педагогические науки
Шинкарёва Ольга Владимировна, Майорова Елена Александровна ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ...
УДК 378
ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
© 2018
Шинкарёва Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Российский государственный социальный университет (129226, Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр.1, e-mail: shinkareva_ol@mail.ru) Майорова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Торговая политика» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: mayorova.ea@rea.ru)
Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена тем, высокий эмоциональный интеллект благоприятно влияет на социально-психологическую адаптацию личности и способствует эффективной профессиональной деятельности. Цель исследования заключается в оценке эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений и его отдельных параметров. Авторы использовали методику Н. Холла, в соответствии с которой респондентам предлагаются тридцать утверждений, характеризующих пять параметров эмоционального интеллекта: эмоциональную осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивацию, эмпатию и управление эмоциями других людей. В опросе приняли участие 107 студентов, обучающихся по программам бакалавриата в Российском государственном социальном университете и Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова. Результаты показали, что большая часть студентов имеет низкий уровень эмоционального интеллекта, в то время как высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают только 5,6% респондентов. Наиболее проблемным параметром эмоционального интеллекта студентов оказалось управление своими эмоциями. Наиболее позитивные результаты характерны для эмоциональной осведомленности, низкий, средний и высокий уровень которой имеет примерно одинаковое количество опрошенных. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, а также позволяют обосновать необходимость совершенствования образовательного процесса с учетом эмоционального развития студентов.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, оценка эмоционального интеллекта, эмоция, управление эмоциями, эмоциональная осведомленность, эмпатия, мотивация, студенты, обучение, образование, высшее образование, высшее учебное заведение.
ESTIMATION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2018
Shinkareva Olga Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of «Finance and credit» Russian State Social University (129226, Russia, Moscow, Vilgelma Pika str., 4/1, e-mail: shinkareva_ol@mail.ru) Mayorova Elena Aleksandrovna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of «Trade policy» Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyannyper., 36, e-mail: mayorova.ea@rea.ru)
Abstract. The relevance of the topic of the article is conditioned by the fact that high emotional intelligence favorably influences the socio-psychological adaptation of the individual and promotes effective professional activity. The purpose of the study is to assess the emotional intelligence of students in higher education institutions and its individual parameters. The authors used the method of N. Hall, according to which respondents are offered thirty statements that characterize five parameters of emotional intelligence: emotional awareness, managing their emotions, self-motivation, empathy and managing the emotions of other people. We asked 107 students enrolled in the bachelor's degree program at Russian State Social University and Plekhanov Russian University of Economics. The results showed that the majority of students have a low level of emotional intelligence, while only 5.6% of respondents have a high level of emotional intelligence. The most problematic parameter of the students' emotional intelligence was the management of their emotions. The most positive results are characteristic of emotional awareness, the low, medium and high level of which is shown by approximately the same number of respondents. The obtained results can be used in further scientific researches, and also allow to substantiate the need to improve the educational process taking into account the emotional development of students.
Keywords: emotional intelligence, emotional intelligence assessment, emotion, emotion management, emotional awareness, empathy, motivation, students, education, learning, higher education, higher education institution.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время признано, что высокий эмоциональный интеллект благоприятно влияет на социально-психологическую адаптацию личности и способствует эффективной профессиональной деятельности. В частности, существенное значение эмоциональный интеллект имеет для деятельности руководителей, что обусловлено их высоким эмоциональным напряжением, связанным с большой ответственностью, многочисленными межличностными отношениями, необходимостью принятия большого количества управленческих решений в условиях быстроменяющейся среды [1]. Таким образом, практическое значение эмоционального интеллекта актуализирует соответствующие научные исследования, в том числе с целью его оценки и выявления путей повышения.
Анализ последних исследований и публикаций. Эмоциональный интеллект является для науки относительно новым и малоизученным понятием. Введению в научный оборот и популяризации этого термина способствовали зарубежные ученые Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Гоулман и др. В последние годы эмоциональный интеллект являлся объектом исследований таких российских авторов, как А.Т. Ларина [2], Е.М. Павлова [3], Н.В. Офчинникова [4], Т.С. Киселева и Е.А. Сергиенко [5], Б. Чжан и В.С. Иванов [6] и др. Под эмоциональным интеллектом понимают «совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности» [7, с. 91], «свойство личности, способствующее эффективному взаимодействию с социумом за счет понимания своего эмоционального состояния, состояния окружающих и управления этими эмоциями» [8, с. 140]. Е.Ю. Бруннер и В.И. Иванова так-
Shinkareva Olga Vladimirovna, Mayorova Elena Aleksandrovna ESTIMATION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS ..
pedagogical sciences
же отмечают, что эмоциональный интеллект позволяет выявлять причины эмоций, переходить от одной эмоции к другой, вербально и невербально регулировать свои эмоции и эмоции других людей, отражать реальную действительность, понимать и управлять собственным поведением и воздействовать на поведение окружающих, фокусироваться на решении жизненно важных проблем, мотивировать себя и других [9].
