Научная статья на тему 'Оценка и прогнозирование развития инновационного потенциала в регионе: методология, инструментарий'

Оценка и прогнозирование развития инновационного потенциала в регионе: методология, инструментарий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка и прогнозирование развития инновационного потенциала в регионе: методология, инструментарий»

Считаем, что привлечение в Ростовскую область инвестиций становится возможным при создании следующих организационных условий:

- наличия особых законодательных актов как федерального, так и регионального уровней;

- содержательной стратегии экономического развития, разработанной местной администрацией при поддержке основных политических партий и населения;

- наличия программ по развитию финансового рынка и менеджмента, приватизации и т.д.;

- развития экспорта;

- четкой политики поддержки бизнеса;

- утверждения профессиональных и открытых взаимоотношений с деловыми кругами.

Реализация этих мер, с нашей точки зрения, может способствовать повышению инвестиционной привлекательности не только в машиностроительном комплексе страны, но и в других отраслях экономики и народного хозяйства в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Россия в цифрах. 2005. Крат. стат. сб. / Росстат.- М., 2005. -С. 198.

Л.Г.Матвеева

ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕГИОНЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Усиление региональных парадигм и подходов в экономической науке последних лет определяет методологически акцентированный интерес теоретиков-регионоведов к исследованию базовых основ, формирующих воспроизводственный режим каждой территориально-локализованной экономической системы, к числу которых относится формирование выверенной с учетом макро- и мезоэко-номических детерминант региональной инновационной политики. В этой связи безусловный приоритет в решении обозначенной проблемы приобретает мезоуро-вень, а сама возможность наращивания стабилизационных тенденций экономического развития страны все больше связывается со значительным усилением инновационной активности не столько в традиционно отраслевом, сколько в региональном аспекте. Практика последних лет показала, что существующие подходы к обеспечению жизнедеятельности и конкурентоспособности регионов, основанные на получении дотаций из федерального бюджета, использовании природных ресурсов и имеющегося промышленного потенциала, уже не могут обеспечить комплексного развития территорий и повышения качества жизни населения. В современных условиях данные проблемы могут быть решены только путем использования инновационных механизмов территориального развития.

При выборе направлений инновационной политики региона, нацеленных на создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления с предприятиями и организациями инновационной сферы, важной проблемой является учет стратегии экономического развития в системе воспроизводственных отношений на мезоуровне. Данный аспект проблемы актуализирует рассмотрение региона как воспроизводственной системы, что означает признание факта возобновления всех сторон и сфер региональной целостности в ходе их системного взаимодействия, в том числе и инновационной сферы. При этом следует заметить, что специфика формирования инновационного потенциала конкретного региона (как и страны в целом) состоит в том, что наука и производ-

ство противостоят друг другу в виде накопленных потенциалов, то есть всего потенциала экономически активной сферы науки и имеющегося потенциала производства.

Данное противоречие объясняется тем фактом, что материальное производство - внешняя среда для инновационной сферы. Производственный потенциал экономических субъектов (предприятия, отрасли, региона, национальной экономики) определяет максимально возможный выпуск продукции при эффективном использовании факторов производства. Последние имеют определенные количественные ограничения, связанные с достигнутыми уровнями техники и технологии, организации производства, квалификации кадров и др. Инновации же являются резервом экономического развития, позволяют обеспечить реализацию неиспользованных ранее возможностей роста производства, улучшения показателей его эффективности, расширения способности производства адекватно соответствовать общественным потребностям. Тем не менее, в хозяйственной практике наблюдается неполнота использования ресурсов, возможностей потребления и производства в связи с тем, что производственная сфера не в состоянии переработать весь объем находящихся в ее распоряжении ресурсов, в том числе продуктов, поступивших из инновационной сферы, которая, в свою очередь, в неполной мере осваивает накопленные в науке научно-технические новшества.

