МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Борис Кальманович ПЛОТКИН — доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и логистики СПбГЭУ.
В 1961 г. окончил Ленинградский институт водного транспорта, инженерно-экономический факультет.
Автор более 100 публикаций.
Сфера научных интересов — коммерция и логистика, управление запасами и теория управления.
У У У
Плоткин Б.К.
устойчивость производственно-коммерческой
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА: ОСНОВЫ ТЕОРИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Аннотация. В статье излагаются основы теории устойчивости производственно-коммерческой деятельности производственных и торговых предприятий. Обосновывается положение, согласно которому логистический менеджмент как инструмент конкурентоспособности объективно обеспечивает устойчивость производственно-коммерческой деятельности на интегрированном рынке. Особо отмечается, что в системе логистического менеджмента определяющими факторами устойчивости являются логистические концепции от SCM до VMI, императивы логистики, синергетика, инновационная активность, профилактика рисков.
Ключевые слова. Логистические системы, внешние негативные возмущения, логистический менеджмент, конкурентоспособность, устойчивость, равновесие, стабильность.
Plotkin B.K.
STABILITY OF INDUSTRIAL AND COMMERCIAL ACTIVITIES IN THE LOGISTICS MANAGEMENT: THEORY AND RECOMMENDATIONS
Abstract. The article presents the basic theory of the stability ofproduction and business activities of industrial and commercial enterprises. Substantiates the position according to which logistics management as
ГРНТИ 06.81.12 © Плоткин Б.К., 2015
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел. (812) 687-56-83.
Статья поступила в редакцию 17.12.2014 г.
Для ссылок: Плоткин Б.К. Устойчивость производственно-коммерческой деятельности в системе логистического менеджмента: основы теории и рекомендации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 68-78.
Плоткин Б.К.
69
a tool for competitiveness objective ensures the stability of production and commercial activities in the integrated market. Emphasizes that the system of logistics management determinants of sustainability are logistics concepts from the SCM to VMI, the imperatives of logistics, synergy, innovation activity, prevention of risks.
Keywords. Logistics systems, external negative perturbation logistics management, competitiveness, sustainability, balance, stability.
^ ^ ^
Предприятия как субъекты экономики по своей сущности представляют собой логистические системы, поскольку через них проходят всякого рода потоки - материальные (товарные), финансовые, информационные. Результативность производственно-коммерческой деятельности оценивается совокупностью показателей: выручка от реализации товаров и услуг, издержки, прибыль рентабельность, запасоемкость, фондоотдача и др. Указанные показатели должны соответствовать уровню необходимой эффективности, что достигается при условии конкурентоспособности данного предприятия. Деятельность логистического менеджмента направлена на обеспечение конкурентоспособного уровня всех составляющих производственно-коммерческой деятельности и, прежде всего, предприятий-товаропроизводителей.
Предприятия - производственные и торговые - находятся под воздействием влияния внешней среды, а поэтому логистический менеджмент должен постоянно преодолевать множество негативных внешних факторов. В связи с этим возникает проблема устойчивости предприятия к внешним возмущениям. Влияние внешней среды проявляется в деятельности рыночной и институциональной инфраструктуры, в состав которых входят: работа транспорта и качество оказания транспортных услуг; работа банков и банковское обслуживание предприятия; система налогообложения; таможенное администрирование; состояние и изменения валютного курса; характеристика спроса и предложения данной продукции на рынке; состояние конкурентной среды; законодательные акты и правовые нормы; требования органов надзора и инспекций; экологические требования и т.д.
В рассматриваемом аспекте к влиянию внешней среды следует также отнести и деятельность деловых партнеров - поставщиков и потребителей. С точки зрения логистики, деловые взаимосвязи партнеров проявляются в цепях поставок, а поэтому каждый участник такой цепи должен соблюдать договорные обязательства по поставкам продукции или оказанию услуг. Однако не исключены случаи нарушения таких обязательств, что приводит к негативным последствиям - вплоть до кризисных ситуаций предприятия-потребителя.