Необходимость исследований эмоционального интеллекта во взаимосвязи с высшим образованием во многом обусловлена необходимостью совершенствования последнего. Современному образованию присущи существенные проблемы, рассмотренные, например, А.А. Ларионовой [10] и др. [11], С.В. Веретехиной и др. [12], А.Н. Майоровой и др. [13,14]. Совершенствование образовательного процесса с учетом необходимости развития эмоционального интеллекта обучающихся могло бы повысить качество образования. Студенты с более высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше понимют свои и чужие эмоции, способны управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих, имеют склонность принимать ценность, характерные для самоактуализирующейся личности [15].
Непосредственно эмоциональному интеллекту студентов посвятили свои работы В. Юаньян [16], М.А. Воробьева [17], К.Н. Рябова [18], Е. Белоносова [19], А.А. Александрова [20] и др. [21, 22]. Они изучили особенности эмоционального интеллекта студентов, оценили связь эмоционального интеллекта студентов и их эмоционального выгорания, рассмотрели роль эмоционального интеллекта в социально-психологической адаптации студентов и другие актуальные вопросы [23]. Отдельные исследования посвящены эмоциональному интеллекту студентов конкретных направлений и специальностей, например, медицинских [24, 25], психологических [26-30], технических [31, 32]. Большой научный интерес, проявляемый в последнее время к эмоциональному интеллекту вообще и к эмоциональному интеллекту студентов в частности, подтверждает актуальность рассматриваемой темы.
При этом дальнейших исследований требуют различные аспекты эмоционального интеллекта студентов управленческих и экономических направлений и специальностей.
Формирование цели статьи. Цель исследования заключается в оценке эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений и его отдельных параметров.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В исследовании использовалась методика Н. Холла, в соответствии с которой респондентам были предложены тридцать утверждений, характеризующих пять параметров эмоционального интеллекта: эмоциональную осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивацию, эмпатию и управление эмоциями других людей.
На основании ответов, характеризующих степень согласия респондентов с предложенными утверждениями, рассчитаны показатели уровня эмоционального интеллекта и его составляющих. В опросе приняли участие 107 студентов, обучающихся по программам бакалавриата в Российском государственном социальном университете и Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова.
Результаты опроса показали, что большая часть студентов, участвовавших в исследовании, в целом имеют низкий уровень эмоционального интеллекта. Их доля составляет 63,9%.
Средний уровень эмоционального интеллекта характерен почти для одной трети студентов, и только 5,6% опрошенных, то есть 6 человек из 107, демонстрируют высокий уровень эмоционального интеллекта (рисунок
и_
Рисунок 1 - Распределение респондентов по уровню эмоционального интеллекта (составлено авторами по результатам опроса)
Наиболее позитивные результаты были получены по параметру «эмоциональная осведомленность», низкий, средний и высокий уровень которой продемонстрировали примерно одинаковое количество человек (рисунок 2). Эмоциональная осведомленность предполагает способность осознавать и интерпретировать свои эмоции, понимать их причины, правильно оценивать свое эмоциональное состояние. Опрошенные студенты также показали относительно хорошую способность к эмпатии, то есть к пониманию чужих эмоций и сопереживанию. Средний уровень эмпатии характерен для половины студентов, низкий и высокий - для 33,2% и 16,8% соответственно. Наиболее проблемным параметром эмоционального интеллекта оказалось управление своими эмоциями, под которым понимаются эмоциональная гибкость, отходчивость, умение контролировать свои эмоции, создавать нужный эмоциональный настрой. Низкий уровень указанного параметра демонстрируют 77,8% студентов, высокий уровень - только 2,8%, то есть 3 человека из 107. Результаты по параметрам «самомотивация» и «управление эмоциями других людей» оказались похожими - низкий уровень показали порядка половины опрошенных, высокий - менее 20%. Самомотивация предполагает возможность регулировать свое поведение на основе управления эмоциями, управление эмоциями других людей - умение воздействовать на их эмоциональное состояние.
Рисунок 2 - Результаты оценки составляющих эмоционального интеллекта студентов (составлено авторами по результатам опроса)
Средняя оценка параметра «эмоциональная осведомленность» по результатам опроса составила 10,3 балла, по параметру «управление своими эмоциями» - 0,6 балла (рисунок 2). При этом в соответствии с используемой методикой суммарное значение баллов по каждому
264
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Шинкарёва Ольга Владимировна, Майорова Елена Александровна ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ...