Рассмотрение инновационного потенциала региона в качестве составной части социально-экономического потенциала экономики мезоуровня, его целевой подсистемы, выполняющей специфические функции, предопределяет необходимость его оценки и прогнозирования как объекта регионального управления, что детерминирует использование ресурсно-нормативного подхода, заключающегося в анализе и планировании развития объекта (инновационного потенциала региона) от определяющих целей и показателей суперсистемы (региона и его совокупного потенциала).

Инновационный потенциал в любом регионе независимо от масштабов имеет, как правило, задачи выходящие за рамки территориальных или ведомственных проблем, вследствие чего он должен иметь государственные целевые ориентиры и, соответственно, преобладающую государственную поддержку. Следовательно, региональные приоритеты инновационной деятельности, с одной стороны, должны вписываться в общегосударственные приоритеты, то есть являться их составляющими, а с другой стороны, они должны быть сформированы исходя из геополитического положения региона, специфики его природно-климатических условий, культурных и иных особенностей. Именно геополитический фактор региона предопределяет и направленность инновационной деятельности в регионе, и ориентацию в кооперированных связях, и профиль отдельных видов инновационных проектов, учитывая, что особое внимание региональных органов власти должно быть сосредоточено на нуждах регионального развития, а именно на интенсификации регионального общественного производства.

Несовершенство методологического и методического инструментария для определения инновационного потенциала региона в разрезе его отраслей и конкретных предприятий является сдерживающим фактором в прикладных экономических исследованиях, часто ведет к некорректным прогнозным оценкам, способствует принятию неэффективных управленческих решений как на уровне отдельных организаций, так и на мезоуровне. Существующие показатели и методы оценки инновационного потенциала в значительной степени ориентированы на сложившуюся практику государственной системы статистического учета его составляющих. Сложившиеся реалии требуют их развития в направлении оценки качественных особенностей формирования и использования инновационного потенциала и его составляющих (табл.1).

Таблица 1

Функционально-иерархическая структура инновационного потенциала региона

Классификационные признаки структуры инновационного потенциала Элементы классификационной группы

1. Функциональная структура Кадры Материально- техническое оснащение Информационное обеспечение Организа- ционная составля- ющая Финансы (в том числе инвестиции)

2. Отраслевая структура Отрасли региона

3. Уровневая структура Регион Отрасль Отдельные предпринимательские бизнес-структуры:

Малый Средний Крупный бизнес бизнес бизнес

4. По источникам формирования Собственный Привлеченный

5. По отношению к объекту измерения Внешний Внутренний

Оценка накопленного на территории региона инновационного потенциала

Выявление сложившихся пропорций в региональном инновационном потенциале

Определение тенденций развития инновационного потенциала по основным направлениям его использования в регионе

Оценка уровня использования инновационного потенциала в целом по региону и по всем элементам его функционально-иерархической структуры

Рис. 1. Методика оценки инновационного потенциала региона Возможность развития методологии оценки инновационного потенциала региона через оценку каждой составляющей его функционально-иерархической структуры во многом предопределяется тем подходом, который будет положен в основу подобной оценки, в свою очередь обусловливающим содержательную характеристику понятия «инновационный потенциал», понимаемого в данном исследовательском контексте как способность определенным образом организованных ресурсов, используемых в конкретных социально - экономических формах для

производства инновационной продукции и максимально полного удовлетворения общественных потребностей.

Разработка механизма, позволяющего комплексно планировать развитие региона через управление его инновационным потенциалом - это системная задача, решение которой должно быть направлено на органический учет всех аспектов функционально-иерархической структуры инновационного потенциала в регионе. Первый этап данного механизма - это разработка методики оценки состояния и использования инновационного потенциала в регионе (рис. 1).

Для оценки инновационного потенциала региона можно использовать балансовую модель, в которой необходимо представить стоимостную оценку «потоков» потенциала (табл.2).

Т аблица 2

Оценка межотраслевых соотношений инновационного потенциала региона

Составляющие инновационного потенциала региона Отрасли региона

Промыш- ленность Связь Сельское хозяйство И т.д.