Важно отметить, что все перечисленные факторы внешней среды в той или иной мере потенциально содержат действия, нарушающий запланированный режим производственно-коммерческой деятельности данного предприятия. Кроме того, такие внешние возмущения являются причиной возможных рисков. Сущность и свойства производственно-коммерческой деятельности в условиях рынка потенциально предопределяют наличие риска.
Экономическая наука представляет риск как вероятное событие, в результате наступления которого могут произойти только отрицательные последствия. Иными словами, риск - это вероятность наступление определенного нежелательного события, влекущего утрату устойчивости. Следовательно, обеспечение устойчивости направлено также и на нейтрализацию предпринимательских рисков. Таким образом, обеспечение устойчивости производственно-коммерческой деятельности занимает ключевое положение в логистическом менеджменте, а поэтому требует специального рассмотрения с позиций общей теории систем.
Устойчивость есть способность системы преодолевать внешние негативные воздействия, сохраняя стабильность заданного режима функционирования. Логистическая система под воздействием рыночной конъюнктуры характеризуется весьма сложным поведением, но при этом основные параметры должны оставаться неизменными. Иными словами, показатели деятельности предприятия должны оставаться в допустимых пределах, несмотря на беспрерывные изменения внешней среды (рис. 1).
В случае отклонения параметров от установленных границ устойчивость предусматривает возвращение системы в первоначальное состояние в кратчайший срок в результате управляющих воздейст-
70
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
вий логистического менеджмента. По своему смыслу к понятию устойчивости примыкают такие понятия как стабильность, стационарность, равновесие.
В экономике распространенным случаем устойчивого состояния является равновесие, т.е. то состояние, в котором система остается длительное время, если отсутствуют возмущающие воздействия. Под возмущением понимается любое воздействие на систему, переводящее её из одного состояния в другое. Так, например, негативное проявление факторов внешней среды - от нарушения договорных обязательств и до неблагоприятной рыночной конъюнктуры - может вызвать кризисную ситуацию или даже предбанкротное состояние предприятия. Важно отметить, что в экономике, в частности, на микроэкономическом уровне равновесие есть баланс производства и имеющихся ресурсов.
С
t
Обозначения: F - негативные возмущения внешней среды; т - длительность периода ухудшения параметров производственно-коммерческой деятельности (на графике - общие и логистические издержки); R - управляющие воздействия логистического менеджмента, направленные на восстановление устойчивого состояния предприятии; А - длительность восстановления устойчивого состояния предприятия; А - момент восстановления устойчивости - стабильного состояния предприятия.
Рис. 1. Устойчивое состояние предприятия, возмущения внешней среды и восстановление стабильности
С точки зрения теории, система характеризуется своим поведением, которое именуется гомеостазом. Для понимания сущности устойчивости важно знать, что гомеостаз есть свойство системы сохранять в процессе своей деятельности существенные параметры в заданных пределах. Гомеостаз системы описывается в виде цели и средств её достижения. Любое предприятие - производственное или торговое - является логистической системой, а поэтому целью предприятия является максимизация выручки и прибыли от реализации на рынке результатов его деятельности.
В свою очередь существенные характеристики логистических систем определяют основное их качество, нарушение которого приводит к деструкции системы. Указанные характеристики обеспечивают равновесное состояние или равновесие системы. Равновесная система остается в таком состоянии сколь угодно долго, если отсутствуют возмущающие воздействия [2, с. 600]. Математически данное положение описывается следующим образом: в момент времени t состояние системы характеризуется совокупностью переменных: х 1 (t) , х 2 (t), ... х n (t).
Указанные переменные изменяются во времени согласно системе дифференциальных уравнений: dx'
-~ = f; (хъ х2, ... хп), х j(0) = с i, i = 1, 2, ... n. Равновесие системы определяется решением представленной системы дифференциальных уравнений: f; ( а1 , а 2, ... а п ) = 0, х; = а ;, i = 1, 2, ... n. На практике утрата устойчивости охватывает диапазон состояний от возникновения убытков и до банкротства предприятия.