параметру для одного респондента может изменяться в пределах от -36 до 36 баллов. Коэффициент вариации для всех параметров составляет менее 33%, что свидетельствует о достаточной однородности данных и наглядности средних величин.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, результаты опроса показали, что большая часть студентов имеет низкий уровень эмоционального интеллекта, в то время как высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают только 5,6% респондентов. Наиболее проблемным параметром эмоционального интеллекта студентов оказалось управление своими эмоциями. Наиболее позитивные результаты характерны для эмоциональной осведомленности, низкий, средний и высокий уровень которой имеет примерно одинаковое количество опрошенных. Учитывая существенное значение эмоционального интеллекта в личном и профессиональном развитии, очевидна необходимость проведения дальнейших исследований в данном направлении. В частности, актуальна разработка приемов и методов повышения эмоционального интеллекта студентов и внедрения соответствующих технологий в образовательный процесс высших учебных заведений, что будет способствовать повышению качества образования и компетентности выпускников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Осичка А.В. Эмоциональный интеллект как фактор повышения качества руководства и эффективности работы компании // Науковий в^ник Одеського нацюнального економiчного утверситету. 2015. № 8. С. 134-153.
2. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 275-278.
3. Павлова Е.М. Эмоциональный интеллект: от иерархических моделей к представлению о единой когнитивной способности // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 37. С. 4.
4. Овчинникова Н.Ф. Эмоциональный интеллект молодежи // Человеческий фактор: социальный психолог. 2016. № 1 (31). С. 178181.
5. Киселева Т.С., Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс человека //Инновации и инвестиции. 2015. № 4. С. 45-49.
6. Чжан Б., Иванов В.С. Эмоциональный интеллект - ключевая компетентность успешного человека // Автоматизация и управление в технических системах. 2015. № 4-2 (17). С. 12.
7. Зинурова Р.Р., Жуплатова Л.А. Эмоциональный интеллект: особенности проявления при решении неопределённых задач // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 1 (19). С. 90-95.
8. Боякова А.А., Карнаухова Е.С., Паевская Н.Е. Предпосылки популяризации феномена «эмоциональный интеллект» //Развитие профессионализма. 2016. № 2 (2). С. 139-141.
9. Бруннер Е.Ю., Иванова В.И. К вопросу определения дефиниции «эмоциональный интеллект» с применением технологии интеллект-картирования // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47-2. С. 256-262.
10. Ларионова А.А. Подготовка бакалавров менеджмента на основе новых образовательных стандартов // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 3. С. 67-75.
11. Землянский В.В., Сергеев А.В. Интеграция как базовая идея развития непрерывного профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 53-58.
12. Веретехина С.В., Кожаев Ю.П., Кузнецова Е.А., Шинкарева О.В. Инновации в образовании. социально-экономическое обоснование использования виртуальных образовательных сред // Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. Т. 5. № 3. С. 21-26.
13. Майорова А.Н., Шинкарева О.В. Эффективный контракт в сфере высшего образования: проблемы и перспективы // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017. № 4. С. 47-54.
14. Майорова А.Н., Калашникова И.В. Высшее образование в России: проблемы и перспективы // Годичные научные чтения филиала РГСУ в г. Клину. 2014. № 2 (12). С. 164-174.
15. Комарова Э.П. Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3-2. С. 43-46.
16. Юаньян В. Эмоциональный интеллект и социально-психологическая адаптация иностранных студентов в российских вузах (на примере китайских студентов) // Проблемы современного образования. 2018. № 2. С. 65-71.
17. Воробьева М.А. Связь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов // Образование и наука. 2016. № 4 (133). С. 80-94.
18. Рябова К.Н. Психологические особенности эмоционального интеллекта студентов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 16. С. 6-12.
19. Белоносова Е. Развитие эмоционального интеллекта как условие адаптации студентов к обучению в вузе//Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 26-1. С. 101-106.
20. Александрова А.А. Особенности эмоционального интеллекта и перфекционизма у студентов // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 79-83.
21. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 275-278.
22. Юсупов И.М., Юсупова Г.В. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 85-87.
23. Мищенко М.С. Взаимосвязь эмоционального выгорания с чертами личности психолога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 27-29.
24. Плешакова Д.Р. Исследование эмоционального интеллекта студентов-медиков // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 78-80.
25. Григорьев П.Е., Васильева И.В. Связь жизнестойкости и эмоционального интеллекта у студентов медицинских специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 445-448.
26. Нуриева Г.Р. Изучение эмоционального интеллекта студентов-психологов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 127.
27. Белобородов А.М., Любякин А.А., Оконечникова Л.В. Активные методы формирования эмоционального интеллекта студентов-психологов //Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 55-60.
28. Гаджиева А.Ш. Психологические технологии по урегулированию эмоционального состояния студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 112-115.
29. Bezliudnyi O.I., Kobulianska T.V. Model of future psychologists' forwardness for working with families of adolescents in the process ofprofessional training //Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 9-14.
30. Ovcharenko O.V. The personal changes as a condition for the dynamics of the semantic component of human's values // Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 43-47.
31. Filimonova I.A. Using of innovative technologies in the process of professional competencie's forming of the future food technologies bachelors //Хуманитарни Балкански изследвания. 2017. № 1. С. 5-8.
32. Толкач И.Ф. Эмоциональный интеллект студентов технических специальностей // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С. 131-134
Статья поступила в редакцию 01.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018