Кадровая Сії С12 С13 С1п n X Си J = 1

Материально- техническая С21 С22 С23 C2N n X С 2 ] J = 1

Информационная С31 С32 С33 Сзп n X С 3 ] J =1

Организационная С41 С42 С43 С4п n I С 4] J=1

Финансовая (в т.ч. инвестиционная) С51 С52 С53 С5п n ЪС 5 ] J=1

Совокупный инновационный потенциал X Сп i= 1 X Сі 2 і=1 X С 3 і=1 X С- in і=1 5 n X X С] і=1 J=1

Для определения сложившихся пропорций между собственным и привлеченным в регион потенциалом- данные табл.3.

По данным этой матрицы можно рассчитать совокупные объемы инновационного потенциала по каждой отрасли региона в целом, по группе наиболее приоритетных и ведущих для территории отраслей, что позволяет выявлять профилирующие направления деятельности в регионе и отрасли, работающие главным образом для удовлетворения собственных внутренних потребностей региона. Кроме того, по ней можно определить отрасли, недостаточно обеспеченные собственным инновационным потенциалом, а также те, в которых сосредоточен излишний потенциал (имеющие излишнюю инновационную емкость) по сравнению со значимостью их деятельности в общем объеме регионального производства. Данная модель, отражающая взаимосвязи элементов инновационного потенциала в регионе, послужила основой разработки достаточно универсального коэффициента ин-

с к Г' к

новационной емкости территории - и к _ с ч , где С . - стоимостная оценка

а і]

1 Ya

«потока» потенциала 1-й составляющей в ]-ю отрасль на к-м направлении использования; у. - величина полезного эффекта в ] -й отрасли.

Т аблица 3

Оценка инновационного потенциала региона (в отраслевой структуре) по направлениям использования и источникам формирования

Отрасли региона Направления использования и источники формирования

Собственный инновационный потенциал Привлеченный инновационный потенциал

для нужд региона направлен ный вовне

1 ■ Промышленность С11 С12 С13 п М С] J = 1

2. Связь С21 С22 С23 п М С 2 ] J = 1

3. Сельское хозяйство С31 С32 3 3 С3 С

4. Транспорт С41 С42 3 4 С4 п М С 4] J = 1

5. Строительство С51 С52 С53 п м с 5 ] J=1

и т.д. СШ1 СШ2 Сщ3 п М Ст J=1

Совокупный инновационный потенциал ±СЛ 1 =1 М сп 1 =1 о" т п М М С] /=1 J=1

Совокупный инновационный потенциал региона представляет собой сумму накопленного на данной территории и привлекаемого извне потенциала:

ИП сов (*) = ИП соб (*) + ИП пр (*) > где ИПсов (*)- совокупный инновационный потенциал региона; ИПсоб (*)- собственный региональный инновационный потенциал; ИПпр (*) - привлекаемый в регион инновационный потенциал. Собственный потенциал делится на внутреннюю (ИПн (*)) и внеш-

нюю( Штеш (0 )составляющие: ИП ^б (*) = ИП вн (* ) + ИП теш (*) ■

Пропорции в совокупном объеме потенциала определяются многими причинами. Прежде всего, значимостью не только региона в целом в народном хозяйстве страны, но и каждой из образующих его отраслей, то есть планирование наиболее рациональных пропорций в совокупном объеме инновационного потенциала региона можно только дифференцированно по отраслям. С учетом этого в рамках отдельной отрасли необходимо сначала определить среднеотраслевой норматив

с ИПс] (*)

затрат на инновации в валовом или чистом доходе по формуле А] = ^с ( ) ,

j = 1,п,

где Аj - норматив инновационной емкости отрасли у; ИПС] (*) - инновационный потенциал отрасли у; ¥]с (*) - валовой продукт или чистый доход отрасли у; п -число отраслей, пересекающихся на территории данного региона.