Результаты внешнего возмущения на устойчивую систему могут быть различны: если система возвращается в состояние равновесия при любых возможных возмущениях, то равновесие абсолютно устойчиво; если система возвращается в состояние равновесия только при некоторых возмущениях, то такое равновесие является устойчивым относительно некоторой области; если после воздействия система сохраняет новое состояние - остается устойчивым в новом состоянии, то такая система безраз-
Плоткин Б.К.
71
лично устойчива. В других случаях система считается неустойчивой.
В логистике устойчивое поведение системы, как правило, является полезным и необходимым, поскольку обеспечивает достижение цели производственно-коммерческой деятельности согласно принятым значениям оценочных показателей. Для логистики принципиально важным является некоторые теоретические положения общей теории систем. Устойчивость относится ко всей системе и не может относиться какой-либо её части в отдельности. При соединении нескольких систем в одну систему возможны следующие ситуации: каждая соединяемая система, будучи устойчивой, в целом может образовать неустойчивую систему; несколько нестабильных систем при объединении могут образовать устойчивую систему.
Представленные теоретические положения имеют прямое отношение к формированию цепей поставок. В теории и практике логистики центральное место занимают цепи поставок. Именно в цепях поставок в полной мере реализуется основной постулат логистики: системный подход в логистической системе управления. Все определения логистики предусматривают, что управляемой системой являются материальные потоки. Однако понятие «материальный поток» является абстрактным - материальный поток есть интерпретация экономических отношений между субъектами интегрированного рынка. Поэтому материальный поток конкретизируется в виде цепи поставок. В такой цепи в качестве звеньев выступают конкретные предприятия - производственные и оптово-торговые. Завершается цепь розничноторговым звеном и соответственно, конечным потребителем. При этом следует иметь в виду, что цепь поставок по определению является системой.
Цепь поставок как система представляет собой множество взаимосвязанных элементов, функционирующих для достижения общей цели. Исходя из данного определения, следует: элементы системы -субъекты интегрированного рынка (производственные и торговые предприятия); взаимосвязи - товарно-денежные отношения; функционирование - производственно-коммерческая деятельность; общая цель - конечное потребление. Наличие общей цели объединяет разрозненные элементы в систему.
Логистическое товародвижение по своей экономической природе является оптовым, поскольку в качестве объектов такого движения выступают товары в форме средств производства - для производственного потребления или для дальнейшей реализации. В состав цепи поставок могут быть включены предприятия и организации логистической инфраструктуры: транспортные предприятия, транспортноэкспедиторские организации, страховые компании и др., которые также нуждаются в эффективном интерфейсе.
Цепь поставок как система обладает следующими основными свойствами: наличие общей цели для всех звеньев цепи; «выход» одного звена является «входом» для другого звена, что отражается в договоре поставки или оказания услуг; взаимодействие участников цепи поставок в форме трансакционной деятельности сторон; качество деятельности данного звена проявляется в деятельности последующего звена поставки; применение логистических концепций. Все перечисленные факторы обеспечивают интерфейс звеньев цепи поставок. Особо следует отметить роль логистических концепций.
В цепи поставок отсутствует оператор в виде определенной организационной структуры, стоящей над всеми звеньями цепи. В неформальном виде таким оператором является персонал логистического менеджмента каждого звена. Необходимым условием функционирования такого неформального оператора является использование персоналом в максимальной степени логистических концепций. Инструментом рассматриваемого виртуального оператора являются логистические концепции, а именно: SCM - «Управление цепями поставок»; MRP - «Система планирование потребностей в материалах»; JiT -«Система поставок «точно в срок»; DRP - «Планирование распределения»; ECR - «Эффективная реакция на запросы потребителей»; VMI - «Управление запасами поставщиком».
Все перечисленные концепции присущи всем участникам цепи поставок как производственным, так и торговым предприятия. Но при этом ключевую роль в достижении совместного и согласованного действия играет концепция SCM - в этой связи достаточно отметить её модуль «Управление взаимоотношениями с потребителями», поскольку каждое последующее звено цепи является потребителем продукции или услуг. Согласно теории логистики, концепция SCM есть «интегрированная логистика», вследствие чего данная концепция определяет единство действий всех участников цепи поставок [4, с. 7-17].
