффективная).
Каждой логистической операции
маневренность ЛС определяется возможностью трансформации ее структуры в ответ
на изменение во внешней среде
свойственны свои ограничения, поэтому элементы цепи поставок часто имеют различные мощности. Это обстоятельство часто становится причиной возникновения «узких мест» в цепи поставок, ограничивая тем самым ее интегрированную логистическую мощность. Принимая во внимание этот случай, рекомендуется конкретизировать взаимосвязи в цепи поставок, используя дополнительно матрицу, которая показана на рис. 2.
Следует отдавать отчет тому, что проектные логистические решения объективно со временем приобретают свойства инерционности. Это означает, что возможности изменения их параметров теряются, поэтому превентивное обеспечение маневренности ЛС на стадии их инвестиционного проектирования приобретает особую актуальность.
Маневренность ЛС определяется возможностью трансформации ее структуры в ответ на изменение во внешней среде. Экономическое маневрирование в целом предпо-
российское предпринимательство
Тшкхшшя нош кок Ло| шл'и'«хкис мишноитн гисмин ГУН ШСИИ 1И.К'1ИИЧК
1 \ Й
Вид потока ¡ |'п[М!1Г111Ля:1
Г:1 Гг^фектипиам'!
Г , | :"|мк |Щ\--»ДМ |
Рис.2. Отображение природы взаимодействия потоков с элементами цепи поставок по критерию их логистической мощности
лагает наличие ряда резервов: запасов материальных ресурсов, финансовых и трудовых резервов, резервов производственных мощностей, структурную избыточность внешних и внутренних связей ЛС. Последний вид резерва способствует проведению экономических маневров, которые отождествляются с формированием фрагментарных функциональных срезов ЛС.
Потребность в этих маневрах, безусловно, носит вероятностный характер. Однако объективная инерционность ЛС делает необходимым не только прогнозирование уровня ее маневренных свойств, но и определения границ возможного экономического маневрирования. Избыточность эле-
ментов и связей ЛС, несомненно, способна компенсировать неожиданные внешние возмущения. Однако жесткость инвестиционного проектирования сужает пространство альтернативных маневров, чему в значительной степени способствует сложность их формального отображения. Последнее обстоятельство, принимая во внимание первоочередную значимость трансформации товарного ассортимента применительно к запросам потребителей, может несколько ослабить использование матрицы, которая показана на рис. 3.
Заполнение этой матрицы создает объективные условия для разделения элементов цепи поставок на маневренные и инерционные,
\>. гц'мен 1 ы 1 [-.■ м- М':.к: иктг (иптггри ропатптгат 1С) А(д:ир| имен 1 кис ирис фяни1 но
ф.: к~ 1 «четкий 1 1шенцилльные х. 1ь 1 ерн. варианты
1 и
т, Т| Тт Тг
1 \ 111 Р
фактические не.четн. {[»еспеч.) 1 га
1Н | к:Н| 1 ".Н К1-! т.'. и;к. (обей им.) к
Рис.3. Отображение континуума ассортиментных маневров ЛС
логистические инновации
развитие ЛС в долгосрочном плане должно способствовать достижению предприятием максимально возможной прибыли
а также определить потенциальных участников этой цепи исходя из стратегических задач. Подобный подход позволяет осуществлять стратегию отложенных капиталовложений, обращаясь к ним только по мере уточнения информации, что повышает эффективность инвестиционного проекта ЛС и позволяет адекватно реагировать на изменения внешней среды.
Следует отметить, что согласование оперативных и стратегических целей ЛС представляет собой достаточно сложную проблему. Считается, что развитие ЛС в долгосрочном плане должно способствовать достижению предприятием максимально возможной прибыли, тогда как ее функционирование в краткосрочном периоде должно создавать условия для получения требуемой нормы прибыли. Последнее условие предполагает наличие на предприятии управленческого учета логистических затрат, идентификация которых может быть осуществлена в результате детализации логистических операций с применением матрицы, изображенной на рис.1.
(см. «рп» № 2/2005). Разнообразие подобных операций определяется их отраслевой принадлежностью.
В рамках управленческого учета, как показывает практика, рекомендуется использовать функциональную систему АВС («activity-based costing»), которая ориентирована на учет затрат на основе видов деятельности или функций. Ее предметное содержание составляет причинно-следственное распределение затрат по схеме: виды затрат > функциональные центры затрат (1-ая ступень распределения) > ставка распределения затрат (2-ая - ступень распределения) > носители затрат. Представляется, что применение описанного выше подхода к оценке инвестиционного замысла (идеи) проекта ЛС повышает точность прогнозирования потребности в капиталовложениях, которые требуются для развития ЛС. Кроме того, он позволяет оценивать масштабы инвестиций при реорганизации цепей поставок. Однако он не лишен недостатков. Наиболее существенным из них следует считать не учет им временных требований к потоковым процессам, хотя их индексная интерпретация возможна.
российское предпринимательство
/О