В связи с тем, что любая отрасль функционирует в рамках конкретных регионов, необходимо на следующем этапе сравнить этот среднеотраслевой норматив с

,р ИПРсое ] () АР

фактически сложившимся в регионе: А =----------------, где А] - коэф-

] У]р (*) 7

фициент прямой инновационной емкости в отрасли; ИПРсов. ] (*) - объем совокупного инновационного потенциала у-й отрасли в регионе; У]Р (*) - объем производства у-й отрасли в регионе.

Этот норматив позволит определить такие соотношения объемов инновационного потенциала и производства, которые необходимы для наиболее эффективного и пропорционального развития отрасли. Сравнение данного норматива со средне, ч Ар Ас Ар Ас

отраслевым может дать три следующих варианта: 1) А/ > А/ ; 2) А/ = А/ ;

3) А/ < А/.

В первом случае, при котором инновационная емкость у-ой отрасли региона превышает среднеотраслевой норматив, означает, что региональный инновационный потенциал рассматриваемой отрасли в большей степени работает вне региона. Данная ситуация характеризует то обстоятельство, что расположенные на территории региона инновационные бизнес-структуры конкретной отрасли обладают значительно большим потенциалом, чем требуется для устойчивого развития и достижения прогнозного уровня производства предприятий данной отрасли, расположенных в регионе. Следовательно, объем инновационного потенциала в

большей степени зависит от общего размера производства отрасли (У] (*) ), чем от

его региональной доли (У]Р (*) ).

Кроме того, при анализе первого соотношения необходимо учитывать, что большая значимость регионального инновационного потенциала для общенационального хозяйства может означать как наличие избыточного для региона инновационного потенциала этой отрасли, так и наоборот - постоянную потребность во внешнем потенциале, поскольку собственный, хоть и достаточно мощный, не обладает необходимой специализацией в этой области. В связи с этим необходимо, во-первых, спрогнозировать совокупный объем инновационного потенциала, который будет нужен отрасли региона в году ^ во-вторых, его объем должен быть рассчитан под региональный размер производства и ту долю общегосударственного, которая обслуживается инновационным потенциалом региона; в третьих, определив таким образом объем совокупного инновационного потенциала региона, его нужно наиболее эффективным способом распределить на собственную и привлекаемую части. Для этих целей можно использовать следующую спецификацию

модели: ИПсж (*) = А/ (*)[У]Р (*) + к(*)(У] (*) - У/ (*))],

где ИПсов (*) - полный, совокупный инновационный потенциал у-й отрасли региона в году г; У/ (*) - общий объем производствау-й отрасли в году г; У /р (*) -часть общего объема производства у-й отрасли в году г , производимого в данном регионе; к (*) - коэффициент, показывающий долю «внерегионального» объема производства отрасли у, обслуживаемую инновационным потенциалом, расположенным на территории данного региона; А р]- (* ) - рассчитываемый в рамках

данной модели показатель прямой инновационной емкости отрасли у в регионе в году г.

При этом коэффициент к (*) , определяющий тот объем внешнего производства отрасли у, который требует использования регионального инновационного потенциала, формирует пропорцию между внутренней и внешней составляющими регионального потенциала: внешняя доля совокупного инновационного потенциала региона ( ИПвнеш ) должна иметь долю от общего потенциала (ИП^в), пропорциональную к (*) , но откорректированную на коэффициент превышения общего объема производства (У/ ) над региональным (У// ):

ип »1(*), ^(^) = к(*). т(*), т( *) - коэффициент превышения

ИП (*)

сов V '

общероссийского объема производства над региональным. Исходя из требования пропорционального развития отрасли, наиболее рациональной и эффективной может считаться ситуация, когда показатель региональной инновационной емкости

находится на уровне среднеотраслевого: А] (*) = А] (*) . В данном случае расчет

прогнозируемого изменения совокупного изменения объема регионального инновационного потенциала можно вести по следующей формуле:

ИПсоб ] (*) = /(У/ (*)), ИПпр (*) = /(У]Р (*)) ,

ИПсов (*) = /(У/ (*)) = АрУ/ (*) » А] • У]р (*). В случае А] < А^ , когда существует постоянная потребность во внешнем потенциале, прогноз регионального инновационного потенциала необходимо рассчитывать исходя из среднеотраслевой инновационной емкости ( А] ): ИПРсов ] (*) = А] (*) • У/ (*) .