Таким образом, для достижения устойчивости определяющую роль играет способ соединения - интеграции - систем друг с другом. Таким способом и являются логистические концепции. Система нахо-
72
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
дится в равновесии тогда и только тогда, когда каждый элемент находится в равновесном состоянии -именно это имеет место в цепях поставок. Согласно SWOT-анализу, цепь поставок находится под негативным воздействием внешней среды, что может привести к нарушению взаимодействия и системности и как следствие - утрате устойчивости.
В целом цепь поставок находится в равновесном состоянии, тем самым - согласно экономической теории - функционирует в оптимальном режиме. Каждое предприятие должно осознавать, что оно является звеном цепи, а поэтому должно поддерживать общее равновесие. Сбои в работе хотя бы одного предприятия нарушают производственно-коммерческую деятельность всей цепи. В таком случае возможны следующие действия: восстановить устойчивость экономической деятельности предприятия, в том числе и за счет инновационных мероприятий; исключить данное предприятие из цепи и заменить его другим предприятием в качестве нового делового партнера.
Устойчивость и равновесие описывается моделью Л. Вальраса, согласно которой ная ц е н а Р0 устанавливается при равенстве спроса D и предложения S. Строгое доказательство равновесия содержится в теореме Эрроу-Дебре. Согласно теореме Эрроу-Дебре, рыночное равновесие - это векторы цен, векторы потребления, производственно-технологические векторы, которые оптимальны для каждого участника рынка при данных ценах, при этом имеет место равенство спроса и предложения. Иными словами, все участники рынка, в том числе товаропроизводители, приспосабливаются к существующим ценам. Следует также учитывать, что в условиях длительного рыночного равновесия возможны временные конъюнктурные изменения, которые вносят оперативные коррективы в стратегию логистического менеджмента.
Д
Длительность утраты устойчивости может быть выражена формулой: А = - , где А - активы, накопленные предприятием на начало периода неустойчивого состояния; С - затраты предприятия в период неустойчивого состояния в единицу времени. Устойчивое состояние предприятия, негативные возмущения внешней среды и восстановление стабильности иллюстрируются графиком (рис. 1). Важнейшие показатели производственно-коммерческой деятельности (С), а именно: выручка (валовый доход), общие издержки, прибыль, рентабельность, должны варьировать в установленных пределах: min < С < max. Указанные пределы представляют собой параметры эталона - идеальной модели, разрабатываемой в рамках бенчмаркинга. При принятии управленческих решений менеджмент должен ориентироваться на бенчмаркинг, который также является важнейшим фактором устойчивости производственно-коммерческой деятельности предприятия, поскольку определяется на строгой научной основе и анализе передовой практики конкурентов.
Накопленные активы могут рассматриваться как своеобразный «запас прочности» или резерв на случай утраты устойчивости. В рассматриваемый период (А) предприятие может функционировать в режиме строгой экономии и в течение указанного периода должны быть приняты меры для вывода предприятия из нежелательного состояния. Требование обеспечения устойчивости производственнокоммерческой деятельности предусматривает адекватное реагирование на возмущения внешней среды с помощью логистического менеджмента. Теория и практика выработали основные методы и действия, направленные на поддержание устойчивого состояния предприятий как логистических систем (табл. 1).
Представленные меры восстановления стабильного режима производственно-коммерческой деятельности далеко не исчерпывают оперативный и стратегический инструментарий логистического менеджмента. Можно утверждать, что принципы и методы логистики объективно обеспечивают устойчивое функционирование предприятий, поскольку в случае внешних возмущений возвращают их деятельность в требуемое состояние. Некоторые мероприятия восстановления устойчивости целесообразно выполнять в порядке аутсорсинга. Логистический менеджмент - наряду с применением концепций логистики - предусматривает выполнение императивов. Всё многообразие принципов и методов логистики можно свести к следующим императивам:
1. Тщательная проработка трансакционных операций - подготовка условий для заключения коммерческих сделок, имея в виду, что трансакционные издержки полезны и их увеличение покрывается сокращением общих издержек;
2. Оптимизация хозяйственных связей, в частности, оптимизация выбора поставщика по множеству критериев, определяющих условия и требования производственно-коммерческой деятельности данного субъекта предпринимательства;
Плоткин Б.К.
73
Таблица 1
Поддержание устойчивого состояния логистических систем_________________
Факторы внешней среды Возмущения стабильности Восстановление устойчивости
Транспорт - нарушение графика перевозки - порча или утрата груза - увеличение транспортных расходов - диспетчеризация - оптимизация маршрутов - оптимизация выбора перевозчика - страхование
Банки - замедление и ограничение в обслуживании - соблюдение правил и требований - своевременное оформление документов
Налогообложение - завышение платежей - обоснование налоговой базы
Таможня - задержки оформления - завышенные платежи - запреты - соблюдение таможенных правил - использование услуг таможенных брокеров
Валютный курс - невыгодный курс - мониторинг и прогноз курса - корректировка ВТД
Спрос и предложение - нарушение конъюнктуры рынка - маркетинг - адаптация деятельности
Конкуренция - усиление конкуренции - недобросовестная конкуренция - диверсификация - инновации - конкурентные преимущества
Право - противоречия - правовое обслуживание
Инспекции и надзор - излишние проверки и запреты - адаптация - соблюдение требований
Экология - ужесточение требований - доп. затраты - природоохранные мероприятия
Деловые партнеры - нарушение договорных обязательст, - оптимизация выбора партнеров - арбитраж
3. Нормирование расхода материальных ресурсов на конкурентоспособном уровне;
4. Точное определение потребности в материальных ресурсах на производственные нужды по нормам расхода на конкурентоспособном уровне;
5. Определение потребности в товарах для торговой деятельности на основе маркетинговых исследований платежеспособного спроса и емкости рынка;
6. Расчет денежных сумм на закупку материальных ресурсов с учетом цен «прицельного качества», скидок, наценок и транспортно-заготовительных расходов по каждой позиции потребляемых материальных ресурсов и товаров;
7. Соблюдение правила, согласно которому материальными ресурсами обеспечивается только конкурентоспособное производство;
8. Мониторинг организационно-технологического условий с целью оценки конкурентоспособного уровня производственно-коммерческой деятельности данного субъекта предпринимательства;
9. Синхронизация поставок и режима материалопотребления, т.е. поставки согласно концепции «точно в срок»;
10. Сопровождение поставок комплексом услуг, направленных на максимальную подготовку материальных ресурсов к производственному потреблению или реализации, в том числе и в порядке аутсорсинга;
11. Поддержание производственных запасов на минимальном уровне - не более 5% от годового объема производства;
12. Содержание товарных запасов как «горячего резерва» для удовлетворения требований покупателей с вероятностью, близкой к 1;
13. Применение метода АВС (оценка мобильности ассортимента) для управления запасами и поставками;
14. Оптимизация выбора перевозчика и других субъектов инфраструктуры;
74
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
15. Применение системы мультимодальных перевозок;
16. Рециклинг материальных ресурсов - сбор, заготовка, обработка и реализация вторичных материальных ресурсов (отходов производства и потребления) как товара.
В своей производственно-коммерческой деятельности предприятия должны руководствоваться императивами предпринимательской логистики как основы для полного освоения методов и технологий, обусловленных всей совокупностью логистических концепций. Логистическая система управления, т.е. логистический менеджмент, объективно порождает синергетический эффект. При этом следует иметь в виду, что синергетический эффект достигается тогда, когда все звенья цепи поставок в своей производственно-коммерческой деятельности используют логистические концепции. Указанные концепции определяют совместное действие всех звеньев цепи. В связи с этим правомерно считать синергетику как положительное проявление эмерджентности большой системы, каковой является цепь поставок при логистическом менеджменте. Данное обстоятельство определяет то положение, согласно которому синергетика является весьма существенным фактором обеспечения устойчивости производственнокоммерческой деятельности каждого звена цепи поставок.