Т аблица 4

Расширенная матрица прогнозирования инновационного потенциала региона

Составляющие инновационного потенциала региона Отрасли Объемы инновационного потенциала

1 2 п

Кадровая ЛцС1) A12(t) Ащ№ ИПI(t)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материально-техническая А21(0 A22(t) A2n(t) ИПп(t)

Информационная Aзl(t) А32© Aзn(t) ИПш(t)

Организационная A4l(t) A42(t) A4n(t) ИП1У (t)

Финансовая (в т.ч. инвестиционная) A5l(t) А520-) Азп№ ИПу (t)

Объемы инновационного потенциала ИПI(t) ИПII(t) ИПп© ИЦ0)

Фактическое же соотношение регионального инновационного потенциала и производственного потенциала территории требуют использования в расчетах эмпирически сложившейся в этой отрасли (в рамках конкретного региона) инновационной емкости. Тогда прогнозируемый объем совокупного потенциала у-й отрасли региона можно определить по формуле:

ИП1

, (г) = А р (г) • ур (г);

где Ар ^) - рассчитываемый в рамках данной модели показатель прямой инновационной емкости отрасли у в регионе в году г■

В соответствии с вышеописанной методологией прогнозирования общего объема инновационного потенциала региона по планируемым региональным объемам производства составляется матричная модель нормативных соотношений в оценке инновационного потенциала по его отдельным составляющим - ||А(:)||, которая в качестве окаймляющих имеет прогнозируемые объемы инновационного потенциала по всем срезам его использования в регионе, а внутренних - межотраслевые «потоки» элементов регионального потенциала, рассчитанные путем экстраполяции нормативных соотношений его оценки Ащ (табл.4).

В каждой из строк матрицы ||А®|| содержится распределение каждой составляющей и совокупного потенциала региона по всем его отраслям.

Используя данную методологию и реализующий ее инструментарий, можно прогнозировать пропорции по всем классификационным составляющим сложной функционально - иерархической структуры инновационного потенциала региона.

В.А. Романович СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Радикальные изменения в действующей системе местного самоуправления России, проводимые в ходе реформы местного самоуправления на протяжении последних лет, были вызваны объективными потребностями, соответствующими запросам общества и государства. Местное самоуправление требовало крупномасштабной перестройки его организационно-территориальной структуры. На несовершенство структуры местного самоуправления накладывалась хроническая недостаточность ресурсов для полноценного и сбалансированного развития муниципальных образований. Сопоставление собственных и делегированных полномочий органов местного самоуправления с объемом располагаемых ими доходов местных бюджетов показывало заметные муниципальные диспропорции. В связи с этим, в ходе реформ предполагалось четко очертить круг вопросов, за которые должен отвечать каждый уровень власти, и наделить его доходными источниками, необходимыми для их качественного решения, поскольку организация местного самоуправления не должна рассматриваться отдельно от экономических основ его функционирования.

Федеральным законом № 131-Ф3 от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) было предусмотрено формирование двухуровневой структуры территориальной организации местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации, что позволяло устранить существующее разнообразие форм территориальной организации муниципальных образований.

Замена на территории современной Российской Федерации советской системы местных органов государственной власти системой органов местного самоуправления сопровождалась существенным сокращением общего числа объектов на местном (низовом) уровне территориального управления. До 1993 г. в Российской Федерации функционировало 29 445 органов государственной власти, а в 1998 г. по данным Центризбиркома РФ насчитывалось 13 669 созданных органов местного самоуправления и, соответственно, муниципальных образований. На тот момент федеральная статистика выделяла семь типов муниципальных образований: в 1998 г. это были города (областные центры); районы в городе; районы; города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.