В случае полной утраты устойчивости вследствие банкротства предприятия принимаются радикальные меры в виде внешнего антикризисного управления. Такое управление предусматривает проведение комплекса инновационных мероприятий: выработка новой политики предприятия - товарной (ассортиментной), технической, кадровой, информационной - вплоть до изменения организационнопроизводственной структуры предприятия. Примером полной утраты устойчивости может служить туристическая деятельность в 2014 году. Банкротства туристических операторов стали массовым явлением. В таких случаях предпринимаются экстраординарные меры. Так, для ликвидации последствий банкротств туроператоров была создана специальная структура - ассоциация «Турпомощь», которая приняла на себя всю работу по возвращению на родину зарубежных туристов - клиентов обанкротившихся туристических фирм.
В связи с этим следует отметить роль системы страхования рисков, обусловленных утратой устойчивости производственно-коммерческой деятельности субъектов интегрированного рынка. Для мониторинга стабильности используются показатели, которые отражают деятельность предприятия как логистической системы, характеризуя «вход», «выход», внутреннее состояние системы, её эффективность. Все логистические показатели - от общеэкономических и до специфически логистистических - объективно являются сбалансированными в условиях устойчивого функционирования.
Кроме того, оценка устойчивости определяется с помощью совокупности специальных коэффициентов бухгалтерского баланса. В связи с этим следует обратить внимание на показатель возможного банкротства:
В = 1,2^ + 1,4^ + 0,6^ + 3,3^g + 1,0^£ ,
где АА - абсолютные активы; ОА - оборотные активы; НП - нераспределенная прибыль; СА - рыночная стоимость обычных и привилегированных акций; ДО - доход от основной деятельности; ДПр -доход от продаж.
Вероятность банкротства оценивается по следующей шкале значений параметра В: до 1,8 - очень высокая, 1,81 - 2,70 - высокая, 2,71 - 3,0 - возможная, более 3 - очень низкая. Показатели бухгалтерского учета являются индикаторами, но при этом устойчивость определяется непосредственно оперативнохозяйственной деятельностью предприятия. Как показывает практика, в большинстве случаев потеря устойчивости происходит вследствие утраты конкурентоспособности. Необходимым условием конкурентоспособности предприятия является требование соответствия его организационно-технологических условий мировым стандартам (таблица 2). В значительной мере устойчивость предприятий определяется экономической политикой государства, которая должна быть направлена на создание и поддержание благоприятного предпринимательского климата. В интересах предприятий макроэкономические мероприятия включают: налоговый режим; минимум бюрократических барьеров; стабильность правового регулирования; соблюдение требований антимонопольного законодательства; тарифная политика государственных монополий и др.
Мероприятия логистического менеджмента, направленные на обеспечение устойчивого функционирования предприятия, достигнут своей цели только с учетом человеческого фактора, т.е. при необходимом уровне профессионализма и квалификации управленческого персонала (рис. 2).
Плоткин Б.К.
75
Таблица 2
Состав организационно-технологических условий для мониторинга конкурентоспособности
Составляющие орг.-техн. условий Содержание
Персонал Квалификация и профессионализм должен соответствовать современным требованиям и перспективе, иметь «запас» знаний
Управление Современный менеджмент на основе маркетинга и логистических концепций SCM, MRP, JIT, DRP, ECR и др.
Производственная структура Соответствует внутрипроизводственной логистике - минимум производственных звеньев
Инфраструктура Минимум обеспечивающих и обслуживающих служб (в основном только для «первой линии»)
Аутсорсинг Максимальное использование услуг специализированных фирм для выполнения инфраструктурных работ, в том числе соблюдая принцип: «логистику - в аутсорсинг»
Обслуживание потребителей Высокий уровень обслуживания потребителей согласно требованию концепций JIT, ECR, VMI, в том числе выполняя операции «активного снабжения»
Инновации Постоянная инновационная активность на основе мониторинга жизненных циклов товаров и услуг, организации и технологии.
Технология Технологические процессы и операции изготовления продукции и оказания услуг соответствуют мировым стандартам ISO
Оборудование Основное технологическое и вспомогательное оборудование должно соответствовать современному уровню научно-технического прогресса
Рис. 2. Факторы устойчивого функционирования предприятия
В современной экономике первостепенное значение приобретает такой ресурс как знание. Знание воплощает в себе духовный и интеллектуальный потенциал менеджеров и специалистов. Со своей стороны, знание проявляется в следующих личностных характеристиках управленческого персонала: профессионализм; компетентность; квалификация; научные знания по своей трудовой деятельности; навы-
76
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
ки и умения; восприимчивость нового и инновационная активность; умение работать с людьми и в команде; креативность: способность вырабатывать нестандартные идеи и подходы в решении оперативных и стратегических проблем производственно-коммерческой деятельности своего предприятия.
Важно отметить, что такие качества специалиста как коммуникабельность, общительность, мобильность и т.п., с позиций рассматриваемой концепции, носят второстепенный характер, ибо не могут и не должны заменять собой все то, что определяется профессионализмом. Те предприятия (фирмы), которые делают ставку на указанные качества, как правило, имеют неудовлетворительный менеджмент. Наоборот, современный специалист-менеджер должен обладать аналитическим складом ума, усидчивостью. В связи с этим, известно выражение: «экономика предприятия делается за письменным столом», что подтверждается практикой успешных предприятий (фирм).
Проведенные исследования показали, что утрата устойчивости до предбанкротного уровня, да и само банкротство, в большинстве случаев происходят по вине персонала, вследствие его недостаточного профессионализма и других выше отмеченных свойств. Особенно такое положение характерно для малого и отчасти среднего предпринимательства. В крупном предпринимательстве дела обстоят гораздо лучше: на крупных предприятиях, в частности, производственных, функционируют достаточно развитые кадровые службы. В обязанности таких служб входят: подбор кадров необходимых специальностей и квалификации; проведение предварительного собеседования (интервью) и установление испытательного срока; оценка качества выполнения своих обязанностей согласно требованиям квалификационных характеристик и должностных инструкций; регулярное повышение квалификации и изучение передового опыта; аттестация и переаттестация персонала. Кроме того, на крупных предприятиях за счет относительно большой численности управленческого персонала в необходимых случаях происходит взаимная подстраховка принимаемых решений, например, с помощью «мозгового штурма».
Изложенные положения носят общетеоретический характер и тем самым создают научный фундамент для формирования концепции устойчивости производственно-коммерческой деятельности. Следует иметь в виду, что устойчивость как основное требование менеджмента конкретизируется в зависимости от специализации предприятий - производственных, торговых и сферы обслуживания и от величины предпринимательства - крупного, среднего и малого.
Прежде всего, величина предпринимательства определяет длительность восстановления А устойчивого - стабильного состояния предприятия (см. рис. 1). Минимальная длительность восстановления имеет место для малого предпринимательства - такое восстановление предусматривает изменение ассортимента производимой или реализуемой продукции и, как правило, связано с появлением нового собственника. Для крупного предпринимательства восстановление устойчивости требует проведения серьезных инновационных мероприятий со значительными инвестиционными вложениями. Такие мероприятия включают приобретение нового или модернизированного оборудования, его монтаж, освоение, обучение персонала и многое другое - и на все это требуется немалое время. Промежуточное положение по рассматриваемой длительности занимает среднее предпринимательство. Соответственно, выстраивается последовательность для малого , среднего и крупного масштабов предпринимательства: Ам < Ас<< Ак.
С точки зрения логистики, устойчивость может рассматриваться как своеобразная инерционность -инерция, т.е. способность предприятия сохранять свое движение по заданной траектории, пока на него не подействует внешняя сила. Естественно, что крупное предприятие в силу указанной инерционности будет обладать высокой устойчивостью и продолжительной стабильностью. Устойчивость динамично развивающегося предприятия характеризуется оптимальной траекторией. Такая траектория есть множество процессов, обеспечивающих максимальное отношение ценности выпуска - производимой продукции к ценности затрат при неизменных ценах [2, с. 229].
Оценка устойчивости производственно-коммерческой деятельности может быть оценена экспертным путем по 100-балльной шкале (табл. 3).
Представленные оценки характеризуют устойчивость предприятий при надлежащем выполнении всех процедур, предусмотренных логистическим менеджментом. Особое внимание следует уделять мониторингу внешней среды и позициям жизненного цикла всех составляющих производственнокоммерческой деятельности, определяющих конкурентоспособность предприятия (см. табл. 2). Разработка инновационных мероприятий должна осуществляться заблаговременно: ориентировочно в середине действующего этапа зрелости с расчетом внедрения данной инновации к моменту этапа спада
Плоткин Б.К.
77
действующего жизненного цикла. Для обеспечения своей устойчивости на интегрированном рынке предприятия должны шире использовать аутсорсинг, т.е. привлекать консалтинговые, аудиторские, венчурные фирмы, а в необходимых случаях - научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации.
Таблица 3
Устойчивость, равновесие и стабильность производственно-коммерческой деятельности
-— Величина предпринимательства Предприятия "" — __ Крупное Среднее Малое
Производственные 90 - 100 60 - 80 50 - 30
Торговые 75 - 90 50 - 70 15 - 30
Сферы обслуживания - 20 - 40 10 - 20
Таким образом, конкурентоспособность и устойчивость находятся друг с другом в однозначном соответствии: есть конкурентоспособность - есть устойчивость и стабильность. Для выполнения данного условия необходимо в логистическом менеджменте поступать строго по науке - следовать теоретическим положениям логистической системы управления. В обобщенном виде устойчивость предприятия может быть выражена в векторной форме - в виде векторов, характеризующих предприятие как логистическую систему: X = f (U, V, F, t) = const, т.е. изменение векторов U («вход»), V («выход») и F (влияние внешней среды) не должно влиять на величину компонентов вектора Х - внутренние состояние предприятия. Иными словами вектором Х описывается устойчивое состояние предприятия - производственного или торгового.
Вероятность утраты устойчивости зависит также от рыночной среды, в которой осуществляет свою деятельность данное предприятие: речь идет о розничном рынке - рынке предметов потребления и о рынках средств производства, связанных с данным потребительским рынком. Наибольшее влияние конъюнктуры рынка, в частности, спроса, испытывают предприятия, непосредственно работающие на потребительский рынок, отсюда следует максимальная вероятность утраты устойчивости. Прочие предприятия цепи имеют резерв времени и ресурсов для реорганизации своей деятельности за счет инновационных мероприятий. Таким образом, просматриваются следующие зависимости:
F(1)> F(2) > .. ,>F(i) > .. ,>F(n), при этом F(1) = max и F(n) = min,
P(1) > P(2) > ... >P(i) > ... >P(n), при этом P(1) = max и P(n) = min.
Лаг устойчивости: L = F(i) - F(i-1) характеризует величину резервов для внедрения инновационных мероприятий (рис. 3).
Рис. 3. График изменения воздействия и вероятности утраты устойчивости
Для достижения высокой и стабильной устойчивости все предприятия цепи поставок должны отслеживать состояние того рынка, для которого - прямо или опосредовано - они производят свою продукцию. Полученная таким способом маркетинговая информация необходима для внедрения инновационных мероприятий. И в заключение - по Кейнсу [1]: «Экономика - система, сохраняющая свою жизнеспособность на основе функциональной взаимосвязанности отдельных её элементов, т.е. система долж-
78
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
на поддерживаться в состоянии устойчивого равновесия». А поэтому обеспечение устойчивого состояния и есть задача повседневной деятельности логистического менеджмента каждого предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. КейнсДж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. 494 с.
2. Математика и кибернетика в экономике. Словарь-справочник. М.: «Экономика», 1975. 700 с.
3. МоришимаМ. Равновесие, устойчивость, рост. М.: «Наука», 1972. 380 с.
4. Плоткин Б.К., Гогин Д.Ю. Предпринимательский функционал логистики. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. 325 с.